Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Компетенция административно-территориальных образований (Les compétences des collectivités territoriales)

Территориальная децентрализация предполагает признание местных дел, отличных от дел национальных. Тем не менее, вряд ли можно исследовать сущность местных дел или дел коммуны, департаментских или региональных дел, на которую можно было бы сослаться, чтобы ограничить компетенцию административно-территориальных образований или таких дел друг от друга. Однако правовые акты признают за административно-территориальными образованиями «общую оговорку компетенции». Так, в отношении коммун Основной кодекс административно-территориальных образований предусматривает, что «муниципальный совет управляет своими решениями делами коммуны»; находим похожую формулировку для департаментов и регионов. Но у таких положений только ограниченная юридическая сила. В действительности, распределение дел между теми, решение которых доверено административно-территориальным образованиям и теми, которые решает Государство, зависит, главным образом, от перечислений, существующих в законах. Дополним, что судья иногда использует дополнительно к нормативным актам понятие местного интереса, чтобы определить компетенцию административно-территориальных образований.

После главной реформы децентрализации 1982 г. передача компетенции, которая имела место, старалась отвечать основным принципам.

 

I. Принципы, относящиеся к распределению компетенции

 

Закон от 7 января 1983 г. относительно распределения компетенции между коммунами, департаментами, регионами и Государством (JO от 9 января 1983), задал три основных принципа, которые должны быть во главе передачи компетенции между Государством и административно-территориальными образованиями:

1) Передача компетенции должна быть глобальной: каждая сфера компетенции предоставляется в совокупности либо региону, либо департаменту, либо коммуне. Но закон снабжает это правило оговоркой: это делается «по мере возможности» (на практике, оговорка применяется чаще, чем принцип…).

2) Компетенция на каждом уровне является, в принципе, исключительной. Это означает, что передача не должна провоцировать вмешательство одного образования в дела другого. В действительности, запрещается любая опека, осуществляемая образованием высшего уровня (например, региона) над образованием низшего уровня (например, департаментом или коммуной). Вследствие конституционного пересмотра от марта 2003 г. этот принцип был включён в Конституцию (в статью 72, абзац 5).

3) Передача компетенции должна строго сопровождаться передачей Государством образованиям или предоставлением в их распоряжение средств, необходимых для осуществления передаваемой компетенции. Данный принцип также был конституционализован (в статье 72-2 абзац 4 Конституции).

Необходимо добавлять четвёртый принцип, включённый конституционным пересмотром в марте 2003 г.: это принцип субсидиарности. Статья 72, абзац 2 Конституции также устанавливает, что «административно-территориальные образования призваны принимать решения в сфере компетенции, которая лучше всего может быть осуществлена на их уровне».

 

 

II. Применение принципов, относящихся к распределению компетенции

 

 

Передача компетенции, которая была реализована, как представляется, только частично удовлетворяет заданным требованиям.

Сначала, только в некоторых существенных сферах компетенция могла быть предоставлена определённому образованию (региону была предоставлена, в частности, компетенция в сфере экономического развития и планирования [региональный совет разрабатывает и принимает региональный план] и профессиональное образование; департаменту были предоставлены санитарные и социальные действия, а также школьный транспорт; коммуна, наконец, получила компетенцию в сфере градостроительства.

 

Затем, в многочисленных сферах компетенция достаточно фрагментирована. Иногда, несмотря на эту фрагментацию, распределение компетенции является относительно явным. Можем привести пример государственного образования: обязанность по содержанию начальных школ была возложена на коммуны, колледжей – на департаменты, и лицеев – на регионы (преподавательский коллектив зависит от Государства). Чаще всего, тем не менее, разброс компетенции между различными категориями административно-территориальных образований является источником большой сложности.

 

Наконец, Государство не передало свою компетенцию в полном объёме. Так, даже в сферах, которые в большинстве были переданы определённому образованию, преобладающая компетенция этого сообщества часто оставляет место либо действию другого образования, либо действию Государства (например, в сфере градостроительства Государство сохраняет основную компетенцию в том, что касается сохранения достояния и ландшафтов). В действительности, Государство сохраняет полномочия вмешательства, которые могут быть обоснованы различными вполне законными размышлениями (как значимость разбираемых дел, желание обеспечивать соблюдение равенства управляемых лиц, и т.д.), но распределение компетенции не является, таким образом, упрощённым.

Литература

- DUPUIS (Georges), GUEDON (Marie-José), CHRETIEN (Patrice), Droit administratif, Sirey, Dalloz, 10ème éd., 2007

 

- GOHIN (Olivier), Institutions administratives, LGDJ, collection manuel, 5ème éd., 2006

 

- VERPEAUX (Michel), Droit des collectivités territoriales, PUF, collection major, 2005

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты