Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Анонимные роды (L'accouchement sous X)

Анонимные роды проистекают из возможности, предоставленной беременной женщине, скрыть данные о своей личности при поступлении в медицинское учреждение, избранное для принятия родов, и сохранять молчание и в дальнейшем, при регистрации сведений о ребенке в отделе записи актов гражданского состояния. Женщина может родить своего ребенка с соблюдением самого строго режима конфиденциальности и воспрепятствовать правовому установлению факта ее беременности. Эта практика, весьма древняя, не только не имеет широкого признания в Европе, но и ограничивается в применении во Франции (около 500 случаев в год).

 

I. Механизм

 

Возможность совершения анонимных родов доступна всякой женщине, независимо от её возраста и семейного положения. Её использование зависит от свободного выбора матери и не требует согласия или разрешения другого лица (законных представителей роженицы или отца ребенка)

 

После изложения просьбы о проведении тайных родов, женщина может отказаться  от своего намерения и записать ребенка под своим именем. Но если женщина поначалу не отреклась от своего решения, она всегда сможет его изменить, установив свое материнство, по крайней мере, до того, как ребенок будет поставлен на учет в целях усыновления или самого усыновления.

 

Закон от 22 января 2002 года обеспечил практику анонимных родов механизмом, способным предоставить доступ ребенка к информации о своем происхождении. Этот закон предусматривает систему мер по оповещению матери о последствиях своего поступка и возможности в любой момент раскрыть тайну своей личности. Кроме того, он регулирует закрытый сбор информации о матери, включая информацию о ее личности, и хранение этой информации Национальным советом по доступу к информации о происхождении (CNAOP). Ребенок по своему усмотрению может обратиться за хранимыми сведениями (кроме сведений о личности матери) при условии подачи заявления в Национальный совет по доступу к информации о происхождении. Напротив, сведения о личности матери могут быть ему предоставлены только в том случае, если она, после проведения консультации с представителями Национального совета, даст на то свое согласие или не будет на то возражать. Таким образом, французский закон оставляет за женщиной право на раскрытие тайны своей личности. Во всяком случае, это решение никак не повлияет на родственные связи ребенка.

 

II. Последствия

 

С 1993 года принятие анонимных родов влечет запрет на судебное установление материнства роженицы. Ранее механизм анонимных родов просто препятствовал судебному установлению материнства, путем очень редкого разрешения на установление личности матери. С целью закрепления права на анонимное рождение ребенка закон от 8 января 1993 года, положения которого были воспроизведены ордонансом 2005 года, сделал подобное заявление матери основанием для возвращения искового заявления об установлении материнства. Таким образом, даже установив имя своей матери, ребенок, рожденный анонимно, не сможет установить с ней связь, признаваемую законом.

 

Кроме того, использование возможности на производство анонимных родов ставит под угрозу лишения всяких правовых последствий признание ребенка со стороны отца. Действительно, при условии его подписания отцом до момента помещения ребенка на усыновление, это признание потребует установления личности ребенка для того, чтобы произвести необходимые правовые последствия. Однако признание, сделанное до родов, совершается в отношении ребенка, рожденного от женщины, которая по французскому праву никогда не будет считаться роженицей. Такое признание не может быть занесено в реестр гражданских состояний из-за невозможности его сопоставления с актом о рождении ребенка. Тем не менее, оно может быть дополнено или сделано вновь уже после рождения, если ребенок будет идентифицирован иным способом, без ссылки на роженицу. Конечно, это означает, что автор признания знает дату и место рождения ребенка, которые чаще всего и скрываются анонимной матерью. Однако закон от 2002 года наделяет отца правом требовать от прокурора при суде большой инстанции провести поиск соответствующей информации. Тем не менее, установление личности ребенка не обязательно повлечет придание правового эффекта отцовскому признанию и передачи ребенка отцу. В настоящее время Кассационный суд занимает позицию, согласно которой признание должно быть сделано до выражения согласия на усыновление ребенка (даже если он уже поставлен на учет в качестве усыновляемого). В этом случае признание влечет установление происхождения ребенка от данного отца с момента рождения ребенка и теперь уже только отец будет вправе давать согласие на его усыновление (Civ.1ère, 7 avril 2006, D.2006 Tribune p.1177).

Литература

- S. AUBIN, Les droits du père face à l'accouchement anonyme, in LPA 20 mars 2003 n°57 p.6.

 

- P. MALAURIE et H. FULCHIRON, Droit civil – La famille, Defrenois 2ème éd. 2006, n°1113 à 1126 p.434 et s.

- F. TERRE et D. FENOUILLET, Droit civil – Les personnes, la famille, les incapacités, Précis Dalloz 7ème éd. 2005, n°797 à 801 p.730 et s.

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты