Принцип 7 2

В основе принципов трудового права лежат социально-экономические права в сфере труда. Практически в каждом принципе находит свое отражение конкретное трудовое право/обязанность, а также его гарантии. В этом свете не случайным представляется употребление такой законодательной формулы, предваряющей систему принципов, как «обеспечение» соответствующего трудового права.

Ст. 2 ТК РФ содержит большинство принципов, характерных для трудового права, базирующихся на нормах международного права, Конституции РФ и выражает сущность законодательства о труде, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Сформулированные в ней принципы проявляются в различных правовых институтах трудового права. Некоторые из них конкретизируются в правовых нормах, касающихся возникновения трудовых отношений, иные — в период действия трудового договора. В сфере труда имеется обширный нормативный массив, призванный защитить трудовые права работников на всех стадиях трудового отношения.

Согласно ст. 2 ТК РФ выделяют следующие принципы трудового права.

  • Свобода труда — основополагающий принцип трудового права. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовое отношение с работодателем или заняться предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда означает и право вообще не заниматься трудом. Она несовместима с дискриминацией в сфере труда и принудительным трудом. Только способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении по работе.
  • Запрещение принудительного труда и дискриминации. К принудительному труду относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

o нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

o возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности, не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Принудительный труд не включает в себя:

o работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

o работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

o работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

o работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

  • Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Право на защиту от безработицы реализуется в Законе о занятости и иных нормативных правовых актах. Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости. Для их осуществления создаются специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемой Федеральной службой по труду и занятости, выделяются необходимые финансовые ресурсы, предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельных категорий граждан. Так, Закон о защите инвалидов устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).
  • Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, условия, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе и права работников и работодателей на объединение. Справедливые условия труда включают в себя три составляющие: безопасный труд, отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи. Право на отдых — одно из основных трудовых прав. Ст. 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на отдых. Право на справедливую оплату труда гарантируется государством, которое определяет меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, величину МРОТ, которая устанавливается на всей территории Российской Федерации и не может быть снижена ни субъектом Российской Федерации, ни органом местного самоуправления, ни конкретной организацией. Статья воспроизводит конституционное положение о праве граждан на объединение применительно к сторонам трудового отношения: работникам и работодателям. Работники и работодатели добровольно могут вступать в объединения для защиты своих прав и интересов.
  • Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в соответствующей форме. Этот принцип выражен в наделении работников правом принимать непосредственное участие (на общем собрании) или через свои представительные органы (профсоюзы) в регулировании трудовых отношений, в применении нормативных положений.
  • Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений.
  • Социальное партнерство.
  • Обязательность возмещения вреда.
  • Установление государственных гарантий и осуществление государственного контроля.
  • Обеспечение права каждого на государственную защиту и разрешение индивидуальных и коллективных споров. Индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. ст. 381—397 ТК), коллективные трудовые споры — с применением примирительных процедур и при не достижении соглашения объявлением забастовки, право на которую предусмотрено ст. 37 Конституции РФ (ст. ст. 398—418 ТК).
  • Обязанность сторон трудового договора соблюдать его условия. Впервые в трудовом законодательстве установлено, что материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, возникает независимо от вины работодателя.
  • Обеспечение права на осуществление профсоюзного контроля, обеспечение права на обязательное социальное страхование.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Система принципов правового регулирования труда

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Система принципов правового регулирования труда

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Система принципов правового регулирования труда

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Социально-трудовыми отношения — взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Социально-трудовые отношения возникают и развиваются с целью регулирования качества трудовой жизни.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.)

При этом понятие социально-трудовых отношений намного шире, понятия трудовых отношений и отражает не только юридический, но и социально-экономический и психологический аспекты трудового процесса.

Элементы системы социально-трудовых отношений:

  • субъекты социально-трудовых отношений;
  • уровни социально-трудовых отношений;
  • предметы социально-трудовых отношений;

Субъекты социально-трудовых отношений

К субъектам социально-трудовых отношений относятся: наемный работник, работодатель, государство.

Наемный работник — это физическое лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с работодателем на выполнение определенной работы в соответствии со своей квалификацией и своими способностями. Защитой интересов наемных работников занимаются, в первую очередь, профессиональные союзы.

Работодатель — это физическое или юридическое лицо (организация), нанимающее для работы одно или более лиц. При этом работодателем может быть как собственник средств производства, так и его представитель (например, руководитель организации, не являющийся ее владельцем).

Государство в системе социально-трудовых отношений выполняет законодательную функцию, а также выступает в качестве координатора и организатора данных отношений, а также посредника и арбитра при трудовых спорах. C другой стороны, государство также является работодателем.

Уровни социально-трудовых отношений подразделяются на:

  • индивидуальный и коллективный;
  • государственный уровень, уровень организации, рабочего места и др.

Предметами социально-трудовых отношений являются различные аспекты трудовой жизни человека и организации.

К ним относятся:

  • организация и эффективность труда;
  • наем-увольнение;
  • оценка, условия и оплата труда, вопросы пенсионного обеспечения;
  • кадровая политика организации и т.д.

Анализ социально-трудовых отношений

Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Анализ социально-трудовых отношений обычно проводит по трем направлениям: субъекты; предметы, типы.

Субъектами социально-трудовых отношений являются индивидуумы или социальные группы. Для современной экономики наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются: наемные работники, профсоюз, работодатель, союз работодателей, государство.

Наемный работник — это человек, заключивший трудовой договор с представителем предприятия, общественной организации или государства.

Работодатель — это человек, нанимающий для выполнения работы одного или нескольких работников. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем. В частности, работодателем является руководитель государственного предприятия, который в свою очередь, является наемным работником по отношению к государству.

Профессиональный союз создается для защиты экономических интересов наемных работников или лиц свободных профессий в определенной сфере деятельности. Важнейшими направлениями деятельности профсоюза являются: обеспечение занятости и оплата труда.

Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.

Взаимосвязи между субъектами социально-трудовых отношений возникают при различных условиях: работник-работник; работник- работодатель; профсоюз-работодатель; работодатель-государство; работник-государство и др.

Предметы социально-трудовых отношений определяются целями, к достижению которых стремятся люди на различных этапах их деятельности. Принято различать три основных стадии жизненного цикла человека:

  • от рождения до окончания обучения;
  • период трудовой и/или семейной деятельности;
  • период после трудовой деятельности.

На первой стадии социально-трудовые отношения связаны преимущественно с проблемами профессионального обучения. На второй — основными являются отношения найма и увольнения, условий и оплаты труда. На третьей — центральной является проблема пенсионного обеспечения.

В наибольшей степени предметы социально-трудовых отношений обусловлены двумя блоками проблем: занятость; организация и оплата труда.

Первый из этих блоков определяет возможности обеспечения людей средствами существования, а также реализации индивидуальных способностей. Второй блок связан с условиями труда, характером взаимоотношений в производственных коллективах, возмещением затрат рабочей силы, возможностями для развития человека в процессе трудовой деятельности.

Типы социально-трудовых отношений

Типы социально-трудовых отношений характеризуют психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности.

Выделяют следующие виды социально-трудовых отношений по организационным формам

Патернализм характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия. Оно осуществляется под видом «отеческой заботы» государства о нуждах населения или администрации предприятия о его сотрудниках. Примером государственного патернализма может служить бывшими СССР.

Партнерство наиболее характерно для Германии. Экономика этой страны основана на системе детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наемные работники, предприниматели и государство рассматриваются как партнеры в решении экономических и социальных задач. При этом профсоюзы выступают с позиций, не только защиты интересов наемного персонала, но и эффективности производства на предприятиях и национальной экономики в целом.

Конкуренция между людьми или коллективами также может способствовать достижению синергетического эффекта. В частности, опыт показывает эффективность рационально организованной конкуренции между конструкторскими коллективами.

Солидарность предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей.

Субсидиарность означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем. Субсидиарность можно рассматривать как противоположность патернализму. Если человек для достижения своих целей вступает в профессиональный или иной союз, то субсидиарность может реализовываться в форме солидарности. При этом человек действует солидарно при полном сознании своих целей и своей личной ответственности, не поддаваясь влиянию толпы.

Дискриминация — это основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений. При дискриминации нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда, дискриминация может быть по полу, возрасту, расе, национальности и другим признакам. Проявление дискриминации возможны при выборе профессии и поступлении в учебные заведения, продвижении по службе, представлении услуг предприятия работникам, увольнении.

Конфликт является крайним выражением противоречий в социально-трудовых отношениях. Наиболее явными фордами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения (локауты).

По характеру влияния на результаты экономической деятельности

По характеру влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни людей социально-трудовые отношения бывают двух типов:

  • конструктивными, способствующими успешной деятельности предприятия и общества;
  • деструктивными, мешающими успешной деятельности предприятия и общества.

Конструктивными могут быть отношения либо сотрудничества, взаимной помощи, либо конкуренции, организованной так, чтобы способствовать достижению положительных результатов.

Деструктивные взаимоотношения возникают тогда, когда общая направленность интересов сотрудников и социальных групп не соответствует целям предприятия. Интересы сотрудников предприятия могут различаться по ряду признаков: психофизиологические параметры (пол, возраст, здоровье, темперамент, уровень способностей и т.п.); национальность, семейное положение; образование; отношение к религии; социальное положение; политическая ориентация; уровень доходов; профессия и т.д.

Само по себе различие сотрудников предприятия по этим и другим признакам необязательно ведет к деструктивным взаимоотношениям. Известно множество примеров эффективного сотрудничества самых разных людей. Основным условием такого сотрудничества является наличие объединяющих ситуации или идеи, перед которыми индивидуальные и групповые различия становятся несущественными.

Объединяющие ситуации — это война, стихийное бедствие, экологическая катастрофа, необходимость сохранения (выживаемости) предприятия в конкурентной борьбе, страх безработицу. Объединяющие идеи могут быть религиозными, социально-политическими, научными и др.

Конструктивное взаимодействие сотрудников предприятия основывается на авторитете руководителей, системе пожизненного найма, высоком уровне доходов, рациональном стиле управления, психологической атмосфере в коллективе.

Эффективность системы управления персоналом зависит от учета различий характеристик и интересов сотрудников. В частности, необходимо учитывать особенности работы женщин, людей пенсионного возраста, инвалидов и молодежи. Необходимо уважать религиозные чувства и национальные обычаи. При разработке режима труда и отдыха, систем мотивации и оплаты следует учитывать особенности творческого труда, семейное положение сотрудников, условия для повышения квалификации работников.

К числу наиболее важных социальных взаимоотношений относятся взаимоотношения между руководителями и подчиненными. В России экономика десятилетиями функционировала на основе административных методов, а точнее, просто на страхе подчиненных перед начальством. Такие взаимоотношения были особенно откровенными между руководителями различных уровней.

Опыт развитых стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Существенное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.

Государственное регулирование социально-трудовых отношений

Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уровне в Российской Федерации выполняет совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему государственного регулирования социально-трудовых отношений.

Задачами системы гос.регулирования социально-трудовых отношений:

  • законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах;
  • контроль исполнения законов;
  • выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных ситуаций и т.д.)

Законодательное регулирование социально-трудовых отношений

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регулирование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений.

К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.

Целями трудового законодательства являются:

  • установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
  • создание благоприятных условий труда;
  • защита прав и интересов работников и работодателей.

Законотворчество в области регулирования социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных отраслей.

В Российской Федерации в механизме государственного регулирования трудовых отношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. На федеральном уровне законодательная власть в России представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Исполнительная власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства охватывает все сферы жизни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральными и отраслевыми министерствами. До административной реформы 2004 года вопросами регулирования социально-трудовых отношений занималось Министерство труда и социальных отношений РФ (Минтруд).

Судебная власть осуществляет регулирование в области социально-трудовых отношений на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушителей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Министерством юстиции. Министерство юстиции участвует в формировании и реализации государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений.

Модели государственного регулирования социально-трудовых отношений

Существуют две основные модели государственного регулирования социально-трудовых отношений:

  • англо-саксонская;
  • европейская (рейнская).

Англо-саксонская модель практикуется в США, Великобритании, Тайване и некоторых других странах. Основные особенности данной модели заключаются в том, что государство рассматривает работодателей и работников как равных игроков рынка и выполняет функции поддержания необходимых для рынка элементов, таких как конкуренция, ограничение монополий, создание нормативно-правовой базы и т.д. Европейская модель основывается на предположении, что работники находятся в зависимом положении от работодателей и нуждаются в поддержке и защите со стороны государства в виде поддерживаемой на достаточно высоком уровне минимальной оплаты труда, социального и медицинского страхования, наличии государственных органов, защищающих интересы работников.

Новая редакция Ст. 9 ТК РФ

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Комментарий к Статье 9 ТК РФ

В статье 9 Трудового кодекса прямо сказано, что регулирование трудовых отношений (а также иных отношений, связанных с трудовыми) может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями трудовых договоров, соглашений, а также коллективных договоров.

Другой комментарий к Ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 9 определяет содержание договорно-правового блока источников трудового права. Его образуют: а) коллективные договоры и соглашения; б) индивидуальные трудовые договоры.

Роль одного из важнейших источников трудового права, призванных нести основную регулирующую нагрузку, возложена на соглашения и коллективные договоры, заключаемые между работодателями и профсоюзами либо иными представителями работников, а также трудовые договоры, заключаемые непосредственно работодателями и работниками.

Коллективные договоры и соглашения наряду с обязательственными положениями, содержат и нормативные положения, которые позволяют им, во-первых, заполнять нишу в системе источников трудового права, оставленную для них нормативными правовыми актами публичных властей, и тем самым конкретизировать нормативные источники норм трудового права; во-вторых, выступать в качестве основной формы реализации социально-партнерских отношений работодателей и работников; в-третьих, служить источником коллективных норм трудового права, адресованных работникам как стороне коллективного договора или соглашения; в-четвертых, гармонизировать социальные интересы работников и частные интересы работодателя, в-пятых, устанавливать пределы локальному нормотворчеству работодателя. Если иное не предусмотрено в самом договоре или законе, положения коллективных договоров и соглашений не могут изменяться или прекращаться по усмотрению одной из сторон.

Первостепенная регулирующая роль соглашений и коллективных договоров проистекает из того, что именно они становятся в условиях рыночной экономики ведущими источниками в системе норм трудового права, опирающейся не только на публичное нормативно-правовое регулирование труда, но и на договорное саморегулирование условий применения конкретного труда. В этом смысле трудовое право современной России все больше будет концентрироваться преимущественно в двух видах источников: а) актах внешнего публичного нормативно-правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений (об этих источниках подробнее см. статью 5 ТК России и комментарий к ней); б) актах саморегулирования коллективных и индивидуальных трудовых отношений, которые создаются и исполняются самими сторонами договоров и соглашений. Вместе тем свою роль основного источника саморегулирования коллективных трудовых отношений эти правовые акты могут выполнить только в том случае, когда работодатели и работники осознают необходимость самостоятельного регулирования своих взаимоотношений и на практике используют все возможности, которые им предоставляет заключение и исполнение этих соглашений и договоров (подробнее о коллективных договорах и соглашениях см. статьи гл. 7 ТК РФ и комментарий к ним).

2. Договорно-правовой блок источников трудового права немыслим без включения в него трудового договора, являющегося основным инструментом правового регулирования индивидуальных трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

Функция индивидуального правового регулирования трудовых отношений выполнялась трудовым договором всегда, однако ее объем был различен в разные периоды. В условиях государственно-плановой системы управления производством и трудом объем этой функции был весьма невелик, так как основную регулирующую нагрузку несли нормативные правовые акты органов государственного управления. С переходом на рыночные основы хозяйствования государство сложило с себя функции субъекта прямого управления хозяйственной деятельностью и трудом. Отечественная экономика теперь функционирует главным образом на началах частнопредпринимательской самостоятельности хозяйствующих субъектов, а свободный труд используется на тех условиях, о которых договариваются стороны коллективных и индивидуальных трудовых договоров и соглашений.

Индивидуальное регулирование трудовых отношений, осуществляемое с помощью трудовых договоров, не является разновидностью публичного нормативного правового регулирования, так как в его основе лежит не общая норма права, распространяющаяся на неопределенный круг работников, а персонально определенная договоренность, касающаяся взаимоотношений конкретного работодателя и конкретного работника. Тем не менее индивидуальный трудовой договор сегодня можно и нужно рассматривать как индивидуальный правовой акт, который не только порождает индивидуальные права и обязанности, но и регулирует взаимоотношения его сторон. Если же обратиться ко всем индивидуальным трудовым договорам, заключенным работниками с каким-либо работодателем, то их совокупные условия уже создают общую для коллектива работников данного работодателя систему взаимодействующих (корреспондирующих) прав и обязанностей, которая также является правовым регулятором поведения людей; причем в данном случае регулирование идет не только по вертикали «работник — работодатель», но и по горизонтали «работник — работник». В совокупности с другими локальными нормативными актами и коллективными договорами все трудовые договоры, заключенные конкретным работодателем, создают у него определенный правовой режим локального регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

С этих позиций закон совершенно правильно включил трудовой договор в число источников договорного регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, т.е. отнес его к элементам системы источников правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

3. Признав договоры и соглашения источниками договорно-правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, закон установил и предел этого регулирования в виде заданного нормативно-правовым блоком трудового права уровня прав и гарантий работников, который не вправе снижать коллективные договоры, соглашения и трудовые договоры. Условия конкретных договоров или соглашений, снижающие обозначенный уровень трудовых прав и гарантий, являются юридически ничтожными и не подлежат применению.

Принцип 7 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *