Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Контроль над публичными бухгалтерами (бухгалтерами публичных организаций) (Le contrôle des comptables)

Управление публичными средствами не может быть основано исключительно на порядочности чиновников. Статья 15 Декларации 1789г. прямо называет обязанность по контролю. «Общество вправе потребовать у любого должностного лица отчета о его деятельности». Итоговая финансовая цель деятельности государства предполагает использование адаптированного контроля и специальный вид ответственности.

I : Контроль в отношении публичных бухгалтеров

 

Министерство финансов осуществляет административный контроль работы своих сотрудников. Счетная палата проводит судебный контроль публичных счетов.

Контроль «бухгалтеров-централизаторов»

Публичные бухгалтеры объединены в сеть, они распределены по своим должностям на всей территории государства и передают результаты своей работы бухгалтерам, называемым «централизаторами». Последние, в свою очередь, направляют свои подсчеты бухгалтеру генеральной дирекции государственного учета, которая ведет общий финансовый учет в государстве (декрет от 23 декабря 2006г.). При каждой операции по централизации бухгалтер-централизатор принимает проводки по совершенным операциям, осуществляя тем самым контроль этих финансовых проводок.

Контроль, осуществляемый Инспекцией по финансам

Финансовый блок в администрации имеет собственный штат для проведения контрольных мероприятий - это финансовые инспекторы. Они осуществляют финансовый контроль всего публичного сектора и особенно публичных бухгалтеров. Это внутренний вид контроля, он является административным по своей природе, а результат проверок направляется Министру. Контроль осуществляется по документам и на месте. Процедура контроля носит состязательный характер.

Судебный контроль Счетной палаты

Счетная палата была создана в соответствии с законом от 16 сентября 1807г., кодифицированным в Кодексе финансовых судов. Счетная палата проверяет в судебном порядке бухгалтерские счета, а не самих бухгалтеров. Она исследует, были ли доходы собраны и расходы оплачены в соответствии с действующими бухгалтерскими правилами. Счетная палата подтверждает правильность счетов, если проводки по ним соответствуют требованиям законодательства. Она устанавливает задолженность у бухгалтера, если доходы были утеряны, либо расходы противоправны. Счетная палата вправе объявить публичным бухгалтером в силу самого факта любое лицо, которое противоправно вмешивается в расходование публичных средств.

В рамках судебной процедуры проверяемое лицо наделяется процессуальными гарантиями, закрепленными в статье 6 параграфе 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

II : Ответственность публичных бухгалтеров

 

Публичные бухгалтеры несут личную и денежную ответственность за операции, которые они совершают и за регулярное проведение предусмотренных контрольных мероприятий (статья 19 Декрета от 29.12.1962г). Данный вид ответственности налагается как Министром финансов (в рамках осуществления административного контроля), так и Счетной палатой (в рамках судебного контроля) (статья 60 закона N 63-156 от 23.02.1963г.)

Большая ответственность

Публичные бухгалтеры несут ответственность за неправильность записей в проводках как в отношении доходов, так и расходов. Они несут ответственность за всех своих подчиненных. Срок привлечения к ответственности, который первоначально равнялся 10 годам, был сокращен до 6 лет.

Учитывая существенный рычаг давления, который имеет бухгалтер в виде применения процедуры принудительного взыскания, установлено, что требование произвести платеж, о неправомерности которого он знает, влечет за собой действие уголовного права, так как это является уголовным правонарушением в виде взимания непричитающихся сумм.

Публичные бухгалтеры несут ответственность не только за ошибки. Они также ответственны за отсутствие должной прилежности, которую они могли бы проявить при взимании сумм.

Обязательное смягчение ответственности

В противовес финансовому риску существует гарантийная касса. Кроме того, министр финансов вправе освободить бухгалтера от обязанности по уплате сумм, в отношении которых он признан должником. Такое освобождение представляет собой совершенно свободное решение. Речь идет о своеобразном предохранительном клапане по отношению к строгим санкциям. Распорядитель бюджетных средств может принудить бухгалтера заплатить выставленные суммы, кроме случая превышения установленных лимитов. В этом случае бухгалтер освобождается от ответственности (статья 8 Декрета от 29.12.1962г.). В таком случае проблема становится политической и об этом автоматически извещается министр финансов.

Литература

- Descheemaeker Christian, La Cour des comptes, La documentation française, 2005, 208 pages.

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты