Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Закон о годовом бюджете (La loi de finances de l’année)

Несколько задач предопределяют специфику процедуры по принятию закона о годовом бюджете (LFA). Обсуждение бюджета является частью финансовой процедуры, суть этого процесса в достижении двух противоположных целей. С одной стороны, нужно гарантировать финансовую власть палат парламента, обеспечить действие демократии. С другой стороны, необходимо обеспечить непрерывность осуществления государственных функций, что закреплено в статье 5 Конституции от 04 октября 1958 года.

 

I. Действие финансовой демократии

Главенство Национального собрания

Смена установленных режимов правления подтверждает то положение, что приоритет в решении вопроса имеют представители народа. Статья 39 Конституции 1958 года написана в этой логике: проекты закона о бюджете прежде всего подлежат рассмотрению в Национальном собрании.

Участие парламентских комиссий

Сразу после того, как проект закона о бюджете поступает в Национальное собрание, он направляется на рассмотрение в комиссии. Комиссия по финансам играет в этом процессе основную роль, а пять прочих постоянных комиссий дают свое заключение на проект. Центральной фигурой является основной докладчик. Детальное рассмотрение статей бюджета обеспечивают специальные докладчики. Статья 57 органического закона 2001 года наделяет их широкими полномочиями: они вправе проводить расследования как по документам, так и с выездом на место, наделены правом получать разъяснения и документы как финансового, так и управленческого характера.

Право внесения поправок

Члены Парламента и Правительства наделены правом внесения поправок в проект. Поправки, которые предложены Правительством, всегда допустимы с финансовой точки зрения, тогда как в силу статьи 40 Конституции «предложения и изменения, сформулированные членами Парламента, не принимаются, если их принятие повлечет либо уменьшение государственных ресурсов, либо приведет к увеличению нагрузки по обязательствам государства». Поправки могут вноситься на уровне отдельных программ.

Процедура обсуждения и голосования

Обсуждение и голосование проходят по частям. По первой части текста решение принимается сразу одним голосованием. Статья 42 органического закона 2001г. предусматривает, что перед началом обсуждения второй части первая обязательно должна быть принята. Парламент высказывается об экономическом и финансовом равновесии конструкции бюджета в целом, прежде чем переходит к рассмотрению отдельных его статей по направлениям деятельности. После обсуждения второй части бюджета проводится голосование по отдельным направлениям деятельности.

После одобрения Парламентом и перед обнародованием Президентом Республики закон о бюджете, как правило, передается на рассмотрение Конституционному совету, хотя это и не является обязательным.

II. Обеспечение непрерывности осуществления государственных функций

С финансовой стороны обеспечение осуществления государственных функций требует того, чтобы закон о бюджете был принят до 24 часов 31 декабря, в противном случае фискальные органы юридически не вправе будут собирать налоги, а чиновники расходовать средства.

Сроки, ограничивающие Парламент

Общий срок вмешательства Парламента составляет 70 дней. Он начинает течь с первого вторника октября. Срок рассмотрения в каждой палате Парламента также определен в статье 40 органического закона, которая повторяет сроки, предусмотренные в статье 47 Конституции. Национальное собрание должно проголосовать в первом чтении через 40 дней после поступления в него проекта закона о бюджете. Сенат должен высказаться в первом чтении в течение 20 дней после обращения к нему.

В случае нарушения 70-ти дневного срока предусмотрена жесткая санкция. В этом случае положения закона о бюджете могут быть введены в действие постановлением (ordonnance) Правительства.

Срочность при принятии закона о бюджете

Обычно законопроекты «ходят» между двумя палатами Парламента до тех пор, пока не будут приняты ими в идентичном виде. В финансовой сфере срочность законотворчества установлена законом.

Законы, принимаемые в порядке статьи 45 органического закона 2001г.

Непрерывность при осуществлении государственных функций требует принятия закона до 31 декабря. Хотя это требование и влечет сокращенные сроки для работы Парламента, этого недостаточно. Правительство может не внести законопроект в установленные сроки, закон может быть признан неконституционным Конституционным советом. В обоих случаях риск одинаков: отсутствие необходимых разрешений на осуществление государством публичных функций.  Статья 45 органического закона 2001 года предусматривает на этот случай возможность принятия срочных мер, необходимых для нормального функционирования государства.

Литература

Dossier budgétaire du Sénat

http://www.senat.fr/themes/tg10.html

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты