Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Министры и министерства (Les ministres et les ministères)

Министерствами являются « органы администрации по управлению »: они управляют деятельностью или сектором, не обладая правоспособностью (см. статью Государственное управление). Число и полномочия министерств варьируются от одного правительства к другому. Во главе находятся члены правительства, которых обычно называют « министрами[1] ». Но число членов правительства зависит от воли Президента Республики и Премьер-министра. Имелась  явная тенденция к их увеличению в течение XIX и ХХ веков. Вот уже несколько десятилетий их число изменяется от 30 до 40 и более.

 

1. Различные категории министров

 

Иерархия, в символической части, установлена между членами правительства. Здесь находим, начиная с вершины, следующих субъектов:

- Государственные министры. Это министры, в отношении которых желают подчеркнуть существенную роль. Они в протокольном порядке расположены выше других членов правительства. В эпоху Пятой Республики их число изменялось от 0 до 5.

- министры (в узком смысле). Они формируют костяк правительственного действия. Среди них нужно различать министра юстиции, который называется « хранителем Печатей », т.к. ему после Революции была доверена Государственная Печать (то есть официальная печать Государства).

- делегированные министры. Они могут быть привязаны либо к Премьер-министру, либо к Государственному министру, либо к министру. Они осуществляют некоторые полномочия члена правительства, от которого они зависят. Они более или менее автономны в отношении него. Они, в принципе, участвуют в работе Совета министров (который также включает, конечно, Президента Республики, Премьер-министра, Государственных министров (министра) и министров).

- Государственные секретари. Они находятся либо во главе министерского департамента со второстепенной значимостью (и они тогда называются « автономными »), либо привязаны к Премьер-министру или министру, чтобы они полностью или в части помогали в осуществлении его компетенции (тогда они называются « делегированными »). Они участвуют в Совете министров, только когда в повестку дня включено рассмотрения вопроса, касающегося их функций.

 

2. Полномочия министров

 

Полномочия министров установлены не Конституцией или законом, а декретом Президента Республики.

Министры являются членами правительства и главами администрации.

1) В качестве членов правительства они солидарны с действиями всего правительства. Они назначаются (и отзываются) Президентом Республики по предложению Премьер-министра. Их функции могут также прекратиться вследствие отставки или изменения состава правительства. Они участвуют в работе Совета министров, также как и различных советов или межминистерских комитетов. Они имеют право доступа в Национальное собрание и Сенат, и их там выслушивают, если они того требуют.

2) Как главы администрации, они осуществляют очень многочисленные полномочия, которые они делегируют в части членам своего кабинета или высшим должностным лицам министерства.

В первую очередь, они представляют Государство в том секторе деятельности, который соответствует их министерскому департаменту. Во вторую очередь, они компетентны, чтобы организовывать службы, которые им подчинены. Определённо, они не имеют в принципе регламентарной (нормативной) власти. Тем не менее, в силу судебной практики Jamart (CE, 7 février 1936, Jamart, Rec. p. 172), министры могут принимать регламенты, « необходимые для должного функционирования администрации, находящейся под (их) властью ». В третью очередь, министры участвуют в выборе подчинённых им служащих и мер, относящихся к их карьере. В частности, они управляют деятельностью этих служащих и дают им инструкции, контролируя их исполнение.

Министры для осуществления их функций принимают административные акты, называемые « постановлениями ».

 

3. Министерские службы

 

Министерские службы являются полностью иерархическими.

- Прямо за министром находится « министерский кабинет », который является прямым помощником министра. Это структура, состоящая из сотрудников, которые выбираются министром дискреционным образом. Руководитель кабинета является основным сотрудником министра (который даёт ему право подписи, кроме ситуации контрассигнирования (второй подписи) декретов). Кабинет играет очень значимую роль: он является сверх-структурой, помещённой над центральной администрацией министерства. Часто, однако, он осуществляет не только концептуальные задачи, но также задачи по управлению. Это объясняет тенденцию ко всё большему и большему расширению численного состава Кабинета.

- Под кабинетом находится центральная администрация министерства. Она организована в « основных (генеральных) дирекциях », « дирекциях » и « службах ». Эти структуры могут быть организованы в свою очередь в « под-дирекции » или « бюро ». Иногда сюда добавляются другие структуры, как « делегации ». Эта сложная организация часто реорганизуется, особенно во время смены министров.



[1]    Приходится замечать, что термин « министр » может быть понят либо в широком смысле, как член правительства, либо в узком смысле, как особая категория членов правительства.

Литература

DUPUIS (Georges), GUEDON (Marie-José), CHRETIEN (Patrice), Droit administratif, Sirey, 10ème éd., 2007

 

 

SCHRAMECK (Olivier), Les cabinets ministériels, Dalloz, coll. Connaissance du Droit, 1995.

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты