Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Публичная служба и право Европейского Союза (ЕС) (Service public et droit communautaire)

Поскольку право ЕС направлено на улучшение экономического обмена между государствами-членами Европейского сообщества, а сегодня – членами Европейского союза, субъекты экономической деятельности должны находиться в ситуации равной конкуренции. Однако ряд видов экономической деятельности ведется не на условиях свободного рынка. Римский договор, затем договор о Европейском союзе, предусматривают возможность отступления от права о защите конкуренции, когда осуществляемая деятельность представляет собой службу общеэкономического интереса (SIEG). Впрочем, и другая возможность отступления от стандартных норм о конкуренции предоставлена предприятиям, которые осуществляют так называемую «универсальную деятельность (службу)».

 

I. Публичная служба и служба общеэкономического интереса

 

Статья 86 Договора о Европейском сообществе (бывшая ст.90) предусматривает, что могут иметь право отступать от норм о конкуренции «предприятия, которые осуществляют управление службой общеэкономического интереса (SIEG)». Поскольку точное определение отсутствует, Суд ЕС обозначил условия, при которых экономическая деятельность может быть квалифицирована как SIEG и не подпадать под действие норм о конкуренции.

С одной стороны, нужно, чтобы деятельность была поручена актом публичной власти (CJCE, 21 mars 1974, BRT c/ SABAM, Rec I-413) а, с другой стороны, имела специфику по отношению к деятельности обычного предприятия, работающего на рынке. Суд отмечает в качестве особых условий осуществления деятельности общественно значимый характер целей такой деятельности у предприятия (CJCE, 19 mai 1993, Paul Corbeau aff. C-320/91, Rec I-2533 (в отношении почтовых услуг) и CJCE, 27 avril 1994, Commune dAlmelo, aff. C-393/92, Rec I-1508 (в отношении концессий предприятиям по распространению электроэнергии).

Таким образом, данное понятие не соответствует понятию публичной службы в том виде, в котором оно изначально задумывалось. Но оно абсолютно не чужеродно по отношению к современному пониманию «публичной службы»: в обоих случаях судьи оценивают, оправдывает ли общественный интерес отступление от общих правовых норм. То есть функция двух понятий достаточно близка: имея квалификацию «публичная служба» во французском праве экономическая деятельность предприятия не будет регулироваться частным правом; имея квалификацию SIEG, в праве ЕС экономическая деятельность предприятия не будет регулироваться правом о защите конкуренции.

 

II. Публичная служба и универсальная служба

 

В восьмидесятые годы органы власти ЕС ввели это англо-саксонское по происхождению понятие с целью способствовать развитию конкуренции в ряде услуг (телекоммуникации, почтовые услуги), сохраняя при этом право на доступ к услугам всем их пользователям. Комиссия определяла универсальную службу как «основную службу, предоставленную всем на всей территории Сообщества на доступных тарифных условиях и со стандартным уровнем качества». Европейским советом универсальная служба рассматривалась как «минимальная хорошо определенная служба (услуга) определенного качества для всех пользователей и с доступной ценой».

Универсальная служба имеет сходство со службой общеэкономического интереса: она также должна предоставляться всем потребителям в любой географической местности по недискриминационным доступным ценам. Отличие состоит в том обстоятельстве, что квалификация в качестве универсальной службы покрывает совокупность обязательств, наложенных законом на субъекта рынка и, которая, как следствие, не подпадает под действие норм о конкуренции.

Связь между понятиями публичной службы и универсальной службы далеко не очевидна. Тогда как первая покрывает собой полномочия полностью, вторая покрывает совокупность специальных обязательств, условия осуществления которых предустановленны нормами права.

Французское право восприняло это понятие. Так статья L-35 кодекса законов о телекоммуникациях говорит, что публичная служба включает в себя универсальную службу по телекоммуникациям, обязательные телекоммуникационные службы и общественно значимые функции. Более того, декрет № 2007-29 от 05 января 2007 года об универсальной почтовой службе (JORF 07 января 2007 г.) дает определение универсальной почтовой службе.

Литература

- J.-F. Auby, Les services publics en Europe, PUF, coll. Que sais-je ?, n°3414.

 

- N. Belloubet-Frier, « Service public et droit communautaire », AJDA 1994, p. 270.

 

- V. Champeil-Desplats, « Services d’intérêt économique général, valeurs communes, cohésion sociale et territoriale », AJDA 1999, p. 959.

 

- M. Debène et O. Raymundie, « Sur le service universel : renouveau du service public ou nouvelle mystification ?», AJDA 1996, p. 171.

 

- R. Kovar, « Droit communautaire et service public ; esprit d’orthodoxie ou pensée laïcisée », RTDE, 1996, n°2 et 3.

 

- M. Long, « Service public, services publics : déclin ou renouveau ? », RFDA 1995, p. 497.

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты