Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Контроль административно-территориальных образований (Le contrôle des collectivités territoriales)

Контроль, который осуществляет государство в отношении административно-территориальных образований, направлен на обеспечение законности и защиту национальных интересов по отношению к местным и частным интересам. Такой контроль должен быть прямо предусмотрен нормативными актами и может совершаться в двух формах: контроль над лицами (или органами власти) и контроль принятых актов.

 

1. Контроль над лицами

 

Этот контроль осуществляется в отношении выборных лиц местных органов власти или в отношении представительных собраний.

 

1.1. Прекращение полномочий выборных лиц местных органов власти

- В случае совершения правонарушения мэры и их заместители при строго определенных условиях могут быть отозваны со своих постов декретом, обсуждённом в Совете министров. Кроме того, если член муниципального, генерального или регионального совета без уважительных причин откажется от исполнения функций, определенных для него законом, он «объявляется в отставку» решением административного суда.

- Члены муниципальных, генеральных и региональных советов могут (в индивидуальном порядке) быть освобождены от исполнения мандата, если по причинам, возникшим после их избрания, они будут лишены права быть избранным или не смогут совмещать этот пост с другой своей деятельностью. Вынужденная отставка, по общему правилу, производится префектом.

 

1.2. Роспуск представительных собраний

Как муниципальные, так и генеральные и региональные советы могут быть распущены. Однако роспуск совета, который избран всеобщим голосованием, должен происходить с соблюдением строгих правил. Решение о роспуске принимается декретом, обсуждённом в Совете министров. Роспуск может быть мотивирован только наличием препятствий для работы совета (они могут быть следствием разногласий внутри совета или его разногласий с председателем). Таким образом, роспуск не должен быть санкцией за ненадлежащее управление или выборы, которые прошли с нарушениями. Роспуск применяется достаточно часто в отношении муниципальных советов и крайне редко в отношении генеральных и региональных советов.

 

2. Контроль над актами

 

Процедура контроля над актами административно-территориальных образований была существенно изменена с принятием законов от 02 марта 1982 года и 22 июля 1982 года. Традиционно различают три вида контроля актов: административный, финансовый (они осуществляются соответственно в административной и финансовой сферах) и «техническая опека» (практика, согласно которой государство обязывает или побуждает административно- территориальные образования к принятию решений в определенных сферах деятельности в соответствии с типовыми документами). Закон от 02 марта 1982 года провозглашает отмену административной и финансовой « опеки » и подтверждает осуществление облегченной технической опеки. Однако фактически ни один из видов опеки не был упразднен, а произошло смягчение всех трех видов. Опека  в отношении актов продолжает прекрасно существовать, но называется теперь «контроль». Этот контроль ведется префектами департаментов в отношении коммун и департаментов (а также в отношении публичных учреждений этих территориальных единиц) и префектами регионов в отношении регионов (и их публичных учреждений).

 

2.1. Административный контроль

Административный контроль претерпел существенные изменения в результате принятия закона от 02 марта 1982 года. В частности, полномочия по разрешению, утверждению и отмене актов, которые имел префект, почти исчезли. Они были заменены последующим юрисдикционным контролем, который приводится в действие по инициативе префекта (обжалование актов местных органов власти префектом - déféré préfectoral).

Что же касается «замещающих» полномочий, которые позволяли префекту замещать местные органы власти, которые не совершают необходимых действий, хотя обязаны это сделать, то они были урезаны. Однако префект продолжает «замещать» во многих сферах управления (например, административный надзор) и получил новые полномочия в очень важной сфере: регулирование градостроительства.

 

2.2. Финансовый контроль.

Полномочия по предварительному утверждению финансовых актов местных органов власти были упразднены в 1982 году. Таким образом, как и в административной сфере, общий порядок заключается в том, что бюджетные и финансовые решения местных органов власти подлежат исполнению после опубликования и обязательной передачи актов префекту. Акты могут быть направлены префектом на рассмотрение в административный суд. С другой стороны, полномочия по выдаче разрешения на акт, которые существовали в финансовой сфере, существенно сократились, хотя и не исчезли. Кроме того, финансовый контроль – это сфера деятельности, в которой реализуются «замещающие полномочия». Вместе с префектом контроль проводят вновь созданные органы – региональные счетные палаты.

 

2.3. «Техническая опека»

В сфере применения технической опеки не осталось существенных моментов: закон от 02 марта 1982 года ее значительно ослабил. Так закон говорит о том, что обязательными для административно-территориальных образований являются технические нормы (то есть нормы типовых актов), которые предусмотрены законом или декретом, принятым на основе закона. В то же время типовые акты в отношении организации служб коммун, департаментов и регионов более не являются обязательными: они стали простыми «моделями (образцами)».

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты