Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Административные институты (Institutions administratives)

 Дисциплина «Административные институты» привязана к дисциплине «административное право», существенной отрасли публичного права. Чтобы лучше понять её объект, нужно обратиться к понятию административных институтов.

1. Административные институты, судебные институты и политические институты

 

Судебные институты, которые относятся к судебной организации, без труда отличаются от административных институтов, даже если можно говорить об управлении судебными органами.

Зато отличие между «политическими институтами» и «административными институтами» поднимает, в научном плане, многочисленные вопросы. Оно, на самом деле, основывается на отличии между политикой и управлением, что является чрезвычайно дискуссионным. Как утверждает Морис Дюверже (Maurice Duverger), основная база этого отличия заключается в том, что политика «касается фундаментальных вопросов, выявления общих позиций, направления деятельности в совокупности, и в том, что управление касается практического применения, на уровне граждан, этих решений, учёта позиции и направлений». Тем не менее, на практике имеется широкая общая зона между политическими институтами и административными институтами. Так, некоторые должностные лица политической власти, как Президент Республики или Премьер-министр, являются в равной мере представителями административной власти. Наоборот, высокие чиновники, которые официально вмешиваются только в ход применения, часто на практике играют очень важную роль в принятии решений. Чтобы учитывать эту реальность всё чаще и чаще используются выражения «политико-административные институты» и «политико-административные системы». Но нас интересует именно «административная» роль, которую играют институты.

 

2. Понятие администрации

 

Первое необходимое уточнение: под «администрацией» здесь понимается «государственный аппарат» (государственные органы, публичное управление) (но не управление предприятиями…).

Администрация может быть рассмотрена с двух различных точек зрения: с точки зрения функциональной и точки зрения органичной.

 

2.1. Функциональный подход

 

Администрация, рассматриваемая в функциональном смысле, является совокупностью деятельностей.

Можно полагать, по примеру Жоржа Ведель, что государственный аппарат (публичное управление) определяется как «совокупность деятельностей, которые стремятся к сохранению публичного порядка и к удовлетворению других потребностей общественного интереса». Можно привести несколько уточнений:

- Публичный порядок может быть рассмотрен в широком смысле понятия и тогда будет означать внутренний мир, который должен существовать в обществе согласно доктрине социального договора, являющейся следствием философии  Просвещения. Он также может быть рассмотрен в более ограниченном смысле и будет тогда касаться объекта административного надзора в позитивном праве (публичное спокойствие, общественная безопасность, публичные здоровые условия и соблюдение достоинства человеческой личности).

- Что нужно понимать под «другими потребностями общего интереса»? Вопрос является сложным: эти потребности изменяются согласно идеологическим положениям и согласно развитию общества.

Либеральная идеология склоняется к восприятию ограничивающей концепции, полагая, что нужно отстранить от администрации промышленную и торговую деятельность – более или менее радикальным образом. Зато социалисты (левое крыло) придерживаются тем самым гораздо более широкой концепции.

 

Прежде всего, распространение задач общего интереса, которые осуществляет администрация, следует развитию общества. Малочисленные в XIX веке, эти задачи значительно расширились вследствие кризиса 1929 г. и второй мировой войны, с развитием государственного вмешательства.

 

2.2. Органичный подход

 

Согласно этому подходу, администрация представляется как совокупность институтов или более точно – юридических лиц с крайне разнообразным статусом и правилами функционирования.

Можно воспринимать широкую концепцию этой совокупности юридических лиц или узкую (ограниченную) концепцию.

- Широкая концепция приводит к рассмотрению администрации как совокупности юридических лиц публичного или частного права, выполняющих административные задачи. Эта концепция приводит к включению в администрацию совокупности юридических лиц публичного права (главным образом это Государство, административно-территориальные образования и публичные учреждения) и различных частных лиц (в частности тех из них, которые выполняют функции публичной службы).

- Напротив, узкая концепция склоняется к исключению частных лиц, вмешивающихся в административную деятельность, и касается только публичных лиц.

Большая часть авторов полагают, комбинируя функциональное и органичное понятия администрации, что дисциплина «Административные институты» касается юридических лиц публичного права, осуществляющих административные функции.

Итак, тут изучают Государство (или, более точно, его центральную администрацию и территориальную администрацию), административно-территориальные образования, а также специализированные публичные лица (то есть, главным образом, публичные учреждения и объединения в публичном интересе).

Литература

- DUVERGER (Maurice), Institutions politiques et droit constitutionnel, PUF, coll. Thémis, 1990.

 

- DUPUIS (Georges), GUEDON (Marie-José), CHRETIEN (Patrice), Droit administratif, Sirey, Dalloz, 10ème édition, 2007.

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты