Акт о проживании

Акт о фактическом проживании граждан составляется комиссией с целью установить факт проживания граждан по указанному адресу. Обследование жилого помещение может быть осуществлено работниками жилищно-коммунальной организации. В качестве членов комиссии могут быть привлечены соседи.

Акты об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, не могут быть законным основанием для начисления платы. До 01.06.2013 в спорах о правомерности начисления платы суды рассматривали подобные акты, составленные произвольно, в совокупности с иными доказательствами, подтверждающими фактическое проживание в помещении потребителей.

Введение в новые Правила нормы об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, а также дополнения к п. 58 в части определения количества временно проживающих в помещении потребителей на основании протокола об административном правонарушении по ст. 19.15 КоАП РФ поставило точку в вопросе о том, вправе ли исполнители самостоятельно выявлять проживающих в помещении без регистрации лиц и начислять им плату. Можно ответить однозначно: нет. Законодатель исходит из добросовестности граждан, обязывая их сообщать о временных потребителях коммунальных услуг. Единственное, что может сделать исполнитель, — это провести проверку и составить акт о фактически проживающих в помещении лицах. Однако начислять плату на основе этого акта он не вправе, только протокол уполномоченных органов позволяет производить начисления.

Для чего необходим

Весьма распространённое явление, когда человек зарегистрирован в одном доме, а живёт в другом, то есть он имеет фактическое место проживание. Данный акт помогает установить факт совместного проживания одного лица с другим. Весь смысл этого документа виден в его названии.

Преимущества данного акта

Таковыми преимуществами является помощь:

  • в выселении незаконно проживающих в помещении граждан;
  • в перерегистрации лица, зарегистрированного в другом жилом помещении;
  • при установлении людей, проживающих в конкретном помещении, без обращения в органы государственной власти.

Что необходимо указать, правила заполнения

Как и любой другой документ, акт о совместном проживании должен быть правильном составлен, то есть в нём необходимо разместить все необходимые элементы для того, чтобы он имел юридическую силу. В рассматриваемом документе должны присутствовать следующие сведения:

  • Название – «акт о совместном проживании».
  • Информацию о проживающих лицах (Ф. И. О., паспортные данные).
  • Сведения о соседях, принимающих участие в составлении и подтверждении этого акта.
  • Письменные объяснения соседей, наличие вещей, документов, подтверждающих проживание одного человека вместе с другим.
  • Адрес квартиры, в которой происходил осмотр.
  • Приложение, если есть документы, относящиеся к делу.
  • Дата и подписи соседей и проверяющего лица.

Образцы см. ниже.

Кто составляет и куда подавать

Составить акт о совместном проживании может собственник помещения, его соседи или сотрудники управляющей компании. Однако при составлении акта собственником или соседями потребуется заверение документа управляющей компанией, но допускается заверение акта и у нотариуса.

Документы составляются, как правило, для подачи в какие-либо инстанции, где требуется то или иное подтверждение.

Акт может быть использован для подтверждения совместной жизни в любых государственных органах, где это требуется.

Например, согласно пункту «о» статьи 54 Приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 года «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», для получения детского пособия потребуется документ, подтверждающий совместное проживание ребёнка с одним из родителей. Соответствующий акт как раз может быть таким документом.

Этот документ поможет и при получении алиментов.

Как составить акт о совместном проживании с ребенком

Нередки случаи, когда родители ребёнка живут по отдельности. А сам ребёнок зарегистрирован с одним родителем, например, с мужем, а фактически проживает с другим, например, с женой, и из этого могут возникнуть трудности при оформлении различных пособий на ребёнка или получении каких-либо льгот.

Для того чтобы не тратить время и силы на перерегистрацию, нужно составить акт о совместном проживании с ребёнком.

Допустим, несовершеннолетнее лицо зарегистрировано у отца, а проживает с матерью. Мать самостоятельно может составить акт, однако, проверять помещение должна специально собранная комиссия в составе представителя управляющей компании, участкового и минимум двух соседей. В этой ситуации соседи фактически являются понятыми и, согласно пункту 2 статьи 59 Федеральный закон «Об исполнительном производстве», их не может быть меньше двух. Обязательно присутствие собственника помещения, где происходит осмотр.

Для того чтобы документ оказался должным образом оформлен и была собрана комиссия, собственник может написать заявление о составлении акта о совместном проживании в управляющую компанию и ждать ответа.

О факте проживания семьи в составе матери и ребёнка может говорить наличие детских вещей, документов, например, свидетельство о рождении, игрушек, специально оборудованной комнаты. На основании осмотра и свидетельских показаний комиссия сделает вывод, действительно ли здесь проживает несовершеннолетний или нет. Выводы будут занесены в акт и подписаны участниками.

После того как документ подписан всеми участниками, проставлены печати, он будет полностью готов к использованию в качестве справки о проживании в конкретном помещении, где указаны все жители.

Опрос соседей о проживании

Такой опрос заключается в получении свидетельских показаний, которые позволяют судить о проживании или непроживании конкретного лица в квартире по данному адресу. Опрос, как правило, записывается и подтверждается опрашиваемым. Жильцу квартиры или этажа задаются вопросы о том, кто здесь проживает, видит ли он своего соседа, как часто, сколько человек регулярно появляется по данному адресу, на законных ли основаниях лица находятся в помещении.

Акт о совместном проживании матери и ребенка, образец и бланк

Образец акта.

Бланк.

Акт о фактическом проживании в квартире от соседей, образец

Образец такого акта можно скачать по ссылке. ⇐

Ответственность и штрафы

В Российской Федерации за незаконное проживание гражданина (не по месту регистрации в течении более 90 дней (более 3 месяцев)), а также за допущение этого собственником помещения или нанимателем предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Если человек живет более 3 месяцев не по месту регистрации, ему необходимо оформить хотя бы «временную прописку». А точнее — регистрацию по месту пребывания.

Согласно статье 19.15.1 КОаП штраф составит:

  • Для жильцов-нарушителей – 2 000 — 3 000 рублей;
  • Для собственников и нанимателей – 2 000 — 5 000 рублей.

Если подобное нарушение было допущено в городе федерального значения, то штраф составит:

  • Для жильца – 3 000 — 5 000 рублей;
  • Для собственников и нанимателей – 5 000 — 7 000 рублей.

Эта статья предусматривает основания освобождения от ответственности за это нарушение:

  • Проживание в помещении в населённом пункте, где гражданин имеет регистрацию по месту жительства;
  • Если гражданин, поселившийся в помещении без регистрации, является родственником кого-то, уже зарегистрированного на данной жилплощади;

Акт как о совместном так и о фактическом проживании в квартире это документы, которые устанавливают более или менее постоянное или регулярное нахождение лиц на данной жилплощади. И с их помощью можно бороться с незаконными регистрациями, неправомерным пребыванием человека в квартире или доме, или использовать их в качестве справки при обращении государственные органы. Особых сложностей с составлением нет, однако, придётся собрать комиссию, получить все подписи и печати.

Довольно часто можно наблюдать ситуацию, при которой граждане пользуются коммунальными услугами, но вот платить за них, не считают нужным. Когда в квартире не установлены индивидуальные приборы учета (далее – ИПУ) начисления за коммунальные услуги осуществляются исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении с применением нормативов потребления коммунальных услуг.

В целях учета потребления коммунальных услуг законодатель предоставил право исполнителю устанавливать количество временно проживающих граждан путем составления соответствующего Акта. При этом, если не установить фактическое количество проживающих граждан объем коммунальных услуг должен рассчитываться исходя из количества собственников жилого помещения. Тем самым, если в квартире числится один собственник, а по факту проживает 5 человек, в отсутствие сведений о фактически проживающих лицах в управляющей организации получается что такие «неучтенные» жильцы обогащаются за чужой счет, позволяя себе потреблять услуги и не платить за них.

Поэтому крайне важно своевременно фиксировать таких «любителей халявы» и начислять им плату за потребленные коммунальные услуги. О том, как это сделать правильно чтобы не получить предписания ГЖИ, можно узнать из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2019 г. № 307-ЭС19-14487 (дело № А56-102775/2018).

Перед тем, как узнать позицию суда, обратимся к нормам Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила 354).

В силу п. 56 Правил 354 если жилым помещением, не оборудованным ИПУ ГВС, ХВС или электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Пункт 56 (1) Правил 354 позволяет исполнителю при наличии сведений о временно проживающих в жилом помещении потребителях, но не зарегистрированных в нем, составлять акт об установлении количества таких граждан.

Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, председателем ТСЖ или кооператива.

Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка. Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел.

По результатам проверки ГЖИ Санкт-Петербурга установила, что на основании Акта управляющая организация производит начисление платы за коммунальные услуги в объеме, исчисленном в отсутствие ИПУ, исходя из количества фактически проживающих в квартире граждан. Поскольку указанный Акт собственнику квартиры не вручался и в органы внутренних дел не направлялся, ГЖИ посчитала такой порядок определения платы неправомерным и предписанием обязала управляющую организацию осуществить перерасчет за спорный период.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований управляющей организации о признании недействительным предписания ГЖИ на том основании, что Акт не является достаточным основанием для начисления платы за коммунальные услуги исходя из указанного в нем количества проживающих граждан. Такой вывод суд мотивировал тем, что данный Акт собственнику квартиры не вручался, уполномоченным государственным органам не направлялся, протокол об административном правонарушении уполномоченными органами не составлялся.

Однако, суд апелляционной инстанции не согласился с позицией суда первой инстанции и признал предписание ГЖИ недействительным, указав на следующее:

«…акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, признается достаточным основанием для определения платы за холодное и горячее водоснабжение, исходя из фактического количества проживающих в квартире лиц. Причем нормы Правил от 06.05.2011 N 354 не связывают юридическую силу такого акта с исполнением или неисполнением обязанности по направлению копии акта в уполномоченные государственные органы.

Содержание акта от 23.03.2017 соответствует требованиям пункта 56 (1) Правил от 06.05.2011 № 354. Достоверность содержащейся в нем информации не ставится под сомнение Инспекцией. Факт временного проживания в квартире 37 человек не опровергнут в ходе проверочных мероприятий, в связи с чем оспариваемое предписание о пересчете платы за коммунальные услуги нельзя признать адекватным допущенному ООО «Охта-Сервис Плюс» нарушению».

Вместе с тем, окружной суд признал правильным выводы суда первой инстанции:

— акт не может быть признан надлежащим документом для начисления платы за коммунальные услуги, исходя из указанного в нем количества проживающих граждан;

— правила не содержат положений, которые позволили бы управляющей организации самостоятельно устанавливать количество фактически проживающих временных жильцов путем составления акта.

Указав на то, что апелляция переоценила имеющиеся в деле доказательства относительно содержания правоотношений и решение суда первой инстанции не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что у апелляции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции.

Верховный Суд РФ не усмотрел оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов и отказал управляющей организации в передаче кассации в СК Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 26.08.2019г. № 307-ЭС19-14487).

Учитывая вышеизложенное, стоит не забывать передавать 1 экземпляр акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении собственнику жилого помещения, а также направлять его в органы ОВД, как мы писали ранее.

По материалам блога Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru

Акт о проживании

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *