Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Обжалование актов местных органов власти префектом (Le déféré préfectoral)

Учитывая увеличение полномочий административно-территориальных образований в результате процесса децентрализации, стало очевидной необходимость установить определенные пределы и, в частности, a posteriori контролировать законность актов местных органов власти префектом. По общему правилу акты местных органов власти подлежат исполнению с момента опубликования или уведомления о них. Однако ряд наиболее важных актов (в сфере административного надзора, публичных заказов, градостроения и др.) обязательно передаются префекту. Они подлежат исполнению только после такой передачи. Задача префекта, закрепленная в статье 72 Конституции и законом № 82-213 от 2 марта 1982 года, выявить противозаконность акта (включая акты, которые не подлежат обязательной передаче в префектуру), сообщить об обнаруженном нарушении местным органам власти и передать акт на рассмотрение в административный суд, если он не был исправлен или отменен (1). Обжалование актов префектом может сопровождаться требованием об отсрочке исполнения, что занимает значительную часть от всей процедуры (2).

 

1. Возможность передать акт или спорный договор на рассмотрение в административный суд

Существует единая процедура обжалования актов префектом, которая инициируется либо им самим в силу исполнения полномочий, либо третьими лицами, которые должны представить подтверждение, что являются «пострадавшими» от принятия акта. Хотя третьи лица и могут попросить префекта начать процедуру, но само обращение в административный суд относится к праву, а не обязанностям префекта, он может не только отказать в обращении в суд, но и отказаться от требований уже в ходе заседания суда (CE, 6 déc. 1999, Société Aubettes SA, Rec. p.412). После принятия постановления Brasseur (CE, Sect., 25 janv. 1991, Rec. p. 23.) отказ префекта на просьбу об обжаловании акта не может быть обжалован (но общий срок на обжалование акта начинается вновь). Свобода действий префекта также имеет ограничения. Государственный совет посчитал, что префект, отказавшийся от обжалования актов, «противозаконность которых была явно очевидна из представленных ему документов», совершил грубое правонарушение, влекущее за собой ответственность государства (CE, 6 oct. 2000, Ministre de lIntérieur c/ Commune de Saint Florent et autres, AJDA, 2001, p. 201).

Обжалованные акты и договоры рассматриваются в порядке, предусмотренном для обжалования превышения полномочий (CE, 26 juill. 1991, Commune de Sainte Marie, Rec. p. 302) и аннулируются в случае признания их противозаконными.  Административный суд вправе аннулировать не только акты, но и договоры. Возможность аннулирования административных договоров – это особенность обжалования префектом, так как в «классической» судебной процедуре аннулирование в сфере договоров ограничивается административными актами, которые можно выделить из договоров, и нормативными положениями договоров.

 

2. Значительная часть, занимаемая требованием об отсрочке исполнения

 

Требование об отсрочке исполнения, заявленное совместно с обжалованием акта, позволяет добиться не позже, чем через месяц, отсрочки исполнения любого акта местных органов власти, если в процессе исследования материалов один из рассмотренных элементов поставил под серьезные сомнения законность обжалуемого акта. Хотя данная процедура применима к любым административным актам, она была специально усилена в отношении публичных поставок и соглашений о делегировании публичной службы (услуги): требование об отсрочке исполнения, сформулированное префектом в течение десяти дней с момента получения акта, влечет приостановление его действия. Акт подлежит исполнению, если суд в течение одного месяца с момента получения акта не вынесет по нему решения. В отличие от определения суда об отсрочке исполнения акта, требование об отсрочке исполнения, заявленное в рамках процедуры обжалования префектом, имеет два преимущества: приостановка исполнения акта происходит автоматически, и существует возможность обжаловать в апелляционном порядке решение о приостановке исполнения.

Целью префектов является не увеличение числа судебных споров, а, напротив, возможность вмешиваться на наиболее ранней стадии принятия сомнительного акта, чтобы добиться его изменения, не исключая возможности обжалования акта. Такой контроль со стороны префектов часто воспринимается как инструмент переговоров между центральными и местными властями. Развитием практики предварительных переговоров между выборными органами и префектом объясняется небольшое количество обжалований актов префектами.

Литература

F. Llorens, « Le statut du déféré préfectoral », Cahiers du CNFPT 1989, p. 132.

 

S. Martin, Le contrôle a posteriori de la légalité des actes des collectivités locales, Berger-Levrault, 1990, p. 366 et ss.

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты