Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Публичные учреждения (Les établissements publics)

Публичные учреждения – это основные специализированные публичные лица.

 

1. Понятие публичного учреждения

 

Три составляющих характеризуют публичные учреждения (ПУ):

- Публичные учреждения являются юридическими лицами. Таким образом, они обладают собственным имуществом и полномочными органами. Они наделены финансовой автономией и, в частности, имеют собственный бюджет.

- Цель деятельности публичных учреждений – общеполезная деятельность. Чаще всего их деятельность – это выполнение функций публичной службы.

- Деятельность публичных учреждений основывается на принципе специализации. Это означает, что они могут реализовывать только предметные полномочия, список которых закрыт и которые касаются отдельно определенных сфер деятельности.

Определенные таким образом публичные учреждения – это юридические лица публичного права. В силу статьи 34 Конституции 1958 года полномочия по созданию публичных учреждений распределены между законодательной и исполнительной властью.

Публичные учреждения создаются в самых разных сферах: в экономике (торгово-промышленные палаты, ремесленные палаты, сельскохозяйственные палаты), в  здравоохранении и социальной сфере (госпитали, национальные страховые кассы социального обеспечения), в образовании и культуре (лицеи, университеты, музеи), в транспорте (Национальные железные дороги – SNCF, Транспортная сеть Парижа - RATP) и т.д.

 

2. Правовой режим деятельности публичных учреждений

 

Правовой режим деятельности публичных учреждений различен в зависимости от того, осуществляют они административные или торгово-промыленные функции (см. статью Административные публичные учреждения и торгово-промышленные публичные учреждения). Однако ряд принципов позволяют выделить общие черты правого режима публичных учреждений.

1. Публичные учреждения – это, как уже было сказано, публичные лица. Это влечет ряд последствий. В частности, в отношении них невозможны исполнительное производство или процедура судебного восстановления платежеспособности или  ликвидация имущества по решению суда. Кроме того, они не могут использовать арбитраж. Статус публичного лица открывает для публичных учреждений ряд возможностей. Например, их сотрудники могут иметь статус чиновников, а их имущество может находиться под режимом публичной собственности. Но речь идет именно о возможностях, так как их фактическое применение отличается для каждого публичного учреждения.

 

2. Три принципа применяются ко всем публичным учреждениям.

- Первый принцип – автономия. Публичные учреждения – это юридические лица, которые автономны внутри административного аппарата. Их возглавляют административные советы, состоящие из назначаемых или выборных членов (например, в университетах и корпоративных органах, таких как сельскохозяйственные и ремесленные палаты). В состав административных советов публичных учреждений часто входят пользователи их услуг и представители их персонала, чем стимулируется участие всех заинтересованных лиц в управлении публичными учреждениями. К тому же они имеют собственный бюджет, который финансируется за счет поступлений от государства или территориальных образований, а часто и за счет оплаты от пользователей услуг, за счет займов, пожертвований и т.д.

- Второй принцип несколько оттеняет эту автономию: речь идет о принципе привязки учреждения к территориальному образованию (государство, регион, департамент, коммуна). В результате различают национальные, региональные публичные учреждения, а также публичные учреждения департаментов и коммун. Привязка означает, что публичные учреждения подвергаются контролю, называемому «опека», который осуществляется территориальным образованием, от которого они зависят. Этот контроль (административный и финансовый) очень различен по интенсивности и способам осуществления.

- Третий принцип – это принцип специализации. Он означает, как было сказано выше, что они могут реализовывать только предметные полномочия, список которых закрыт и которые касаются строго определенных сфер деятельности. Судья пресекает любой выход за пределы списка полномочий публичного учреждения. Например, Государственный совет посчитал, что сельскохозяйственная палата, обеспечивающая строительство общежития для молодежи, действует «не соблюдая специализацию своих полномочий» (CE, 28 septembre 1984, Conseil régional de l'ordre des architectes de Bourgogne, Rec. p. 309). Однако принцип специализации был существенно смягчен. В частности, он не является препятствием к тому, чтобы публичные предприятия диверсифицировали свою деятельность с целью экономической рентабельности и участвовали в капиталах других предприятий и создавали филиалы.

Следует отметить, наконец, особый случай публичных учреждений межкоммунального сотрудничества, которые являются «территориальными публичными учреждениями». Они характеризуются и по географическому критерию,  и по функциональной специализации (см. посвящённые им статьи).

Литература

CONSEIL D’ETAT, Les établissements publics nationaux – Catégories et spécificités, La Documentation française, coll. Notes et études documentaires n°4784, 1985.

 

 

DUGRIP (Olivier) et SAÏDI (Luc), Les établissements publics nationaux, LGDJ, coll. Systèmes, 1992

 

 

DUPUIS (Georges), GUEDON (Marie-José), CHRETIEN (Patrice), Droit administratif, Dalloz, Sirey, 10ème éd. 2007.

 

 

GUETTIER (Christophe), Institutions administratives, Dalloz, collection Cours, 3ème éd., 2005

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты