Семь симеонов самолет

8 марта 2018 в 08:00
TUT.BY

8 марта 30 лет назад, в 1988 году, запомнилось совсем не праздничными мероприятиями. Многодетная семья Овечкиных из Иркутска — мать и 10 детей в возрасте от 9 до 28 лет — решила угнать самолет, чтобы убежать из Советского Союза в «любую капиталистическую страну». Известна эта семья еще и джазовым коллективом «Семь Симеонов», который состоял только из братьев Овечкиных. Собственно с успеха в музыке все и началось.

Семья Овечкиных. Фото: wikipedia.org

Мать Овечкиных Нинель Сергеевна сама осталась без родителей в раннем возрасте. Ее отца убили на фронте во время Великой Отечественной войны, когда Нинель было 5 лет, а спустя год ее мать застрелил на картофельном поле пьяный сторож. Девочка попала в приют, а в 15 лет ее забрал к себе двоюродный брат. В 20 лет Нинель вышла замуж за водителя Дмитрия Овечкина, от которого родила 12 детей (одна девочка умерла совсем малышкой). Молодой семье выделили дом в Рабочем предместье в Иркутске и участок 8 соток.

Нинель Овечкина. Кадр из фильма «Жили-были семь Симеонов»

Соседи описывали Нинель Сергеевну как властную женщину, дети слушались ее беспрекословно, хотя она всегда была ласкова с ними, не повышала голос. Глава семьи Овечкиных часто выпивал и дебоширил, даже брался за ружье и стрелял. В такие моменты многодетная мать командовала ребятам ложиться на пол или на землю, чтобы отец не попал в них. В 1984 году он умер.

Семь братьев-музыкантов

Все дети ходили в одну и ту же школу, но не участвовали в общественной жизни. Вообще семья вела довольно обособленный образ жизни, все трудились на восьми сотках, держали небольшое хозяйство: свиней, кур, корову. Как говорила сама Нинель, детям было не до шалостей, все были заняты домашними делами.

Семья Овечкиных. Кадр из фильма «Жили-были семь Симеонов»

Мать заметила у мальчиков музыкальные способности и записала всех в Иркутское областное музыкальное училище на отделение духовых инструментов. В 1983 году появился семейный джазовый коллектив «Семь Симеонов». Название придумал один из сыновей Овечкиных, прочитав сказку про семерых братьев. Василий играл на ударных, Дмитрий — на трубе, Олег — на саксофоне, Александр — на контрабасе, Игорь — на пианино, Михаил — на тромбоне, Сергей — на банджо. Руководил мальчиками Владимир Романенко. Он же отмечал, что самыми талантливыми из всего коллектива были Миша, Игорь и Сергей. Михаила он называл белым снаружи и черным внутри, потому что мальчик, по его словам, необычайно чувствовал джаз и прекрасно играл.

Братья репетируют дома. Кадры из фильма «Жили-были семь Симеонов» (1989)

This browser does not support the video element.

Семейный коллектив музыкантов в возрасте от 5 до 21 года быстро стал популярным. Ребят приглашали на фестивали в Ригу, Тбилиси, Москву. Гастроли помогли улучшить финансовое положение семьи. Они стали визитной карточкой Иркутска, мать получила звание героини. После множества выигранных конкурсов братьев даже зачислили в Гнесинское училище, но они бросили его через год, считая, что им там нечему учиться. Педагоги отмечали, что молодые люди несколько зазнались, считали себя исключительными. Семья Овечкиных. Кадр из фильма «Жили-были семь Симеонов»

Мысли о побеге

В 1986 году город выделил многодетной семье две квартиры. Овечкины распродали хозяйство и окончательно стали городскими жителями. Однако какой-либо профессии никто не имел, на родине за выступления не платили, стали зарождаться мысли о побеге.

В 1987 году коллектив пригласили в Японию, а там предложили контракт. Братья хотели остаться в стране, но не сумели добраться до посольства США и не хотели бросать семью в СССР.

Олег Овечкин. Кадр из фильма «Жили-были семь Симеонов»

Олег так писал семье про Японию:

«У нас хорошие новости. Мы побывали в Японии — сказочной стране. Мы ехали с официальной делегацией во главе с председателем Горсовета. Это настолько необычная страна, своеобразная, красивая и удивительная. Как будто эти дни прошли в каком-то сне».

Вернувшись с гастролей, семья решила, что нужно бежать из Союза. Путь — угнать самолет. Попыток официально уехать за границу семья не делала.

Захват самолета с заложниками

Все произошло 8 марта 1988 года. Семья Овечкиных в составе 11 человек (старшая дочь Людмила не участвовала в побеге, она ранее вышла замуж и переехала в другой город) села в самолет Ту-154 на рейс Иркутск — Курган — Ленинград, чтобы отправиться на гастроли в Ленинграде. Такова была официальная цель поездки. На борту находились 8 членов экипажа и 76 пассажиров.

Дмитрий Овечкин. Кадр из фильма «Жили-были семь Симеонов»

Музыкантов уже хорошо знали в аэропорту и поэтому тщательно не досматривали. Дмитрий сделал двойное дно в футляре для контрабаса. Ранее братья обратили внимание, что он не проходит в металлодетектор и его осматривают лишь поверхностно. Туда поместили два оружейных обреза, 100 патронов и две самодельные бомбы.

Когда самолет уже находился в воздухе, двое старших братьев, угрожая оружием, приказали пассажирам не покидать свои места. Василий передал бортпроводнице записку для пилотов с требованием лететь в Лондон.

«Следовать в Англию (Лондон). Не снижаться. Иначе самолет взорвем. Вы находитесь под нашим контролем», — было сказано в записке.

На переговоры с захватчиками вышел бортинженер Иннокентий Ступаков. Он объяснил, что для выполнения требования не хватит топлива, нужна дозаправка. Экипажу удалось убедить братьев совершить посадку в Финляндии. Однако это был трюк для отвлечения внимания, самолет приземлился на военном аэродроме Вещево в Ленинградской области, а не в аэропорту финского города Котка.

Василий Овечкин. Кадр из фильма «Жили-были семь Симеонов»

Когда братья поняли, что их обманули, Дмитрий застрелил стюардессу Тамару Жаркую, которая все время пыталась успокоить захватчиков и убеждала не убивать пассажиров.

Спустя несколько часов начался штурм самолета. Правоохранители попытались попасть на борт через кабину, завязалась перестрелка, но раненые милиционеры вынуждены были отступить. Как позже выяснилось, именно милиционеры ранили большинство пассажиров.

Когда братья поняли, что захват и побег не удались, они приняли решение взорвать самолет и покончить жизнь самоубийством. Они все собрались вокруг бомб, но взрыв лишь повредил фюзеляж самолета и вызвал пожар, никто не погиб. Тогда мать приказала Василию убить ее и старших детей, что и было исполнено. Уцелел 17-летний Игорь, который спрятался от брата в туалете. Перед самоубийством Василий сказал сестре Ольге вывести из самолета несовершеннолетних Татьяну, Ульяну, Михаила и Сергея.

Игорь Овечкин. Кадр из фильма «Жили-были семь Симеонов»

Когда на борту начался пожар, кто-то из пассажиров сумел открыть люк. Люди стали выпрыгивать из самолета. Пассажиры рассказывали потом, что когда они приземлялись на землю, группа захвата стреляла, била людей по головам.

Позже действия группы захвата оценили как совершенно безграмотные.

В результате теракта погибли 9 человек, в том числе пять Овечкиных (Нинель и четверо ее старших сыновей) и бортпроводница Тамара Жаркая. Еще две женщины и парень задохнулись в дыму во время пожара. Ранены были 19 человек. Самолет полностью выгорел.

Суд над выжившими Овечкиными

Следствие длилось около полугода. Перед судом предстали Игорь и Ольга, которая в тот момент была уже на седьмом месяце беременности. Она рассказывала, что хотела уйти к отцу ребенка, но братья запретили, т. к. он был кавказцем. Ольга признала свою вину, а Игорь постоянно менял свои показания.

This browser does not support the video element.

Кадры из фильма «Жили-были семь Симеонов» (1989)

Из показаний пассажирки Л. И. Коротовских о происходящем на борту Ту-154 во время захвата:

«Ребенок маленький кричал (один из младших братьев Овечкиных. — Ред.): «Васечка, Димочка, только, пожалуйста, не взрывайте бомбу». А мать ему рот ладошкой зажала и говорит: «Замолчи, скотина, иначе хуже будет». А потом, когда Жаркую убили… истерический голос: «Не смотреть на нас, будем стрелять». И командиру самолета они передавали: «На твоей совести есть один труп, будут еще». Они требовали взлет. Мать кричала: «В любой капиталистической стране, только не в соцстране»».

Из показаний Сергея Овечкина, младшего из детей:

«Я сидел и плакал, и боялся, что взорвут», — так мальчик отвечает на вопрос судьи о том, что он делал в самолете. Помнил мальчик, как его ранило в левое бедро.

Показания Игоря Овечкина о том, как братья взрывали самолет, а потом совершили самоубийство. Кадры из фильма «Жили-были семь Симеонов» (1989).

This browser does not support the video element.

Суд приговорил Ольгу к шести годам, а Игоря к восьми, но оба отсидели только по четыре.

Старшая сестра Людмила не была причастна к угону. Она забрала из интерната своих сестер, младшие братья также все были при ней. Попала в семью Людмилы и рожденная в колонии дочь Ольги Лариса, которая прожила с тетей до освобождения матери.

Ольга Овечкина. Кадр из фильма «Жили-были семь Симеонов»

Судьба членов семьи сложилась по-разному: Игорь и Ольга после освобождения так и не нашли свое место в жизни, оба злоупотребляли спиртным, оба погибли — сестра от рук пьяного сожителя, брат — за решеткой.

Михаил переехал в Испанию, не оставил увлечение музыкой, но после инсульта стал инвалидом. Ульяна пила, попала под машину, стала инвалидом. Татьяна вышла замуж, родила ребенка, о ее судьбе ничего не известно после 2002 года.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

«Дело «Семи Симеонов» получило широкую известность: в 1988 году семья Овечкиных из Иркутска совершила попытку угона самолета в Лондон. Об этом теракте снято несколько документальных картин, а также художественный фильм «Мама».

Семья Овечкиных: 11 детей и семейный ансамбль

Во многих статьях, посвященных этой истории, семью Овечкиных называют «трудной» или «неблагополучной». Действительно, жили они непросто. Опорой и стержнем семьи была мать, Нинель Сергеевна. Сама она в раннем детстве осталась без родителей — отец не вернулся с войны, мать погибла спустя год после отца. Нинель росла в детском доме, рано вышла замуж. Воспитывала 11 детей — 7 сыновей и 4 дочери (еще одна дочь умерла вскоре после рождения). Отец большого семейства Дмитрий Овечкин работал шофером, умер в 1984 году. Старшие сыновья за несколько дней до этого избили отца, и суд счел это необходимой самообороной: Овечкин-старший часто поднимал на детей руку, мог устроить стрельбу из охотничьего ружья прямо в доме. У семьи был частный дом с участком, на котором работали все дети. А потом сыновья организовали ансамбль «Семь Симеонов».

Нинель Овечкина. (cont.ws)

Старшие мальчики Овечкиных занимались в местном музыкальном училище, и когда туда записали и младших, стало понятно, что может получиться интересная группа, что-то вроде диксиленда, ансамбля, играющего традиционный джаз. Сложился коллектив, в котором были ударные, труба, саксофон, контрабас, фортепиано (игравший на нем Игорь, по воспоминаниям педагогов, обладал абсолютным музыкальным слухом), тромбон и банджо. Девочки в ансамбле не играли, а были «на подхвате» — костюмерами и гримерами.

Группа «Семь Симеонов» представляла Иркутскую область на Фестивале молодежи и студентов в 1985 году. После этого их заметили, сняли о необычной семье документальный фильм. Но, как вспоминали участники съемочной группы, Нинель Сергеевна лентой осталась недовольна, считала, что слишком много внимания уделили тому, как ее дети трудятся на приусадебном участке. Правда, популярность «Симеонов» после этого стала набирать обороты, в родном Иркутске Овечкины получили две трехкомнатные квартиры, жизнь, казалось, налаживалась.

Овечкины. (cont.ws)

«Семь Симеонов» — карьера на Западе?

В 1987 году Овечкины поехали на гастроли в Японию. Семейные музыкальные группы были в то время популярны во всем мире, и братьям предложили не возвращаться в СССР, строить карьеру на Западе. Они отказались — дома оставались мать и сестры, но мысль о том, что возможна и другая жизнь, видимо, их не оставила.

Первым высказал идею о том, чтобы покинуть СССР, третий по старшинству брат Олег — ему к этому времени исполнился 21 год. Мать поддержала идею, совместно выработали план: захватить самолет. 8 марта 1988 года семья летела рейсом Иркутск-Ленинград с посадкой в Кургане на очередной фестиваль — на этот день и был назначен теракт.

Надо сказать, что попытки угонов самолетов в СССР предпринимались почти каждый год. Первый удачный угон совершили отец и сын Бразинскасы в 1970 году: самолет, летевший рейсом Батуми-Сухуми, в итоге сел в Турции (во время нападения была убита стюардесса). После этого на борту всегда находился милиционер, а кабина пилотов стала закрываться укрепленной дверью.

Семейный ансамбль «Семь Симеонов». (life.ru)

В 1973 году произошла катастрофа в воздухе над Читой. Один из пассажиров пронес на борт бомбу и потребовал от экипажа взять курс на Китай. На борту самолета был милиционер, который выстрелил в террориста, но тот успел взорвать бомбу. Погиб 81 человек. В июле того же года была создана Служба авиационной безопасности, но все равно досмотр перед полетами был недостаточно строгим.

Овечкины смогли пронести с собой оружие: у них было два обреза и самодельные бомбы. Спрятать арсенал они решили в футляре контрабаса, а чтобы он не влез в рентгеноскоп аэропорта, увеличили его размеры. Сотрудница аэропорта ограничилась поверхностным осмотром: Овечкиных в Иркутске хорошо знали, гордились ими, никому и в голову не могло прийти, что в контрабасе может быть что-то опасное.

Братья Овечкины вызывают Лондон

После промежуточной посадки в Кургане самолет, на борту которого были Овечкины, взял курс на Ленинград. В этот момент командир Куприянов получил записку: «Следовать в Англию (Лондон). Не снижаться. Иначе самолет взорвем. Вы находитесь под нашим контролем». Овечкины начали претворять план в жизнь.

Переговоры с террористами вел бортинженер Иннокентий Ступаков, главной задачей которого было убедить Овечкиных, что самолет должен сесть на дозаправку (топлива и правда оставалось примерно на полтора часа). Братья согласились, но сказали, что посадка должна быть за границей: не в Ленинграде и не в Таллине. С земли была получена команда увести самолет на военный аэродром Вещево в районе Выборга. Бортпроводница Тамара Жаркая убедила Овечкиных, что посадка будет в финском городе Котка. К тому моменту руководство на земле приняло решение, что в случае пересечения границы самолет будет уничтожен.

Экипаж самолета, захваченного Овечкиными. (kp.ru)

В Вещево стянули силы для штурма. Для «заправки» самолета подъехала цистерна, на которой, естественно, была надпись «Огнеопасно» (по другим свидетельствам, Овечкины просто увидели, что к самолету подходят вооруженные люди). Поняв, что это не Финляндия, Дмитрий Овечкин убил Тамару Жаркую. Братья пытались проникнуть в кабину пилота, но не смогли вскрыть укрепленную дверь. А сотрудники милиции в этот момент готовили штурм, через кабину проникли в салон, часть штурмующих шли через багажный отсек и атаковали снизу. Поняв, что положение безнадежно, Овечкины начали стрелять, милиционеры тоже. Братья взорвали в салоне бомбу, планируя подорвать и себя, но никто не пострадал. Зато начался пожар, в котором задохнулись три человека.

Пассажиры смогли открыть аварийный выход и стали выпрыгивать с большой высоты, многие получили травмы. Группа захвата с ними не церемонилась: «Окружившие самолет военные начинали требовать от некоторых пассажиров, чтобы они ложились на землю, и сковывали им руки. Один военный, опознать которого я не смогу, выстрелил в спину лежащему на полосе мужчине. Особенно хочу отметить, что военные вели себя очень грубо с пассажирами, даже когда все были эвакуированы», — говорила потом одна из стюардесс.

В одном из интервью Олег Балашов, полковник Группы, А КГБ СССР (больше известна как «Группа «Альфа») сказал, что его подразделение было направлено на место происшествия, но, когда они прибыли, самолет горел, уже были погибшие. По мнению Балашова, руководители МВД хотели провести операцию самостоятельно, однако не обладали для этого достаточным опытом. Жертв могло бы быть меньше.

Сгоревший самолет. (lenta.ru)

Василий Овечкин (самый старший брат, 26 лет) сказал сестре Ольге, чтобы она вывела из самолета младших — Татьяну, Михаила, Ульяну и Сергея, которому на тот момент было всего 9 лет. Мать, понимая, что у них нет никаких шансов, приказала Василию застрелить братьев и себя. Погибли Дмитрий, Александр, Олег, Василий и Нинель Сергеевна. Семнадцатилетний Игорь успел спрятаться в кухне самолета.

Всего в этом теракте было 9 погибших (пять Овечкиных, убитая ими бортпроводница и три пассажира), ранения и травмы получили 19 человек, в том числе два милиционера. Самолет сгорел практически полностью, в целом ущерб оценили в 1,3 млн рублей.

Дальнейшая судьба

После неудавшегося теракта в живых остались семь Овечкиных: Ольга, Игорь, Татьяна, Михаил, Ульяна и Сергей, которые были в самолете, и самая старшая сестра Людмила. Ей на тот момент было уже 32 года, она вообще не знала о планах матери и братьев, жила с мужем и детьми в Черемхово.

Перед судом предстали Игорь и Ольга — младшие дети не достигли возраста, с которого начинается уголовная ответственность. В обвинительном заключении семье была дана следующая характеристика: «Обладая музыкальными способностями, братья Овечкины с помощью городских организаций в 1982 году создали семейный музыкальный ансамбль «Семь Симеонов», однако преследовали при этом только одну цель — избавиться от непривлекательного, на их взгляд, труда в своем подсобном хозяйстве, зарабатывая деньги в составе ансамбля».

Братья Овечкины. (life.ru)

Игорь получил 8 лет — минимальный возможный срок, Ольга — 6 лет. Суд учел смягчающие обстоятельства: Ольга не была инициатором теракта, а кроме того, женщина была беременна. Младших детей по решению суда отправили в школы-интернаты, но в итоге всех взяла к себе Людмила. Она же воспитывала дочь Ольги, пока сестра отбывала срок.

Дальнейшая судьба Овечкиных сложилась в основном неудачно или даже трагически: Игорь и Ольга погибли, Ульяна пыталась покончить с собой, стала инвалидом. С музыкой связал жизнь только Михаил, который сегодня живет в Испании.

9 марта 1988 года агентство ИТАР-ТАСС передало следующее сообщение: «8 марта с. г. группой вооруженных преступников совершена попытка захвата пассажирского самолета Ту-154, выполнявшего рейс Иркутск — Курган — Ленинград, с целью угона за границу. Принятыми мерами преступники обезврежены. В результате террористической акции имеются пострадавшие. На месте пассажирам оказана необходимая помощь, приняты все меры по обеспечению их безопасности».

Семь симеонов самолет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *