Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Четыре чередующихся периода времени (Les 4 temps alternés)

Четыре чередующихся периода времени являются политическим мифом, представляющим демократический идеал бюджетной процедуры. Органический закон от 1 августа 2001 г. является первым шагом к реализации этого мифа.

I. Представление

Четыре чередующихся периода времени - это формула, которая объединяет конституционный принцип разделения властей и бюджетной процедуры. Речь идёт о различии механическим путём роли исполнительной власти от роли эаконодательной власти.

Исполнительная власть готовит бюджет в форме проекта закона о бюджете. Законодательная власть обсуждает, исправляет и голосует за бюджет, которым становится закон о годовом бюджете. Исполнительная власть реализует бюджет и, возможно, в зависимости от обстоятельств, реформу этого бюджета регламентарным (подзаконным) актом, который она попросит утвердить путём принятия корректирующего бюджет закона. Парламент контролирует исполнение бюджета в форме закона об исполнении бюджета.

II. Миф

Приходится констатировать, что четыре чередующихся периода времени являются мифом. Наблюдение финансовой практики двух последних столетий не позволяет в настоящее время устанавливать его реальность.

Авторитарные режимы XIX века не предполагали развитие и становление парламентаризма. Делегирование финансовых полномочий не позволяло установить финансовую власть парламента, но, безусловно, являлось отправной точкой для этого. Более того, техника бюджетного планирования являлась настолько поверхностной, что четыре чередующихся периода времени в основном сводились к фазе исполнения.

При III и IV Республике происходит укрепление Парламента. Его финансовые комиссии были исключительно влиятельными и служили противовесом власти министерства финансов. Парламент не контролировал исполнение своих решений: он был сконцентрирован на принятии решения и его политической силе.

При пятой Республике происходит так называемая «рационализация парламентаризма » и бюджетного процесса. Министерство финансов становится основным центром публичных финансов, а очевидная незаинтересованность Парламента в принятии законов об исполнении бюджета уменьшает его роль в бюджетном процессе.

 

III. Реализация четырёх чередуемых периода времени в органическом законе от 1 августа 2001 г.

Органический закон обновляет роль Парламента. Самое существенное обновление полномочий Парламента происходит путём усиления его роли на внесение поправок. Важнейшим изменением является также теоретическое усиление значения закона об исполнении бюджета, который включен в суть «бюджетного цикла». Этот закон служит не только инструментом контроля над исполнением прошлогоднего бюджета, он позволяет проверить, что заявленные цели были достигнуты и составляет, тем самым, первый этап бюджетного цикла на следующий год. Чтобы четыре чередуемых периода времени стали реальностью, теперь необходимо, чтобы Парламент сам начал выполнять эту задачу!

Литература

- Alain Lambert. Doter la France de sa nouvelle constitution financière, un préalable à la réforme de l’État, rapport du sénat n°37, 2000-2001, 327 pages.

http://www.senat.fr/noticerap/2000/r00-037-notice.html

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты