Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Публично-частные партнерства (Les partenariats public-privé)

Французское государство, как многие другие страны, сталкивается с дилеммой. С одной стороны, государственные ресурсы сокращаются, особенно в период бюджетных ограничений. С другой стороны, потребности не перестают увеличиваться, и это происходит во всех сферах: здравоохранение, образование, безопасность. В этом критическом противоречии решением является публично-частное партнерство: объединение публичного и частного должно высвободить новые источники финансирования.

 

1-   Развитие новой формы договора

 

Правительство прежде всего проводил реформы по отдельным секторам, которые направлены на введение в отдельных сферах деятельности новых форм договоров. Такими секторами последовательно стали: безопасность - в части зданий, отведенных под жандармерию и полицию (loi n° 2002-1094 du 29 août 2002, закон об ориентации и программировании внутренней безопасности (LOPSI)), правосудие – в отношении учреждений пенитенциарной системы (loi n° 2002-1138 du 9 septembre 2002, закон об ориентации и программировании правосудия (LOPJ)), оборона – в отношении военной недвижимости (loi n° 2003-73 du 27 janvier 2003, закон о военной программе на 2003-2008 годы), здравоохранение – в отношении лечебных учреждений («план «Госпиталь 2007», предусмотренный в ордонансе n° 2003-850 от 4 сентября 2003).

Принятый правительством на основе статьи 6 закона № 2003-591 от 02 июля 2003 г. об упрощении права ордонанс № 2004-559 от 17 июля 2004 г. (статья 1) устанавливает, что «соглашения о партнерстве являются административными договорами, в соответствие с которыми государство или государственное публичное учреждение передает другому лицу на период, определяемый в зависимости от амортизационного срока инвестиций или иных особенностей финансирования, общую миссию в отношении нематериальных благ, сооружений и оборудования, необходимых для публичных служб (услуг), в отношении строительства или изменения сооружений и оборудования, а также ремонта, поддержания в исправном состоянии, эксплуатации и управления, а в необходимых случаях и в отношении прочих функций, осуществляемых публичным лицом, на которое возложено осуществление этой миссии».

2-   Понятие  соглашения о партнерстве 

 

Соглашение о партнерстве – это договор, по которому  публичное лицо наделяет другое лицо общей миссией, касающей финансирования, строительства и ремонта сооружения или оборудования и обязуется производить платежи в течение всего срока соглашения. Срок, как правило, является длительным. Длительный срок – это критерий определения всех соглашений о публично-частном партнерстве.

 

Поиск частного финансирования оправдывает создание договоров о партнерстве. К задаче по финансированию обязательно добавляется миссия по строительству или изменению строений или оборудования. Третьей задачей, которая решается, является ремонт, поддержание в надлежащем состоянии или управление строениями и оборудованием, которые были профинансированы и построены.

Статья 1 ордонанса от 17 июля 2004 года гласит, что «вознаграждение контрагента осуществляется со стороны публичного лица в течение всего срока действия договора. Его величина может быть связана с достижением определенных результатов деятельности». Здесь нет ссылок на понятие возмездности или понятие вознаграждения, по своей сущности тесно связанного с результатами эксплуатации. В действительности,  ордонанс, что касается финансовых критериев, явно отличается от публичных поставок и от соглашений о делегировании публичной службы, но все таки он опирается на них. Он опирается на систему публичных поставок, поскольку вознаграждение партнеру выплачивается  публичным лицом, и он опирается на систему соглашений о делегировании публичной службы, поскольку вознаграждение партнера распределено во времени и может быть привязано к достижению целей.

3-   Условия заключения соглашения

 

Конституционный совет посчитал, что соглашения о публично-частном партнерстве отступают от общих положений права о публичном заказе и публичном имуществе (Cons. Const., 26 juin 2003, Loi habilitant le gouvernement à simplifier le droit, Déc. 2003-473 DC, AJDA, 2003, p. 1391 ; RDP, 2003, p. 1163).

Таким образом, заключение соглашений о партнерстве предполагает либо  срочность, либо сложность проекта, который объективно ставит публичное лицо в ситуацию «невозможности самостоятельно определить технические средства, либо осуществить финансовое или юридическое сопровождение проекта». Как в своем постановлении Sueur et Autres (CE, 29 octobre 2004) указывает Государственный совет, административный судья в рамках ускоренной преддоговорной процедуры должен проверить соблюдение условия о сложности проекта.

Литература

LERAUT J., « Réflexions sur les conditions d’urgence et de complexité justifiant le recours au contrat de partenariat », BJCP, 2005, n° 42, p. 343

BLEMONT P., « Le partenariat public-privé à la source », BJCP, 2004, n° 38, p. 14

MENEMENIS A., « L’ordonnance sur les contrats de partenariat : heureuse innovation ou occasion manquée ? », AJDA, 2004, p. 1737

BREVILLE A., « Avantages comparatifs du contrat de partenariat par rapport aux autres contrats complexes », AJDA, 2004, p. 1754

APPELBAUM R., « Les PPP et le développement du droit public français à l’étranger », AJDA, 2004, p. 1759

PIGNON S., « Le dialogue compétitif : une opportunité pour les acteurs de la commande publique », AJDA, 2004, p. 1521

SYMCHOWICZ N., « Paradoxes sur les contrats de partenariat », Contrats et marchés publics, décembre 2004, p. 8

LINOTTE D., « Un cadre juridique désormais sécurisé pour les contrats de partenariat », AJDA, 2005, p. 16

FATOME E., RICHER L., « Contrat de partenariat immobilier : réalisation, paiement et statut des équipements et ouvrages », CP/ACCP, 2004, n° 36, p. 25

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты