Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Административные публичные службы (SPA)/ Торгово-промышленные публичные службы (SPIC)

Учитывая то, что фактически административные публичные службы соответствуют видам деятельности, традиционно осуществляемым юридическими лицами публичного права, нормы, которые к ним применимы, – это преимущественно нормы публичного права. И напротив, так как данные виды деятельности относятся к рыночной сфере деятельности, в которой получение прибыли равно удовлетворению коллективных нужд, торгово-промышленные службы регулируются в основном нормами частного права. Впрочем, правовой режим административной публичной службы зависит от лица, которое осуществляет деятельность, тогда как этот элемент не имеет никакого значения для торгово-промышленной службы.

 

Итак, можно различать правовой режим административной публичной службы и правовой режим торгово-промышленной службы.

 

1. Правовой режим административной публичной службы

 

А/ Для административной публичной службы, которые осуществляются публичным лицом (напр., университеты, больницы, санитарные службы, финансовые институты в помощь территориальным образованиям и др.):

      акты публичного лица, управляющего административной публичной службой, регламентарные (подзаконные нормативные) или индивидуальные, являются административными по природе;

      договоры публичного лица, управляющего административной публичной службой, являются административными либо потому, что содержат условия, выходящие за рамки общего права; либо потому, что передают исполнение этой публичной службы контрагенту (частному лицу);

      сотрудники публичного лица, управляющего административной публичной службой, принятые на работу по договору, считаются государственными служащими, а такие договоры являются административными договорами (TC, 25 mars 1990, Préfet du Rhône, M. Berkani c/ CROUS de Lyon, RFDA 1996, p. 823);

- ответственность публичного лица, управляющего административной публичной службой, устанавливается в административных судах (TC, 8 février 1873, Blanco, Rec. 61).

 

В/ Когда административная публичная служба осуществляется частным лицом, наделенным функцией управления публичной службой, применение частного права шире, а публичное право применяется только при ряде условий:

      акты частного лица, управляющего административной публичной службой, будут являться административными односторонними актами, если они совершены при исполнении публичной службы. Таков случай, когда частное лицо использует полномочие публичной власти (например, Федерация спорта, организующая национальное соревнование, устанавливает регламент и исключает на его основе одного участника соревнования или обязывает поставщиков принять определенную билетную систему). Но этот критерий далеко не единственный.

      Договоры частного лица, управляющего административной публичной службой, будут административными, только если совершены с публичным лицом и содержат условия, выходящие за рамки общего права, или направлены на исполнение данной публичной службы (см. CE, 20 avril 1956, époux Bertin, Rec., p. 167)

      Сотрудники частного лица, управляющего административной публичной службой, будут являться частными работниками, если законом не установлено иное: будучи приняты на работу частным лицом, они находятся с ним в частноправовых отношениях.

      Ответственность частного лица, управляющего административной публичной службой, устанавливается в судах общей юрисдикции, кроме случаев причинения вреда в результате реализации полномочия публичной власти, или она применима в рамках функций  публичной службы.

 

2. Правовой режим торгово-промышленной службы

 

Итак, нет необходимости проводить различие по тому критерию, кем – публичным или частным лицом – управляется торгово-промышленная служба.

      Акты торгово-промышленной службы – это акты частного права, кроме регламента организации публичной службы, который является односторонним административным актом (TC, 15 janvier 1968, Cie Air France c/ époux Barbier, RDP 1968, p. 893 – о регламенте, устанавливающем условия работы бортового персонала, ст.72 которого запрещала стюардессам вступать в брак). Но когда акт, исходящий от лица, осуществляющего торгово-промышленную службу, не касается организации такой службы, компетентным является суд общей юрисдикции.

      Договоры торгово-промышленной службы – это a priori частноправовые договоры: но нужно отличать заключен ли договор с третьим лицом или с пользователем торгово-промышленной службы:

o     Для договоров торгово-промышленной службы с пользователями существует блок компетенции судов общей юрисдикции: все договоры торгово-промышленной службы с пользователями – это договоры частного права, даже если они содержат условия, выходящие за рамки общего права (абонирование, обязательные платежи и др.) (CE, Sect 13 octobre 1961, Etablissements Campanon-Rey, Rec., p. 567). 

o     Что касается договоров торгово-промышленной службы, то их договоры (например, договор между торгово-промышленной службой и поставщиком) – это договоры частного права, если только они не заключены с публичным лицом и либо содержат условия, выходящие за рамки общего права, либо передают частному лицу исполнение данной публичной службы.

o     Служащие торгово-промышленной службы подчиняются частному праву, если законом не установлено иное. Однако судебная практика признает статус государственного служащего за директором публичной службы и главным бухгалтером (CE, 26 janv. 1923, Robert de Lafrégeyre, Rec., p. 67). Споры сотрудников относятся к компетенции судов общей юрисдикции.

o     Ответственность торгово-промышленной службы устанавливается в судах общей юрисдикции. Административный суд будет компетентен только в двух случаях: а) если ответственность полностью следует из незаконности акта об организации публичной службы; б) если ущерб причинен в результате применения полномочий публичной власти.

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты