Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


« Административная двойственность » (Le « bicéphalisme administratif »)

На вершине центрального управления Государством находятся Президент Республики и Премьер-министр. Они оба осуществляют роль управления и  импульса и разделяют административную компетенцию. В их отношении говорят об « административной двойственности » (то есть о совокупности административных функций, осуществляемых двуглавой исполнительной властью). Так, Конституция 1958 г. предусматривает, что оба руководителя исполнительной власти, Президент Республики и Премьер-министр, делят власть в административной сфере.  Чтобы им помочь в осуществлении их компетенции, каждый из них располагает службами, которые с ними связаны.

 

1. Административная компетенция Президента Республики и Премьер-министра

 

Высшая административная власть распределена между Президентом Республики и Премьер-министром в двух существенных областях: с одной стороны, в нормативной сфере, с другой стороны, в сфере назначения.

 

1.1. Раздел основной регламентарной власти

См. статью, посвящённую этому вопросу.

 

2.2. Раздел полномочия назначения

 

Это полномочие касается назначения гражданских и военных государственных служащих. Из статьи 13 Конституции следует, что Президент Республики располагает в этой сфере основной компетенцией. Премьер-министр может осуществлять компетенцию в этой области, только если Президент Республики делегирует ему своё полномочие назначения. На практике, эта возможность делегирования используется не часто.

 

Итак, Президент Республики назначает в Совете министров примерно 500 высших чиновников. Внимание: нужно хорошо отличать случаи, когда Президент может только одобрять выбор, сделанный другими лицами (для назначения, помимо прочего, членов Государственного совета, Счётной палаты, судей или профессоров университета), от тех, где Президент осуществляет дискреционный выбор (послы, префекты и т.д.).

 

Президент Республики и Премьер-министр принимают, чтобы осуществлять регламентарную власть или полномочие назначения, административные акты, называемые « декреты ». Декреты могут, следовательно, быть нормативными (когда они имеют всеобщее и неперсонифицированное (не относящиеся ни к кому конкретно) применение) или индивидуальными (когда они направлены на одного или нескольких номинативно назначенных лиц).

 

2. Средства Президента Республики и Премьер-министра

 

2.1. Президентские службы

 

Президентство Республикой располагает службами, которые остаются относительно лёгкими, несмотря на значительное увеличение значимости Президента после 1958 г. Эти службы, которые включают примерно 1000 лиц, следующие:

-         Кабинет Президента Республики, который организует повседневную жизнь и деятельность Президента (почта, приёмная, официальные визиты);

-         Основной секретариат президентства, который является передаточным механизмом между Президентом и министрами;

-         Особый штаб, который включает офицеров и помогает Президенту в его полномочиях руководства армией.

 

2.2. Службы Премьер-министра

 

Службы Премьер-министра более многочисленны и более обеспечены, чем президентские. Они включают примерно 5000 чиновников. Это объясняется, в частностью, тем фактом, что Премьер-министр руководит деятельностью правительства.

 

Прежде всего, Премьер-министр располагает Кабинетом, который обеспечивает единство действий правительства, передачу распоряжений Премьер-министра, решает конфликты между министерствами. Затем, следующий орган играет существенную роль в организации правительственной работы. Речь идёт о Генеральном секретариате правительства (SGG). Он готовит советы, комитеты и различные собрания и составляет протоколы. Он координирует работу по разработке проектов закона и составления нормативных актов. Он обеспечивает связь между исполнительной властью и Парламентом. Другие органы имеют более специализированную компетенцию: Основной секретариат национальной защиты (SGDN), обязанный в частности готовить советы по защите, или Основной секретариат европейских дел (SGAE), обязанный за связи между французской администрацией и Европейским союзом.

 

В сфере информации, особенно привязаны к Премьер-министру Руководство Официальных Газет и Руководство Французской документацией. В сфере обучения зависят от Премьер-министра эти « органы по выполнению заданий» (см. статью о « Государственном управлении »), которыми являются Центр стратегического анализа и Межминистерская делегация благоустройства и конкурентоспособности территорий.

Литература

FOURNIER (Jacques), Le travail gouvernemental, Presses de la FNSP et Dalloz, collection « Amphithéâtre », 1987.

 

MASSOT (Jean), Chef de l’Etat et chef du Gouvernement – Dyarchie et hiérarchie, La Documentation française, 1993.

YOLKA (Philippe), Le pouvoir de nomination du chef de l’Etat sous la Vème République, RDP, 1999, pp. 719 et s.

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты