Коучинг персонала

Основные определения коучинга

  • «Коучинг» — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви).
  • Коучинг — это управленческое поведение, альтернативное командно-контролирующему (Джон Уитмор).
  • «Коучинг» — это действие, имеющее цель достижения поставленных задач.
  • «Коучинг» — возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал.
  • «Коучинг»- процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап ее развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.
  • «Коучинг» — процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.
  • «Коучинг» — процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно.
  • «Коучинг» — процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от своих успехов и достижений.

Определение коучинга ICF (Международной Федерацией Коучинга): «Профессиональный коучинг» — это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.

Другое название метода: «Развивающее консультирование».

Смысл коучинга — движение к цели. Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, и получают уверенность, что выбранное ими направление развития — это действительно именно то, что им нужно. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную.

В отличие от психотерапии, коучинг нацелен на будущее. Он помогает, работая над своим настоящим, по-другому взглянуть на жизнь, осознать свои истинные, а не навязанные общественным мнением, желания, потребности и ценности, избавиться от внутренних барьеров, препятствующих достижению целей и научиться находить собственные решения.

Существует несколько десятков моделей коучинга определений коучинга, все они в той или иной мере соответствуют в действительности, но выделить единственно верное крайне сложно, поскольку все исследователи имеют на этот счет свое мнение.

Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности. Коучинг — один из инструментов развития творческого мышления.

Автор метода: Тимоти Голлвей (США), 1974 г.

Цель метода — максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.

По одной из версий, коучинг зародился в 80-х годах прошлого столетия. Ключевыми фигурами этого процесса стали: Томас Леонард — основатель персонального коучинга, Тимоти Голлвей — идеологический предтеча коучинга и Джон Уитмор — основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге.

Для обозначения той работы, которую Т. Леонард проводил со своими клиентами, он использовал спортивный термин «коучинг». «Коучинг» — это транслитерация английского «coaching». Это просто переписанное русскими буквами английское coaching, что можно перевести как «тренировка, репетиторство, подготовка». Так получилось, что слово «коучинг» не отражает сути самого понятия. На самом деле это понятие включает в себя нечто большее. Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни и деятельности. Одним из эквивалентов, выражающим идею коучинга, является «совместное достижение» или «развивающее консультирование».

По другой версии, разделяемой многими учеными-практиками, коучинг, в известном смысле, возник из «ниоткуда». Такой поход к планированию и осуществлению положительных изменений не был абсолютно новым. Многие из тех, кто знакомится с коучингом и его возможностями фактически использовали его в той или иной степени в своей жизни.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. «Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать». Сократ (470-399 г. до н.э.), древнегреческий философ.

Заслуга Голлвея, Леонарда и Уитмора в том, что, осознав необходимость личностной поддержки профессиональной деятельности, идеи коучинга обрели более совершенную форму.

По определению, коучинг — это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга — не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. В коучинге, в том числе в рамках целей организации, клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, стратегии и шаги, сопоставляя их с целями организации.

Суть метода — набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата.

Основная процедура коучинга — диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация, и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.

Содержание

Этапы коучинга

Коучинг проходит в несколько этапов:

1. Определение целей коучинга. Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.
2. Анализ текущей ситуации.
3. Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.
4. Составление плана действий.
5. Контроль и поддержка в процессе реализации плана.

Достоинства метода коучинга

• Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
• Коучинг применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Недостатки метода

— Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.
— Сильная зависимость результатов метода от личности и подготовки тренера — коуча, что приводит к нестабильности результатов обучения по одной и той же программе.

По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг. Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальный коучинг, корпоративный (групповой) коучинг.

По формату — очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга. Важно понимать, что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

Дополнительно о коучинге можно сказать следующее:

1. Оценка эффективности коучинга проводится самим клиентом по своим критериям путем сопоставления достигнутых результатов с заявленными в начале работы с коучем.
2. Коучинг — это кропотливый и тяжелый труд, долгая и кропотливая совместная работа коуча и клиента.
3. Человек развивается только тогда, когда сам прикладывает максимум усилий к формулированию и практическому решению своих задач.
4. Только действия и следующие за ними достижения могут привести к устойчивым изменениям в сознании человека.
5. По данным компании Fortune 500 коучинг позволяет более чем в 5 раз окупать затраты на вложенный капитал.
6. Нередко под привлекательной маркой коучинга клиенту предлагаются различные, достаточно далекие от него услуги.

Термины, используемые в коучинге:

Коуч (Coach) — специалист, проводящий коучинг.

Клиент — человек, заказывающий услуги коучинга. В терминологии, используемой британскими коучами, человека, получающего услугу коучинга, также называют coache.

Сессия — особым образом структурированная беседа коуча с клиентом.

Смысл коучинга

Коучинг работает на уровне сознания и служит для расширения границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей необходимой информации для решения задачи и ее анализ производятся клиентом самостоятельно при содействии коуча. Для этого используются специальные техники, главная из которых — вопросные технологии коучинга.

В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности.

Уровень профессионализма коуча определяется наличием сертификатов и количеством наработанных им часов. Первую коуч сессию длительностью от 30 до 90 минут коуч обязан предоставлять бесплатно. Именно в процессе первой коуч сессии клиент должен определить для себя, нужен ли ему коучинг и подходит ли ему именно этот коуч. Личность коуча играет важное значение в коучинге. Результат в коучинге достигается, в том числе за счет личности коуча, его навыком активного слушания и умения задавать правильные вопросы в нужный момент, а так же за счет умения использовать инструментарий так, что бы это приносило пользу клиенту. Коуч вам подходит в случае, если Вам приятен этот человек, вы понимаете, что можете перед ним открыться, он вызывает доверие, а ваши искренние и глубоко проработанные ответы на его вопросы приближают Вас к вашей цели.

Философия коучинга:

• каждый человек живет с чувством того, что он способен на большее. Коучинг – помощь в реализации этого чувства.
• каждый человек может все, что он захочет.
• каждый человек знает, чего он хочет.
• для того, чтобы достичь своих целей, надо осознавать реальность, быть мужественным и не останавливаться.
• хочешь быть счастливым и успешным – будь. Критерии счастья и успеха ты выбираешь сам.
• каждый человек отвечает за то, как проходит его жизнь.

Профессиональный коучинг предполагает партнерские взаимоотношения между коучем и отдельным клиентом по достижению колоссальных результатов, основанных на заявленных клиентом целях.

В коучинговом процессе клиент фокусируется на навыках, необходимых для успеха и повышения собственных результатов. После того как клиент выбрал тему сессии, коуч наблюдает, спрашивает и слушает, помогая проанализировать концепции и принципы, помогающие раскрыть возможности и спланировать действия. В результате у клиента появляется ясность относительно наиболее эффективных путей достижения желаемого. Решения обычно находятся из скрытых ресурсов клиента, коучи верят и находят подтверждения уникальности и высокого потенциала их клиентов, в их творчество и находчивость. Карьерный коуч обеспечивает поддержку, для развития уже имеющихся у клиента ресурсов, способностей и творческих сил. Он усиливает осознание собственных возможностей, что ведет к более продуктивным жизненным выборам.

Коучинг фокусируется на том, что с человеком происходит на данный момент и что можно сделать для достижения желаемого будущего, а не на его прошлом. Результативность в коучинге достигается вследствие того, что человек делает выбор и действует при поддержке коуча, благодаря способностям коуча и специальным коучиновым методикам. Коучи специально обучаются для того, чтобы грамотно слушать, наблюдать и эффективно использовать методики в соответствии с потребностями конкретного клиента.

Современный мир изменяется с огромной скоростью — возникают новые технологии, выпускаются новые изделия и продукты. Представителям бизнеса крайне сложно уследить за всеми новинками в области экономики, так как рынок находится в постоянном и достаточно динамичном движении.

Никто не хочет вести своё дело наугад в таких сложных условиях, поэтому руководители старательно ищут новые способы и методики развития и обучения своего персонала. В настоящее время важно не только осваивать иные технологии и методы, но и учитывать человеческий фактор.

Именно по этим причинам в области управления возникло много инновационных приёмов, позволяющих более эффективно управлять рабочим персоналом. И коучинг относится к одному из таких приёмов или методик обучения.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Суть метода

Инвестирование в людей — один из основных способов выживания

современного бизнеса. Но в связи с высоким влиянием человеческого фактора такой способ содержит определённые риски для работодателей, которые по вполне объяснимым причинам стремятся сократить.

Мероприятия, проводимые с персоналом, условно можно разделить на два направления:

  1. Методики, направленные на пассивное овладение определёнными знаниями и навыками, не требующие особой инициативности от персонала.
  2. И методики, формирующие активный или даже креативный подход к ведению профессиональной деятельности.

Коучинг в его современном понимании является методом, объединяющим различные методики и стили управления рабочим персоналом.

Каждый отдельный работник ценится, как уникальный специалист, крайне важный для развития всего предприятия или компании. Ему доверяют принятие важных решений, позволяют проявить инициативу и брать на себя ответственность.

Грамотно построенный коучинг можно сравнить с персональным тренингом, позволяющим каждому сотруднику развиться в профессиональном плане. Это специальная деятельность, направленная на развитие потенциала сотрудников.

На сегодняшний день практически в каждой компании или на предприятии, стремящемся к стабильному и развивающемуся бизнесу, имеется официальная должность коуч-менеджера или коуч-тренера. Часто коучинг называют одной из самых востребованных профессий XXI века. Настолько важным и перспективным является такое направление в обучении работников и служащих.

История возникновения

Следует отметить, что это явление отнюдь не новое в истории человечества. Слово «коучинг» хорошо известно, по крайней мере, c XVI века. В Англии оно имело отношение несколько к другой сфере, чем в современном мире, а именно к виду карет или повозок, однако, имело сходное значение — «средство, помогающее двигаться к цели».

Позднее этим словом стали определять преподавателей, ведущих частную репетиторскую деятельность. А в XIX веке определение прочно вошло в спортивный лексикон и стало определять наставническую или инструкторскую деятельность. Именно благодаря коуч-тренерам спортсменами совершены многие выдающиеся достижения.

Примерно с начала 80-х годов двадцатого века это понятие прочно вошло и в бизнес-сферу.

В настоящее время насчитывается более пятидесяти коуч-школ и около 500 направлений и видов обучения (к ним относят как VIP-обучение, так обучение социального уровня).

В США профессия коуч-тренера признана официальной с 2001 года. И такое направление тренерской деятельности продолжает активно развиваться во всём мире, охватывая новые направления и сферы человеческой жизни.

В определённом смысле коучинг можно считать «сборником» методик, наработанных в разных сфер профессиональной деятельности человека. Тренеры (наставники) почти всегда опираются на оригинальные приёмы и открытия, совершённые в других областях экономики, социальной сферы или науки. Им удаётся взять только самое лучшее и важное для обучения конкретной группы или отдельных людей. Именно поэтому настолько ценятся опытные коуч-тренеры.

А основанием любой коучинговой методики являются работы Дэниела Гоулмана, посвящённые сфере эмоционального интеллекта.

Также используется:

  • гуманистический подход, характерный для психиатрии;
  • методы диалога, разработанные Сократом;
  • спортивные методики, разработанные известными спортивными тренерами во всём мире.

Основные методы

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Различают следующие виды коучинга, применяемые в компаниях, организациях и на предприятиях:

  • Индивидуальный, проводимый сторонними (приглашёнными) специалистами для руководящего состава организации или предприятия. Тренер работает с каждым человеком лично, передавая необходимые знания и навыки.
  • Управленческий, проводимый для сотрудников руководящего звена и ориентированный на повышение эффективности производственной или коммерческой деятельности.
  • Групповой, организованный для группы сотрудников (иногда не связанных между собой функционально). Цели у такого обучения сходные — успешное развитие компании, предприятия или организации.
  • Для проекта, то есть, организованный под конкретный проект, требующий профессионального участия и консультации специалистов в этой сфере.

Для группы исполнителей, организованный для обучения лиц, связанным между собой функционально. Например, для обучения специалистов из отдела продаж.
Системный, во многом схожий с групповым видом обучения, но ставящий более глобальные цели — обучаются сотрудники, имеющие ключевое значение для компании.

То есть, лица ответственные за постановку целей, взаимодействие в коллективе, решение различных стратегических задач.

Нельзя с точностью сказать, какой именно вариант будет оптимальным. Определиться с целями коучинга поможет тщательное исследование и анализ ситуации в конкретной компании или на конкретном предприятии.

Обычно с успехом применяются современные приёмы менеджмента (техника постановки целей, SMART, GROW).

Правильная методика обучения обычно включает следующие этапы:

  • Расстановку целей и приоритетов (анализ ситуации, выбор задач и целей).
  • Работу тренера с обучающимся персоналом. Тренер конкретизирует ситуацию или проблему — задаёт вопросы и слушает учеников, делая необходимые выводы и подсказки.
  • Определение различных препятствий в достижении целей. Тренер помогает осознать или обнаружить проблему каждому сотруднику, проходящему коучинг.
  • Выработку методов и способов решения обнаруженных проблем. Зачастую сотрудники провоцируются к активному поиску решения.
  • Составление конкретного плана действий. Тренер помогает в анализе ситуации и предлагает варианты решения проблемы. Ученик должен сам выбрать наиболее приемлемое для него решение.
  • Установку сроков. Сотрудник договаривается с тренером, что именно и к какому сроку он должен сделать (обычно до следующей встречи с тренером, назначенной на конкретную дату).

Требования к тренеру

Специалиста, который может занять место коуч-менеджера, работодатель может назначить из числа сотрудников. Такой претендент должен обладать достаточными профессиональными навыками, опытом, обладать умением донести информацию до своих слушателей.

Обычно это уважаемый коллективом профессионал с отличными способностями к коммуникации и навыками в психологии общения.

Также тренер может являться приглашённым специалистом, выполняющим

определённое обучение за установленное работодателем вознаграждение.

Коуч или тренер по развитию персонала — это эксперт в своей профессиональной области либо менеджер, прошедший специальную подготовку и обладающий специальными навыками для обучения персонала.

Его деятельность контролирует руководитель компании либо специально назначенный менеджер. Задача руководителя — наблюдать развитие коучей (людей, участвующих в обучении) и координировать или корректировать действия тренера.

Входит ли премия в расчет отпускных? Это вы можете узнать, прочитав нашу статью.
Узнайте, как правильно уволить пенсионера, прочитав нашу статью.
Образец заявления об увольнении по собственному желанию вы найдете .

Плюсы и минусы метода

Основными достоинствами такого метода обучения является его трёхэтапная организация. Обучение включает в себя общую, специальную (профессиональную) и индивидуальную подготовку, которая:

  • повышает самооценку и ответственность у персонала;
  • определяет цели и оптимальные способы решения проблем;
  • обеспечивает эффективное личное развитие и ведение бизнеса в целом.

Работодатели отмечают, что регулярное обучение методом коучинга помогает увеличить производительность, повысить качество оказываемых клиентам услуг, увеличить итоговую доходность.

Возможные проблемы могут быть связаны:

  1. с недостаточной подготовленностью тренера;
  2. оплатой его услуг (это достаточно существенное капиталовложение в развитие персонала);
  3. нежеланием сотрудников осваивать новые навыки (людям не хватает уверенности в себе, креативного мышления, искренности и так далее).

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Ты отстал от жизни, если никогда не работал с коучем

В этой статье я хочу пролить свет на тему коучинга, так как на постсоветском пространстве собралось очень много неоднозначной информации о коучинге и коучах. Одни люди попали к правильным коучам и очень довольны результатом, в то время как другие попали к шарлатанам и поняли, что просто потеряли деньги.

Кроме того, я дам вам несколько инструментов, чтобы вы на себе ощутили, что такое коучинг.

В этой статье я расскажу:

  • Кто такой коуч (история, определение).
  • Отличие коуча от психолога, тренера, консультанта.
  • Как отличить коуча от шарлатана.
  • По каким вопросам клиенты обращаются к коучу.
  • Чем может быть полезен коуч клиенту.
  • Как выглядит обычная коучинговая сессия.
  • Сколько может зарабатывать коуч.
  • Может ли коучинг быть полезным для вас.
  • Можете ли вы стать коучем.
  • Что нужно, чтобы стать коучем.
  • Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало.

Уверен, что мои мысли покажутся вам объективными, так как, с одной стороны, я сертифицированный коуч, а с другой стороны — коучинг не является источником моего дохода, так как моя основная работа — управление персоналом на крупнейшем украинском телеканале. Кроме того, я сам нанимаю коучей для развития сотрудников компании и вижу разных представителей этой профессии.

Уже несколько лет я сертифицированный коуч. Когда я говорю окружающим о том, что я коуч, мне задают постоянно одни и те же вопросы:

  • Кто такой коуч? Это что, тренер личностного роста?
  • А как ты работаешь с клиентами? Ты, наверное, даёшь им советы?
  • Правда ли, что клиенты за одну коуч-сессию платят 100 долларов?
  • И ты правда только задаёшь вопросы?

У всех давно на слуху слово «коуч». У каждого из нас при слове «коуч» возникают разные ассоциации. Кто-то представляет себе тренера личностного роста, кто-то психолога, кто-то шарлатана-инфобизнесмена, а кто-то, может, и заядлого НЛПера.

Конечно, всё это не имеет никакого отношения к коучингу. Просто все эти люди в своё время уловили тренд популярности коучинга и начали среди прочих регалий приписывать себе новомодное слово «коуч».

Настоящие коучи вообще ничему не учат.

Но все, наверное, сойдутся в одном: коучи хорошо зарабатывают. И это действительно правда. Коучинговая сессия даже у начинающего коуча стоит уже 50 долларов, а вот опытные коучи берут от 100 до 200 долларов. Но есть и такие, которые могут брать 500 или даже 1 000 долларов, но это обычно очень известные коучи, которые работают с собственниками бизнеса, и эта работа ограничивается либо серией интенсивных коуч-сессий, между которыми пауза в 6–12 месяцев, или, наоборот, эпизодическими встречами один раз в месяц.

Но что самое поразительное — настоящие коучи (а кто такой настоящий коуч, я расскажу ниже) вообще ничему не учат. Они не говорят, какие решения принимать, не заставляют работать лучше или больше. И что не менее поразительно, они говорят с клиентом не о его прошлом, а, как правило, о будущем.

Так за что люди, которые задают вопросы о будущем, получают тысячи долларов от своих клиентов?

Попробуем разобраться. Начнём с определения.

Что такое коучинг?

Официальная версия:

Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом.

Моя версия:

Коучинг — это особый вид работы коуча с клиентом, благодаря которому клиент добивается выдающихся результатов быстрее, радостнее и проще, чем он сам бы работал над их достижением.

Немного истории

ТИМОТИ ГОЛВИ

Всё началось с Тимоти Голви, который был автором концепции внутренней игры, которая легла в основу коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 году. Именно эту дату и можно считать датой рождения коучинга.

Идея внутренней игры пришла ему в голову во время работы инструктором по теннису.

Противник в голове гораздо опаснее соперника по ту сторону «сетки». Задача тренера — помочь игроку устранить или смягчить внутренние препятствия. В результате проявится природная способность человека учиться и добиваться эффективности. Цель «внутренней игры» — уменьшить любое вмешательство в раскрытие и воплощение полного потенциала человека.

Тимоти Голви

ДЖОН УИТМОР

Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 году.

Он развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту. Джон Уитмор — британский автогонщик, один из ведущих бизнес-тренеров Великобритании, создатель популярной модели коучинга GROW.

Джон был учеником Тимоти Голви. В 2007 году получил награду президента Международной федерации коучинга (ICF), которой было отмечено признание его работы по продвижению коучинга во всём мире.

ТОМАС ЛЕОНАРД

Считается создателем коучинга в том виде, в котором мы знаем его сегодня.

Томас был консультантом по финансам. Однажды он обратил внимание, что самые успешные из его клиентов не столько просят его о консультации по финансам, сколько спрашивают личные бизнес-советы. Руководителям бизнеса и первым лицам компаний было интересно узнать, как быстро реагировать на меняющуюся экономическую обстановку, как эффективно управлять сотрудниками, а кто-то просто не мог сформулировать свои дальнейшие профессиональные цели.

Вот лишь небольшая часть достижений Томаса:

  • Основатель Университета коучей (Coach University — www.coachu.com), Международной федерации коучей (ICF), Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches — IAC) и проекта CoachVille.com.
  • Разработал 28 персональных и профессиональных программ.
  • Автор шести книг для коучей и 14 внутренних эксклюзивных работ для студентов Университета коучинга.
  • Среди более 28 разработанных им программ у нас очень популярна Clean Sweep.

Как развивался коучинг

  • С 70-х до середины 80-х — этап зарождения коучинга в США.
  • Середина 80-х — коучинг начал распространяться в США.
  • Середина 80-х — коучинг активизировался в Германии.
  • Конец 80-х — в Германии началось развитие персонала через коучинг.
  • Начало 90-х — в Европе и США стартовало разделение коучинга на специализации.
  • Середина/конец 90-х — в Европе и Америке коучинг активно набирает обороты.
  • С 2002 года и по сегодняшний день — фаза углубленной профессионализации.

Отличие коучинга от других видов помощи и консультирования показано на графике:

Таким образом, коучинг — это единственный способ консультирования, в котором именно клиент является экспертом, а коуч только задаёт вопросы.

Как же отличить настоящего коуча от настоящего шарлатана?

Коуч Шарлатан
Учился в сертифицированной школе
коучей (ECF или ICF) и может предъявить свой сертификат
Не учился коучингу совсем, учился по книжкам, учился у другого коуча, учился в несертифицированной школе
Вызывает доверие, не давит своим авторитетом, не навязывает услуги Не вызывает доверия, убеждает в необходимости своих услуг, использует приёмы манипулирования
Задаёт много вопросов Много рассказывает, даёт советы
На вопрос о цене даёт прямой ответ с конкретной цифрой Не называет цену, спрашивает, на какую сумму вы рассчитываете, предлагает заплатить «сколько можете»
Имеет специализацию (карьерный коучинг, лайф-коучинг, бизнес-коучинг) Готов работать с любым запросом
Может рассказать о собственном удачном опыте в выбранной сфере. Например, предлагая коучинг для руководителей, может рассказать
о своём как минимум 5-летнем опыте управления командой от 20 человек
Не может подтвердить наличие опыта в выбранной теме. Так, например, занимаясь коучингом отношений, сам не имеет партнёра

«
Отдельно хочу рассказать о «коучах», которые учились в Эриксоновском университете коучинга.

Стоит отметить, что из-за того, что Мэрилин Аткинсон потратила много лет жизни, называя своё прежнее учение НЛП новомодным словом «коучинг», сейчас многих учеников этой школы воспринимают как коучей. Я не хочу оспаривать их право называться так, как им хочется, но обязан пролить свет на этот вопрос.

Кто такой Эриксон, именем которого называют его учение:

  • Итак, Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд (1901–1980) — один из самых популярных американских психотерапевтов XX столетия.
  • Написал более 140 работ по психотерапии. В 1923 году разработал ряд методик гипнотерапии, в том числе метод поднятия руки.
  • Эриксон — основатель и президент Американского общества клинического гипноза (American society of clinical hypnosis), основатель и редактор журнала American Journal of Clinical Hypnosis. Регулярно проводил свои знаменитые семинары гипнотерапии и короткой прямой психотерапии.

В биографии Эриксона не указывается, что он был учеником одного из известных на то время коучей (они в списке выше). Кроме того, сам Эриксон не называл себя коучем, а свою науку — коучингом.

Но вот появилась Мэрилин Аткинсон, которая учила своих последователей НЛП. Однако на каком-то этапе начала называть себя коучем, не указывая, у кого она училась. Вот информация о ней:

  • Мэрилин Аткинсон — президент Международного Эриксоновского университета, доктор психологии, коуч, всемирно известный тренер, ученица Милтона Эриксона, известного психолога.
  • Мэрилин является автором многих работ, с 1985 года ведёт преподавательскую и консультативную деятельность в ведущих корпорациях мира, является основателем и президентом Международного Эриксоновского университета (Канада) и по сей день.
  • Мэрилин является автором книг по коучингу: «МАСТЕРСТВО ЖИЗНИ: внутренняя динамика развития», «ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ: пошаговая система», «ЖИЗНЬ В ПОТОКЕ: коучинг».

Поэтому коучи, получившие международную сертификацию, часто оспаривают право Аткинсон называть себя коучем, как и её учеников.

По каким вопросам клиенты обращаются к коучу?

Круг вопросов, с которыми клиенты обращаются к коучу, действительно очень велик. Вот некоторые из них:

  • Планирование бизнеса, бюджетирование, постановка целей.
  • Установление баланса между работой и личной жизнью.
  • Решение сложных ситуаций.
  • Достижение максимальной производительности на работе.
  • Решение бизнес- и личных проблем.
  • Принятие ключевых решений и разработка стратегий.
  • Повышение продаж.
  • Управлять своей жизнью вместо того, чтобы давать другим людям управлять мною.
  • Увеличить прибыльность моей компании по крайней мере на….
  • Убрать адреналин из моей жизни, чтобы я не выгорал.
  • Ускорить моё собственное развитие.
  • Разработать путь моего собственного роста.

Пример конкретных запросов, с которыми работал я:

  • Какое развитие карьеры выбрать.
  • Как устранить свои слабые стороны, чтобы стать маркетинг-директором.
  • Научиться управлять компанией (человек недавно стал партнёром).
  • Как поговорить с акционером о своём развитии.
  • Повышение уровня своего дохода на 50% за 6 месяцев.
  • Создание пассивного дохода в размере 200 долларов за 10 месяцев.
  • Покупка машины (не в кредит) за 1 год.
  • Карьерный рост до должности руководителя за 1 год.
  • Снижение уровня стрессов и напряжённости, чтобы работа была в кайф.
  • Найти бойфренда к концу года.
  • Обретение жизненного баланса (чтобы работа не была в ущерб другим сферам жизни).
  • Повышение уровня самочувствия и энергии.
  • Научиться управлять своим временем, определять свои возможности и эффективно определять сроки завершения задач.
  • Наведение порядка в жизни (вместо существующего хаоса).
  • Похудеть на 5 кг за 3 месяца.

Как выглядит обычная коучинговая сессия?

Обычная коучинговая сессия длится 60–90 минут. Если встречи частые, может сокращаться до 30–45 минут. Встречи обычно проходят в кафе или ресторане, а также на рабочем месте клиента (в его кабинете или переговорке). Реже клиент приезжает к коучу в офис.

Перед коучинговой сессией клиент формирует свой запрос — некое задание на время сессии. За время сессии клиенту с коучем предстоит найти решение его запроса.

Результатом коучинговой сессии является чёткое понимание клиента, что делать для достижения его цели, и план действий, обычно на неделю.

Во время сессии коуч задаёт клиенту вопросы и применяет различные коучинговые инструменты.

Типичная коучинговая сессия строится по модели GROW, которую придумал Уитмор:

  • Goal — какая у тебя цель? Чего ты хочешь добиться?
  • Reality — опиши свою ситуацию сейчас.
  • Options — какие есть варианты достижения цели? Кто может тебе помочь? Что тебе нужно? Давай проведём брейнсторминг.
  • Will — что нужно сделать для достижения цели? Какие ближайшие шаги? Когда бы ты мог это сделать?

Одна из задач коуча — поднимать планку клиента. То есть помогать клиенту ставить более высокие цели, чтобы он добивался в жизни большего.

Теперь, как и обещал, даю один из инструментов коучинга.

Это инструмент комплексной оценки жизни клиента и поиска слабых мест в ней.

Здесь 30 вопросов. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет».

А теперь посчитайте свою оценку отдельно в каждой сфере. Если сфера набрала меньше шести «да», значит, там есть проблемы. Если восемь и больше — всё отлично. Между шестью и восемью — стоило бы улучшить.

А теперь ваша цель — за 90 дней сделать так, чтобы собрать все 30 «да». Слабо? 😉

Сколько может зарабатывать коуч?

Чаще всего коуч берёт 100 долларов за коучинговую сессию.

Клиенты не обращаются разово, а покупают в среднем 5–10 коучинговых сессий (частные клиенты берут обычно пять, корпоративные — 10). В таких случаях коуч может делать скидки.

Коуч не загружен на 100% всего времени. Хорошей считается загрузка 40–60%, так как оставшееся время требуется для передвижения по городу, привлечения новых клиентов, ведения сайтов и так далее.

Многие коучи проводят тренинги, за которые в целом тоже берут около 100 долларов в час.

Возьмём обычный рабочий день человека — 8 часов. При загрузке 40% наш коуч отработает 3 часа в день. Это будет три коучинговых сессии длительностью по 60 минут. За такой день коуч заработает 300 долларов (при условии, что коуч не давал скидок).

За 20 рабочих дней коуч зарабатывает 6 000 долларов.

Это человек, который не занимается другим видом деятельности, кроме коучинга. Таких немного, но я знаю нескольких представителей.

Чаще же доход коуча колеблется в районе 3 000 –10 000 долларов.

Если коучинг не является основной деятельностью для человека и кроме него есть постоянная работа, такой коуч проводит не более одной сессии в день. И не на все 5 дней у него есть клиенты. Обычно это 3–4 дня. Что даёт 300–400 долларов в неделю или 1 200–1 600 долларов дополнительного дохода в месяц.

Есть и такие коучи, которые практикуют коучинг исключительно для поддержания своего опыта и проводят одну сессию в неделю. Что даёт 400 долларов в месяц.

Может ли коучинг быть полезным для меня?

Готов ли ты к коучингу?

Оцени от 1 до 4, где 1 — неверно, 4 — совершенно верно.

Можно рассчитывать, что я буду вовремя приходить на встречи 1 2 3 4
Я буду соблюдать договорённости и держать слово 1 2 3 4
Я хочу слушать и принимать советы от моего коуча 1 2 3 4
Я говорю прямо и обещаю моему коучу отношения «без игр» 1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу, что не получаю желаемого результата,
если у меня появится такое ощущение
1 2 3 4
Я догадываюсь, что у меня есть убеждения, ограничивающие
моё развитие, и сейчас настало время совершить шаги
по продвижению вперёд
1 2 3 4
Я готов расширять свои рамки и заменить неэффективное
поведение более эффективным
1 2 3 4
Я полностью готов выйти на новый уровень в своей жизни 1 2 3 4
Я хочу экспериментировать с идеями и концепциями,
которые будет предлагать коуч
1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу о том, что он пересекает мои личные границы,
и в этом случае попрошу его поменять свой подход
1 2 3 4
Я готов меняться ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС 1 2 3 4
Я знаю, чего хочу, и буду использовать коуча, чтобы достичь этого 1 2 3 4
Я полностью осознаю, что вся ответственность за результаты лежит на мне 1 2 3 4
Я хочу, чтобы коуч всегда говорил мне правду при любых обстоятельствах 1 2 3 4
У меня есть необходимые ресурсы для оплаты коучинга,
и я считаю коучинг стоящей инвестицией в мою жизнь
1 2 3 4

«
___________ общий балл

Итог:

  • 60–53. Ты очень хороший кандидат для коучинга!
  • 52–47. Ты готов. Лёгкое сопротивление сдерживает тебя. С этого можно начать коучинг.
  • 46–39. Ты в выжидательной позиции. Перед тем как начать работу, нам сначала лучше поговорить о том, почему ты думаешь о коучинге.
  • 38–0. Возвращайся, когда будешь готов принять решение. Сейчас ты не готов взять ответственность и сделать значительные изменения в жизни. Коучинг для тех, кто ГОТОВ. Сейчас, возможно, ещё не твоё время. Этот срез даёт тебе понимание, где ты находишься сейчас.

Могу ли я сам стать коучем?

Вы можете смело дать положительный ответ на этот вопрос, если сможете ответить «да» на все пункты:

  • Вы хотите помогать другим людям добиваться своих целей.
  • Готовы стать образцом для них и для этого добиваться своих целей в разных сферах жизни.
  • Готовы выделить время на обучение и базовую практику коучинга (более 100 часов).
  • У вас есть время для проведения коучинговых сессий после окончания обучения.
  • Готовы учиться, тренироваться проводить сессии в присутствии других, получать обратную связь от тренера.

Что нужно, чтобы стать коучем?

Алгоритм здесь следующий:

  1. Выберите школу, которая вам подходит по местоположению, времени проведения курсов, отзывам и имеет сертификацию ICF.
  2. Насобирайте деньги на курс (1 000–2 000 долларов).
  3. Пройдите курс обучения (в среднем 1–3 месяца интенсивных аудиторных занятий по 2–3 дня в неделю или 10–12 месяцев онлайн-занятий один раз в неделю по 60–90 минут).
  4. Начните проводить бесплатные коучинговые сессии. Нужно провести минимум 100 часов.
  5. Начните рассказывать окружающим о том, что вы стали коучем.
  6. Создайте свой сайт.
  7. Начните привлекать клиентов.

Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало

Изначально обучаться коучингу я пошёл совсем не для практики коучинга, а для улучшения своих навыков руководителя. Моя команда выросла с 2 до 10 человек, и нужно было научиться ими эффективно управлять. Так как все основные книги по менеджменту на тот момент я прочитал, то советы по управлению я искал в области лидерства.

Тренинги по лидерству не вызвали у меня интереса и уважения, поэтому я переключился на коучинг. Я познакомился с коучем, который рассказал и показал мне, что такое коучинг, и моё обучение началось. Учился я в Международной академии коучинга MAXIMUM (не сочтите за рекламу) у Максима Цветкова в течение 10 месяцев, каждую неделю по 90 минут в формате вебинаров.

Выполняя все домашние задания, я начал ставить себе цели, работать над их достижением и увидел эффективность коучинга как способа достижения целей (хотя хотел просто научиться управлять людьми).

Коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

По окончании курса я уже имел чёткие цели во всех сферах жизни. Кроме того, мои сотрудники заметили перемены в моём стиле управления, и наши отношения стали на порядок лучше.

Для получения сертификата мне нужна была практика коучинга, поэтому я стал коучить всех знакомых. Так получилось, что многие из них очень быстро добились своих целей. Один из моих подчинённых после месяца коучинга ушёл на более высокую должность в другую компанию с заработной платой в два раза выше. 🙂

Я понял, что коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

Сертификат я получил и начал неактивно коучить тех клиентов, которые приходили ко мне в основном по рекомендации. Со временем таких клиентов становится больше. Но для меня основной приоритет — это моя карьера: я хочу стать СЕО через 5 лет, поэтому коучингу я не уделяю столько времени, сколько мог бы. Для меня это, скорее, возможность заработать карманные деньги на любимые игрушки (телефон, ноутбук) на выходных.

Что мне дал коучинг:

  • Достижение ряда целей (карьера, здоровье, зарплата).
  • Опыт управления людьми в более демократичном стиле.
  • Знакомство с новыми и интересными личностями.
  • Осознание своего предназначения.
  • Более сбалансированную жизнь.
  • Улучшение взаимоотношений с окружающими.

С дополнительной информацией на тему коучинга и развития можно ознакомиться на моем сайте. 🙂

Автор иллюстраций — Стадников Константин

HR КОУЧИНГ

ДЛЯ КОГО: для HR-директоров, сотрудников службы персонала, специалистов по обучению и развитию персонала.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОГРАММЫ:

HR КОУЧИНГ — это принципиально новая авторская программа Елены Белугиной на основе:

  • 10-летнего опыта обучения внешних и внутренних коучей и внедрения коучинга в компаниях
  • обучения в 6 школах коучинга:
    • Американская – Тимоти Голлви
    • Английская – Джон Уитмор, Майлз Дауни, Дэйвид Клаттербак, Том Хаттон, Нейл Скоттон, Питер Врица
    • Канадская – Мерилин Аткинсон
    • Русская – Институт коучинга (СП-б)
    • Немецкая – Марк Стайнберг
    • Бельгийская – Ян Ардуи
  • авторских технологий HR-коучинга и бизнес-коучинга
  • в программе сбалансированы психологические, экономические и бизнес технологии из практики обучения коучей, руководителей и собственников бизнеса.

ЧТО ПОЛУЧАТ УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:

  • профессиональные компетенции внутреннего коуча
  • системную модель построения коучинговой культуры в организации
  • практические инструменты для развития сотрудников и построения эффективных команд
  • инструменты формирования у сотрудников глубинной мотивации к работе и профессиональному развитию
  • пространство для личного и профессионального развития
  • 46 МОДЕЛЕЙ И ИНСТРУМЕНТОВ КОУЧИНГА (20 АВТОРСКИХ)

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОУЧИНГА В РАБОТЕ HR-СЛУЖБЫ

Кадровый резерв Достижение целей Развитие команд
Оценка
Feed-back сессии
Управление карьерой Адаптация Испытательный срок
Пред- и
постренинговое
сопровождение
Управление талантами Программы повышения эффективности
Система обратной
связи
Управление проектами Разрешение конфликтов
Оптимизация работы
/ процессов
Управление изменениями Управление вовлеченностью

ВНЕДРЕНИЕ КОУЧИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗВОЛИТ:

  • Наиболее полно использовать внутренние ресурсы компании, раскрывать и использовать потенциал сотрудников.
  • Достигать цели компании с максимальной эффективностью.
  • Согласовывать цели организации, цели руководителей и цели сотрудников
  • Формировать глубинную мотивацию у сотрудников для решения бизнес-задач.
  • Повысить мотивацию сотрудников к личному и профессиональному развитию.
  • Повысить приверженность сотрудников целям и ценностям компании, повысить вовлеченность сотрудников.

    КОУЧИНГОВАЯ ФИЛОСОФИЯ / МОДЕЛИ / ПОДХОДЫ:

  1. Концепция Внутренней игры (Т. Голлви)
  2. Модель GROW (Дж Уитмор)
  3. Концепция директивного и недирективного коучинга (М. Дауни)
  4. НЛП – коучинг
  5. Ко-активный коучинг
  6. Коучинг, сфокусированный на решениях
  7. Подход к коучингу команд (Д. Клаттербак)
  8. Концепция латерального мышления (Э. Де Боно)
  9. Авторские модели и технологии (Е. Белугина)

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

  • 96 академических часов очных занятий в форме тренинга – 4 модуля (каждый по 3 дня 1 раз в месяц)
  • Межмодульная практика (4 практики в триадах под наблюдением ассистентов программы)
  • Индивидуальный менторинг (1 час)
  • Самостоятельное проведение 20 часов коучинга с клиентами
  • Чтение литературы и написание Эссе
  • Экзамен – демонстрационная коуч-сессия

ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ

  • 19 октября 2019 г.
  • 9 ноября 2019 г.
  • 10 ноября 2019 г.
  • 7 декабря 2019 г.
  • 8 декабря 2019 г.

Место: г. Москва, Филипповский переулок, д. 8, стр. 1, оф. 3.11 (Станция метро Арбатская).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • 1 МОДУЛЬ
  • 2 МОДУЛЬ
  • 3 МОДУЛЬ
  • 4 МОДУЛЬ

1 МОДУЛЬ.
КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИКОВ И КОМАНД.
ЦЕЛИ, БРОСАЮЩИЕ ВЫЗОВ.

  • Основы коучинга. Коучинг как инструмент развития сотрудников организации. Возможности и ограничения коучинга в организации.
  • Сотрудник организации как внутренний клиент. Области применения коучинга в работе HR-службы.
  • Компетенция 1. Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам.
  • Компетенция 2. Заключение коучингового соглашения.
  • Первая встреча с клиентом. Заключение коучингового соглашения в организации. Тройная встреча: заказчик-коуч-клиент.
  • Виды коучинга в организации.
  • Структура коуч-сессии. Контракт.
  • Компетенция 3. Установление доверительных отношений с клиентом.
  • Компетенция 5. Активное Слушание
  • Этапы коучинга.
  • Постановка цели в коучинге.
  • 10 моделей и практических инструментов коучинга (4 авторских)

2 МОДУЛЬ. ВНУТРЕННЯЯ ИГРА. ОТ ПРЕПЯТСТВИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ К НОВЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ.

  • Компетенция 6. Постановка «сильных» вопросов.
  • Компетенция 7. Прямая коммуникация.
  • Эффект «Внутренней игры». Внутренняя игра в коучинге.
  • Работа с препятствиями и ограничениями на пути достижения целей.
  • Ограничивающие убеждения.
  • Выход из сложной ситуации, в которую вовлечены другие люди.
  • Перевод проблемы в решение.
  • Осознанный выбор.
  • Сложные ситуации во взаимодействии с клиентом.
  • Поиск новых возможностей.
  • Работа с эмоциональными состояниями.
  • 12 моделей и практических инструментов коучинга (7 авторских)

3 МОДУЛЬ. РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ. МОТИВАЦИЯ В СТИЛЕ КОУЧИНГ.

  • Компетенция 8. Стимулирование Осознания
  • Компетенция 9. Проектирование Действий
  • Активизация творческого потенциала сотрудников.
  • Поиск нестандартных решений.
  • Активизация командного потенциала.
  • Мотивация в стиле коучинг.
  • Исследование профессиональных ценностей.
  • Выбор на основе ценностей.
  • Принятие обязательств и ответственности.
  • Сильные стороны и «Уникальная гениальность» сотрудников и команд.
  • Метафора в коучинге.
  • 13 моделей и практических инструментов коучинга (4 авторских)

4 МОДУЛЬ. СИСТЕМНЫЙ HR КОУЧИНГ: ПОСТРОЕНИЕ ФУНДАМЕНТА ДЛЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ.

  • Компетенция 10. Планирование и Постановка Целей
  • Компетенция 11. Управление Прогрессом и Ответственностью
  • Коучинг в управлении временем.
  • Система HR коучинга в организации.
  • Коучинг команды. Диагностика эффективности команды.
  • Создания командных ценностей.
  • Executive коучинг.
  • Карьерный коучинг.
  • Коучинг, связанный с развитием компетенций сотрудников.
  • Коучинг высокой эффективности.
  • Коучинг как инструмент повышения вовлеченности сотрудников.
  • HR коучинг при внедрении изменений в организации.
  • Коучинг команды изменений.
  • Разработка системы внедрения HR коучинга в организации. Авторская модель «Пирамида коучинга в организации»
  • 11 моделей и практических инструментов коучинга (6 авторских)

>РАСПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Образец сертификата

style=»text-align: center;»> СТОИМОСТЬ ПРОГРАММЫ: 180 000 РУБЛЕЙ.

Договор оферты

Авторы и тренеры программы

Елена Белугина, MCC ICF (International Coach Federation)

Автор и коуч-тренер, Executive и бизнес коуч, член АС (Association for Coaching, London), директор «International Institute of Coach-management», практикующий коуч с 2002 г, дипломированный психодраматерапевт, кандидат психологических наук, доцент ЮФУ, преподаватель МВА.

Галина Стороженко, PCC ICF (International Coach Federation)

Тренер-коуч, Executive и бизнес коуч, управляющий партнер International Institute of Coach-management , сертифицированный коуч ICF и AC, консультант, бизнес-тренер, кандидат психологических наук, Президент Южно-регионального клуба HR-менеджеров.

Светлана Старостина

Бизнес коуч, бизнес-тренер, командный коуч, модератор, ведущий тренер Международного института коуч-менеджмента, практикующий коуч с 2015 г.

Расскажите о программе коллегам и друзьям >Регистрация на программу

Коучинг как форма обучения

В последнее время руководители организаций все чаще применяют коучинг. В нашей стране это новое направление в обучении персонала, которое все больше находит свое применение в организациях. В широком смысле коучинг – это бизнес-консультирование, бизнес-тренинг, бизнес-эксперт, имиджмейкерство, психотерапия – все вместе призваны вести человека или организацию к успеху (рис. 7.4).

Рис. 7.4. Понятие коуча

В более узком смысле коучинг в переводе с английского (coaching) – тренировка или совместное достижение. Коучинг – это форма консультирования, ориентированная на прояснение клиентом собственных целей и успешного достижения их за счет внутренних ресурсов и источников мотивации.

Изначальной предпосылкой коучинга является твердая вера в то, что каждый человек и каждая организация обладают уникальным творческим потенциалом, позволяющим добиваться ощутимых ярких результатов во всех областях своей жизнедеятельности. Их сдерживают лишь ограничивающие убеждения, стереотипы и, возможно, недостаток отдельных навыков и информации. Коуч – это опытный штурман, который помогает человеку или организации благополучно миновать все подводные рифы и достичь своей цели.

Коуч направляет самостоятельную работу клиента, задавая вопросы, например: «Какие препятствия вы видите на пути к вашей цели?», «Каким образом вы сможете преодолеть эти препятствия?» или «Достаточно ли у вас информации для того, чтобы доверять этому партнеру или сотруднику?», «Какова при этом степень риска?». Задача коуча в вопросной сессии – помочь клиенту раскрыть его внутренние ресурсы для достижения положительных изменений в его поведении с другими и с самим собой.

Процесс коучинг-консультирования можно представить в виде схемы (рис. 7.5).

На каждом этапе коучинга происходит процесс обучения. Коуч фактически учит клиента обращаться к внутренним источникам знания и энергии – воображению, самосознанию, памяти, глубинным ценностям и свободе воли. Помимо этого, он также передает клиенту какие-то специальные знания и навыки, в особенности в области коммуникации, планирования, лидерства и эмоционального интеллекта. Таким образом, в ходе коучинга клиент (да и коуч тоже) постоянно испытывает ощущение новых открытий и свершений.

Каждый человек обладает потенциальной способностью предвидеть события, по крайней мере, для себя. С коучингом эта способность усиливается и углубляется. У тех людей, которым повезло и которые работали с коучем, в области решения задач по мотивации персонала к работе в определенной компании, мнение о своей компании меняется: они считают, что их компания заботится о своих сотрудниках. В Америке многие большие компании, такие как Boeing, American Express, Motorola, используют коучинг как дополнительную мотивацию для талантов и будущих лидеров. Коучинг учит людей думать более системно и гораздо «шире» обычного. Люди становятся гибче в контактах, более творчески подходят к решению профессиональных задач. И даже делаются счастливее, если имеют возможность наблюдать свой внутренний рост как личности, что способствует повышению их мотивации к труду.

Рис. 7.5. Этапы коучинга Коучинг нужен:

  • • для постановки цели и планирования ее достижения;
  • • мотивации на достижение результата;
  • • выявления собственных состояний успеха и мастерства;
  • • прорыва в карьере;
  • • улучшения взаимоотношений с родными и друзьями, коллегами по работе;
  • • устранения симптомов и причин стресса.

Коучинг позволяет развить следующие навыки:

  • • управление своим временем и временем подчиненных;
  • • межличностные коммуникации;
  • • самопрезентацию и публичные выступления;
  • • успешное ведение переговоров с деловыми партнерами;
  • • предотвращение конфликтов с партнерами по бизнесу;
  • • проведение совещаний;
  • • делегирование полномочий;
  • • лидерство и построение своей команды.

Преимущества использования коучинга:

  • • В коучинговом взаимодействии учитываются индивидуальные потребности в обучении клиента коучинга. В традиционных обучающих программах (например, в виде тренингов или семинаров) нет никакой гарантии, что содержание курса учитывает особые потребности каждого участника. На индивидуальной сессии коучинга особые потребности и предпочтения клиента выявляются и учитываются.
  • • Сессии кратки и могут быть организованы с учетом распорядка дня клиента. Каждая сессия обычно длится от получаса до 1 часа максимум, причем преимущественно по телефону, что помогает экономить драгоценное время.
  • • Руководители часто нуждаются не в формальных тренингах, а в обсуждении и решении некоторых проблем и задач индивидуально, по мере их возникновения. Предпосылка, на которой основан индивидуальный коучинг, – это то, что руководители знают сложности своего бизнеса намного лучше, чем любой внешний консультант. Коуч должен задать правильные вопросы таким образом, чтобы клиент получил доступ к его (ее) собственным решениям и внутренним ресурсам. Подобный эффект «профессионального присутствия» особенно присущ развивающему коучингу.
  • • Стили обучения некоторых руководителей делают индивидуальный коучинг намного более привлекательным и удобным способом личностного развития. Некоторые люди чувствуют себя в группе менее комфортно и имеют тенденцию избегать обсуждения реальных проблем из опасения потерять авторитет или снизить самооценку.
  • • Экономия затрат. При индивидуальном коучинге оплачиваются только короткие сессии интенсивного взаимодействия с коучем и исключаются все затраты, связанные с посещением традиционных тренингов и длительных программ.

Помимо традиционного личного общения «один на один», коучинг зачастую проводится в дистанционном режиме с использованием современных средств коммуникации – телефона и Интернета. Более того, на Западе более 70% коучинга проводится по телефону.

Коуч и клиент назначают телефонную сессию на определенное время. Телефонная сессия длится обычно 30–45 минут. В ходе беседы коуч задает вопросы и делает заметки, которые затем вместе с «домашним заданием» высылает клиенту по электронной почте. Сессии обычно проводятся раз в неделю, и в промежутках между ними зачастую также происходит активное общение через Интернет.

Поскольку коучинг предполагает обучение клиента в довольно чувствительных для него сферах, здесь очень важно поддержание высокого уровня доверия (конфиденциальности). Обычно дистанционную форму используют для передачи новых знаний или навыков: иностранных языков, финансов и учета, менеджмента, компьютерных технологий и т.д. В коучинге к этому добавляется еще один компонент – передача эмоций. Коуч вдохновляет клиента формировать для себя видение лучшего будущего. Он поддерживает его в минуты неудач и вместе с ним отмечает победу. Именно эти позитивные эмоции создают высокий уровень доверия и делают коучинг столь эффективным как в персональном, так и в бизнес-консультировании.

Электронная почта и другие аналогичные формы электронной коммуникации идеальны для передачи информации, но, к сожалению, плохо подходят для передачи эмоций. По тексту порой трудно догадаться, что на самом деле имел в виду автор письма или сообщения. Поэтому они используются вместе с голосовыми формами общения: телефоном, телеконференциями и всевозможными комбинированными интернет-системами, позволяющими одновременно как переписываться, так и переговариваться.

Таким образом, в условиях современной глобализации довольно типичной является ситуация, когда коуч и клиент сидят в разных уголках земного шара перед экранами компьютеров, подключенных к Интернету. Очень эффективным является использование Skypc – программного обеспечения с закрытым кодом, предоставляющего шифрованную связь между компьютерами, что позволяет не только слышать, но и видеть друг друга.

В Америке, где широко распространенным сервисом телефонных компаний являются телеконференции, не только индивидуальный коучинг, но и групповые тренинги проводятся дистанционно. Достаточно оплатить семинар, получить пароль и в назначенное время позвонить по номеру арендованного телемоста.

Коучинг персонала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *