Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Государственное управление (L’administration de l’Etat)

Государственное управление подчинено правительству. Эта черта применяется к большинству органов государственного управления, но не ко всем.

 

I. Принцип подчинения государственного управления правительству

 

Принцип подчинения государственного управления правительству связан с принципом подчинения администрации политике, одновременно отличаясь от него. Принцип подчинения государственного управления политике означает, что администрация должна подчиняться направлениям, желаемым политическими властями, легитимность которых следует из всеобщего избирательного права. Принцип подчинения администрации правительству, который является конституционным принципом (которому посвящена статья 20 Конституции 1958 г., согласно которой правительство «распоряжается администрацией»), проистекает из принципа подчинения администрации политике, но является более узким. Прежде всего, он касается только подчинения одному правительству (но не совокупности политических властей). Затем, данный принцип, в отличие от принципа подчинения политике, не применяется к совокупности администрации. Если поддерживать узкую концепцию понимания принципа подчинения администрации правительству, этот принцип требует иерархической субординации администрации в отношении правительства. Следовательно, он не будет применяться к автономным по отношению к государству органам власти, как те, которые зависят от административно-территориальных образований или других специализированных субъектов публичного права.

Этот принцип переводится, в частности, существованием в рамках государственного управления « должностей по выбору правительства » (emplois à la discrétion du gouvernement). Их насчитывают примерно 700 (в отношении примерно 2,5 миллионов государственных служащих): это высшие должности, находящиеся на стыке политики и управления. Среди этих должностей можно, например, назвать генерального секретаря правительства, генеральных секретарей, генеральных директоров, директоров центрального управления министерств, послов, префектов. Режим этих должностей даёт большую свободу правительству: оно может назначать на эти должности как лиц, отдалённых от публичной функции, так и государственных служащих, чиновников. Правительство может прекратить функции заинтересованных лиц по любому мотиву всеобщего интереса в любой момент. Лица, занимающие эти должности, узко подчинены правительству и имеют, в свою очередь, в своём подчинении многочисленных служащих.

Если рассматривать более широко, власть, которая осуществляется в рамках государственного управления в отношении совокупности государственных служащих, является иерархической. Она признаётся без правовых норм высшей иерархией согласно старой и постоянной судебной практике (можно, например, упомянуть постановление  Quéralt : Государственный совет, Section, 30 juin 1950, rec. p. 413, которое возвело в общий принцип права принцип иерархического контроля). Это позволяет вышестоящему чиновнику давать указания своим подчинённым, отменять их решения либо изменять их.

 

II.  Органы государственной власти, подчинённые правительству

 

Правило подчинения правительству относится, в принципе, ко всем органам государственной власти. Подчинение применяется в существенным видам властных органов, которые делятся на органы по управлению (administrations de gestion) и органы по выполнению заданий (administrations de mission).

Так, подчинение касается прежде всего, и это очевидно, государственных органов, которые можно определить как органы по управлению. Эти органы управляют деятельностью или каким-либо сектором постоянным образом. Обычно они  исполняют функции публичной службы в отношении управляемых лиц. Они являются органами центральной власти министерств и деконцентрированными органами власти.

Принцип подчинения правительству применяется равным, но более гибким образом к органам власти по « выполнению заданий». Эти органы не управляют каким-либо сектором. Они внедряют средства и методы, адаптированные к достижению определенной цели. Они реализуют временные (как подбор оборудования) или новые задачи (как, например, в случае нефтяного кризиса, поиск новых источников энергии), а также задачи по координации, импульсные задачи и задачи по экспертизе. Основными органами по выполнению заданий, которые стали постоянными, являются Центр стратегического анализа (который воспринял в 2006 г. функции Основного комиссариата планирования, учреждённого в 1946 г.) и Межминистерская делегация благоустройства и  конкурентоспособности территорий (DIACT) (которая унаследовала в 2006 г. функции Делегации по благоустройству территории и региональному действию [DATAR], созданной в 1963 г.).

Также, принцип подчинения правительству применяется в отношении как центрального управления государством, так и территориального управления государством.

 

Помимо этих органов власти существуют, в качестве исключения, органы государственной власти, не подчиняющиеся правительству (которые, главным образом, являются « независимыми административными органами »).

Литература

- CHAUVIN (Francis), Administration de l’Etat, Dalloz, collection « Mémentos », 6ème édition, 2002

 

- OBERDORFF (Henri), Les institutions administratives, Sirey, 5ème édition, 2006

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты