Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Свободное управление административно-территориальных образований (La libre administration des collectivités territoriales)

Принцип « свободного управления административно-территориальных образований » подтверждён в статье 34 Конституции 1958 г. Данная статья поручает законодателю определить основные принципы « свободного управления административно-территориальных образований, их полномочиями и их ресурсами ». Абзац 3 статьи 72 Конституции немного разъясняет этот принцип: здесь предусмотрено, что « При соблюдении условий, предусмотренных законом, эти образования (т.е. административно-территориальные образования) свободно управляются выборными советами ».

Указанные конституционные положения имеют два последствия:

- Принцип свободного управления административно-территориальных образований является конституционным. В результате этого, данный принцип применяется не только к органам, которые обладают регламентарной властью, но и к законодателю. Следует добавить, что принцип « свободного управления административно-территориальных образований » был определён как « фундамендальная свобода » Государственным Советом в постановлении Commune de Venelles от 18 января 2001,  что позволило ему защитить эту свободу в рамках специальной процедуры « срочность-свобода » (« référé-liberté ») (см. статью о срочных процедурах) (данная процедура позволяет судье по срочным вопросам принять все необходимые меры для защиты фундаментальной свободы, на которую административный орган осуществил неправомерное посягательство).

- Именно законодатель (но не органы власти, которые обладают регламентарной властью) вправе определить пределы действия принципа свободного управления административно-территориальных образований.

 

1. Объём свободного управления административно-территориальных образований

 

Конституционный совет в некоторых своих решениях уточнил, что нужно понимать под свободным управлением административно-территориальных образований.

- Этот принцип, прежде всего, означает, что всякое образование « должно располагать выборным советом, обладающим эффективными полномочиями » (Конституционный совет, решение от 8 августа 1985 г., закон о развитии Новой Каледонии). Законодатель, следовательно, не может посягать на два ключевые элемента, к которым относятся выборность соответствующих органов и собственная компетенция для принятия решений (здесь можно увидеть составляющие элементы территориальной децентрализации, которыми являются выборность управляющих органов и полномочие принятия решений по местным делам).

- Свободное управление в равной мере предполагает, что административно-территориальные образования должны располагать свободой принятия решений для  найма персонала и управления своими служащими.

Также, эти образования должны обладать автономией в финансовой сфере, автономией, которая в частности предусмотрена в статье 72-2 Конституции.

 

2. Границы свободного управления административно-территориальных образований

 

Границы свободного управления существуют, прежде всего, вследствие принципа неделимости Республики. Следствием этого является то, что административно-территориальные образования имеют только административную автономию, но не политическую. Так, они в принципе не обладают законодательной властью. Они не могут выбрать свою организационную форму, определить свою компетенцию, свои ресурсы или свою избирательную систему. Этот выбор принадлежит законодателю. Кроме того, в соответствии с абзацем 6 статьи 72 Конституции, административно-территориальные образования подчинены административному контролю со стороны представителя Государства (т.е. префекта).

Более того, принцип свободного управления может быть ограничен необходимостью соблюдения других конституционных прав и свобод. В частности, применение закона относительно свободы или фундаментального права обеспечивается только государством: оно не может быть подчинено соглашению с административно-территориальным образованиями. Также, свободное управление административно-территориальных образований должно сочетаться с требованиями национального интереса и с принципом равенства.

Литература

HAÏM (Victor), Référé-liberté et administration des collectivités territoriales, AJDA, 2005, pp. 810 et s.

 

 

ROUX (André), Le principe constitutionnel de la libre administration des collectivités territoriales, Revue française de droit administratif, 1992, pp. 435 et suivantes.

 

VERPEAUX (Michel), dir., Le droit constitutionnel des collectivités territoriales, Les Cahiers du Conseil constitutionnel, n°12, 2002.

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты