Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Понятие публичной поставки в праве ЕС (La notion communautaire de marché public)

Нормы ЕС представляют первостепенный элемент права публичных поставок. Эти сделки являются одним из секторов, где вмешательство права ЕС в национальное право является наиболее ощутимым.

Директивы составляют большую часть источников права ЕС в сфере публичных поставок. Некоторые директивы являются вехами многолетней разработки политики открытия конкуренции публичных поставок. Понятие данных сделок в ЕС основывалось до сих пор на четырёх директивах: директива Услуг (Служб) 92/50 от 18 июня 1992 г., директивы поставок и Работ 93/36 и 93/37 от 14 июня 1993 г., директива « исключённых Секторов »  93/38 от 14 июня 1993 г. Концепция публичных поставок, действующая в ЕС, не проистекает только из этих директив, она в равной мере является плодом судебной практики Суда Европейских сообществ. Она является существенной в той мере, в которой анализ этой практики показывает тенденцию суда ЕС расширительным образом толковать понятие  публичных поставок. Вписываясь в эту логику, 31 марта 2004 года были приняты две новые директивы. Они имеют целью прояснить, упростить и модернизировать процедуры заключения публичных поставок в Европейском союзе.

Эти нормы определяют публичные поставки как возмездный договор относительно поставок, услуг или работ, осуществлёнными физическим или юридическим лицом в пользу субъекта, имеющего право организовывать публичные конкурсы[1] (pouvoir adjudicateur).

 

 

I - Органический критерий: наличие субъекта, имеющего право организовывать публичные конкурсы

 

Понятие субъекта, имеющего право организовывать публичные конкурсы (pouvoir adjudicateur), охватывает Государство, административно-территориальные образования, а также публично-правовые образования, ассоциации, создаваемые этими образованиями или этими органами, действующими в классических секторах, и публичными предприятиями, действующими в специальных секторах.

Понятие публично-правового образования означает любое образование, обладающее правосубъектностью, специально созданное для удовлетворения потребностей всеобщего интереса, имеющих иной характер, нежели торгово-промышленный. Либо его деятельность финансируется в большей части Государством, административно-территориальными образованиями или другими публично-правовыми образованиями, либо управление им подчинено их контролю, либо орган управления, руководства или надзора составляют члены, больше половины которых назначены государством, административно-территориальными образованиями или публично-правовым образованием. Суд ЕС считает, что иной характер потребностей, чем торгово-промышленный, применяется только к потребностям, а не к органу, обязанному их удовлетворять (CJCE, 15 января 1998, Mannesmann Anlagenbau Austria AG ,aff. C-44/96). Определение публично-правового образования не может осуществляться без  существования связи зависимости между  данным образованием и управлением (администрацией). Этот критерий делится на три альтернативных под-критерия: финансирование в большей части публичными  органами, публичный контроль в отношении управления данным образованием, и преобладающее присутствие членов, назначенных администрацией в рамках его органов управления.

 

 

II - Материальный критерий: объект публичной поставки

 

Статья 1 директивы 2005/18/СЕ от 31 марта 2004 г. указывает, что  « Публичные поставки являются возмездными контрактами, заключенными в письменной форме между одним или несколькими экономическими операторами и одним или несколькими заказчиками (pouvoirs adjudicateurs) и имеющими объектом выполнение работ, поставок продукции или предоставление услуг в рамках настоящей директивы ».

Говоря о публичных поставках на выполнение работ, директива 2004/18/СЕ вообще не учитывает  качество субъектов, имеющих право организовывать публичные конкурсы (pouvoirs adjudicateurs). Она содержит более широкое определение: « Публичные поставки на выполнение работ являются публичными поставками, имеющими целью либо исполнение, либо совместно разработка и исполнение работ, относящихся к одному из видов деятельности, указанных в приложении 1, или  сооружения, либо реализации любым способом работ, отвечающих потребностям, уточнённым заказчиком (pouvoir adjudicateur) ». Сооружение в этом смысле является результатом совокупности работ по строительству, предназначенной выполнить экономическую и техническую функцию.

Статья 1, 2) с) директивы 2004/18/СЕ устанавливает, что « публичные поставки на поставку, являются иными публичными поставками, чем сделки, указанные в пункте б), имеющие объектом покупку, кредит-аренду (лизинг), наём или аренду-продажу продуктов, с опционом или без опциона на покупку ».

Директива 2004/18/СЕ определяет публичные поставки на оказание услуг, как  иные публичные поставки, «чем те, которые направлены на выполнение работ или поставку, касающиеся предоставления услуг, указанных в приложении II ». Согласно Суду ЕС, чтобы определить услугу, следует обратиться к правовому режиму той части сделки, представляющей наибольшую стоимость (CJCE, 24 сентября 1998, Walter Tögel & Niederösterreichische Gebietskrankenkasse).



[1] pouvoir adjudicateur — это 1) Государство и публичные учреждения, кроме торгово-промышленных; 2) административно-территориальные образования и местные публичные учреждения, - имеющие право организовывать публичные конкурсы ( публичный заказчик)

Литература

- CHEROT J-Y. : « Les organismes de droit public dans les directives marchés publics. La notion de besoin d’intérêt général ayant un caractère autre qu’industriel et commercial », BJCP, 1999, n° 4, p 322-331

- MARKUS L. : « La jurisprudence de la CJCE sur les marchés publics », BJCP, 2001, n° 17, p 278-288

- PIGNON S. : « Les nouvelles directives communautaires portant coordination des procédures de passation des marchés publics », AJDA, 12 juillet 2004, p 1411-1423

- TERNEYRE P. : « Marchés publics de travaux, droit communautaire et droit français », Rev. Dr. immob., octobre-décembre 1992, p 423-429

- VALADOU P. : « La notion de pouvoir adjudicateur en matière de marchés de travaux », JCP E, 1991, p 33-39

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты