Уполномоченные органы исполнительной власти

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 июня 2009 г. N 457

I. Общие положения

1. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.10.2010 N 878, от 06.04.2011 N 246, от 03.11.2011 N 904)

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области наименований географических объектов.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.

2. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.

3. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

5.1.1. государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним;

5.1.2. ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5.1.3. государственный кадастровый учет недвижимого имущества;

5.1.4. ведение государственного кадастра недвижимости;

5.1.5. ведение государственного реестра кадастровых инженеров;

5.1.6. ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;

5.1.7. ведение сводного государственного реестра арбитражных управляющих и единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

5.1.8. надзор за исполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

5.1.9. контроль (надзор) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций;

5.1.10. допуск арбитражных управляющих и руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих к сведениям, составляющим государственную тайну;

5.1.11. ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;

5.1.12. контроль за проведением землеустройства;

5.1.13. государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);

5.1.14. государственный земельный контроль;

5.1.15. предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним;

5.1.16. предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;

5.1.17. утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 06.04.2011 N 246;

5.1.18. государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью, передачей геодезических и картографических материалов и данных в картографо-геодезические фонды, а также за хранением и использованием этих материалов и данных;

5.1.19. лицензирование геодезической деятельности;

5.1.20. лицензирование картографической деятельности;

5.1.21. создание и ведение Государственного каталога географических названий;

5.1.22. нормализацию наименований географических объектов на русском языке;

5.1.23. рассмотрение и экспертизу предложений о присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов;

5.1.24. ведение государственного реестра саморегулируемых организаций медиаторов;

(пп. 5.1.24 введен Постановлением Правительства РФ от 28.05.2011 N 428)

5.2. организует:

5.2.1. проведение государственной кадастровой оценки;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2010 N 878)

5.2.2. проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти;

5.2.3. подготовку землеустроительной документации для делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации, а также для установления границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований;

5.2.4. работы по созданию, внедрению, сопровождению и ведению автоматизированной системы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, автоматизированной системы государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества, а также информационно-коммуникационной системы, необходимой для функционирования данных автоматизированных систем;

5.2.5. определение параметров фигуры Земли и в этих целях внешнего гравитационного поля;

5.2.6. создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач, издание этих карт и планов, а также осуществление топографического мониторинга;

5.2.7. создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных нивелирных и геодезических сетей, в том числе гравиметрических фундаментальной и первого класса, плотность и точность которых обеспечивают создание государственных топографических карт и планов, решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач;

5.2.8. дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности;

5.2.9. геодинамические исследования на базе геодезических и космических измерений;

5.2.10. создание и ведение в пределах своей компетенции федерального и территориальных картографо-геодезических фондов Российской Федерации;

5.2.11. создание и ведение в пределах своей компетенции географических информационных систем федерального и регионального назначения;

5.2.12. проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, а также учебных картографических пособий;

5.2.13. проведение в пределах своей компетенции геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

5.2.14. геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации;

5.2.15. обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований;

5.2.16. картографирование Антарктиды, континентального шельфа Российской Федерации, территорий иностранных государств и Мирового океана;

5.2.17. производство геодезических и гидрографических работ в океанах и морях в целях обеспечения безопасности общего мореплавания;

5.2.18. установление единых государственных систем координат, высот и гравиметрических измерений;

5.2.19. установление единого масштабного ряда государственных топографических карт и планов;

5.2.20. установление в пределах своей компетенции местных систем координат;

5.2.21. службу контроля деформации земной поверхности, входящую в федеральную систему сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;

5.2.22. создание в пределах своей компетенции картографической и геодезической основы государственного кадастра недвижимости;

5.3. создает метрологическую службу и (или) определяет должностных лиц в целях организации деятельности по обеспечению единства измерений в области геодезии и картографии;

5.4. обеспечивает соблюдение правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;

5.5. составляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, протоколы об административных правонарушениях, рассматривает в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагает административные штрафы;

5.6. проводит в установленном порядке проверки деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

5.7. проводит государственную экспертизу землеустроительной документации;

5.8. обращается в установленном порядке:

5.8.1. в арбитражный суд с заявлениями об исключении саморегулируемых организаций арбитражных управляющих из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в случаях, предусмотренных федеральными законами;

5.8.2. в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих к административной ответственности;

5.8.3. в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;

5.8.4. в суд с заявлением об исправлении кадастровой ошибки (ошибок) в сведениях государственного кадастра недвижимости;

5.9. оказывает поддержку саморегулируемым организациям арбитражных управляющих и арбитражным управляющим в ходе осуществления процедур банкротства, связанных с вопросами трансграничной несостоятельности;

5.10. участвует в организации подготовки арбитражных управляющих, проведении и приеме теоретического экзамена по единой программе их подготовки;

5.11. утверждает состав комиссии по приему теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих;

5.12. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти, в том числе имущества, переданного подведомственным организациям;

5.13. осуществляет функции главного администратора доходов бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5.14. принимает решение о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) средств от платежей в федеральный бюджет, администрирование которых возложено на Службу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5.15. руководит деятельностью своих территориальных органов, анализирует их деятельность и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

5.16. осуществляет экономический анализ и утверждение экономических показателей деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса, а также разрабатывает меры по совершенствованию деятельности подведомственных организаций;

5.17. на основании решений Правительства Российской Федерации осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;

5.18. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Службы, а также для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;

5.19. осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных федеральных государственных учреждений, а также на реализацию возложенных на них функций;

5.20. организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, проведение мероприятий по повышению устойчивости работы центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

(пп. 5.20 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2010 N 438)

5.21. осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;

5.22. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также контроль и координацию деятельности по защите таких сведений в подведомственных организациях;

5.23. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.24. проводит в установленном порядке проверки по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Службы, принимает по их результатам меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

5.25. осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке международное сотрудничество по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

5.26. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Службы;

5.27. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в целях реализации своих полномочий имеет право:

6.1. запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

6.3. привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

6.4. осуществлять функции государственного заказчика в отношении объектов Службы и организовывать их капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт;

6.5. создавать в установленном порядке экспертные, совещательные и консультативные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

6.6. заключать гражданско-правовые договоры.

7. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Указанные ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра экономического развития Российской Федерации.

Руководитель Службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий.

Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром экономического развития Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц Службы по решению оперативных, организационных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности Службы;

9.2. организует работу центрального аппарата Службы;

9.3. представляет Министру экономического развития Российской Федерации:

9.3.1. проект положения о Службе;

9.3.2. проекты типовых положений о территориальных органах Службы и проекты типовых уставов подведомственных организаций;

9.3.3. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных федеральных государственных учреждений;

9.3.4. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы, руководителей ее территориальных органов;

9.3.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет о деятельности Службы;

9.3.6. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных федеральных государственных учреждений;

9.3.7. доклад о результатах деятельности Службы по реализации законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

9.3.8. предложения о заключении международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

9.3.9. проекты нормативных правовых актов и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

9.3.10. предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также лиц, оказывающих содействие Службе в решении возложенных на нее полномочий;

9.4. утверждает:

9.4.1. структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата Службы;

9.4.2. смету расходов на содержание Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.4.3. положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы, территориальных органах Службы и уставы подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и федеральных государственных учреждений;

9.4.4. положения об экспертных, совещательных и консультативных органах, а также их составы;

9.4.5. правила внутреннего распорядка;

9.5. назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей территориальных органов Службы, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;

9.6. назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Службы;

9.7. назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке руководителей подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры с ними;

9.8. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и трудовым законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в Службе;

9.9. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.10. издает в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты (приказы, указания и распоряжения) по вопросам организации деятельности Службы, обязательные для исполнения всеми ее работниками, а также вносит представления и дает предписания в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

9.11. отменяет противоречащие Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации решения руководителей территориальных органов, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;

9.12. представляет в установленном порядке Службу в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

9.13. учреждает ведомственные награды, имеет наградной и подарочный фонды;

9.14. награждает в установленном законодательством Российской Федерации порядке ведомственными наградами работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также лиц, оказывающих содействие Службе в решении возложенных на нее задач, и применяет по отношению к ним иные предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации виды поощрений;

9.15. определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок и условия выплаты работникам центрального аппарата Службы, ее территориальных органов надбавок, премий и иных вознаграждений, а также устанавливает другие дополнительные выплаты в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;

9.16. решает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вопросы о присвоении классных чинов федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;

9.17. принимает по согласованию с Министром экономического развития Российской Федерации решения о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов Службы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9.18. осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии вправе иметь геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2011 N 210)

13. Место нахождения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии — г. Москва.

^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^

Актуальные проблемы конституционного права

ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ

ОРГАНЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВАХ — УЧАСТНИКАХ СНГ

Л.Т. Чихладзе,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московского Университета им. С.Ю. Витте, доцент кафедры конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

E-mail: levanbook@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается правовой статус исполнительно-распорядительных органов муниципальной власти государств-участников СНГ. Устанавливается, что в государствах-участниках СНГ формируется административная модель местного самоуправления, где исполнительно-распорядитьельные органы местного самоуправления испытывают на себе непосредственное влияние исполнительных органов государственной власти. Тем самым, исполнительный орган местного самоуправления может выполнять определенные функции государственной администрации, особенно на низовом уровне.

Ключевые слова. Муниципальная власть. Исполнительно-распорядительная власть. Государства-участники СНГ. Квазисоветская система местного самоуправления. Местный исполнительный орган

EXECUTIVE ADMINISTRATIVE ORGANS

OF MUNICIPAL AUTHORITY IN THE PARTICIPATING STATES OF THE CIS

L.T. Chihladze,

Исполнительно-распорядительные органы муниципальной власти как в государствах участниках СНГ, так и на европейском территориальном пространстве играют одну из ведущих ролей в системе местного управления. Являясь составной частью местного самоуправления, они отвечают за повседневное управление местными делами и реализуют решения представительных органов.

На бывшем постсоветском пространстве наметилась тенденция огосударствления местного самоуправления. Это, прежде всего, проявляется

в формировании здесь административной модели местного самоуправления, где исполнительно-рас-порядитьельные органы муниципальной власти испытывают на себе непосредственное влияние исполнительных органов государственной власти. Тем самым, исполнительный орган местного самоуправления может выполнять определенные функции государственной администрации, особенно на низовом уровне, что, в частности, характерно для Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Украине. Здесь исполнительный орган занимает

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

двойственное положение. С одной стороны, он рассматривается как составная часть местного самоуправления, а с другой — как низовое звено исполнительной вертикали, ответственное за выполнение порученных ему сверху дел (реализация на соответствующей территории общегосударственных нормативных актов, обеспечение порядка и безопасности, регистрации актов гражданского состояния, выдача различных разовых разрешений и т.д.).

Характерной особенностью некоторых государств-участников СНГ (Беларусь, Казахстан) является включение исполнительных органов местного самоуправления в систему исполнительных органов государственной власти. Что позволяет говорить нам о формировании здесь квазисоветской (как бы советской) системы местного управления. В данном случае органы местного самоуправления являются составной частью системы органов государственной власти .

Так, например, согласно части 1 статье 38 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 04.01.2010 г. №108-З «исполнительные и распорядительные органы являются государственными органами и осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства». Исполком является исполнительным и распорядительным органом на территории области, города, района, поселка, сельсовета, а местная администрация — на территории района в городе.

Исполкомы областного уровня подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь, а также Совету министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь. Исполкомы базового и первичного уровня, местные администрации подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполкомам. Исполкомы подотчетны соответствующим Советам по вопросам, отнесенным к компетенции этих советов.

Вышестоящие исполнительные и распорядительные органы осуществляют координацию деятельности нижестоящих исполнительных и распорядительных органов, оказывают им необходимую помощь, в том числе, организационно-методическую, материальную, техническую, информационную.

В состав исполкомов областного и базового уровня входят председатель исполкома, его заместители, управляющий делами и другие члены исполкома. В состав исполкома первичного уровня входят председатель исполкома, заместитель (за-

местители) председателя исполкома, управляющий делами и другие члены исполкома.

В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители, управляющий делами и другие члены местной администрации.

Типовая структура областного, Минского городского, городского (городов областного подчинения), районного исполкомов, местных администраций, а также численность работников структурных подразделений исполнительных и распорядительных органов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Структурные подразделения исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственные полномочия в определенной отрасли (сфере деятельности) на территории административно-территориальной единицы, подчиняются этим органам и одновременно соответствующим:

• республиканским органам государственного управления — структурные подразделения исполкомов областного уровня;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• структурные подразделения областных исполкомов — структурные подразделения исполкомов базового уровня;

• структурным подразделениям городских исполкомов (городов областного подчинения), Минского городского исполкома — структурные подразделения местных администраций.

Положение о структурных подразделениях исполкомов областного уровня, осуществляющих государственно-властные полномочия в определенной отрасли (сфере деятельности), утверждаются этими исполкомами по согласованию с соответствующими республиканскими органами государственного управления.

Положения о структурных подразделениях исполкомов базового уровня утверждаются этими исполкомами по согласованию с соответствующими структурными подразделениями областных комитетов.

Положения о структурных подразделениях местных администраций утверждаются этими местными администрациями по согласованию с соответствующими структурными подразделениями городских исполкомов (городов областного подчинения), Минского городского исполкома.

Систему исполнительно-распорядительных органов государственного управления местами в Республике Казахстан составляют аким, акиматы, аппарат акима. Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казах-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

стан» от 23 января 2001 года №148 «аким — представитель Президента и Правительства Республики Казахстан, возглавляющий местный исполнительный орган (в случае его создания) и обеспечивающий проведение государственной политики на соответствующей территории, согласованное функционирование всех территориальных подразделений центральных государственных органов Республики Казахстан, руководство исполнительными органами, финансируемые из соответствующего бюджета, наделенный полномочиями местного государственного управления и функциями самоуправления в соответствии с законодательством Республики Казахстан».

Местный исполнительный орган (акимат) — коллегиальный орган, возглавляемый акимом области, города республиканского значения и столицы, района (города областного значения), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление и самоуправление на соответствующей территории.

Аппарат акима — государственное учреждение, обеспечивающее деятельность местного исполнительного органа (в случае его создания) и акима.

С точки зрения сравнительного права, следует отметить, что правовой статус акима отличается от правового статуса аксакала в Узбекистане, поскольку аксакал не является органом государственной власти и возглавляет орган местного самоуправления, а аким наделяется функциями местного самоуправления и возглавляет орган государственной власти на местах. Сходство с акиматами обнаруживают исполкомы в республике Беларусь, которые также являются органами государственной власти на местах и наделяются функциями местного самоуправления.

Местное самоуправление в Казахстане осуществляется членами местного сообщества непосредственно, а также через маслихаты — представительные органы местного самоуправления. Исполнительно-распарядительная власть реализуется акимами области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа. Следовательно, исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления в Казахстане, как и в Республике Беларусь возглавляется представителем государственной власти. Кроме того, как местные акиматы, так и исполкомы в Республике Беларусь входят в систему государственных органов исполнительной власти.

В Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Кыр-

гызии, в Украине сформировалась смешанная (гибридная) система местного самоуправления, где на уровне области, района, города действуют органы государственной власти на местах, а местное самоуправление осуществляется как прямыми, так и представительными формами реализации народовластия.

Так, например, в Узбекистане исполнительным органом государственной власти на местах является высшее должностное лицо Хоким области, района, города, который возглавляет представительную и исполнительную власть на соответствующей территории. Хоким области, г. Ташкента подотчетен Президенту Республики Узбекистан и соответствующему Кенгашу народных депутатов. Хоким района, города подотчетен высшему хокиму и соответствующему Кенгашу народных депутатов.

Кенгаш народных депутатов и хоким обеспечивает осуществление общих для области, района и города задач социально-экономического развития, исполнение на местах законов, решений палат Олий Мажлиса, актов, принятых Президентом и Кабинетом Министров, решений вышестоящих Кенгашей народных депутатов и хокимов, связь между органами государственной власти и управления Республики Узбекистан и органами самоуправления граждан, привлечение населения к управлению областью, районом, городом.

Хоким области и города Ташкента назначается и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан. Хоким района, города назначается и освобождается от должности хокимом области и утверждается соответствующим Кенгашем народных депутатов. Хоким области, района, города назначается и утверждается из числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов. Хо-ким района в городе, города районного подчинения назначается и освобождается городским, районным Кенгашем народных депутатов.

Хоким области по согласованию с кабинетом Министров Республики Узбекистан правомочен подчинить хокима города хокиму района и образовать единые органы управления с последующим утверждением принятого решения областным Кен-гашем народных депутатов.

Органы исполнительной власти на местах (хо-кимияты) состоят из управлений, отделов и других подразделений, структура, порядок организации и деятельности которых определяются соответствующими положениями, утвержденными Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Руководители структурных подразделений исполнительной власти по согласованию с вышестоящими органами

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

государственного управления назначаются и освобождаются от должности по представлению соответствующего хокима Кенгаша народных депутатов, а в период между сессиями -хокимом с последующим представлением принятого решения на утверждение Кенгаша народных депутатов. Руководители структурных подразделений исполнительной власти района в городе и города районного подчинения назначаются и освобождаются от должности соответствующим хокимом по согласованию с вышестоящим органом государственного управления, если законодательством не установлен иной порядок их назначения и освобождения.

Анализ концепции Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» от 2 сентября 1993 г. №913-ХП и Глава XXI «Основы государственной власти на местах» Конституции Республики Узбекистан принятая 8 декабря 1992 г. свидетельствуют, что в Узбекистане преимущественно осуществляется государственное управления местами. Так, например, в Конституции Республики Узбекистан принятой 8 декабря 1992 г. закреплена только одна статья (105), посвященная местному самоуправлению, которая гласит, что «Органами самоуправления в поселках, кишлаках и аулах, а также в махал-лаях городов, поселков, кишлаков и аулов являются сходы граждан, избирающие на 2,5 года председателя Совета (аксакала) и его советников».

Порядок выборов, организация деятельности и объем полномочии органов местного самоуправления регулируется Законом Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» от 14 апреля 1999 г. №758-1. Согласно статье 8 данного закона «органы самоуправления граждан не входят в систему органов государственной власти и осуществляют предоставленные им законом полномочия на соответствующей территории».

Согласно статье 12 указанного закона «для выполнения решения схода граждан и осуществление текущей деятельности органов самоуправления граждан в период между сходами граждан образуется кенгаш схода граждан в составе председателя (аксакала) схода граждан, его советников, председателя комиссий по основным направлениям деятельности схода граждан и ответственного секретаря».

Кенгаш схода граждан его председатель (аксакал), председатель комиссии по основным направлениям деятельности схода граждан являются исполнительно распорядительными органами местного самоуправления граждан. Особо следует выделить председателя (аксакала) кенгаша схода граждан, который в пределах своих полномочий

участвует в осуществлении и представительных, и нормотворческих, и исполнительно-распорядительных, и контрольных функций, возглавляя систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления граждан.

В Таджикистане, как и в Узбекистане происходит сочетание местного государственного управления и местного самоуправления. Так, например, согласно Конституционному закону Республик Таджикистан «О местных органах государственной власти» от 17 мая 2004 г. № 28 местное государственное управление осуществляется в Горно-Бадахшанской автономной области, области, городе Душанбе, городе и районе через исполнительные органы государственной власти. Последние являются представителями на местах Президента Республики Таджикистана.

Местные исполнительные органы государственной власти состоят из председателя Гороно-Ба-дахшанской автономной области, области, города Душанбе, города и района, структур местных исполнительных органов государственной власти, подчиненных председателю Горно-Бадахшанской автономной области, области, города Душанбе, города и района, а также местных структур центральных органов исполнительной власти. Примечательно, что председатель Горно-Бадахшанской автономной области, области, города Душанбе, города и района, осуществляя исполнительную власть на местах, тем самым, руководит местным представительным органом государственной власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Глав указанных административно-территориальных единиц назначает на должность и освобождает от должности Президент Республики Таджикистан.

Структура органов местного самоуправления в Республике Таджикистан, согласно статье 1 Закона Республики Таджикистан «Об органах самоуправления поселков и Сел» от 5 августа 2009 г. №549 (см. далее Закон № 549), формируется из главы местного самоуправления, представительного (собрание джа-омата), коллегиального (Совет джамоата), исполнительного органов (исполнительный аппарат председателя джамоата и комиссии джамоата).

Согласно статье 19 Закона № 549, аппарат председателя джамоата состоит из председателя, заместителей и секретаря. В аппарате председателя джамоата служат также делопроизводитель, инженер-землеустроитель, экономист-статистик и специалист по регулированию современных праздников и традиционных мероприятий, работающий по контракту, который заключен с городскими, районными государственными органами.

Помимо типовых органов управления в систе-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

ме органов самоуправления поселков и сел имеются сложные структуры, которые обладают признаками свойственными только государственным органам управления, и выполняют только государственные полномочия. В данном случае, речь идет о секретаре по заключению актов гражданского состояния. Кроме того, при джамоатах находятся стол военного учета, региональный налоговый инспектор и иногда нотариальные органы .

Думается, что указанные органы власти действуют на основе принципа административной децентрализации, поскольку исполняют государственные полномочия на местах.

Примечательно, что хотя местное самоуправление в Таджикистане и осуществляется на уровне сел и поселков, предположительно правовой статус должностных лиц органов местного самоуправления должен регулироваться соответствующим законом о служащих органов местного самоуправления. Однако, должностные лица органов местного самоуправления в Республике Таджикистан, согласно Закону Республики Таджикистан «О государственной службе», приравниваются к административным государственным служащим. Получается, что председатель джамоата, его заместитель и секретарь — являются административными должностями государственной службы. Они вступают в должность, согласно ст. 18 закона «О государственной службе», на конкурсной основе, проводимой исполнительными органами государственной власти города, района. Заработная плата служащих органов местного самоуправления устанавливается и оплачивается городским, районным органом государственной власти.

Как справедливо отмечает К.Т. Мухторов, «если исходить из политико-правовой природы местного самоуправления, то оно вовсе не является государственной властью и служба в органах местного самоуправления по логике вещей не должна приравниваться к государственной. Их зависимость и переплетение с органами государственной власти нарушает их самоуправленческую природу» .

В Кыргызской Республике исполнительную власть местного самоуправления в городе Бишкек и городе областного значения осуществляет выборное должностное лицо — мэр. Однако интерес вызывает то обстоятельство, что выборы мэра (сроком на 4 года) города Бишкек и города областного значения осуществляются депутатами городского ке-неша путем тайного голосования (сроком на 4 года) из числа кандидатур, представленных Президентом Кыргызской республики. Тем самым, решение о снятии с должности указанного лица принимает

исключительно Президент без согласования с кене-шем, что, безусловно, делает лояльной фигуру мэра по отношению к главе государства.

Для осуществления исполнительной власти местного самоуправления в городе районного значения при городском кенеше Кыргызии создается городская управа. Глава города в пределах собственных полномочий подотчетен городскому кене-шу. Вместе с тем, исполняя делегированные полномочия, он, тем самым, подчиняется вышестоящему органу государственной власти, что подтверждает относительность самостоятельности избираемых на местном уровне должностных лиц.

На уровне общинного (аильного) самоуправления органы исполнительной власти являются выборными, хотя нельзя не обратить внимание на специфику такого рода исполнительных органов в Кыргызской республике. Для осуществления исполнительной власти в аиле, поселке при аильном, поселковом кенешах создается айыл окмоту. При подробном изучении этого органа можно сделать вывод, что он выполняет консультативные функции при советах соответствующего уровня, поскольку решения, принимаемые айыл окмоту по вопросам, отнесенным к его компетенции, подписываются главами местного самоуправления аила, поселка.

Компетенцию айыл окмоту составляют: организация функционирования и развития системы жизнеобеспечения аила, поселка; предоставление населению социальных и культурных услуг; разработка проекта программ социально-экономического развития территории; разработка проектов аильного, поселкового бюджетов и их исполнения; разработка и осуществление мероприятии по развитию жилищного фонда. Деятельность этого органа весьма ограничена, поскольку он подотчетен соответствующему аильному, поселковому кенешам, а по делегированным государственным полномочиям — главе государственной администрации района, мэру города.

Муниципальное законодательство Кыргызской Республики в рамках осуществления исполнительно-распорядительных функций наряду с айыл окмо-ту предусматривает функционирование айыл баш-чысы (староста аила), который выполняет функции, делегированные ему решением айыл окмоту. Староста аила назначается главой местного самоуправления аила, поселка с согласия схода жителей соответствующей территории.

На Украине, так же как в указанных выше странах действует ярко выраженная дуалистическая система местного самоуправления. Так, например,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

согласно статье 1 Закона Украины «О местных государственных администрациях» от 9 апреля 1999 г. № 586-XVI, исполнительную власть в областях, районах, районах Автономной Республики Крым, в городах Киеве и Севастополе осуществляют областные, районные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации.

Местная государственная администрация является местным органом исполнительной власти и входит в систему органов исполнительной власти. Местная государственная администрация в пределах своих полномочий осуществляет исполнительную власть на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а также реализует полномочия, делегированные ей соответствующими советами.

Местные государственные администрации возглавляют председатели, которые назначаются на должность Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины на срок полномочии Президента Украины. Состав местных государственных администраций формируют председатели местных государственных администраций. В пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих местных государственных администраций, их председатели определяют структуру местных государственных администраций.

Согласно статье 11 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», «исполнительными органами сельских, поселковых, городских, районных в городах советов являются их исполнительные комитеты, отделы, управления и другие создаваемые советами исполнительные органы.

Исполнительный комитет совета образуется в составе председателя соответствующего совета, заместителя (заместителей), управляющего делами (секретаря) исполнительного комитета, а также руководителей отделов, управлений и других исполнительных органов совета.

В некоторых странах (Армения, Россия, Украина) выбираемый глава муниципального совета совмещает исполнительно-распорядительную деятельность, т.е., практически, является главой исполнительной власти. Такая модель установлена так же в муниципальных образованиях некоторых субъектов Российской Федерации (Екатеринбург, Калуга, Красноярск, Нажни Новгород, Тверь, Ульяновск). Условно по аналогии с республиканской формой правления ее можно сравнить с президентской республикой, где президент является главой государства и главой исполнительной власти. Пред-

ставительный орган выполняет функции представительства, нормотворчества, контроля. Однако при этом сохраняется принцип организационной обособленности органов местного самоуправления от государственной власти.

Так, например, согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, «…органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Соответственно здесь нет представителей государственной власти на местах. Исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления являются глава муниципального образования, глава местной администрации, местная администрация. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Таким образом, для нормального функционирования единой системы публичной власти, состоящей из государственных и муниципальных органов, важна выработка не только правового механизма их взаимодействия, но воздействие государства на местное самоуправление. Следовательно, выстраивание реально действующей модели публичной власти должно базироваться на сочетании диспози-тивных (взаимодействие) и императивных (воздействие) механизмов. Тем самым, главная проблема при осуществлении любых реформ местного самоуправления состоит в том, чтобы найти гармоничный баланс между централизацией и децентрализацией.

Литература:

1. Еремян В.В., Чихладзе Л.Т. Публичная власть как механизм взаимодействия органом государственной власти и местного самоуправления: Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мухторов К.Т. Конституционно-правовые основы организации местного самоуправления в Республике Таджикистан. С. 112.

А.А. ЧИРКОВА

аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: cariadna@mail.ru

ПОНЯТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Рассматриваются подходы к пониманию территориальных органов государственной власти, существующие в юридической литературе. Определяется природа территориального органа государственной власти через его положение в ведомственной подсистеме органов государственной власти. Дается определение территориального органа государственной власти.

Ключевые слова: система органов государственной власти, территориальный орган государственной власти, ведомственная подсистема органов государственной власти.

УДК 342.5 ББК 67.400.6

A.A. CHIRKOVA

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: cariadna@mail.ru

CONCEPT OF TERRITORIAL BODY OF STATE POWER

Для строения властной системы государства, независимо от формы его устройства или правления, свойственно наличие органов государственной власти на местах. На различных этапах развития государства они могут играть разную роль и по-разному соотноситься с высшими органами государственной власти. Так, в литературе советского периода одним из элементов советской системы государственных органов власти признавались местные органы власти . С принятием Конституции РФ в 1993 г. в нашем законодательстве появилась категория «территориальный орган органа государственной власти». Часть 1 ст. 78 Основного закона содержит положение о том, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Тем не менее в юридической науке

до сих пор не выработан единый подход к пониманию территориального органа государственной власти.

В настоящее время высказываются полярные точки зрения относительно понимания сущности и статуса территориальных органов государственной власти. Так, одна группа авторов придерживается мнения, что юридически ошибочно определять территориальные органы федеральных министерств и ведомств как органы исполнительной власти. Их деятельность и компетенция про-изводны от деятельности и компетенции органов исполнительной власти. Наделение их властными полномочиями не может служить основанием для такого подхода. Выступая как звенья управленческой иерархии, они непостоянны и изменяемы . По своей сути они представляют собой ту или иную степень оснащенности субъектов исполни-

© АА. Чиркова, 2011

тельной власти «рабочим механизмом», позволяющим обеспечивать процесс исполнения с учетом отраслевых, межотраслевых и иных особенностей. Служит этот «механизм» лучшей организации исполнительной власти .

Вторая группа авторов, признающая территориальные органы в качестве структурных элементов системы органов государственной власти, ставит своей целью наиболее полно определить категорию «территориальный орган государственной власти». Так, Д.М. Овсянко считает, что территориальные органы государственной власти РФ — это такие структурные подразделения ряда федеральных органов исполнительной власти, которые вертикально подчинены им, находятся в субъектах и отдельных регионах РФ, но не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они действуют . Т.М. Ма-косейчук в своем диссертационном исследовании говорит о том, что «территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ выступают в виде структурных подразделений высших или центральных органов исполнительной власти субъекта РФ. В первом случае эти органы могут быть общей, а во втором случае — специальной компетенции. Действуют указанные органы на территории административно-территориальной единицы, непосредственно входящей в территорию субъекта РФ» .

На основании приведенных определений можно сделать вывод о том, что территориальные органы государственной власти РФ могут как признаваться самостоятельными органами государства, т.е. вполне самодостаточными элементами системы органов государственной власти, так и не признаваться таковыми.

На наш взгляд, ни одно из приведенных определений не может являться полным, поскольку не отображает всей совокупности признаков территориального органа государственной власти, характеризующих его, с одной стороны, как часть (элемент) системы органов государственной власти, а с другой — как целое.

Для того чтобы дать наиболее полное определение понятию «территориальный орган государственной власти», необходимо выделить и раскрыть ряд специфических

признаков, свойственных исключительно данному виду органов по причине их особой природы.

1. Территориальный орган государственной власти осуществляет часть функций создавшего его высшего или центрального органа государственной власти.

Выделение данного признака основывается на рассмотрении территориального органа государственной власти как элемента ведомственной подсистемы. Целью создания территориальных органов государственной власти является осуществление ими части полномочий высшего или центрального органа на местах. Реализация некоторой государственной функции происходит в рамках определенной ведомственной подсистемы. При этом данная функция реализуется именно системой органов, состоящей из высшего или центрального органа и его территориальных органов. Подобное строение системы предполагает обязательное распределение полномочий между центральным органом и территориальными органами. Основная масса полномочий по государственному регулированию и предоставлению государственных услуг ложится именно на территориальные органы, причем самого низшего звена. Высший или центральный орган государственной власти, как правило, фактически реализует в процессе своей деятельности функции общего руководства нижестоящими органами ведомственной подсистемы и их контроля.

2. Территориальные органы государственной власти иерархически взаимосвязаны с высшим или центральным органом государственной власти.

При выделении приведенного признака исходим из того, что ведомственная подсистема органов государственной власти представляет собой иерархическую систему, т.е. такую систему, элементы которой сгруппированы по уровням (звеньям), вертикально соотнесенным один с другим. Поэтому иерархический характер взаимосвязей между территориальными органами и высшим или центральным органом проявляется в сле-дующем.

Во-первых, руководитель территориального органа государственной власти назначается высшим или центральным органом

государственной власти (или при его участии). Например, Главное управление министерства юстиции по субъекту РФ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром юстиции РФ .

Во-вторых, высший или центральный орган государственной власти имеет право издавать предписания, обязательные для исполнения территориальными органами государственной власти. Например, руководитель федерального агентства дает поручения территориальным органам данного агентства и контролирует их исполнение .

В-третьих, высший или центральный орган государственной власти вправе отменить решение территориального органа государственной власти. Например, руководитель федерального агентства отменяет противоречащие законодательству Российской Федерации решения территориальных органов данного агентства .

3. Компетенция территориального органа власти распространяется не на всю территорию государства или субъекта федеративного государства, а только на определенную его часть — федеральный округ, субъект Федерации, административно-территориальную единицу субъекта Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный признак территориальных органов власти является важным, поскольку определяет цель их создания и назначения. Создавая территориальные органы, орган власти стремится приблизиться к объекту, населению, месту реализации властных полномочий. Но из этого правила есть исключения. Существует ряд органов, которые в силу специфики своей деятельности образуют территориальные органы без привязки к нормативно установленному административно-территориальному делению государства. Например, бассейновые округа, являющиеся основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов и состоящие из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей .

4. Совокупная территориальная юрисдикция всех территориальных органов, входящих в ту или иную подсистему органа государственной власти, должна представлять собой территорию государства или субъекта в федеративном государстве.

Выделение данного признака также обусловливается целями создания территориальных органов государственной власти. Если какая-либо часть территории государства не входит в юрисдикцию территориальных органов подсистемы, те или иные функции государства не будут реализованы. Территориальные органы государственной власти должны быть сформированы в структуре подсистемы таким образом, чтобы обеспечить доступность государственных услуг каждому лицу, находящемуся на территории государства вне зависимости от места его проживания или расположения. Однако это правило содержит исключение. Допустимой представляется ситуация отсутствия территориального органа в территориальной единице, где располагается высший или центральный орган подсистемы. Как правило, такой территориальной единицей является административный центр (столица) государства или субъекта в федеративном государстве. В подобном случае функции территориального органа может осуществлять сам высший или центральный государственный орган. Примером может служить структура ведомственной подсистемы министерства финансов Иркутской области. В Иркутске как административном центре Иркутской области отсутствует территориальный орган министерства финансов Иркутской области — отдел казначейского исполнения бюджета, в то время как подобные территориальные органы созданы во всех районах Иркутской области .

Таким образом, под территориальным органом государственной власти следует понимать элемент ведомственной подсистемы органов государственной власти, иерархически подчиненный высшему или центральному органу государственной власти и осуществляющий часть полномочий, отнесенных к полномочиям соответствующей подсистемы органов государственной власти на нормативно определенной части территории государства или субъекта Федерации. При этом совокупная территориальная юрисдикция всех территориальных органов государственной власти, входящих в ту или иную ведомственную подсистему органа государственной власти, должна представлять собой территорию соответствующего государства или субъекта Федерации.

Список использованной литературы

2. Водный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Российская газета. 2006. 8 июня.

3. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции // Вестник Московского университета. Сер. «Право». 1992. № 4. С. 3—12.

4. Лепешкин А.И. Местные органы власти советского государства (1921 — 1936 гг.). М., 1959.

6. О министерстве финансов Иркутской области: постановление Правительства Иркутской области от 23 дек. 2008 г. № 120-пп // Областная. 2008. 26 дек.

7. О Федеральном агентстве лесного хозяйства: постановление Правительства РФ от 23 сент. 2010 г. № 736 // Собрание законодательства РФ. 2010. № 40. Ст. 5068.

8. Об утверждении положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации: утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 146 // Российская газета. 2009. 27 мая.

9. Овсянко Д.М. Административное право: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

10. Советское государственное право: учеб. 2-е изд., испр. и доп. М., 1985.

2. Vodnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 3 iyunya 2006 g. № 74-FZ // Rossiiskaya gazeta. 2006. 8 iyunya.

3. Kozlov Yu.M. Ispolnitel’naya vlast’: sushchnost’, funktsii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. «Pravo». 1992. № 4. S. 3-12.

4. Lepeshkin A.I. Mestnye organy vlasti sovetskogo gosudarstva (1921-1936 gg.). M., 1959.

7. O Federal’nom agentstve lesnogo khozyaistva: postanovlenie Pravitel’stva RF ot 23 sent. 2010 g. № 736 //

Sobranie zakonodatel’stva RF. 2010. 40. St. 5068.

Уполномоченные органы исполнительной власти

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *