Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Функциональная децентрализация (La décentralisation fonctionnelle)

Функциональная децентрализация или «децентрализация по службам» является способом, состоящем в предоставлении статуса юридического лица публичного права определённым службам.

Это техника управления, децентрализаторский характер которой является дискуссионным. Как это показал Шарль Эйзенман (Charles Eisenmann), функциональная децентрализация является техникой административного управления, которая может применяться к службам Государства, также как и службам административно-территориальных образований, которая имеет только одну общую точку с действительной децентрализацией (то есть территориальная децентрализация) – предоставление правосубъектности некоторым органам. Согласно другим авторам, как Рене Шапус (René Chapus), они даже считают, что функциональная децентрализация может в некоторых случаях быть только «закамуфлированной деконцентрацией». Это, например, в том случае, когда органы публичной власти просто посчитали, что было бы полезно или необходимо поместить некоторые службы в ситуацию автономии управления. Выбор функциональной децентрализации, предпочитаемой деконцентрации, является связанным тогда в части с политическими соображениями. В действительности, органы государственной власти могут укрываться за юридической автономией децентрализованных служб, чтобы не нести ответственность за определённый выбор, сделанный этой службой  по рассматриваемому вопросу. Но достаточно, чтобы контроль, осуществляемый над службой, был достаточно узким, чтобы в действительности диктовать руководителям службы глобальный политический выбор, интересующий их сектор деятельности. Так, функциональная децентрализация может быть только удобным инструментом для центральной власти.

Но она может также принимать совсем другой смысл и быть подлинной децентрализацией, когда она применяется к институтам корпоративного типа. В действительности, она позволяет тогда совокупности лиц обеспечить управление делами, соответствующими специализации института, через своих представителей, которые в принципе избираемы. Можно привести пример профессиональных палат (палаты торговли и производства, сельскохозяйственные, профессий) или университетов. Речь идёт о двух примерах категории государственных учреждений, традиционной категории специальных юридических лиц, к которым применяется функциональная децентрализация. Эта разновидность децентрализации находится в равной мере в основании появления, начиная с 1982 г., новой категории юридических лиц: объединения в публичном интересе.

Литература

- CHAPUS (René), Droit administratif général, tome 1, Montchrestien, 15ème éd., 2001

 

- GUETTIER (Christophe), Institutions administratives, Dalloz, collection Cours, 3ème éd., 2005

 

- Eisenmann (Charles), Centralisation et décentralisation. Esquisse d'une théorie générale, LGDJ, 1948

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты