Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Статус независимых административных органов (НАО) (Le statut des autorités administratives indépendantes (AAI))

Независимые административные органы (НАО) не имеют единообразного статуса. Тем не менее, они имеют некоторое количество общих признаков. Прежде всего, речь идёт об органе, который не может ограничиваться только консультативной ролью. НАО не должны с необходимостью иметь полномочие по принятию решений, но могут иметь только полномочие влияния. НАО являются одновременно « независимыми » органами и « административными » органами.

 

1. Независимые органы

 

Независимость НАО в отношении исполнительной власти является одним из возможных обоснований их создания. Эта независимость имеет одновременно органический характер и функциональный характер.

 

 

1) « Органическая » независимость НАО обеспечивается благодаря правилам, управляющим их составом, с одной стороны, и условиям осуществления полномочий их членами, с другой стороны.

- Состав НАО подчиняется многим требованиям. В первую очередь, при некоторых  исключениях (как Медиатор Республики и Защитник детей) НАО являются коллегиальными и включают от 3 до 21 члена. Коллегиальность позволяет уравновесить влияние различных инстанций, назначающих членов, и обеспечить коллективное обсуждение, что представляет гарантию объективности. Во вторую очередь, состав НАО избегает единственного выбора правительством. НАО очень часто включают в обязательном порядке членов наиболее высоких юрисдикционных органов (Государственный Совет, Кассационный суд, Счётная палата), чтобы благоприятствовать строгости и объективности, очень часто также « квалифицированные личности » (то есть выбираемые из их компетенции), иногда представители институтов и профессионалы определённого сектора. Члены НАО назначаются различными органами власти: иногда они назначаются высшими политическими органами страны (Президентом Республики, Председателем Сената, Председателем Национального Собрания), что позволяет тонкая политическая дозировка, а иногда более классическими органами власти (Премьер-министром, министром). Акту назначения может предшествовать процедура предложения или назначения другими органами власти.

- полномочие (мандат) членов НАО подчиняется особым правилам. Во всех случаях действует минимальное правило: безотзывность полномочия (что означает, что нельзя прекратить полномочие до истечения его срока). Можно добавить другие правила, которые наиболее часто поддерживаются, но не всегда, как достаточно долгая продолжительность полномочия и не возобновляемый характер полномочия. Впрочем, акты о некоторых НАО определяют строгий режим несовместимости, чтобы избежать пересечения с другими интересами.

 

 

2) Функциональная независимость означает главным образом, что НАО освобождаются от любой связи иерархической зависимости или опеки. В результате, они не получают ни приказов, ни инструкций от правительства. Также, последнее не может наложить своё вето на одно из их решений. Впрочем, НАО обладает чаще всего собственными службами, находящимися под руководством их президента. Они также располагают некоторой гибкостью при найме персонала и управлении своими должностными лицами. Говоря о финансовых средствах, автономия НАО кажется более ограниченной. Определённо, НАО обладают автономией финансового управления: президент органа является распорядителем его расходов. Тем не менее, ассигнования НАО происходят, за редким исключением, из государственного бюджета и не из собственных  источников. В этом плане, НАО находятся в той же ситуации, что и органы классической администрации.

 

2. Административные органы власти

 

Как « административные » власти, НАО лишены правосубъектности. Они являются частью государственного управления. Так, они действуют от имени и за счёт Государства. Именно акты НАО, причинившие вред влекут за собой ответственность государства перед компетентным судьёй. В этом отношении нужно уточнить, что НАО подчинены судебному контролю Государственного Совета, кроме случаев, если законодательные положения предусматривают, что все или часть их споров являются компетенцией общего суда.

Однако, имеются исключения из принципа, согласно которому НАО не являются юридическими лицами. С 2003 г. некоторые НАО  были наделены правосубъектностью. Первый, наиболее значимый орган, это Орган финансовых рынков (AMF), созданный в 2003 г. и квалифицируется законодателем как « независимый публичный орган ». Можно задаться вопросом, направлена ли эволюция на увеличение или даже на распространение этого нового типа НАО (подобные иностранные НАО часто обладают правосубъектностью). Но сегодня констатируют, что эти НАО, обладающие правосубъектностью, оставляют исключения (насчитывают 4 на сегодняшний день) и что законодатель продолжает создавать НАО без наделения их правосубъектностью.

Литература

CONSEIL D’ETAT, Rapport public 2001. Les autorités administratives indépendantes, Etudes et documents n°52, La Documentation française, 2001

 

GELARD (Patrice), Les autorités administratives indépendantes : évaluation d’un objet juridique non identifié, rapport de l’Office parlementaire d’évaluation de la législation, Assemblée Nationale et Sénat, tome 1, 15 juin 2006

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты