160 УК РФ подследственность

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам :

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью ;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью ;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних (подпункт «г» введен Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16);

4) (Пункт 4 утратил силу на основании Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700)

5) (Пункт 5 утратил силу на основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 329-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4262)

3. Дознание производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3 — 6, 9 настоящей части ;

2) (Пункт 2 утратил силу на основании Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700)

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации ;

4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации ;

5) (Пункт 5 утратил силу на основании Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7362)

6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (пункт 6 введен Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2027; в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4847; Федерального закона от 3 июля 2006 г. N 97-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 28, ст. 2975; Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 142-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 31, ст. 4331);

7) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи (пункт 7 введен Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2027; в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700; Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 16);

8) (Пункт 8 введен Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700; утратил силу на основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 329-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4262)

9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200-1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации (пункт 9 введен Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 26, ст. 3207).

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 215-4 частью второй пунктом «б», 275, 276, 283, 283-1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 205-6, 285-1, 285-2, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

Комментарий к статье 151

1. Производство предварительного расследования по уголовным делам в форме предварительного следствия осуществляется следователями, в форме дознания соответственно дознавателями, а также следователями (см. п. 1, 7, 8 ч. 3 комментируемой статьи). Для выполнения поставленных перед ними задач в стадии предварительного расследования следователи и дознаватели наделяются необходимыми полномочиями (см. коммент. к ст. 38 и 41).

2. Предварительное следствие по уголовным делам производится следователями прокуратуры, а также следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Все перечисленные следователи имеют одинаковое процессуальное положение.

На различных уровнях следственных аппаратов существуют должности следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам. Наименование должностного положения не отражается на содержании процессуальных прав и обязанностей следователя, реализуемых при производстве предварительного следствия.

3. Осуществляя уголовное преследование, прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору расследование любого преступления (ст. 31 Закона о прокуратуре). В этих случаях происходит выполнение прокурором функции предварительного следствия, но не превращение прокурора в орган предварительного следствия.

4. Предварительное следствие вправе производить начальник следственного отдела, пользуясь при этом полномочиями следователя (ч. 2 ст. 39 УПК).

5. Проведение по уголовному делу, по которому обязательно предварительное следствие, расследования в форме дознания является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет возвращение прокурором дела для дополнительного расследования, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК.

6. Производство дознавателями расследования в форме дознания по уголовным делам заключается в осуществлении уголовно-процессуальной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, для выяснения обстоятельств совершения которых закон не требует проведения предварительного следствия.

Как и следователи, все дознаватели независимо от ведомственной принадлежности имеют единый процессуальный статус, выполняют одинаковые процессуальные обязанности и имеют одни и те же процессуальные права. Разница между ними в уголовном процессе обусловлена лишь разграничением их компетенции, обусловленным различием подследственности уголовных дел

7. Подследственность — совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которой закон относит его к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания. Различают предметный (родовой), территориальный, персональный, альтернативный (смешанный) и по связи уголовных дел признаки подследственности.

Предметный (родовой) признак позволяет определить подследственность уголовного дела в зависимости от рода преступления, его характера и степени тяжести. Соответственно, в комментируемой статье для каждого органа предварительного расследования строго определены перечни преступлений, отнесенных к их компетенции.

С помощью территориального признака подследственности определяется место производства предварительного расследования в зависимости от того, где конкретное преступление совершено (см. коммент. к ст. 152).

Персональный признак подследственности связан с личностью подозреваемого или обвиняемого лица, его должностным или служебным положением, особым правовым статусом в государстве.

Альтернативный (смешанный) признак подследственности предполагает возможность расследования ряда преступлений тем или иным следователем в зависимости от того, кем данное преступление выявлено.

Определяемая законом целесообразность расследования некоторых преступлений совместно с другими тесно с ними связанными преступлениями характеризует подследственность по связи уголовных дел.

8. Все признаки подследственности обычно действуют в сочетании друг с другом, позволяя определять оптимальный режим подследственности. Однако в случае возникновения коллизии между персональным и иными признаками подследственности применению подлежит, как правило, персональный признак.

9. К подследственности следователей прокуратуры по предметному признаку отнесены наиболее опасные преступления против личности (убийство, доведение до самоубийства, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование и др.), против общественной безопасности и общественного порядка (массовые беспорядки, нарушение правил техники безопасности на объектах атомной энергетики, на взрывоопасных объектах, а также при проведении горных, строительных или иных работ и т.п.), ряд преступлений против правосудия и порядка управления, а также против мира и безопасности человечества, все преступления против военной службы. Исключительно следователи прокуратуры расследуют преступления против конституционных прав и свобод граждан.

Персональный признак определяет подследственность следователям прокуратуры уголовных дел о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы ФС РФ, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами органа местного самоуправления, а также судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов. В случае совершения преступлений в отношении указанных лиц предварительное следствие производится также следователями прокуратуры.

10. Следователи военной прокуратуры в соответствии с персональным признаком подследственности проводят предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими и призванными на военные сборы военнообязанными, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, а также по делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. Военнослужащими считаются лица, проходящие по призыву или контракту военную службу. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, СВР России, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 01.04.2005) (СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 10. Ст. 763, N 14. Ст. 1212)).

11. Поскольку прокурору предоставлено право изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи (см. коммент. к ст. 37), следователи прокуратуры по усмотрению прокурора могут производить расследование фактически по любым уголовным делам независимо от наличия ранее перечисленных признаков подследственности. Подобную ситуацию иногда характеризуют как проявление так называемой исключительной подследственности.

12. Следователям органов федеральной службы безопасности подследственны уголовные дела о большинстве преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, шпионаж, диверсия, вооруженный мятеж и др.), о незаконном пересечении границы РФ, а также о производстве или распространении оружия массового поражения и т.п.

Уголовные дела о государственной измене, шпионаже, разглашении государственной тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, в случае совершения указанных преступлений военнослужащими и иными лицами, перечисленными в подп. «в» п. 1 ч. 2 комментируемой статьи, также относятся к подследственности следователей органов федеральной службы безопасности. Персональный признак подследственности, обусловливающий отнесение данной категории дел к подследственности следователей прокуратуры, в данном случае не применяется, если прокурор не сочтет необходимым принять иное решение.

13. Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование преступлений против личности (умышленное причинение тяжкого, не повлекшего неосторожное причинение смерти потерпевшему, и средней тяжести вреда здоровью, оставление в опасности, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, торговля несовершеннолетними), против собственности (кража и грабеж при отягчающих обстоятельствах, разбой, вымогательство) и иных преступлений, отнесенных к их компетенции в соответствии с предметным признаком подследственности. Им подследственно большинство уголовных дел о преступлениях в сфере экономической деятельности.

14. Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ производят предварительное следствие по уголовным делам соответствующей категории. В том числе о незаконном изготовлении, приобретении, хранении, перевозке, пересылке или сбыте наркотических средств или психотропных веществ, склонении к потреблению указанных средств или веществ, незаконном культивировании запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, и т.п.

15. По уголовным делам о преступлениях, перечисленных в ч. 5 комментируемой статьи, предварительное следствие может производиться без учета предметного признака подследственности (на основе альтернативности) следователями органа, выявившего указанные преступления.

16. Если после возбуждения уголовного дела выясняется, что подлежащие расследованию следователями определенной ведомственной принадлежности преступления связаны с злоупотреблением служебным положением, превышением должностных полномочий, получением взятки или другими преступлениями, указанными в ч. 6 комментируемой статьи, то предварительное следствие по уголовным делам об этих преступлениях производится теми же следователями.

17. Подследственность уголовных дел, расследуемых в форме дознания, определяется, как правило, по предметному и территориальному признакам. По персональному признаку подследственность при производстве дознания определяется только у следователей прокуратуры (см. п. 7 ч. 3 комментируемой статьи).

18. Органы внутренних дел обладают наиболее широкими возможностями для расследования преступлений в форме дознания, что предопределило отнесение к их подследственности большинства уголовных дел, по которым производство предварительного следствия не является обязательным.

19. При возникновении необходимости произвести предварительное следствие по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не является обязательным, подследственность определяется прокурором.

20. В случае соединения в одном производстве уголовных дел, по одному из которых обязательно предварительное следствие, а по другому возможно проведение дознания, расследование осуществляется в форме предварительного следствия.

21. При соединении дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, отнесенных к компетенции разных органов предварительного следствия, подследственность определяется прокурором с учетом установленных УПК правил подследственности.

22. Если сочетание признаков подследственности порождает коллизию, устранить которую на основе применения существующих правил подследственности не представляется возможным, например в случае совершения лицом ряда преступлений, подследственных одновременно разным органам предварительного расследования, прокурор вправе разрешить спор о подследственности по своему усмотрению. Направляя уголовное дело соответствующему следователю или дознавателю, прокурор принимает во внимание его компетентность, специализацию, опыт и иные качества, позволяющие качественно и своевременно осуществить предварительное расследование.

СТ 151 УПК РФ

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

4) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

5) утратил силу.

3. Дознание производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3-6, 9 настоящей части;

2) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253, 256 и частями первой и первой.1 статьи 258.1 (в части, касающейся преступлений, выявленных органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322, частью первой статьи 322.1 (в части, касающейся преступлений, выявленных органами федеральной службы безопасности) и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) утратил силу;

6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

7) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи;

8) утратил силу;

9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 215.4 частью второй пунктом «б», 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 205.6, 285.1, 285.2, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

Комментарий к Статье 151 Уголовно-процессуального кодекса

2. Различают дознавателей органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарной службы, пограничных органов ФСБ, начальников органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, дознавателей воинских частей, соединений, военных учреждений и гарнизонов.

3. Следователь или дознаватель будет вести производство по делу; следователь или дознаватель какого органа — определяется по правилам подследственности уголовных дел. Правильное определение подследственности уголовного дела имеет важное практическое значение. Если собирание и закрепление доказательств, предварительное расследование в целом будет произведено ненадлежащим органом или должностным лицом, то результаты будут являться полученными с нарушением закона и поэтому признаются ничтожными, не имеющими в соответствии со ст. 75 УПК РФ юридической силы <1>.
———————————
<1> См. также: Постановление Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Рос. юстиция. 1996. N 1. С. 54 — 58 (п. 16).

4. Подследственность отражает часть компетенции органов расследования.

Подследственность — это система указанных в законе юридических признаков дела и характеристик органов расследования, в совокупности позволяющих определить орган, который полномочен расследовать конкретное преступление.

Выделяют предметный (родовой), территориальный (местный), персональный (личный) признаки подследственности.

Предметный признак позволяет определить подследственность дела в соответствии с характером и степенью опасности совершенного преступления.

Территориальный признак служит разграничению подследственности между одноименными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории.

Персональный признак следует рассматривать как дополнительный к названным двум; он определяет подследственность с учетом личных характеристик субъекта преступления (в некоторых случаях — потерпевшего).

Различают также факультативные признаки подследственности — альтернативный (дело расследуется тем органом, который выявил преступление, — см. ч. 5 ст. 151 УПК) и по связи расследуемых дел.

5. В комментируемой ст. 151 УПК подследственность уголовных дел определена в основном исходя из признака родовой подследственности, который дополняют другие признаки, например персональный, кроме территориального (правило о территориальной подследственности изложено в ст. 152 УПК). Законодатель применительно к следователям и дознавателям перечисляет конкретные составы преступлений, дела по которым отнесены к их подследственности.

6. Следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела, как правило, об особо тяжких и тяжких преступлениях. Это преступления против жизни, здоровья, свободы, половой неприкосновенности, конституционных прав и свобод человека и гражданина. Им подведомственны дела о терроризме, других наиболее опасных и имеющих повышенное общественное значение преступлениях: против общественной безопасности, общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности движения и эксплуатации отдельных видов транспорта, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, против правосудия, против порядка управления, против военной службы и против мира и безопасности человечества.

Подследственность уголовных дел следователям Следственного комитета РФ дополняется персональным признаком, изложенным в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК. Так, в соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК следователям Следственного комитета РФ подведомственны в форме следствия дела о преступлениях, совершенных отдельными лицами или в отношении их в связи с их профессиональной деятельностью. К данной группе лиц отнесены члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ, а также депутаты, члены выборного органа местного самоуправления и выборные должностные лица органа местного самоуправления; члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ или в законодательный орган субъекта РФ; председатель Следственного комитета РФ; руководитель следственного органа; судьи Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ; судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов; мировой судья; присяжные или арбитражные заседатели в период осуществления ими правосудия; председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты РФ; Уполномоченный по правам человека в РФ; Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ; прокуроры; следователи; адвокаты.

Кроме того, следователи Следственного комитета РФ расследуют в форме следствия уголовные дела о любом из преступлений, совершенных должностными лицами ряда министерств, служб и агентств (Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы), военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона. Исключение составляют преступления (ст. ст. 275, 276, 283, 283.1 и 284 УК РФ), совершенные указанными в рассматриваемом подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК лицами, — производство по ним ведется следователями органов ФСБ.

Законодателем установлено правило о том, что, если в отношении лиц, перечисленных в двух предыдущих абзацах, совершается преступление в связи с их служебной деятельностью, такие дела подведомственны также следователям Следственного комитета РФ.

Кроме того, следователи Следственного комитета РФ ведут предварительное расследование по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних (подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Подзаконными актами может уточняться подследственность уголовных дел в пределах соответствующей системы органа предварительного расследования. Так, устанавливается подследственность уголовных дел специализированным следственным органам Следственного комитета РФ <1>. В частности, военные следственные органы Следственного комитета РФ осуществляют рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими; гражданами, проходящими военные сборы; лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных на территории (в расположении) воинской части, соединения, учреждения; судьями военных судов; прокурорскими работниками органов военной прокуратуры; работниками военных следственных органов Следственного комитета РФ, в том числе не являющимися военнослужащими; работниками открытого акционерного общества «Оборонсервис» и управляемых им открытых акционерных обществ, Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России), совершенных в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; работниками страховых компаний, осуществляющих за счет бюджетных средств страхование жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, совершенных в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей по страхованию жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы; неустановленными лицами вне территории (расположения) воинской части, соединения или учреждения при наличии достаточных данных, указывающих на принадлежность этих лиц к категории военнослужащих и других лиц, уголовное преследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов Следственного комитета РФ.
———————————
<1> См.: Приказ Председателя Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» // http://www.sledcom.ru (дата обращения: 11.06.2015).

Если преступление на территории воинской части (соединения, учреждения) совершено неустановленными лицами, руководитель военного следственного органа организует его расследование и передает уголовное дело в соответствующие органы предварительного расследования только после установления виновных лиц (уголовное преследование которых не отнесено к компетенции военных следственных органов) и закрепления доказательств по уголовному делу.

7. Следователям органов ФСБ (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК) подследственны уголовные дела о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя Российской Федерации, безопасность государства, а также о некоторых преступлениях против его экономической безопасности: контрабанда с квалифицирующими признаками; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; терроризм, организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; угон воздушного судна или водного транспорта, железнодорожного подвижного состава и др., всего около 20 составов преступлений. Кроме того, следователи ФСБ расследуют уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 275 (государственная измена), 276 (шпионаж), 283 (разглашение государственной тайны), 283.1 (незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну) и 284 (утрата документов, содержащих государственную тайну) УК РФ и совершенных лицами, указанными в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК (должностными лицами Следственного комитета РФ, органов ФСБ, Службы внешней разведки, военнослужащими и др.).

8. Следователям органов внутренних дел Российской Федерации подследственны дела о наиболее широком спектре преступлений, которые неподведомственны другим органам следствия. Это преступления против здоровья граждан, против семьи и несовершеннолетних (исключая тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних), против собственности, ряд преступлений в сфере экономической деятельности и др., всего около 100 составов преступлений (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК).

10. Статьей 151 УПК предусмотрены альтернативная и подследственность по связи дел, дополняющие, как отмечалось, предметный признак подследственности.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 150, 285, 285.1, 286, 306 — 310, ч. 2 ст. 311, ст. ст. 316 и 320 УК РФ, в соответствии с подследственностью по связи дел предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).

11. Часть 3 ст. 151 УПК содержит указание на преступления, расследование уголовных дел по которым производится в форме дознания и отнесено к компетенции дознавателей органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ, органов Федеральной службы судебных приставов, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. По данным делам предварительное расследование органами дознания проводится в полном объеме с учетом особенностей, установленных гл. 32 и 32.1 УПК. Эти преступления обладают меньшей общественной опасностью по сравнению с теми, которые подведомственны следователям. Их обнаружение и характер преступлений связаны с непосредственной профессиональной деятельностью органов дознания в том смысле, что орган дознания отвечает за правопорядок в определенной сфере общественных отношений; если в области деятельности органа дознания совершается преступление, его расследование и поручается данному органу дознания <1>. В ряде случаев общественно опасные деяния совпадают с ключевыми признаками составов преступлений, дела о которых подследственны следователям соответствующих ведомств, так как в последнем случае преступления обладают большей общественной опасностью. Так, кража без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 158 УК РФ) расследуется в форме дознания, а производство по квалифицированным преступлениям кражи (ч. ч. 2 — 4 ст. 158 УК РФ) осуществляется в форме следствия.
———————————
<1> См., напр.: Приказ Федеральной пограничной службы РФ от 4 декабря 2002 г. N 760 «О полномочиях органов Пограничной службы Российской Федерации при проведении дознания в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, водных животных и растений» // РГ. 2003. 18 янв.

12. Комментируемая статья 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ содержит специальное указание об органах, которые полномочны производить дознание в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Так, по преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 228, ст. ст. 228.2, 228.3, ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, ст. 233, ч. ч. 1 и 4 ст. 234 и ч. ч. 1 и 3 ст. 327 УК РФ, дознание может производиться не только дознавателями, но и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

13. Пунктом 7 ч. 3 ст. 151 УПК предусмотрено, когда дознание будут производить следователи Следственного комитета РФ (в отношении военнослужащих и других, указанных в подп. «б» и «в» п. 2 ст. 151 УПК РФ, лиц), о чем отмечалось применительно к подследственности уголовных дел данным органам.

14. Поскольку к полномочиям прокурора отнесен надзор за законностью при расследовании преступлений, он разрешает возможные споры о подследственности. Если в одном производстве имеются дела, подследственные одновременно нескольким органам расследования, подследственность дела окончательно определяется прокурором.

Прокурор в соответствии с п. п. 11, 12 ч. 2 ст. 37 УПК полномочен решать и другие вопросы, связанные с подследственностью уголовных дел. Он вправе изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю; передавать уголовное дело от одного органа расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных в ст. 151 УПК; изымать уголовное дело (или материалы проверки сообщения о преступлении) у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его следователю Следственного комитета РФ с указанием оснований такой передачи.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ОСОБЫЙ ПОРЯДОК УГОЛОВНОГО

СУДОПРОИЗВОДСТВА

Раздел XVII. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ

ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ

Глава 52. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ

ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ

Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

6) прокурора;

6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

(п. 6.1 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

6.2) руководителя следственного органа;

(п. 6.2 введен Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

7) следователя;

8) адвоката;

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

(п. 9 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

(п. 10 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

Статья 448. Возбуждение уголовного дела

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы;

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

2.1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации — исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 29.11.2010 N 318-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

5) в отношении иных судей — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов — Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем;

(п. 10 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

(п. 12 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

(п. 13 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 06.06.2007 N 90-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

(п. 14 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 06.06.2007 N 90-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

2. Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

3. По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 98-ФЗ)

5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ.

7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

Статья 449. Задержание

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном статьей 91 настоящего Кодекса, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П статья 450 и находящаяся с ней во взаимосвязи статья 107 признаны не противоречащими Конституции РФ.

Статья 450. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий

1. После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса, следственные и иные процессуальные действия в отношении такого лица производятся в общем порядке с изъятиями, установленными статьей 449 настоящего Кодекса и настоящей статьей.

(часть первая в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 98-ФЗ)

2. Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 98-ФЗ)

3. Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 98-ФЗ)

4. Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации и соответствующего судебного решения.

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

4.1. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено следователем или дознавателем в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации, а в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

5. Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с настоящим Кодексом не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда, указанного в части первой статьи 448 настоящего Кодекса.

(часть пятая введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 98-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

Статья 451. Направление уголовного дела в суд

(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 98-ФЗ)

В случае, когда уголовное дело было возбуждено либо привлечение лица в качестве обвиняемого состоялось в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса, после окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении такого лица, за исключением случаев, предусмотренных статьей 452 настоящего Кодекса, направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии с подсудностью, установленной статьями 31 — 36 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 29.12.2010 N 433-ФЗ с 1 января 2013 года статья 452 будет признана утратившей силу.

Статья 452. Рассмотрение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2017. Т. 27, вып. 5

УДК 343.18

Ф.Н. Багаутдинов, Р.Р. Хасанов

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

В статье рассматриваются вопросы подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации. Обращается внимание на значительное количество дел об уголовных преступлениях небольшой и средней тяжести, расследуемых следователями Следственного комитета РФ, что значительно увеличивает нагрузку на его следственный аппарат. Исследуются преступления, предусмотренные ст. 139, 198-199.2, 238, 319 Уголовного кодекса РФ, анализируются статистические данные. Предлагается передать ряд составов о преступлениях небольшой и средней тяжести в подследственность дознавателей и следователей органов внутренних дел РФ и по ряду составов преступлений применить следующий подход: простой состав расследует другой орган, а Следственный комитет берется за дело лишь в случаях наступления тяжких и особо тяжких последствий, то есть по квалифицированным составам преступлений. По мнению авторов, с помощью внесения изменений в уголовно-процессуальный закон деятельность следователей Следственного комитета Российской Федерации необходимо сосредоточить на расследовании тяжких и особо тяжких преступлений.

Ключевые слова: подследственность, Следственный комитет Российской Федерации, альтернативная подследственность, органы предварительного следствия, органы дознания.

С момента создания Следственного комитета Российской Федерации (далее — СК) активно обсуждаются вопросы подследственности его следователей . Преступления коррупционной направленности в основной своей массе относятся к их подследственности. Следователям СК передано и расследование уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных как в отношении несовершеннолетних, так и ими самими. В целом основная часть уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях сегодня расследуется следователями Следственного комитета Российской Федерации.

За последние годы произошло серьезное увеличение нагрузки на следственный аппарат Следственного комитета. Как видно из статистических данных, значительную часть нагрузки следователей СК РФ составляют дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, и доля этих преступлений продолжает расти. Например, в 2015 г. следователями СК РФ расследовалось 174 176 дел, из них 76 620 дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, что составило 43 %. В 2016 г. следователями Следственного комитета всего было расследовано 165 843 уголовных дел, из них 96,7 тыс. дел — о преступлениях небольшой и средней тяжести. Таким образом, более половины расследуемых следователями СК РФ уголовных дел составляют дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. При этом преступления небольшой и средней тяжести следователями Следственного комитета РФ расследуются в основном в форме предварительного следствия. В связи с этим необходимо обсудить вопрос об освобождении следователей СК от расследования малозначительных дел.

В соответствии с теорией уголовного процесса следователи должны расследовать, как правило, тяжкие и особо тяжкие преступления, дознаватели — преступления небольшой и средней тяжести. В противном случае мы наблюдаем нерациональное использование выделяемых ресурсов (штатных единиц, времени компетентных должностных лиц) для решения тех или иных задач конкретного правоохранительного органа.

На наш взгляд, следует обратить внимание на несколько составов преступлений, обоснованность нахождения которых сегодня в подследственности следователей Следственного комитета вызывает большие вопросы.

Начнем со ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации «Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением». При этом под представителем власти понимаются не только сотрудники правоохранительных, но и контролирующих (рыбоохраны, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля) или иных органов (различные звенья государственных органов и органов местного самоуправления, которые выполняют функции власти). В целом эта статья относится к компетенции дознания (ст. 150 УПК РФ), а следователи СК РФ расследуют уголовные дела о таких преступлениях, совершенных в отношении должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, органов

2017. Т. 27, вып. 5

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации (пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Всего в 2015 г. по ст. 319 УК РФ судами общей юрисдикции осуждены 7 823 человека. В общем объеме расследованных следователями СК уголовных дел эта статья занимает значительное место, при том, что преступление, предусмотренное ст. 319 УК РФ, — это преступление небольшой тяжести.

Практика показывает, что чаще всего такие дела возникают по фактам оскорбления сотрудников полиции. Фабула их проста: пришел сотрудник полиции к гражданину, приглашает, доставляет его в полицию и т. д., при этом тот его обзывает нехорошими словами. Вылетело у человека сгоряча, в пьяном состоянии неосторожное слово и — статья готова. Таких дел в Следственном комитете расследуется немало, и основная их часть — по заявлениям сотрудников полиции. Сотрудники других органов обращаются с заявлением о возбуждении уголовного дела весьма редко, хотя оскорбляют и судебных приставов, и сотрудников ФСИН, и других. Причем, что интересно, отдельные сотрудники полиции проходят в качестве потерпевших по таким делам неоднократно. Неужели это такое важное и особо опасное преступление, которое заслуживает внимания Следственного комитета?

Процессуалисты могут возразить, что расследование уголовных дел об оскорблении сотрудника полиции следователем ОВД может разрушить систему сдержек и противовесов в следственной деятельности. По нашему мнению, расследование преступлений о публичном оскорблении представителей контролирующих органов ничем не отличается от расследования аналогичных преступлений в отношении должностного лица правоохранительного органа, и ст. 319 УК РФ необходимо передать для расследования дознавателям или следователям МВД.

Еще одна статья — ст. 139 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение неприкосновенности жилища». Всего за 2015 г. по этой статье было осуждено 5 429 человек, что составило около 5 % от общего количества направленных СК дел в суд.

Грозная на вид статья, которая находится в главе о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина и относится к исключительной подследственности следователей СК. А на практике, в жизни, все происходит гораздо проще. Эту статью применяют по поводу и без повода. Ведь, по сути, ее можно вменить лицу, подозреваемому (обвиняемому) в совершении любого преступления, совершаемого с проникновением в квартиру (кража, грабеж, разбой и т. д.). В чистом виде, именно как нарушение конституционных прав, это преступление встречается редко. Основную массу этих преступлений совершают лица, не проживающие в квартире, не имеющие законных оснований в нее заходить, но имеющие отношение к хозяевам, жильцам квартиры и в силу различных жизненных обстоятельств ломающие дверь квартиры: бывшие мужья, сожители, собутыльники, родственники, знакомые, соседи и т. д. Зачем Следственному комитету заниматься этими семейно-бытовыми делами?

Зачастую такие уголовные дела прекращаются у мирового судьи за примирением сторон. Так, постановлением мирового судьи судебного участка № 4 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан от 2 марта 2017 г уголовное дело по обвинению гр. А., в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 139 УК РФ, прекращено за примирением с потерпевшим1.

Как известно, с 1 января 2011 г. Следственному комитету были переданы все уголовные дела о налоговых преступлениях. Статья 198 УК РФ — «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» — находится в исключительной компетенции Следственного комитета. УПК РФ не предусматривает даже альтернативную подследственность по данной категории дел (ч. 5 ст. 151 УПК РФ). Обратим внимание, что ч. 1 ст. 198 УК РФ — это преступление небольшой тяжести, а ч. 2 ст. 198 УК РФ — средней. Данные преступления не представляют особой сложности для выявления и расследования. Неужели следователи ОВД, специализирующиеся на расследовании экономических преступлений, не справятся с подобной категорией дел, тем более если налоговые преступления выявили оперативные сотрудники МВД?

В настоящее время в производстве следователей Главного следственного управления МВД РФ по Республике Татарстан находятся сложные многотомные уголовные дела о преступлениях по неза-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Некоторые вопросы подследственности следователей.

2017. Т. 27, вып. 5

конному возмещению налога на добавленную стоимость (ст. 159 УК РФ), которые успешно ими расследуются. Чем они отличаются от уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Напомним, что ранее по УПК РФ в редакции 2002 г. уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 198 УК РФ, расследовались дознавателями налоговых органов. В дальнейшем УПК РФ (в редакции от 29.12.2010 г.) передал расследование дел о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ, следователям ОВД, а уже затем — следователям СК.

В целях более эффективного выявления налоговых преступлений предлагаем установить в УПК РФ альтернативную подследственность следователей СК и МВД по преступлениям, предусмотренным ст. 198-199.2 УК РФ, в зависимости от того, кто выявил налоговое преступление.

Далее обратим внимание на ст. 238 УК РФ — «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей». Статья на первый взгляд вроде бы серьезная. На практике же она нередко выливается в самую обычную проверку торгового киоска, в котором, к примеру, нашли минеральную воду с просроченным сроком хранения, либо оперативными сотрудниками БЭП и ПК была проведена проверочная закупка у бабушки двух бутылок спиртосодержащей жидкости, признанной исследованием опасной для жизни граждан. И вот из-за этих нескольких бутылок возбуждается уголовное дело, которое расследует следователь Следственного комитета.

В практике имели место случаи возбуждения и расследования малозначительных уголовных дел по ст. 238 УК РФ — за вяленого леща или одну селедку, проданных на городском пляже, за продажу самогона в бутылке из-под лимонада и т.д.

Так, приговором Волгодонского районного суда Ростовской области от 8 июля 2016 г. гр. И. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 238 УК РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 35 тыс. руб. И. реализовала рыбную продукцию, не отвечающую требованиям безопасности для здоровья потребителей в виде вяленой рыбы, в результате употребления которой отравился гр. Ф.2.

Возникает резонный вопрос: неужели это такое серьезное преступление, заслуживающее внимания Следственного комитета? Заметим, что в ст. 238 Уголовного кодекса Российской Федерации три части. Исходя из тяжести последствий, указанных в чч. 2 и 3 (смерть людей и другие), их нужно оставить в компетенции Следственного комитета — таких дел немного, но ч. 1 этой статьи целесообразно передать в дознание либо следователям ОВД.

В целом по ряду составов преступлений, возможно, следует применить такой подход — простой состав расследует другой орган, а Следственный комитет берется за дело лишь в случаях наступления тяжких и особо тяжких последствий, то есть по квалифицированным составам преступлений.

Таким образом, подследственность следователей Следственного комитета Российской Федерации нуждается в серьезной ревизии с тем, чтобы они сосредоточились на расследовании тяжких и особо тяжких преступлений.

* * *

1. Супрун С.В. Подследственность следователя Следственного комитета при прокуратуре РФ по делам частно-публичного обвинения // Российский следователь. 2010. № 7. С. 8-9.

2. Супрун С.В. Подследственность органов предварительного следствия Следственного комитета Российской Федерации в отношении несовершеннолетних // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. Хабаровск: Изд-во Дальневост. юрид. ин-та. 2014. № 1 (26). С. 15-18.

Поступила в редакцию 22.06.17

F.N. Bagautdinov, R.R. Khasanov

SOME ISSUES OF THE INVESTIGATIVE JURISDICTION OF THE INVESTIGATIVE COMMITTEE

2 Приговор Волгодонского районного суда Ростовской области № 1-468/2016 от 8 июля 2016 г. // Доступ из ГАС РФ «Правосудие» (дата обращения: 10.04.2017).

2017. Т. 27, вып. 5

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Багаутдинов Флер Нуретдинович, доктор юридических наук, заведующий кафедрой прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и участия прокурора в уголовном судопроизводстве

Казанский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 420111, Россия, г. Казань, ул. Московская, 41 E-mail: fler5858@mail.ru

Хасанов Рамиль Ринатович, заместитель начальника отдела МВД -начальник следственного отделения ОМВД России по Атнинскому району Республики Татарстан 422750, Россия, с. Большая Атня, ул. Б. Зиганшина, 85 E-mail: pravo.za@mail.ru

Bagautdinov F.N.,

Doctor of Law, Head of Department

of Prosecutor’s supervision the execution of laws

in the operational-search activity and the activity

of the Prosecutor in criminal proceedings

Kazan law Institute (branch) Academy of the Prosecutor General Russian Federation

41, Moskovskaya st., Kazan, Russia, 420111 E-mail: fler5858@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

160 УК РФ подследственность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *