Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Принцип неделимости Республики (Le principe de l’indivisibilité de la République)

Принцип неделимости был давно закреплен в Конституциях Франции. Впервые он появился в основном законе на следующий день после Французской революции, Конституция 1791 года гласила, что «Королевство едино и неделимо». Впоследствии этот принцип перенимался многочисленными Конституциями и в настоящее время считается республиканским принципом. В Конституции 1958 года первая статья гласит, что «Франция – это неделимая, светская, демократическая и социальная Республика (…) ».

Вместе с этой исторической традицией более деликатным является вопрос о сущности конституционного принципа неделимости.

 

Принцип

 

Традиционно принцип применим к каждому основополагающему элементу государства: территория, народ и политическое устройство (суверенитет).

В отношении территории принцип неделимости рассматривается как препятствие для разделения территории, составляющей французское государство.

Кроме того, он проявляется в единстве суверенной власти, в частности, в наличии единственного первоначального нормативного источника власти. Принцип исключает любое изменение Франции в федеративное государство.

Наконец, применительно к народу принцип охраняет его единство. На основе этого принципа Конституционный совет признал неправомерным законодательное упоминание корсиканского народа (n° 91-290DC du 9 mai1991, закон о статусе местных органов власти Корсикии выступил против ратификации Францией Хартии региональных языков или языков меньшинств, разработанной в рамках Совета Европы (n° 99-412DC du 15 juin 1999, Charte des langues régionales ou minoritaires).

Данная позиция в отношении французского народа не так давно была вновь поддержана и высказана при проведении конституционной реформы 2003 года о децентрализации и включении в текст Конституции выражения «народы заморских территорий» (ст. 72-3, 1-й абзац). Эти народы являются составной частью французского народа, и тем самым принцип его единства соблюдается.

 

Смягчение принципа

 

Прежде всего, принцип неделимости не помешал Конституционному совету признать правомерной практику отделений в период деколонизации (n° 75-59DC du 30 décembre 1975, Закон о последствиях самоопределения Коморских островов). Он тем более не стал препятствием для неоднородной административной организации Республики (n° 91-290DC du 9 mai 1991, вышеназванный Закон о статусе местных органов власти Корсики).

Кроме того, конституционный судья не счел нарушающим принцип неделимости в части суверенитета строительство единой Европы и то, что оно предполагает передачу полномочий государства Европейскому союзу. (n° 76-71DC 30 décembre 1976, Решение Совета европейских сообществ об избрании Ассамблеи сообществ всеобщим голосованием). Однако такая передача полномочий должна быть прямо разрешена Конституцией (например, статья 88-2 была введена в Конституцию, чтобы сделать возможной ратификацию Маастрихтского соглашения, а затем изменена в 1999 году, чтобы сделать тоже самое с Амстердамским соглашением).

 

Отступления от принципа

 

В тех случаях, когда власть намеревалась ввести в действие положения, противоречащие данному конституционному принципу, она неизбежно была вынуждена производить пересмотр Конституции. Таков случай с Новой Каледонией, вставшей на путь независимости, которая получила особый статус, и в нарушение принципа неделимости имеет собственную законодательную власть. Она может принимать «законы страны», «имеющие силу закона», соответствие которых Конституции контролируется Конституционным советом. Таким образом, с 1999 года существует иной первичный источник законодательной власти (Loi organique 99-209 du 19 mars 1999). С 2003 года Конституция разрешает местным органам власти проводить эксперименты, позволяющие им с разрешения законодательной или исполнительной власти отступать от законов и регламентов. Но данного рода местная нормативная власть строго ограничена: помимо обязательного предварительного одобрения срок действия отступлений (максимальный срок: 5 лет) и их предмет должны быть четко определены. Кроме того, этот предмет не может касаться публичных свобод или гарантированных конституционных прав. Для введения в действие вышеописанного механизма в силу действия принципа неделимости потребовался пересмотр Конституции.

Литература

- R. Debbasch, « L’indivisibilité de la République », in : B. Mathieu, M. Verpeaux (Dir.), La République en droit français, Economica, PUAM, Droit public, 1996, p. 75.

 

- M.-N. Fabre, « L’unité et l’indivisibilité de la République, réalité ? Fiction ?, RDP 1982, p. 603.

 

- T. Gründler, « La République française, une et indivisible ?, RDP 2007 à paraître

 

- F. Lemaire, « Les évolutions du principe d’indivisibilité de la République », Revue de la recherche juridique. Droit prospectif, 2001-2, Vol. 1, p. 756

 

- T. Michalon, « la République française, une fédération qui s’ignore ? », RDP 1982, p. 625.

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты