Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Делегирование публичной службы (La délégation de service public)

Данное выражение может иметь два значения: юридический акт, которым государственный или муниципальный орган делегирует публичную службу, или результат такого акта, то есть специфический способ управления, при котором лицо, обычно частное, наделено функциями по управлению публичной службой.

 

В качестве акта делегирование может иметь два формы: односторонний акт и договорный акт.

 

1. Одностороннее делегирование

 

Одностороннее делегирование состоит, для юридических лиц, в одностороннем наделении публичного или частного лица функциями по управлению публичной  службой. Односторонняя форма чаще используется государством для административных публичных служб, чем для торгово-промышленных публичных служб. Также бывает, что частное лицо, которому делегируется функция, само создается законом. При таких обстоятельствах одним законом создается и функция, и частная структура, которая будет её выполнять.

 

Случаи одностороннего делегирования нередки. Они касаются в основном: образования, сельского хозяйства, санитарной и социальной сфер, безопасности и транспорта (организация и контроль соблюдения норм), сферы пенсионного страхования, профессиональных организаций, досуга, спорта, охоты и банковской сферы.

 

Преимущества, которые получает государство, различны. Это позволяет государству избежать применения к публичной службе ограничений административного права, в целом, и, в частности, норм о государственных служащих, о публичном учёте. Такое одностороннее наделение функциями позволяет улучшить вовлеченность участников экономической деятельности и децентрализовать службу, способствуя передаче ее в управление ее же основным пользователям. Оно позволяет снизить стоимость инвестиционных вложений и стоимость функционирования, и, наконец, принять решение, которое исторически признано верным.

 

Наконец, Государственный совет считает, что процедуры заключения, предусмотренные законом №93-122 от 29 января 1993 года, не применяются к одностороннему делегированию. (CE, Avis, 9 mars 1995, n°356931 et CE, 3 mai 2004, Fondation assistance animauх). Суд Европейских сообществ, как представляется, не разделяет эту точку зрения (CJCE, 13 octobre 2005, Parking Brixen GmbH c/ Gemeinde Brixen Stadtwerke Brixen AG, aff. C-458/03, §60).

 

2. Соглашения о делегировании публичной службы

 

Введенные законом №91-3 от 03 января 1991 года о прозрачности и законности рыночных процедур, который установил применение к заключению ряда договоров  норм об обязательной публикации и конкуренции, с изменениями, внесенными законом №93-122 от 29 января 1993 года о предупреждении коррупции и прозрачности экономической жизни и публичных процедур, «соглашения о делегировании публичной службы» получили свое определение только в законе MURCEF от 11 декабря 2001 года, и которое, в свою очередь, основано на судебной практике административного суда (CE, 15 avril 1996, Préfet des Bouches du Rhône c/ Commune de Lambesc).

 

Отныне «соглашение о делегировании полномочий публичной службы – это договор, по которому юридическое лицо публичного права передает управление публичной службой, за которую оно ответственно, публичному или частному получателю, вознаграждение которого постоянно связано с результатами пользования службой. Лицо, которому делегируется служба, может быть обязано создать постройку или приобрести необходимое для службы имущество».

 

Это определение идентифицирует юридическую форму – договор; сторону договора – публичное лицо, что означает, что лицо, которому услуга делегирована, не может её делегировать само; предмет – делегирование, которое касается преимущественно управления публичной службой, и только дополнительно — строительства или вопросов приобретения имущества; способ вознаграждения – существенное финансирование пользователями, что исключает, чтобы оплата полностью перечислялась публичным лицом, но при этом позволяет ему в ней участвовать.

 

В эту категорию включаются различные виды договоров: концессия, аренда и управление с заинтересованностью.

 

Однако не все публичные службы могут быть делегированы. Так судебная практика запрещает коммуне передавать частному предприятию функции, связанные с муниципальной полицией, такие как наблюдение за земельной собственностью (CE, Ass., 17 juin 1932, Ville de Castelnaudary, Rec., p. 595) или наблюдение за публичными дорогами (CE, 29 décembre 1997, Commune d’Ostricourt).

 

Эти соглашения о делегировании, поскольку они отнесены к категории административных договоров, регулируются общими нормами, применимыми к административным договорам. В таких нормах закреплено право государственных органов на одностороннее изменение договора, полномочия по одностороннему расторжению, а также полномочия по управлению и контролю.

Впрочем, заключение соглашения о делегировании публичной службы должно подчиняться специальным нормам. Эти нормы менее принудительные, чем нормы Кодекса публичных поставок, и отличаются от них. Они обязывают орган власти, делегирующий публичную службу сделать объявление, позволяющее представить  несколько конкурирующих предложений, но оставляют свободу органу власти в переговорах с кандидатами перед избранием лица, которому будет делегирована публичная служба.

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты