Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Корректирующие бюджет законы (Les lois de finances rectificatives)

Бюджет, который был принят на год, должен иметь возможность адаптации к новым обстоятельствам. Органы исполнительной власти могут вносить изменения в ранее предусмотренные статьи расходов государства или «переопределять» финансовую политику в период ее реализации. Оба эти способа определяют очевидность «корректировки» в форме «корректирующего бюджет закона», называемого также «бюджетный коллектив (collectif budgétaire)», двойное назначение и форма которого устанавливаются в статье 35 органического закона 2001 года.

I. Изменение закона о годовом бюджете

Хотя целью закона о бюджете остается определение расходов и ресурсов на будущий год, политической необходимостью может быть оправдано изменение бюджетного акта и в ходе исполнения бюджета.

Случай изменения парламентского большинства

Изменение большинства в Парламенте а, следовательно, и состава Правительства, в результате выборов, а также роспуск Национального собрания после президентских выборов повлекут за собой политические изменения, и, соответственно, финансовые последствия. В этом случае Корректирующий закон о бюджете выполняет функцию нового закона о бюджете в текущем году. Министерство финансов предварительно замораживает часть расходов, соответствующих оставшемуся сроку финансового периода.

Без изменения парламентского большинства

Одно и тоже парламентское большинство может принять решение об изменении своей политики и осуществить это изменение путем принятия нового закона о бюджете в текущем году. Корректирующий закон о бюджете может быть принят до 31 декабря текущего года. Это происходит нередко. Статья 28 органического закона предоставляет возможность применить  такой закон в течение дополнительного периода.

II. Утверждение изменений в заранее установленное бюджетное равновесие

Утверждение изменений, совершенных исполнительной властью

Корректирующие законы о бюджете несут в себе более существенные по последствиям изменения. Статья 35 органического закона 2001 года определяет, что все корректирующие законы о бюджете «в соответствующих случаях, утверждают изменения, которые ранее были совершены декретом об авансе в отношении статей  действующего бюджета». Это положение содержит в себе исключение из обычного предварительного порядка утверждения норм Парламентом в сфере государственных расходов. Корректирующие законы о бюджете в данном случае не  утверждают что либо, а только констатируют.

В этом положении прямо названы только декреты об авансе, но сам факт использования закона, а не декрета позволяет избежать ограничения об аннуляции акта исполнительной властью, хотя процедура при этом сложнее.

Изменение экономической конъюнктуры

В случае изменения экономической конъюнктуры, экономическое и финансовое равновесие, определенное в законе о бюджете очевидно устареет. Для честности и прозрачности Правительству надо представить корректирующий закон о бюджете.

Данный случай особенным образом касается изменения доходов. Конституционный совет отразил это в своем решении № 99-424 DC от 29 декабря 1999 года (закон о бюджете 2000 года): «если бы в течение финансового периода в 2000 году полученные доходы существенно превысили ожидания, Правительству надлежало бы передать на рассмотрение палатам Парламента проект корректирующего закона о бюджете». В этом случае именно политические механизмы побудили бы Правительство к инициированию корректирующего закона о бюджете, поскольку не существует юридических средств заставить его это сделать, а только финансовая традиция.

Именно эта традиция заставляет Правительство вносить корректирующий закон о бюджете осенью одновременно с внесением закона о бюджете на следующий год. Такая практика имеет две причины. С одной стороны, речь идет об обновлении нормативного акта, который завершает свое действие. Действуя с первого января, бюджет государства «актуализируется» осенью. С другой стороны, если действовать таким образом, то появляется возможность незаметно  принять целый ряд различных положений (откуда и название такого закона – «бюджетный коллектив»), которые, хотя они не обязательно должны фигурировать в законе о бюджете на будущий год, тем не менее находили бы в нем свое место.

Литература

Dossier budgétaire de l’Assemblée nationale

http://www.assemblee-nationale.fr/budget/

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты