Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Конституционные публичные службы (Les services publics constitutionnels)

Государственные и муниципальные органы в сфере создания публичных служб наделены дискреционными полномочиями, но отсутствует произвольность при принятии решений. При принятии решения может оцениваться его целесообразность, но должны быть соблюдены ряд законодательных и подзаконных норм.

 

Вопрос состоит в том, чтобы узнать существует ли у государства обязанность по созданию публичной службы, которая мешала бы ему, например, упразднять некоторые публичные службы.

 

Ответ, конечно, положительный. Такая обязанность существует, в частности, в силу ряда международных соглашений. Так, например, публичная служба по приему заявлений о предоставлении политического убежища обязательна для Франции в силу Женевской конвенции 1951 года, которая обязывает страны-члены к созданию таких служб. Ее исчезновение может повлечь санкции в виде международной ответственности государства.

 

Но существует ли такая обязанность в конституционном плане?

 

Именно это, кажется, следует из решения Конституционного совета № 86-207 DC от 25 и 26 июня 1986 года о приватизации. Конституционный совет высказался, что:

 

«53. если необходимость отдельных публичных служб следует из принципов или норм конституционного уровня, определение прочих видов деятельности, которые должны осуществляться в виде национальной публичной службы, предоставлено законодателю или, в соответствующих случаях, регламентарной власти; следовательно, тот факт, что деятельность стала осуществляться в виде публичной службы по решению законодателя без того, чтобы того требовала Конституция, не препятствует тому, чтобы эта деятельность, как и предприятие, которое ее осуществляет, могли быть переданы в частный сектор».

 

и он добавляет:

 

«54. что ни одно из предприятий, которое значится в списке статьи 4 закона, не может рассматриваться как осуществляющее публичную службу, существование и исполнение которой определяются Конституцией».

 

Позже в решении № 86-217 DC от 18 сентября 1986 года «Liberté de Communication», Конституционный  совет отметил, что:

 

«для реализации целей конституционного значения, таких как сохранение общественного порядка, уважение свободы других лиц и сохранение многообразного характера социокультурных течений, на которые данный способ коммуникации в силу его существенного влияния может посягать, законодатель не обязан подчинять все наземное телевещание юридическому режиму публичных служб или установить режим концессий; поскольку такой вид коммуникаций не представляет собой деятельность публичной службы, имеющей основу в конституционно-правовых положениях».

 

Эти два решения предполагают существование категории «конституционные публичные службы».

Однако, на настоящее время, Конституционный совет ни разу не определил, не идентифицировал публичные службы, существование которых обязательно для государства в силу Конституции, а значит, и обязательность их создания, и невозможность их упразднения.

 

В качестве вывода: ничто не позволяет нам говорить, что эта категория имеет малейшую практическую значимость.

Литература

- R. de Bellescize, Les services publics constitutionnels, LGDJ, 2005.

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты