Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Территориальная децентрализация (La décentralisation territoriale)

Территориальная децентрализация состоит для Государства в предоставлении статуса юридического лица публичного права территориальным образованиям и предоставлении их органам, которые назначаются главным образом путём выборов, полномочий по принятию решения в отношении всех или части местных дел. Здесь мы находим три открытых элемента в отношении децентрализации (см. статью, посвящённую этому понятию): правоспособность (предоставленная образованию), управление местными делами и выбор управляющих органов.
Территориальная децентрализация также очень широко смешивается с принципом свободного управления административно-территориальными образованиями (см. статью, посвящённую этому принципу). Она имеет общие точки соприкосновения, но также значимые различия с деконцентрацией (см. статьи Деконцентрация и децентрализация).
Нужно различать два схожих понятия: регионализация и федерализм.

I. Территориальная децентрализация и регионализация

Территориальная децентрализация осуществляется в унитарном Государстве. Она предполагает автономию административно-территориальных образований, определённую и ограниченную законом. Как подтверждает статья 72 Французской конституции, административно-территориальные образования свободно управляются «в условиях, предусмотренных законом». Из этого, в частности, следует, что децентрализованные образования не могут осуществлять законодательную власть. Регионализация может, если она осуществляется в рамках унитарного Государства, показывать децентрализацию, применённую к регионам. Но она также может, если выходить из этих рамок унитарного Государства, предполагать более широкую автономию, исходящую из Конституции и содержащую признание за регионами законодательной власти. Регионализация будет тогда более далека в автономии, чем простая децентрализация. Такова ситуация в некоторых Государствах, называемых «региональными», таких как Испания или Италия.

II. Территориальная децентрализация и федерализм

Федерализм отвечает трём основным законам, открытым конституционалистом Жоржем Сель (Georges Scelle). Первый закон называется « суперпозиция ». Речь идёт о наложении двух конституционных и юридических систем, то есть наложение федеральной Конституции и Федеральных законов, с одной стороны, Конституции и законов каждого из членов (субъектов) федерации, с другой стороны (имеются два различных уровня: федеральный уровень и уровень членов (субъектов) федерации). Второй закон – закон автономии членов (субъектов) федерации. Он означает, что каждый член (субъект) федерации должен иметь свою собственную Конституцию, собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, и что их компетенция должна быть гарантирована федеральной Конституцией. Третий закон – это закон участия. Речь идёт об участии членов (субъектов) федерации в образовании федеральной «воли». Он чаще всего осуществляется при помощи Высшей палаты Парламента, где представлены члены (субъекты) федерации. Территориальная децентрализация не может применяться к членам (субъектам) федерации. Она даёт децентрализованным единицам меньшую автономию, чем та, которой располагают члены (субъекты) федерации. Эта автономия определена и ограничена законом, который устанавливает, в частности, компетенцию децентрализованных образований. Последние не могут иметь Конституцию и располагать законодательной властью. Зато территориальная децентрализация может осуществляться в рамках каждого члена (субъекта) федерации и применяется к образованиям, которые включает в себя.

Литература

- DUPUIS (Georges), GUEDON (Marie-José), CHRETIEN (Patrice), Droit administratif, Sirey, Dalloz, 10ème éd., 2007

- GUETTIER (Christophe), Institutions administratives, Dalloz, collection Cours, 3ème éd., 2005

- JAN (Pascal), Institutions administratives, Litec, collection Objectif Droit, 2ème éd., 2005

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты