Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Независимые административные органы (НАО) (основное представление) (Les autorités administratives indépendantes (AAI) (présentation générale))

Существенным признаком Независимых административных органов (НАО) является то, что они являются административными органами, которые зависят от Государства (и не обладают, в принципе, правосубъектностью) и которые находятся, тем не менее, вне административной иерархии.

 

1. Основание НАО

 

Создание НАО следовало примеру зарубежных моделей, в особенности американских « федеральных агентств ». Выражение « независимый административный орган » было впервые использовано законодателем в законе от 6 января 1978 г., называемого законом « информации и свободы », чтобы определить Национальную комиссию по информатике и свободам. Некоторые НАО в то время уже существовали, но без наименования, как например, Комиссия по банковским операциям, основанная в 1967 г., или Медиатор Республики, учреждённый в 1973 г. Затем их количество увеличивалось, и в настоящее время их насчитывается около 40. Тем не менее, их число остаётся неопределённым. В действительности, только около десяти из них, то есть меньшинство, были определены законодателем или Конституционным советом через такие выражения, как « независимый административный орган », « независимый орган », или также « независимый публичный орган ». Для других, это рационально по аналогии, которая позволяет их квалифицировать как НАО, и их число изменяется, следовательно, от одного автора к другому.

Введение этих органов связано с изменением отношений между Государством и обществом. Так, государство должно вмешиваться во всё более многочисленные сферы, чтобы обеспечивать регламентацию или контроль. Но это вмешательство является тяжёлым от потенциальной угрозы для личных свобод, и государство показывает свою озабоченность ограничивать эти посягательства или избегать слишком прямых посягательств. Именно чтобы примирить эти две императивы, были созданы НАО, институты, представляющие « мудрых членов », авторитет которых исходит не из выбора, а из их компетенции и независимости духа. Они создаются главным образом в значимых социальных секторах, которые близко касаются  свобод, а также в секторах, подвергнутых давлениям властей любой природы. Также статус НАО, как и их полномочия (см. статьи, которые посвящены этим вопросам) предназначены позволить государству иметь в этих значимых сферах действие, исключённое от политических влияний, также как экономических и профессиональных интересов.

 

2. Задачи НАО

Можно различать пять основных категорий задач:

 

- задачи медиации (в строгом смысле слова), осуществляемые такими органами, как Медиатор Республики, Защитник детей и т.д.;

 

- задачи регулирования различных секторов: аудиовизуальное регулирование Высшим советом по аудиовизуализации (CSA); регулирование финансовых рынков Органом финансовых рынков (АMF), в частности; регулирование банковского сектора; регулирование сектора страхования; регулирование сектора телекоммуникаций и почты Органом регулирования электронных коммуникаций и почты (ARCEP); сектора электричества и газа - Комиссией по регулированию энергии (CRE). К этим задачам секторного регулирования дополняется мульти-секторная миссия Совета по конкуренции регулировать функционирование конкуренции в любой деятельности производства вещей и оказания услуг;

 

- задачи защиты публичных свобод Национальной комиссией по информатике и свободам (CNIL), Комиссией доступа к административным документам (CADA), Высокий орган борьбы против дискриминации и за равенство (HALDE), и т.д.;

 

- задачи « гаранта » беспристрастности публичной власти в различных сферах. Можно указать, в качестве примера, контроль над показательными элементами политической жизни (Комиссией опроса (общественного мнения), Комиссией контроля избирательных компаний и политического финансирования или Комиссией по финансовой прозрачности политической жизни);

 

- задачи оценки и экспертизы, например, Агентством оценки поиска и высшего образования.

 

Некоторые НАО имеют задачи, которые не касаются пяти указанных случаев. Можно указать, в частности, Французское агентство борьбы против допинга, которому просто доверена задача бороться с допингом.

Доклад Государственного совета за 2001 г. о НАО тревожится об увеличении НАО. Согласно этому докладу « независимый административный орган не должен стать способом управления общего права ». Он должен оставаться исключительным. « Формулировка » НАО продолжает, однако, иметь должный успех, как свидетельствует создание в 2004 г.  HALDE (Высокого органа за борьбу против дискриминации и за равенство) (и всей рекламы вокруг него) и Высокого органа ядерной безопасности в 2006 г.

Литература

CONSEIL D’ETAT, Rapport public 2001. Les autorités administratives indépendantes, Etudes et documents n°52, La Documentation française, 2001

 

DECOOPMAN (Nicole), dir., Le désordre des autorités administratives indépendantes. L’exemple du secteur économique et financier, PUF, 2002

 

GELARD (Patrice), Les autorités administratives indépendantes : évaluation d’un objet juridique non identifié, rapport de l’Office parlementaire d’évaluation de la législation, Assemblée Nationale et Sénat, tome 1, 15 juin 2006

 

Сайты Независимых административных органов

 

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты