Увольнение с МВД

После ликвидации народных комиссариатов внутренних дел союзных и автономных республик руководство милицией и уголовным розыском стали осуществлять главные управления милиции и уголовного розыска при Совнаркомах республик. Кроме того, в составе ОГПУ СССР была создана Главная инспекция по милиции и уголовному розыску, в республиканских, краевых, областных органах ГПУ — особые инспекции по милиции и уголовному розыску. Эти инспекции руководили оперативной работой органов милиции, осуществляли контроль и инспектирование их деятельности, назначение, перемещение и смещение руководящего состава, несли ответственность за политико-моральное состояние кадров.

Таким образом, была осуществлена централизация органов милиции в масштабе Советского Союза. Эта мера вскоре получила законодательное закрепление в принятом 25 мая 1931 году СНК СССР «Положении о рабоче-крестьянской милиции”.

В Положении рабоче-крестьянская милиция характеризовалась как административно-исполнительный орган Советской власти. Основными задачами милиции являлись наблюдение «за проведением в жизнь законов и распоряжений центральных и местных органов власти, регулирующих революционный порядок и общественную безопасность”. Ей поручалось вести борьбу с преступностью, расследовать дела о преступлениях, охранять государственное и общественное имущество, а также личную безопасность граждан и их имущество.

Милиция делилась на общую и ведомственную. Ведомственная милиция организовывалась на основе соглашения республиканских, краевых, областных органов милиции с государственными и общественными органами для специальной охраны отдельных предприятий и сооружений и иного имущества. Она действовала на основе общих положений и уставов милиции и дополнительных инструкций, необходимых ввиду особых условий ее службы. Ведомственная милиция содержалась за счет средств, отпускавшихся теми государственными и общественными органами, которые ею обслуживались.

Общая милиция Положением от 25 мая 1931 года переводилась с местного бюджета на общегосударственный и снабжалась вооружением, снаряжением и вещевым довольствием в централизованном порядке. Благодаря этому улучшалось материальное положение работников милиции, делался важный шаг к прекращению продолжавшегося на протяжении 20-х годов, по сути дела, нищенского существования милиции, крайне отрицательно отражавшегося на качественном состоянии ее кадров и эффективности работы. Однозначную оценку факту установления единой централизованной общесоюзной системы органов милиции дать нельзя. В ней видится по крайней мере две стороны. С одной, такая реорганизация милиции, несомненно, снижала уровень демократизма в ее построении, ослабляла организационные связи с республиканскими и местными органами государственной власти, вела к крайнему централизму, превращала милицию в придаток органов ОГПУ.

С другой стороны, подчинение милиции ОГПУ, перевод ее обеспечения на государственный бюджет способствовали преодолению тех негативных явлений, которые были связаны с присущей для предшествующего периода децентрализацией руководства милицией, переводом ее на местный бюджет. Теперь укреплялась материальная база милиции, что позволяло поднять качественный уровень кадров. Организационная связь с ОГПУ позволила перевести часть его работников в милицию.

Начавшаяся в конце 20-х годов линия на бюрократизацию и централизацию государственного аппарата, формирование командно-административной системы была продолжена и еще больше усилена в 30-е годы. Одним из самых решающих ее моментов было образование Народного комиссариата внутренних дел Союза ССР 10 июля 1934 года.

НКВД СССР был создан как орган, объединявший в своем составе огромный аппарат принуждения, одним из звеньев которого являлась милиция. Главное управление милиции НКВД СССР сосредоточило в своих руках решение всех оперативных вопросов, причем в таком объеме, что нижестоящие органы без согласования с главком не могли решать ни одного сколько-нибудь значительного вопроса. Такая централизация в построении органов милиции привела к тому, что их работники на местах в значительной мере перестали проявлять инициативу, самостоятельность, ожидали директив от вышестоящих органов. Данное обстоятельство не могло не влиять отрицательно на качественный уровень работы милиции.

Тем не менее, во второй половине 30-х годов было немало и положительных моментов в развитии милиции.

Рост автомобильного транспорта, повышение интенсивности дорожного движения вызвали необходимость принятия более эффективных мер по обеспечению безопасности дорожного движения. В 1935 году в Центральном управлении шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудотранс) была образована Государственная автомобильная инспекция (ГАИ). 3 июля 1936 года СНК СССР утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции. Этим нормативным актом на ГАИ возлагались обязанности бороться с аварийностью и хищническим использованием автотранспорта, наблюдать за подготовкой и воспитанием шоферских кадров, вести количественный и качественный учет автопарка. На нее возлагался также учет аварий автомобильного транспорта, выявление их причин, привлечение к ответственности водителей машин и других виновных в авариях лиц, контроль за проведением хозяйственными организациями и учреждениями необходимых мероприятий по содержанию автопарка в технически исправном состоянии. Важной функцией ГАИ являлось регулирование уличного движения, надзор за безопасностью движения транспорта и пешеходов в городах и на транспортных магистралях. Работниками Госавтоинспекции предоставлялись все права, установленные для сотрудников милиции.

В эти годы повысилась роль милиции в обеспечении общественного порядка на железнодорожном и водном транспорте. В середине 1937 года вновь создается железнодорожная милиция. В главном управлении милиции НКВД СССР был образован отдел железнодорожной милиции, в ведении которого находились отделы железнодорожной милиции, учрежденные в местах нахождения управлений железных дорог. Тогда же в морских и речных портах и на пристанях также были созданы отделы (отделения) милиции, которые обеспечивали порядок на речных путях и коммуникациях.

16 марта 1937 года в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР был образован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС). В утвержденном НКВД СССР Положении об отделе указывалось, что он создается для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, в заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией.

В 30-е годы существенно расширились возможности милиции в области внесудебной репрессии. 27 мая 1935 года приказом НКВД была объявлена подписанная Ягодой и Вышинским инструкция тройкам НКВД по рассмотрению дел об уголовных и деклассированных элементах и злостных нарушителях положения о паспортах. Инструкция предусматривала обязательное участие в заседании тройки прокурора и лица, привлекаемого к ответственности. Решение тройки приводилось в исполнение немедленно, а протокол направлялся на утверждение Особого совещания НКВД СССР.

В тройках рассматривались дела о следующих категориях лиц:

а) имеющих судимости или приводы за уголовные преступления и не порвавшие связи с уголовно-преступной средой;

б) не имеющих судимостей или приводов, но не занятых общественно полезным трудом, не имеющих определенного места жительства и связанных с уголовно-преступной средой;

в) воров-рецидивистов, уличенных в конкретных преступлениях;

г) хулиганов-рецидивистов, приговоренных ранее судом за хулиганство не менее двух раз к тюремному заключению или к принудительным работам на срок от года и более, в случае совершения ими хулиганства, вызывающего необходимость привлечения их снова в уголовном порядке;

д) нищих-профессионалов;

е) злостных нарушителей паспортного режима.

Эти меры повлияли на снижение уровня преступности. Так, 17 марта 1936 года НКВД СССР издал специальный приказ по итогам работы за 1935 год, в котором говорилось, что по сравнению с 1934 годом в СССР число вооруженных грабежей снизилось на 45 процентов, невооруженных грабежей – на 46 процентов, квалифицированных краж – на 32 процента, конокрадства – на 55 процентов.

Усилившаяся международная напряженность сделала необходимым осуществление мер, обеспечивавших готовность милиции к работе в условиях военной обстановки. С этой целью приказом НКВД СССР от 3 июля 1939 года было введено в действие наставление по мобилизационной работе в органах рабоче-крестьянской милиции. Наставление определяло ее задачи, и обязанности на случай военного времени. Одновременно на места была направлена директива по вопросам разработки мобилизационных планов территориальных органов внутренних дел. Новые задачи по повышению боевой готовности милиции были поставлены в приказе НКВД от 26 февраля 1941 года. Каждый орган обязывался иметь планы сбора личного состава по тревоге.

Подготовка страны к обороне обусловила необходимость наделения НКВД СССР и его органов некоторыми новыми функциями. В частности, в октябре 1940 года на органы внутренних дел была возложена задача организации местной противовоздушной обороны страны.

В соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 года на органы милиции возлагалась обязанность осуществлять учет военнообязанных и призывников. Для этого во всех городских, районных и поселковых отделениях милиции были созданы военно-учетные столы. В предвоенные годы они проделали значительную работу по систематизации и учету военнообязанных, организации и призыву на действительную военную службу в Красную Армию.

Проявляя инициативу по оплате обучения сотрудника ОВД РФ, работодатель несёт определённые риски. Можно ли в такой ситуации вернуть средства, вложенные в обучение сотрудника, который уволился или с которым расторгли контракт?

Если работник обучался за счёт средств работодателя, он обязан возместить последнему затраты на своё обучение в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя (ст. 249 Трудового кодекса РФ).

Правомерность требования о возмещении затрат на обучение подтверждается судебной практикой.

Так, кассационная инстанция согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что работник обязан возместить стоимость своего обучения в случае увольнения до истечения срока, обусловленного трудовым договором (Определение Московского областного суда от 01.06.2012 № 33-10642).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2012 рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Самарского гарнизона в интересах ФГВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил» к Макарову А.А. о взыскании средств, затраченных на обучение, и пришла к выводу, что граждане, отчисленные из образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возмещают денежные средства в федеральный бюджет.

В соответствии с частью 14 статьи 76 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительством Российской Федерации 28.12.2012 № 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником ОВД РФ на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении МВД РФ в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в ОВД РФ и увольнения со службы в ОВД РФ.

Настоящие Правила определяют механизм возмещения сотрудником ОВД Российской Федерации, с которым расторгнут контракт о прохождении службы в ОВД и который уволен со службы в ОВД РФ, затрат на обучение в образовательном учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации:

— высшего профессионального образования;

— среднего профессионального образования;

— в адъюнктуре и порядок исчисления их размера.

Затраты на обучение определяются исходя из размера средств федерального бюджета, затраченных образовательным учреждением высшего профессионального образования, образовательным или научным учреждением на обучение сотрудника.

Расчёт размера средств федерального бюджета, подлежащих возмещению, осуществляется соответствующим подразделением, руководитель которого принимает решение о расторжение с сотрудником контракта и об увольнении сотрудника.

В последний день службы сотрудника руководитель ОВД выдаёт сотруднику уведомление об обязанности в течение 30 рабочих дней с момента получения указанного уведомления возместить МВД Российской Федерации затраты на обучение.

Сотрудник вправе осуществлять возмещение затрат на обучение с рассрочкой до 3 лет. В этом случае сотрудник заключает с ОВД, из которого увольняется, письменное соглашение с указанием конкретных сроков и размеров платежей.

При отмене приказа об отчислении из образовательного учреждения и (или) увольнении сотрудника либо его восстановлении в образовательном учреждении и (или) на службе в ОВД средства, затраченные на обучение, возмещённые сотрудником в связи с расторжением контракта и увольнением, подлежат возврату сотруднику в полном объёме.

В затраты на обучение сотрудника входят расходы образовательного учреждения высшего профессионального образования, образовательного или научного учреждения:

— на оплату труда профессорско-преподавательского состава;

— на амортизацию учебного оборудования в период обучения

— на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников;

— на коммунальные услуги;

— на услуги связи для целей образовательного процесса.

Приказом МВД РФ от 06.03.2013 № 129 утверждён перечень видов учебного оборудования, материальных запасов и услуг связи, расходы на которые учитываются в размере средств федерального бюджета, затраченных на обучение сотрудника ОВД РФ в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД России.

Таким образом, из содержания вышеприведённых норм следует, что сотрудник ОВД, обучающийся за счёт средств федерального бюджета, обязан выполнить определённый служебным контрактом и отработать в органах внутренних дел или соглашением об обучении срок. И только в этом случае сотрудник не обязан возмещать работодателю затраты, связанные с обучением.

Правовое отделение УМВД России по ЕАО

Президент Беларуси Александр Лукашенко во время совещания по вопросам борьбы с коррупцией уволил ряд высокопоставленных чиновников, в том числе заместителей генпрокурора и министра внутренних дел.

Об этом сообщает корреспондент Радио Свобода.

Против некоторых из уволенных будут возбуждены уголовные дела.

Самые большие потери понесло МВД. Александр Лукашенко сообщил, что десять высокопоставленных должностных лиц МВД Беларуси преднамеренно пошли на нарушение законодательства, чтобы получить земельные участки в Минском районе. По словам белорусского президента, «для строительства особняков они подобрали территорию летней дачи детского сада, расположенного в водоохранной зоне Заславского водохранилища».

«Под видом дачного кооператива, которого никогда не было, они построили жилой массив из 2-3-этажных зданий», — сказал президент Беларуси. А прокурора Минской области Михаила Снегиря уволили по другой причине. По словам Лукашенко, Снегирь незаконно приобрёл пятикомнатную квартиру в центре Минска площадью больше 200 квадратных метров с подземным гаражом, заплатив за нее в несколько раз меньше рыночной стоимости. Заместитель генерального прокурора Николай Куприянов будет отправлен в отставку за то, что покрывал этот факт, списывая с дела жалобы на действия Снегиря.

Лукашенко не впервые увольняет крупных чиновников страны.

В июле 2007 года президент Беларуси уволил начальника КГБ страны.

В августе 2005 года глава белорусского государства уволил ряд высокопоставленных чиновников Управления делами президента в связи с тем, что эти чиновники своевременно не пресекли правонарушения и злоупотребления некоторых должностных лиц.

Увольнение с МВД

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *