Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Децентрализация (Décentralisation)

Административно-территориальные образования (органы местного самоуправления) и юридические лица публичного права, называемые «специализированными» (публичные учреждения, главным образом, но также  и объединения в публичном интересе), объединены общим принципом: принципом децентрализации. После конституционного пересмотра от 28 марта 2003 г., Французская Конституция подтверждает в статье 1, что организация Республики «является децентрализованной». Однако она не уточняет, что под этим необходимо понимать. Конечно, говоря об административно-территориальных образованиях, конституционная норма посвящает им принцип, очень близкий к децентрализации, принцип «свободного управления административно-территориальными образованиями», существование которого явно подтверждено в статье 34 Конституции. Зато Конституция не говорит ни слова, прямо или косвенно, о децентрализации, которая применяется к специализированным публичным лицам. Понятие децентрализации, которое применяется к административно-территориальным образованиям так же, как и к специализированным публичным лицам, заслуживает разъяснения.

 

I. Составные элементы децентрализации

 

Их три:

- прежде всего, децентрализованное учреждение должно иметь правосубъектность. Это позволяет ему обладать собственным имуществом, быть субъектом прав и обязанностей и получать финансовую самостоятельность. Нужно в этом отношении, чтобы децентрализованные учреждения располагали достаточными собственными ресурсами (техническими и финансовыми), чтобы уменьшить их зависимость от Государства;

 - затем, децентрализованное учреждение должно управлять собственными делами, отличающимися от тех, которыми управляет государство. Так, если мы берём пример административно-территориальных образований, они должны быть обязаны решать местные дела, которые отличаются от национальных дел (то есть тех, которые интересуют всю совокупность населения);

- наконец, децентрализованное учреждение должно располагать автономными органами относительно Государства. Эта автономия означает, как минимум, что эти органы должны происходить от децентрализованного учреждения, но не от Государства. Система выбора органов такого учреждения не является необходимой, но является всё-таки лучшим средством для обеспечения этой автономии. Эта система выборов на сегодняшний момент полностью внедрена в административно-территориальных образованиях, представительные и исполнительные органы которых избираются. Зато она не применяется ко всем специализированным публичным лицам (например, система применяется в университетах, где советы и Президент избираются, но не в госпиталях, где директор госпиталя назначается правительством). Как можно констатировать, децентрализация, если она основывается на основных общих принципах, может быть более или менее развитой и носить различные формы.

 

II. Формы децентрализации

 

Традиционно различают два больших типа децентрализации: территориальная децентрализация и функциональная децентрализация. Первая является оригинальной формой децентрализации, и она применяется в административно-территориальных образованиях. Вторая, которая также называется «децентрализация по услугам» или «техническая децентрализация», применяется к специализированным публичным лицам и, в первую очередь, к публичным учреждениям.

Литература

- FLOGAÏTIS (Spyridon), La notion de décentralisation en France, en Allemagne et en Italie, Thèse, LGDJ, 1979

 

- GUETTIER (Christophe), Institutions administratives, Dalloz, collection Cours, 3ème éd., 2005

- JAN (Pascal), Institutions administratives, Litec, collection Objectif Droit, 2ème éd., 2005

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты