Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Централизация (Centralisation)

Можно выделять понятие централизации в узкой и в широкой концепции.

 

1. Согласно узкой концепции (концепции, изложенной, в частности, в работе Жана Риверо и Жана Валин, Административное право, Даллоз, 18 изд., 2000 – Jean Rivéro et Jean Waline, Droit administratif, Dalloz, 18ème éd., 2000), централизация включает в себя два аспекта:

- Первый применяется к отношениям между Государством и административно-территориальными образованиями. Он означает, что Государство не признаёт за образованиями никакой юридической жизни. Государство является, в действительности, единственным юридическим лицом публичного права на совокупности своей территории и обеспечивает единолично, благодаря своему бюджету и своим агентам, удовлетворение потребностей общественного интереса. Оно использует с этой целью административные округа, лишённые всякой автономии, где размещаются его службы.

 

Второй аспект применяется к управлению Государства. Он означает не только то, что это управление составляет иерархическую систему, но также то, что полномочие на принятие решения там сконцентрировано на вершине иерархии, в руках министра. Подчинённые органы только передают и исполняют. С одной стороны, они доводят вопросы с территории, где они задаются, до министра. С другой стороны, они передают, в обратном смысле, министерское решение и исполняют конкретные задачи согласно полученным приказам. Так, как это подчёркивает Жан Риверо и Жан Валин, «единая воля, исходящая из центра Государства, передается до последних концов страны». Как можно констатировать, эта концепция централизации не только противопоставляет централизацию децентрализации, но также смешивает централизацию с концентрацией полномочий, что может показаться спорным.

 

2. Широкая концепция централизации позволяет избежать этой путаницы между централизацией и концентрацией полномочий. Согласно этой концепции, централизация является по определению, данному Кристофом Гётье (Административные институты, Курс Даллоз, 3-е изд., 2005 - Christophe Guettier Institutions administratives, Cours Dalloz, 3ème éd. 2005), «административным режимом, в котором агенты помещены в узкую зависимость в отношении центрального правительства». Эта связь зависимости вводит иерархическое подчинение агентов и исключает предоставление правосубъектности службам, в которых они работают. Также задуманная централизация не требует с необходимостью концентрации полномочий в центре. В частности, решения не всегда принимаются в столице, в Париже.

 

Так, централизация превосходно приспосабливается к тому, что называют «делокализацией». Делокализация означает перемещение центральных администраций и национальных государственных учреждений за пределы Парижа. Внимание! Речь не идёт о передаче полномочий одного органа власти другому, но только об изменении географического местонахождения органа, осуществляющего соответствующую деятельность, из одной зоны (Париж) в другую (провинция). Очень активная политика делокализации велась, особенно, после начала 1990-х годов. Несмотря на видимость, она хорошо совместима с централизацией.

 

Тем же образом, централизация является не только совместимой с деконцентрацией, но предполагает её. Так, концентрация полномочий на вершине иерархии не является всегда эффективной. Решение вопросов только в центре является тяжёлым и объёмным. Так, деконцентрация, которая позволяет решить на месте некоторое число вопросов, появлялась как разновидность организации, позволяющей централизации быть эффективной.

Литература

- GUETTIER (Christophe), Institutions administratives, Dalloz, collection Cours, 3ème éd., 2005

 

- OBERDORFF (Henri), Les institutions administratives, Sirey, Dalloz, 5ème édition, 2006

 

- RIVERO (Jean) et WALINE (Jean), Droit administratif, Dalloz, 18ème éd., 2000

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты