Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Административные публичные учреждения и торгово-промышленные публичные учреждения (Etablissements publics administratifs et établissements publics industriels et commerciaux)

Различие между административными публичными учреждениями (ЕРА) и торгово-промышленными публичными учреждениями (EPIC) очень важно, так как от этого в значительной степени зависит правовой режим, который применим к публичному учреждению.

 

1. Критерии различия публичных учреждений (ЕРА и EPIC)

 

Это различие связано с появлением в 1921 году в результате решения Трибунала по конфликтам (суда по спорам о подсудности) публичных служб торгово-промышленного характера (решение "Bac d'Eloka") (TC, 22 janv. 1921, Société commerciale de l'Ouest Africain, rec., p. 91). Таким образом, квалифицируются как торгово-промышленные публичные учреждения такие учреждения, которые выполняют торгово-промышленную публичную службу, а в качестве административных публичных учреждений – выполняющие административную публичную службу. Государственный совет в 1956 году уточнил в постановлении «Профсоюзное объединение индустрии самолетостроения» (« Union syndicale des industries aéronautiques») как различать торгово-промышленные и административные публичные учреждения. Чтобы публичное учреждение являлось торгово-промышленным, оно должно одновременно соответствовать трем критериям: предмет службы (производство или продажа товаров или услуг), источники финансирования (преимущественно плата от пользователей услуг) и организация и функционирование (должны быть схожи с организацией и функционированием частных предприятий). Эти три критерия должны присутствовать одновременно, и если один отсутствует, то суд квалифицирует публичное учреждение как административное.

Несмотря на такое судебное толкование различия между видами публичных учреждений часто менее ясны на практике.

С одной стороны, некоторые законодательные акты признают торгово-промышленный характер за публичными учреждениями, которые не осуществляют ни торговой, ни производственной деятельности, с целью придать им больше гибкости в управлении. Если такая квалификация определена законом, суд не в силах ничего сделать. Если же она следует из постановлений исполнительной власти, то суд может переквалифицировать публичное учреждение в административное, как это произошло, например, с Фондом ориентирования и упорядочения сельскохозяйственных рынков (FORMA), который был квалифицирован как торгово-промышленное учреждение учредившим его декретом (TC, 24 juin 1968, Sté "Distilleries bretonnes", Rec. p. 801). Можно образно сказать, что FORMA – это «публичное учреждение с перевернутым лицом».

С другой стороны, административное публичное учреждение может помимо своих административных функций вести торговую и производственную деятельность, а торгово-промышленное публичное учреждение дополнительно осуществлять административные функции. В этом случае речь идет о «публичном учреждении с двумя лицами». Здесь можно привести пример торгово-промышленных палат, которые являются административными публичными учреждениями и осуществляют административные функции, когда представляют интересы профессионалов, и торгово-промышленными публичными учреждениями, когда они эксплуатируют портовые сооружения. В этом случае для определения применимого правового режима используют критерий осуществляемой деятельности.

 

Можно назвать в качестве примеров административных публичных учреждений национальную службу занятости (ANPE), национальные страховые кассы социального обеспечения, госпитали, лицеи, университеты, различные музеи, а как примеры торгово-промышленных публичных учреждений - Национальные железные дороги (SNCF), Транспортная сеть Парижа (RATP), почта, а также  «Французская документация» (Documentation française) и театр «Комедии франсез».

 

2. Последствия разграничения между публичными учреждениями (ЕРА и EPIC)

 

В целом, правовой режим административных публичных учреждений восходит к публичному праву. Персонал состоит из чиновников, решения руководящих органов, как правило, являются административными актами, применимы нормы публичной бухгалтерии. Итак, их споры, кроме специальных случаев, относятся к компетенции административных судов.

Напротив, правовой режим торгово-промышленных публичных учреждений отражает частное право. В частности, все договоры, которые они заключают с пользователями услуг, это частноправовые соглашения. Управление в них сходно с управлением в коммерческом обществе, как в вопросах статуса персонала, так и в вопросах ответственности, бухгалтерском и налоговом учете. Итак, как правило, их споры относятся к компетенции общих судов.

Однако не стоит забывать, что все публичные учреждения (и EPA, и EPIC) являются юридическими лицами публичного права, и, как таковые, подчиняются смешанному правовому регулированию как норм частного, так и публичного права. В частности, административные публичные учреждения могут иногда использовать частноправовые модели управления, тогда как торгово-промышленные публичные учреждения частично остаются под регулированием публичного права (создание, ликвидация, изменение устава, статус директора или бухгалтера, которые являются чиновниками).

Современная тенденция, которая связана с европейской политикой открытия публичных служб конкуренции, - трансформация значимых торгово-промышленных публичных учреждений в акционерные общества (например, Франс Телеком, Электрисите де Франс, Газ де Франс, Аэропорты Парижа). Часто за такой трансформацией следует настоящая приватизация (предприятия переходят преимущественно в частную собственность) (см. на примерах Франс Телеком и Газ де Франс).

Литература

- BAILLEUL (David), Vers la fin de l’établissement public industriel et commercial ? A propos de la transformation des EPIC en sociétés, Revue juridique de l’entreprise publique, n°629, mars 2006, pp. 105-112

- FATÔME (Etienne), A propos de la distinction entre les établissements publics à caractère administratif et les établissements publics à caractère industriel et commercial, in : Mélanges René Chapus, Montchrestien, 1992, pp. 171-196

- LOMBARD (Martine), L’établissement industriel et commercial est-il condamné ?, AJDA, 2006, pp. 79 et s.

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты