Пример психологического портрета личности

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРЕСТУПНИКА: ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Д.В. Ким, A.B. Клочко (Барнаул)

Аннотация. Рассматривается методика построения «психологического портрета» преступника с учетом психологических принципов анализа происшествия. Анализируются различные подходы к установлению связи между признаками преступления и преступника Делается вывод о том, что интеграция научного знания позволяет исследовать особенности ценностно-смысловых полей образа мира преступника, что, в свою очередь, оптимизирует процесс расследования преступлений

Ключевые слова: «психологический портрет» преступника, расследование преступлений, многомерный мир человека, ценностно-смысловые поля, индивидуальные черты преступника, операциональный смысл, криминалистическая ситуация.

В процессе расследования преступлений особый интерес представляет информация о форме преступного поведения и образе действий преступника. На основе ее можно сделать предположения о росте, телосложении, физической силе, профессиональных навыках, дефектах психики и иных признаках человека . В современной зарубежной науке система сведений о психологических и иных признаках разыскиваемого преступника, существенных с точки зрения его выявления и идентификации, получила название «психологический профиль», а в России — «психологический портрет» преступника.

В основу построения психологического портрета преступника положены частные психологические принципы анализа происшествия:

1. Элементы криминалистической характеристики рассматриваются как результаты поведения, реализованного лицом в условиях свободного выбора, терминированного системой как осознаваемых, так и неосознаваемых побуждений и направленного на достижение субъективно желаемой цели.

2. Элементы криминалистической характеристики преступления рассматриваются как единая система, системообразующим принципом которой выступает личность преступника в ее субъективном отношении к другим элементам составляющим криминалистическую характеристику .

Как показывают проведенные исследования и анализ научной литературы, поведение лица, совершившего серию однородных преступлений, подчинено не цели их совершения (например, удовлетворению сексуальных потребностей), а алгоритму — то, как оно должно быть совершено, какие эмоции при этом должен пережить преступник . При составлении психологического портрета учитывается очень важная, на наш взгляд, «деталь» — специфический набор так называемых «жизненных ценностей». Благодаря ценностям многомерный мир человека превращается в его в жизненный мир как пространство для реализации актуальных потребностей и возможностей человека .

В установлении связи между признаками преступления и преступника имеют место два подхода: статистический, аналитико-психологический .

Именно с учетом этих подходов в ФБР была разработана процедура составления «психологического про-

филя», состоящая из 5 шагов, или этапов: 1) обстоятельное изучение, анализ природы и сущности преступления и криминальных типов лиц (психолого-психиатрическая типология), совершивших подобные деяния в прошлом; 2) исчерпывающий анализ места расследуемого преступления; 3) углубленное изучение ближайшего окружения, занятий и увлечений жертвы (жертв, если их несколько) и подозреваемого (подозреваемых); 4) формирование возможных мотивирующих факторов всех задействованных в расследовании лиц; 5) описание преступника (на основе внешних поведенческих проявлений его вероятной психологической сущности).

Технологический алгоритм разработки психологического профиля (портрета) преступника включает три основных приема:

1) прием реконструкции криминалистического механизма преступления;

2) прием психологического моделирования поведения преступника;

3) прием психологической интерпретации поведения преступника .

В процессе реконструкции криминалистического механизма преступления особое внимание уделяется осмотру места происшествия. На этом этапе выделяют первичную и вторичную сцены места преступления. Основными источниками информации выступают цветные фотографии места происшествия. Кроме того, важными источниками информации являются различные схемы, планы, карты, используемые при осмотре, а также специально разработанные анкеты, заполняемые субъектом доказывания во время проведения осмотра места происшествия, подробные результаты вскрытия трупа (если он имеется), максимально полная информация о потерпевшем (потерпевших). На основе полученной информации при помощи психологических приемов анализа выявляются «индивидуальные действия» (черты) преступника. В основу приема психологического моделирования поведения преступника положены три параметра действия человека в зависимости от сложившейся ситуации .

1. Чем меньше согласуется действие человека с действиями большинства людей в той же ситуации, тем в большей степени оно обусловлено его индивидуальностью.

Так, жена и ближайшие знакомые Джона Даффи, известного маньяка-убийцы, «державшего» в течение

трех лет (с 1985 по 1988 г.) в страхе не только Лондон, но и всю Англию, утверждали, что в отличие от большинства «нормальных» людей, сцены насилия и убийств доставляли ему наслаждение. Он мог часами смотреть на эти кровавые сцены. Кроме того, Д. Даффи читал много книг, в которых воспевались «подвиги» нацистов, насилие и жестокость. Его «настольной книгой» был «Справочник анархиста» — своеобразное пособие для террориста с описанием различных способов убийств. Все полученные знания он реализовывал в убийствах и издевательствах над своей женой, что и явилось поводом для включения его в компьютерную систему по поиску маньяка-убийцы и в список подозреваемых. В последствии его вина в двух изнасилованиях и двух убийствах была полностью доказана, а 26 февраля 1988 г. оглашен приговор — сорок лет тюремного заключения. Профессор Д. Кантор, создавший психологический портрет преступника и детектив Д. Херст, расследовавший эти громкие преступления, поясняли, что если бы не «странности» Д. Даффи, то полиции сложно было бы выйти на его след, и еще неизвестно, попал бы он вообще в компьютерную систему.

2. Чем однотипнее действует человек в различных ситуациях, тем сильнее его поведение обусловлено индивидуальными особенностями.

При расследовании серии убийств, сопряженных с изнасилованиями женщин в пригороде Свердловска (Екатеринбурга) в 1982-1988 гг., прослеживался ряд общих признаков, которые послужили основанием для выдвижения версии о совершении их одним лицом. Впоследствии был задержан печатник типографии «Уральский рабочий» Н.Б. Фефилов, который признался в совершении этих зверских преступлений. Места, где были обнаружены трупы, он называл «своими», хорошо ориентировался на местности, демонстрировал хорошую память, точно называл время и место содеянного .

В серии убийств, совершенных снайпером в американском городе Манассас штат Мэриленд в 2003 г., хотя и имелись существенные различия в ситуационных параметрах: пол жертв, их возраст и социальное положение (среди них были: таксист, домохозяйка, служащий магазина, пенсионер, школьник и т.д.), в то же время выделялся и общий признак — преступник стрелял из снайперской винтовки калибром 0,223, которую используют в основном армейские снайперы. Эти обстоятельства послужили основанием для выдвижения версии, что убийца — скорее всего, бывший снайпер, участвовавший в одной из войн, человек с богатым и очень специфичным армейским опытом. Он очень хорошо знает и любит оружие, передвигается на небольшом белом грузовике или микроавтобусе. Вполне вероятно, что у него есть сообщник . После задержания выяснилось, что убийца действительно был армейским снайпером, участвовал в операции «Буря в пустыне», передвигался на белом автомобиле и имел сообщника.

Анализ этих и других дел показывает, что стабильно проявляющиеся действия по выбору места совершения преступления, по способу совершения преступления и сокрытия следов содеянного необходимо рассматривать как «индивидуальное действие» и учитывать при расследовании преступлений.

3. Чем заметнее человек в похожих ситуациях меняет свое поведение, тем в большей степени оно детерминировано «личностными» факторами (при условии, что на ситуацию не влияют дополнительные внешние обстоятельства) .

Например, ростовский маньяк Чикатило на допросе по одному из эпизодов показал, что во время совершения преступления он завязал потерпевшей глаза шарфом, так как ему было страшно видеть ее взгляд. В то же время анализ преступлений Чикатило свидетельствовал, что у ряда потерпевших он после совершения сексуальных посягательств и убийств вырезал птазные яблоки .

В рамках этих приемов выявляются и объясняются «сильные» и «слабые» стороны преступника. Оцениваются действия преступника в контексте его индивидуальных особенностей, таких как:

— социально-психологические особенности поведения (в том числе демографические, культурные, социальный и межличностный статус, роли, стили жизни и общения);

— характерологические качества (характер, акцентуированные свойства);

— психические свойства и процессы (особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, восприятия, внимания, речи);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— операциональные характеристики (привычки, умения, навыки, знания);

— биопсихические свойства (темперамент, половые, возрастные, морфологические, патологические свойства, состояние здоровья);

Особое внимание здесь уделяется так называемому «операциональному смыслу», который ввел O.K. Тихомиров, а впоследствии отдельные аспекты этого понятия изучались его учениками .

«Операциональный смысл» как механизм избирательности проявляет себя на подсознательном уровне реализации, зачастую выделяясь непривычным или редким для ситуации способом действия, употребления предмета, отличной от оптимального варианта линией поведения. Перестройка деятельности человека, начинаясь на бессознательном уровне, может и не выйти на уровень осознания и произвольной регуляции. Проведенное нами исследование показало, что правомерно говорить не только о смыслообразующих мотивах, но и

мотивообразующих смыслах, зарождающихся в ценностно-смысловой структуре криминалистической ситуации, на основе которых формируются мотивы, трансформирующие всю деятельность человека. Поэтому изучение ценностно-смысловой характеристики криминалистической ситуации позволяет на более высоком качественном уровне связать в одну систему выявленные навыки, умения, привычки преступника с его признаками и свойствами, т.е. объяснить особенности его поведения.

Совершив убийство пятнадцатилетней школьницы Мартье Тамбезер, Д. Даффи, чтобы уничтожить следы спермы, сжег нижнюю часть ее тела. Но сам того не желая, он все же оставил очень важную для следствия информацию — сломав девушке шейный позвонок ударом, которым владеют только люди, занимающиеся боевыми искусствами. В результате была выдвинута версия о признаке виновного и его роде занятий, которая существенно сузила круг подозреваемых.

Рассмотренные приемы построения психологического портрета преступника доказывают, что установление субъективного содержания его действий, а также выявление лежащих за ними побуждений позволяют выдвигать более аргументированные версии относительно лица, совершившего преступление. Это, в свою очередь, способствует оптимизации расследования преступлений.

Однако указанный метод используется далеко не в каждом случае раскрытия преступлений. Нужно помнить, что это всего лишь одно из средств в достижении цели доказывания, которое не может претендовать на бесспорную научную целостность и самостоятельность.

В.А. Образцов и С.Н. Богомолова указывают на то, что полем его применения являются лишь некоторые группы дел, и прежде всего те, что связаны с раскрытием тяжких преступлений против личности. Метод психологического портрета реализуется в тех случаях, когда место происшествия и состояние жертвы позволяют заключить о наличии у неизвестного преступника каких-либо отклонений в поведении, психике, эмоциональном состоянии.

Однако это, на наш взгляд, не умаляет значимости данного метода как средства, позволяющего разрешать наиболее проблемные ситуации, в которых другие методы оказываются бесполезными. Прежде всего, это касается проблем раскрытия серийных убийств, совершаемых в разных местах и в разное время лицами с психосексуальными аномалиями. Если раньше эти проблемы относились к компетентности криминалистики и судебной медицины, то в последнее время наметилось интенсивное «подключение» в эту область психологов и психиатров, без чьих знаний практически невозможно решить указанные задачи.

Еще одной проблемой, в первую очередь, касающейся практики применения психологического портрета, является недостаток начальной информации, которая получила название «слепота на связи» (linkage blindness).

Полагаем, что она может быть преодолена путем увеличения базы данных и разработкой автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Такие системы уже созданы и внедрены в практику как за рубежом, так и у нас в России.

Исследования, проводимые в Ростовском государственном медицинском университете (А.О. Буханов-ский), позволили выделить и описать феномен серийного преступника — некий вариант «криминальной личности», этапное патологическое развитие которой приводит к возникновению, закреплению и трансформации потребности в совершении повторных преступлений против жизни граждан.

Как считает профессор А.О. Бухановский, у конкретного человека в силу определенных биологических, психосексуальных и психологических особенностей может существовать предрасположенность к совершению преступлений. При этом выделяется несколько важных факторов. Первый, и самый главный, — мозговой. Оказывается, структура головного мозга может иметь своеобразное состояние, выступающее в качестве одной из предпосылок возникновения и развития данного криминально-психиатрического феномена. Были выявлены два специфических изменения мозга. В первом случае поражены лобные и височные образования, ответственные за высшие формы психической деятельности: мировоззрение, мораль, этику. Второе изменение, выявленное путем магнитно-резонансной томографии, произошло на уровне глубоких структур — в желудочках мозга. Они резко увеличены, а это означает, что количество мозгового вещества вокруг них уменьшилось. В одном из желудочков локализованы зоны, ответственные за инстинктивные желания. Кроме того, поражены участки, ответственные за прогностические функции и сознательную деятельность. Ученые доказали, что подобные специфические изменения возникают, как правило, еще до рождения человека, в результате чего ребенок рождается с характерными изменениями черепа: увеличенной лобной долей и лобной костью, формирующей надбровные дуги. Во время томографических исследований серийных преступников была отмечена еще одна врожденная аномалия — опухоль (киста) в зоне желудочков. Она может быть как небольшого размера, так и очень большой. В мозгу человека четыре желудочка, а при наличии кисты возникает как бы пятый желудочек внутри мозга. Желудочки при этом суживаются, и мозг функционирует не совсем правильно. Эти выводы основаны на изучении 57 человек, проходящих в разное время обследование в клинике .

Второй существенный фактор — тяжелая беременность, протекающая в условиях либо плохой экологической ситуации, либо тяжелых хронических стрессов. Почти все те, кто становился серийным преступником, получили травму мозга во время родов. Это выяснилось во время бесед с матерями и родственниками практически всех опасных серийных преступников. У многих

из них к тому же на этот фактор накладывается слабая или среднеслабая половая конституция , которая в сочетании с другими факторами может привести к серьезным последствиям. У таких людей не возникает свойственных человеку чувств любви и привязанности. Это заменяется, как правило, тем, что они живут в мире грез, фантазий, представляют себя романтическими героями, повелителями мира и вершителями судеб. Подсознательное представление впоследствии воплощается в реальность, являясь одним из побудительных мотивов к совершению садистских действий.

И третья составляющая — специфическое воспитание. Это эмоциональное отвержение ребенка с раннего возраста, в результате чего у него не формируются чувства привязанности, любви, сопереживания, симпатии. Структурно-динамический анализ выявил ряд схожих закономерностей. У таких людей с младенческого возраста отмечались признаки гипервозбудимости, которые позже трансформировались в гиперкинетические расстройства. Большинство из них воспитывались в структурно или функционально неполных семьях. Доминирующая роль в их воспитании, как правило, принадлежала матери. Отец был подчиненно-угнетенным и приниженным, фактически отстраненным от воспитания ребенка. Воспитание носило характер патологического и отличалось противоречивостью: с одной стороны, гиперпротекция, назидательность, жестокость, с другой -явное или скрытое эмоциональное отвержение. Часто оно дополнялось жестокостью в обращении с ребенком. Характерными чертами являлись нарушение коммуникации со сверстниками, трудности в установлении неформального общения, избегание свойственных мальчикам агрессивных проявлений. Эти черты подмечались сверстниками и служили основанием для жестокого отношения: зачастую таким детям давались унижающие

клички, они регулярно подвергались насилию даже в тех случаях, когда были явно сильнее своих противников, что вызывало у них ответную ожесточенность. Нарастающие признаки детской дезадаптации компенсировались фантазиями, в которых они представляли себя суперменами, физически сильными и способными к самозащите. Крайней формой патологической компенсации становилось садистское поведение. Самые известные серийные преступники последнего времени, с которыми работал А.О. Бухановский (Чикатило, Сливко, Цюман), имели в детском возрасте все перечисленные проблемы . Исследования, проводимые группой ученых под руководством Ю.М. Антоняна, во многом подтверждают выводы А.О. Бухановского.

A.A. Протасевич, предложив свою типовую модель портрета преступника, выделяет три блока признаков:

— признаки, характеризующие преступника как объект реального мира и как личность (социально-демографические, функциональные, психические и др.);

— признак типа связей и отношений (отношений преступника к потерпевшему, похищенному, к местности, на которой расположено место происшествия, и т.д.);

— признаки преступника как субъекта криминальной активности и объекта, участвующего в процессе следо-образования (действия до, в ходе и после совершения преступления, следы на одежде преступника и на взаимодействовавших с ним объектах и т.д.) .

Таким образом, интеграция научного знания, осуществляющаяся в разработке метода «психологического портрета», позволяет, с одной стороны, оптимизировать процесс расследования преступлений, с другой стороны, делает возможным более глубокое понимание особенностей ценностно-смысловых полей образа мира преступника. Исследования в этой области представляются нам наиболее перспективными.

Литература

1 Афиногенов А.И. Психологический портрет преступника, его разработка в процессе расследования преступления: Дис. канд психол.

наук. М, 1997.

2 Вашижтонский маньяк застрелил седьмого человека. Заглавие с экрана. Режим доступа: www.nc.ru (2003. 10 октября).

3 Ведерников Н Т Личность обвиняемого и подсудимого: Понятие, предмет и методика изучения Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978

4 Гавло В.К. Основы методики расследования и предотвращения убийства матерью новорожденного ребенка: Учеб. пособие. Барнаул: Изд-во

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алт. ун-та, 1998.

5 Китаев H.H. Неправосудные приговоры к смертной казни: системный анализ допущенных ошибок. Иркутск- Изд-во ИГЭА, 2000.

6. Клочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1991.

7. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г.В. Залевского. Томск: Изд-во Том ун-та, 1999.

9. Образцов В.А. Выявление и изобличение преступника. М.: Юристь, 1997.

12. Санин Г, Мельникова С. Прирожденные убийцы Заглавие с экрана Режим доступа: www.Itogi/Архив/Х» 21 (2003. 10 октября)

13. Самовичев Е.Г. К методологии криминогенетического анализа//Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия: Сб. науч трудов / ВНИИ МВД России. М., 1988.

15. Серийные сексуальные убийства: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: МЮИ МВД России; Изд-во «Щит-М», 1997.

16. Серийные убийства и социальная агрессия: Материалы междунар. конф. Ростов-на-Дону; М., 1994.

17. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.

18. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986.

PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF A CRIMINAL: APPROACHES AND PERSPECTIVES D.V. Kim, A V. Klochko (Barnaul)

УДК 378.02 ББК Ч481.3 + Ю937

Шайкина Виктория Николаевна

аспирант кафедра экономики фирм и рынков Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск Shaykina Viktoria Nikolaevna Post-graduate СИа1г of Firms and Markets Economics South Ural State University Chelyabinsk Лихолетов Валерий Владимирович доктор педагогических наук, профессор кафедра экономики фирм и рынков Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск

Likholetov Valery Vladimirovich Doctor of Pedagogics, Professor

^air of Firms and Markets Economics South Ural State University Chelyabinsk

Анализ и синтез понятия «личность» на основе обобщенного метода качественных структур Analysis and Synthesis of «Personality» Concept on the Basis of the Qualitative Structures Generalized Method

В статье рассматривается многообразие понятийного поля «личность». Содержание понятия анализируется по аспектам функционирования, связи, организации и координации обобщенного метода качественных структур И.Н. Калинаускаса — Б.В. Шмакова. На основе анализа синтезируется обобщенное определение понятия.

Ключевые слова: личность, структура личности, главная функция личности, социально-значимые свойства личности

Понятие «личность» — ключевое во многих науках и хотя определения этого термина схожи, по меткому замечанию К.Г. Юнга, «понятие «личность»

даже в обычном словоупотреблении — столь расплывчатое и с таким трудом поддающееся определению слово, что едва ли найдутся двое, которые вкладывают в него один и тот же смысл».

Этимологически слово «личность» — personality — происходит от латинского persona, переводимого как «личина». В древнем театре так называли маску, которую актер надевал на лицо, а она указывала на роль, исполняемую актером в представлении. Термин связан с внешним социальным образом, который принимает индивидуальность, когда выполняет определенные роли. Это некое общественное лицо, обращенное к окружающим. Поэтому, говоря о человеке как о личности, имеют в виду его роль в социуме.

Каждая из наук при рассмотрении человека как личности выделяет определенные значимые особенности. В общественно-исторических науках понятие рассматривается чаще всего в двух аспектах: 1) роль личности в истории; 2) общественный деятель. В юриспруденции понятие «личность» вводится в связи с характеристикой прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. В этике личность — носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающий совестью и достоинством. В социологии личность оценивается по социально-демографическим данным и социальным ролям.

Психологическая наука связывает достоинства человека как личности с присущими ему психологическими качествами. Личность в психологии -системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и создателя творческих ценностей.

В педагогической науке личность является субъектом и объектом педагогической активности, участником и творцом целей, задач, содержания, форм, методов и результатов образования.

С философских позиций личность — это способность выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и выработанных человечеством форм поведения и деятельности. «Главной проблемой при этом

является единство материального и идеального в человеке как объекте-организме и как субъекте-личности» (Мясищев В.Н. ).

Разные подходы сформировали неоднозначный подход к пониманию категории «личность», в результате этого даже в одном профессиональном пространстве есть множество толкований. Именно поэтому важно формирование обобщенного понятия с системных позиций. Для этих целей нами проведен анализ-синтез понятия «личность» по обобщенному методу качественных структур (ОМКС) И.Н. Калинаускаса — Б.В. Шмакова с выделением четырёх основных аспектов: связи, организации, координации и функционирования. Из справочной литературы и монографий для этой цели были выделены исходные определения синтезируемого понятия или рассуждения о его содержании, все они приведены в табл. 1.

Метод качественных структур (МКС) был в свое время предложен И.Н. Калинаускасом как эвристический метод рассмотрения целого в гуманитарных областях деятельности . Разработанный Б.В. Шмаковым ОМКС , является усовершенствованным вариантом МКС, позволяющим определять уровень полноты информации в концептуальных системах (текстах). Сущность метода состоит в возможности рассмотрения любого целого (в данной работе — содержание понятия «личность») по вышеназванным четырем аспектам.

Таблица 1

Содержание понятия «личность»

№ Определение или рассуждение Источник

Юриспруденция

1 Это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями

Социология

2 Это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко — в социальной жизни. Личность — это любой человек (а не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной жизни, и индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям

3 В социологии «личность» — самореализующийся человек в контексте социальных отношений, предметной деятельности и общения, в которых

через индивидуальное проявляется типическое (социально-значимые черты, связи и отношения конкретного социума и образующих его социальных общностей, групп и институтов)

Социальная психология

4 Это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психология

5 Личность включает в себя и темперамент, и характер человека, но не ограничивается ими, поскольку личность — ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость

6 Это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности

7 Это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих собой взаимодействия субъекта и объекта»

Педагогика

8 Личность: 1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Структура личности нередко отождествляется то со структурой его мотивов, то со структурой деятельности (поведения)

9 Личность: 1) социальная сторона, социальное качество в человеке; 2) интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое; 3) конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и др.), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности; 4) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека

10 Понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Понятие личность включает в себя только социальные свойства и качества человека, к ним относятся речь, сознание, различные привычки и т. д., которые делают его общественным существом

Философия

11 Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» — совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание. Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей

Аспект функционирования в ОМКС раскрывает назначение системы, через него можно получить ответ на вопрос: «Зачем эта система нужна, что она делает для надсистемы?». Выделенные из разных определений фрагменты понятия «личность» по данному аспекту сведены нами в табл. 2. Рядом с выделенными фрагментами в квадратных скобках указана информация, не относящаяся к аспекту, но важная для уяснения его значения.

Таблица 2

Анализ понятия «личность» по аспекту функционирования

Номер Фрагмент понятия, выделенный из определений по таблице 1

определения

Юриспруденция

1 социально значимых

Социология

2 реализуемых в связях, институтах, культуре, более широко — жизни.

3 самореализующийся

Социальная психология

4 осознающий свое отношение к людям и действительности

Психология

5 сообщающее поведению необходимую последовательность и устойчивость

6 социально значимых

7 опосредующих собой взаимодействия субъекта и объекта

Педагогика

8 (1) —

8 (2) социально-значимых

9 (1) —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 (2) характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений

9 (3) осознающий свое отношение к окружающей среде

9 (4) —

10 —

Философия

11 характеристика духовного начала

Наиболее общую характеристику понятия дает философия. Основная функция личности, с точки зрения А.Я. Якушева, — характеристика духовного начала человека, то есть специфического свойства жизнедеятельности человека, выражающегося в бережном отношении к себе и окружающему миру, формирующее совокупность нематериальных ценностей. Данное свойство

включает в себя функцию «осознающий свое отношение к окружающей среде» и «осознающий свое отношение к людям и действительности».

Часто встречается функция «иметь социальную значимость», означающая формирование таких качеств и черт, которые важны для общества, социальной среды человека и реализуются в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко — в социальной жизни.

В ряде определений главной функцией личности названа «самореализация человека» как высшее желание человека реализовать свои способности, стремление проявить себя в обществе, отразить свои положительные стороны.

А.А. Бодалев отмечает, что функция личности — сообщать поведению человека необходимую последовательность и устойчивость, при этом понятие «поведение» рассматривается как совокупность действий, изменений изучаемой системы, её реакция на внешнее воздействие среды.

Из функции «характеризовать человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений» вытекает, что в основе социального поведения человека лежат биологические корни.

Воспользовавшись кругами Л. Эйлера для выявления наиболее общего значения функции «личность», получаем следующий вывод по аспекту функционирования: основная функция личности — самореализация человека с целью приобретения социальной значимости.

Аспект связи в ОМКС раскрывает внешнюю структуру системы и характеризует место системы в надсистеме и продукт, который передается в надсистему, а также потоки (вещественные, энергетические, информационные), поступающие в систему и необходимые для выполнения главной функции.

Обращение к определениям личности по аспекту связи (табл. 3) показывает, что большинство авторов (9 из 15) сходятся во мнении, что надсистема для личности — человек. Многие авторы уточняют понятие дополнениями: конкретный человек, единичный человек. В педагогике и психологии в качестве надсистемы употребляется более узкое понятие «индивид», означающее отдельно взятого человека со всеми психологическими, морально-нравственными, психическими

Вестник ЧГПУ42011 172

характеристиками. Таким образом, понятие «человек» является более общим по отношению к понятию «индивид».

В объем понятия «человек» входит сочетание «сущность человека» — то постоянное, что сохраняется при различных вариациях в человеке. В двух выбранных нами определениях подчеркивается, что «личность» — это не просто человек, а человек, занятый определенным видом деятельности, включенный в социальные отношения.

Таблица 3

Анализ понятия «личность» по аспекту связи

Номер Фрагмент понятия, выделенный из определений по таблице 1

определения

Юриспруденция

1 человек, индивид как член общества

Социология

2 единичный человек

3 человек

Социальная психология

4 человек, занимающийся своеобразным видом деятельности

Психология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 индивид

6 индивид

7 психологическое образование

Педагогика

8 (1) человеческий индивид

8 (2) индивид

9 (1) человек

9 (2) человек

9 (3) конкретный человек

9 (4) субъект отношений и деятельности, человек

10 сущность человека

Философия

11 человек

Подытоживая результаты проведенного анализа, приходим к следующему выводу по аспекту связи: личность — человек в контексте социальных отношений, предметной деятельности и общения.

Аспект организации в ОМКС раскрывает внутреннюю структуру системы как объекта, то есть элементный состав и связи между элементами, указывает на совокупность характеристик, которыми необходимо обладать объекту, чтобы добиться выполнения главной функции системы.

Результаты анализа определений понятия «личность» по аспекту организации представлены в табл. 4.

Для выявления наиболее общего значения анализируемого понятия по данному аспекту нами также были задействованы круги Л. Эйлера.

Наиболее часто при характеристике личности по аспекту организации используются следующие определения: «система свойств человека», «совокупность его свойств и качеств», «устойчивая система черт». Каждая личность имеет индивидуальную функциональную структуру свойств. На этот счёт читаем у Г.М. Андреевой : «Отдельные свойства личности, обычно называемые чертами, подвержены изменениям (условия жизни, воспитания, патологический процесс и др.). Отдельные свойства часто называют характеристиками, чертами, особенностями характера, качествами, факторами, шкалами личности».

Таблица 4

Анализ понятия «личность» по аспекту организации

Номер Фрагмент понятия, выделенный из определений по таблице 1

определения

Юриспруденция

1 система свойств

Социология

2 система качеств, свойств

3 черты, связи и отношения конкретного социума и образующих его социальных общностей, групп и институтов

Социальная психология

4 наделенный индивидуальными и социально-психологическими особенностями

Психология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 темперамент, характер человека, но не только; различные психические процессы

6 устойчивая система черт

7 система мотивационно-потребностных отношений

Педагогика

8 (1) —

8 (2) система черт

9 (1) сторона, качество

9 (2) общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое

9 (3) свои индивидуальные особенности

9 (4) психосоциальных свойств человека

10 совокупность его свойств и качеств

Философия

11 совокупность свойств; совокупность знаний, навыков, ценностей, целей

В трудах С.Л. Рубинштейна читаем: «Психические свойства личности — её способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками, -весьма многозначными, которые обуславливают, но не предопределяют психические свойства человека… Образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик личности. Психические процессы и психические свойства личности фактически неотрывны друг от друга. С одной стороны, все психические процессы в их конкретном протекании зависят от свойств и особенностей личности, с другой стороны -каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в её свойства».

Таким образом, многие исследователи подчеркивают, что не вся система свойств человека, а лишь социально-психологические свойства характеризуют его личность. По мнению ряда авторов особенности человека должны быть индивидуальными. В философии дается более обширная характеристика -духовные свойства, однако более подробно этот вопрос рассматривается нами при анализе следующего аспекта.

Анализ определений понятия «личность» позволил нам сделать следующий вывод по аспекту организации: личность — это система свойств, характеризующих человека.

Аспект координации, согласно мысли И.Н. Калинаускаса, несёт выражение принципа единства или тотальности. В ОМКС при анализе по данному аспекту можно получить ответ на вопросы: «Какое качество (системное свойство) должна иметь структура системы, чтобы выполнить действие главной функции? На каком принципе (системном свойстве) выполняется действие главной функции объекта?».

Результаты анализа определений понятия «личность» по данному аспекту представлены в табл. 5. Из приведенных фрагментов определений понятия следует, что аспект координации содержит два компонента:

характеристику самого понятия личность, как интегрального понятия и характеристику системы свойств человека, составляющей основу личности.

Остановимся на втором компоненте подробнее. Разграничив понятия «личность» и «человек», а также уточнив, что личность сама по себе есть социальное качество человека, справедливо полагать, что и система её свойств должна ограничиваться социальными свойствами.

Таблица 5

Анализ понятия «личность» по аспекту координации

Номер Фрагмент понятия, выделенный из определений по таблице 1

определения

Юриспруденция

1 устойчивая

Социология

2 устойчивых ; в социальной

3 —

Социальная психология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной…)

Психология

5 ядро, интегрирующее начало

6 как члена того или иного общества или общности

7 социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее

Педагогика

8 (1) субъект отношений и сознательной деятельности

8 (2) человека того или иного общества или общности

9 (1) социальная , социальное

9 (2) интегральное понятие

9 (3) представитель соц. общностей (нация, класс, коллектив и др.),

9 (4) психосоциальных

10 которые вырабатывает прижизненно социальные , общественная

Философия

11 духовных свойств, внутреннее духовное содержание врожденных и приобретенных духовных свойств

Однако в научной литературе понятия «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности» употребляются неоднозначно. Каждое из этих понятий употребляется в определенной системе отсчета: когда говорят о «социальных свойствах личности», то делают это обычно в рамках решения общей проблемы соотношения биологического и Вестник ЧГПУ42011 176

социального; когда употребляют понятие «социально-психологические свойства», то чаще делают это при противопоставлении социально-психологического и общепсихологического подходов. Но такое употребление понятий не является строгим, иногда они выступают как синонимы, что затрудняет анализ.

Между методологическими подходами к пониманию структуры личности есть множество различий. В связи с этим имеются трудности определения структуры социально-психологических качеств личности и критериев их выделения. Каждый подходов имеет под собой определенное теоретическое обоснование и подкреплен экспериментальными исследованиями, поэтому ни одному из них нельзя отдать предпочтение при рассмотрении понятия «личность».

Таким образом, неоднозначность подходов к изучению личности не дает нам возможности привести в определении перечень свойств, характеризующих личность. Однако некоторые заключения сделать вполне возможно.

Во-первых, все цитируемые нами авторы сходятся во мнении, что изучаемая система свойств является устойчивой. Во-вторых, они подчеркивают, что появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений, в результате чего приобретает особое социальное качество — становится личностью.

Отсюда вытекает следующий вывод по аспекту координации: личность — интегральное понятие, характеризующее в контексте социальных отношений, предметной деятельности и общения как устойчивую .

В конечном итоге при анализе и синтезе определения понятия «личность» по всем аспектам обобщенного метода качественных структур нами получено следующее обобщенное определение данного понятия.

Личность — это интегральное понятие, характеризующее самореализующегося человека в контексте социальных отношений, предметной деятельности и общения, как устойчивую систему социально-значимых свойств.

Библиографический список

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева — М.: Наука, 1994.

— 324 с.

3. Калинаускас, И.Н. Жить надо! / И.Н. Калинаускас. — СПб.: Медуза, 1994. —

572 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций / В.Г. Крысько. — М.: Омега-Л, 2006. -С. 111 — 117.

6. Лазарев, В.В. Общая теория государства и права / В.В. Лазарев. — М.: Юристъ, 2001. -С. 242 — 249.

7. Мельникова, Н.А. Социальная психология (конспект лекций) / Н А. Мельникова — М.: ЭКСМО, 2008. — С. 21 — 27.

8. Михайленко, О.И. Общая педагогика / О.И. Михайленко. — Нальчик: Изд-во КБГУ, 2008. -С. 154 — 159.

10.Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983. — С. 170 — 175.

11. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб.: Питер, 2000. — 480 с.

12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — С.511-517.

13. Степаненко, В.И. Социология (краткий курс лекций) / В.И. Степаненко. -М.: РГОТУПС, 2003. — С. 85 — 89.

14. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П.М. Ершов. — М.: Наука, 1984. — С. 8

16. Эфендиев, А.Г. Основы социологии / А.Г. Эфендиев. — М.: Об-во «Знание» России, 1993. — С. 227 — 229.

17.Якушев, А.В. Философия (конспект лекций) / А.В. Якушев — М.: Приор-издат, 2004. -С. 155 — 161.

1. Andreeva, G.M. Social Psychology / G.M.Andreeva. — М.: «Science», 1994. —

324 p.

3. Efendiev, A.G. Sociology Bases / А^. Efendiev. — М: Russian Society «Knowledge», 1993. — P. 227 -229.

4. Kalinauskas, I.N. It is Necessary To Live! / I.N. Kalinauskas. — SPb.: ‘Meduza», 1994. — 572 р.

6. Krysko, V.G. Social Psychology. Lecture Course / V.G. Krysko. — М: «Omega-l», 2006. — P. 111 -117.

7. Lazarev, V.V. General Theory of State and Law / V.V. Lazarev. — М: «Yurist», 2001. — P. 242 -249.

8. Melnikova, N.A.. Social Psychology (Synopsis of Lectures) / N.A. Melnikova -М: «EKSMO», 2008. — P. 21 -27.

9. Mikhaylenko, O.I. General Pedagogics / O.I. Mikhaylenko. — Nalchik: Publishing House of KBSU, 2008. — P. 154 -159.

11. Personality Psychology in the Works of Home Psychologists: Reading Book / Comp. by L.V. Kulikov. — SPb.: «Peter», 2000. — 480 р.

13.Rubinshtein, S.L. Bases of General Psychology / S.L. Rubinshtein. — SPb.: «Peter», 2002. — P. 511 -517.

Используя различные методики можно составить психологический портрет личности человека, даже не зная его. Такие портреты личности часто используют при приеме на работу, даже в брачных агенствах для подбора пары. Использовать можно различные методики, я выбрала самые популярные тесты, которые гарантируют высокую валидность: 16 факторный опросник Кеттела, мотивационный опросник Мехрабиана, опросник личностных качеств Айзенка и др.

Исследуются обычно: личностная сфера — особенности характера, коммуникативная сфера, интеллектуальная. Анализируются склонности к той или иной деятельности, виды мотивации и т.д. На основе полученных данных можно сделать общее заключение о человеке и дать определенные рекомендации. Справедливости ради надо сказать, что тестировать можно несколько направлений и обычно, психолог, выбирает те направления, которые актуальны для испытуемого. Для определения тех или иных качеств характера есть определенные тесты, методики, которые состоят из большого числа вопросов и/или заданий так, например, тестировать можно по шкалам креативности, самооценки, невротизации и прочее.

Также, чтобы составить психологический портрет личности можно использовать более упрощенные методики, например, тест типологии личности DISC или соционику. Данные тесты можно заполнить онлайн и получить сразу ответ — какому типу личности вы соответствуете. Это быстро, легко, но не всегда точно и критериев оценки не так много.

ОНЛАЙН консультация ПСИХОЛОГА

Можно составить психологический портрет личности и по странице в соцсетях. Проанализировав фотографии, интересы, посты человека. Специалисты могут это сделать с высокой точностью. При условии, если сам оцениваемый не создает себе псевдоимидж, выкладывая социальноприемлемую, социальноодобряемую информацию о себе. Пример такой оценки страницы в контакте смотрите в моем интервью 1 каналу.

Записаться на консультацию к Ольге Костюхиной +7(926) 534-2274.

Преимущества высоковалидных методик — это конечно, достоверность данных. Главный же отрицательный момент — это сложность обработки ответов. (См. в конце статьи пример Пятифакторного опросника личности.)

Поэтому такие приемы оценки используют в клинических целях, либо для обоснования научных работ, либо для получения высокоточных результатов, при приеме на работу в некоторых подразделениях. Обработкой результатов занимается профессионал, как правило, hr или психолог.

Смотреть пример ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОТРУДНИКА

Если вы хотите протестировать себя или своих знакомых самостоятельно, то лучше пользоваться более простыми методиками, о которых я уже сказала (DISC, соционика).

Узнайте свой тип личнойсти и характера. Быстро, без подсчета баллов. Проективная методика — тест Деллингера.

Пример оценки личности

Данный портрет личности реального человека, используемые методики — Кеттелл 16ф, Кеттелл опросник интеллекта, опросник Мехрабиана, опросник Айзенка, Пятифакторный опросник.

Психологически портрет личности: Сергиенко Альбина

Краткие сведения об испытуемом: ж пол, возраст, образование — студент

Черты характера: По результатам опросника черт характера взрослого человека у испытуемого выявлены такие черты, как: общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам.

Согласно опроснику Айзенка, относится к типу — сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания.

Интеллектуальная сфера: По результатам опросника интеллекта Кетела интеллектуальные способности значительно выше среднего. Собранный, сообразительный; наблюдается абстрактность мышления. Высокие общие умственные способности; проницательный, быстро схватывающий; интеллектуально приспосабливается; существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией

Согласно опроснику Мехрабиана выражена мотивация на достижение успеха.

В тоже время, открытость по отношению к опыту — ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый тип.

Почтенный, имеет установившиеся взгляды, идеи; терпим к традиционным трудностям; принимает только испытанное временем; подозрительность к новым людям. С сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям.

Эмоционально-волевая сфера:

Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным. довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый. Довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный. По данным опросника Кеттела, также присутствует подозрительность, ревнивость, «защита” и внутреннее напряжение. Ревнивый, завистливый; большое самомнение; догматичность, подозрительность; задерживает свое внимание на неудачах. Требует от окружающих нести ответственность за ошибки; раздражительный. Его интересы обращены на самого себя, осторожен в своих поступках, эгоцентричен.

Коммуникативная сфера:

Довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен. Иногда неуступчив и подозрителен. На него не всегда можно положиться. Склонен к лидерству. Групповая независимость, самостоятельность, находчивость, самостоятельно принимает решения; может господствовать, не нуждается в поддержке других людей, независим. Изысканный, умеет вести себя в обществе. Имеет точный ум.

В результате, можно говорить о том, что у испытуемого в целом все показатели находятся в приемлемых границах. Необходимо лишь обратить внимание на противоречия, с одной стороны у испытуемого выявлены высокие коммуникативные навыки, с другой стороны, возможно они не могут проявится в полном объеме в связи с подозрительностью и неуступчивостью.

Пример Пятифакторного опросника личности:

Инструкция: Внимательно прочитайте инструкцию, прежде, чем начать. Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое и обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Убедитесь, что Вы проставляете ответ в нужной клетке.

Обведите «ПНС» — если Вы не согласны или считаете утверждение определенно ложным (неверным).

Обведите «НС» — если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).

Обведите «Б» — если Вы безразличны к утверждению или не можете решить, верно это утверждение или нет.

Обведите «С» — если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).

Обведите «ПС» — если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно истинным (верным).

1 Я не тревожный человек. ПНС НС Б С ПС
2 Мне нравиться, когда вокруг меня много людей. ПНС НС Б С ПС
3 Я не люблю проводить время, мечтая о чем-то. ПНС НС Б С ПС
4 Я стараюсь быть дружелюбным с каждым, кого я встречаю. ПНС НС Б С ПС
5 Я содержу свои вещи в чистоте и порядке. ПНС НС Б С ПС
6 Я часто чувствую, что я хуже других. ПНС НС Б С ПС
7 Мне легко рассмеяться. ПНС НС Б С ПС
8 Я стараюсь всегда придерживаться одного и того же способа делать что-то. ПНС НС Б С ПС
9 Я часто ссорюсь с членами моей семьи и знакомыми. ПНС НС Б С ПС
10 Я всегда могу задать себе хороший темп в моей работе. ПНС НС Б С ПС
11 Я иногда чувствую, что «разваливаюсь» на части, когда бываю в сильном напряжении. ПНС НС Б С ПС
12 Я не считаю себя очень радостным человеком. ПНС НС Б С ПС
13 Меня увлекают образы, которые я нахожу в искусстве или природе. ПНС НС Б С ПС
14 Некоторые люди считают меня эгоистичным и себялюбивым. ПНС НС Б С ПС
15 Я не являюсь дисциплинированным человеком. ПНС НС Б С ПС
16 Я редко чувствую себя несчастным. ПНС НС Б С ПС
17 Я действительно очень люблю разговаривать с людьми. ПНС НС Б С ПС
18 Я думаю, что спорные высказывания лекторов могут только запутать и ввести в заблуждение учащихся. ПНС НС Б С ПС
19 Я скорее буду сотрудничать с другими людьми, чем соперничать с ними. ПНС НС Б С ПС
20 Я стараюсь выполнять все задания, которые мне дают. ПНС НС Б С ПС
21 Я часто чувствую себя напряженным и очень нервозным. ПНС НС Б С ПС
22 Мне нравится быть там, где что-то происходит. ПНС НС Б С ПС
23 Поэзия на меня почти совсем или совсем не производит впечатления. ПНС НС Б С ПС
24 В отношении намерений других людей я склонен быть циничным и скептичным. ПНС НС Б С ПС
25 Я имею четкий набор целей и систематично работаю для их достижения. ПНС НС Б С ПС
26 Иногда я ощущаю себя абсолютно ничего не стоящим человеком. ПНС НС Б С ПС
27 Я обычно предпочитаю работать один. ПНС НС Б С ПС
28 Я очень люблю пробовать необычные блюда. ПНС НС Б С ПС
29 Я думаю, что большинство людей будут использовать человека, если им это выгодно. ПНС НС Б С ПС
30 Я теряю много времени перед трем, как приняться за работу. ПНС НС Б С ПС
31 Я редко испытываю страх или тревогу. ПНС НС Б С ПС
32 Я часто чувствую, будто меня переполняет энергия. ПНС НС Б С ПС
33 Я редко замечаю настроения или чувства, которые вызывает окружающая обстановка. ПНС НС Б С ПС
34 Большинство моих знакомых любит меня. ПНС НС Б С ПС
35 Я много работаю, чтобы достичь своих целей. ПНС НС Б С ПС
36 Меня часто злит то, как люди обращаются со мной. ПНС НС Б С ПС
37 Я веселый, живой человек. ПНС НС Б С ПС
38 Я думаю, что для решения личных проблем иногда следует обращаться к авторитетам. ПНС НС Б С ПС
39 Некоторые люди считают меня холодным и расчетливым. ПНС НС Б С ПС
40 Когда я беру на себя обязательство, то на меня определенно можно положиться. ПНС НС Б С ПС
41 Слишком часто, когда дела идут плохо, я падаю духом и бросаю начатое дело. ПНС НС Б С ПС
42 Я не являюсь жизнерадостным оптимистом. ПНС НС Б С ПС
43 Когда я читаю стихи или смотрю на произведение искусства, то иногда я чувствую дрожь или сильное волнение. ПНС НС Б С ПС
44 В своих взглядах я практичен и холоден. ПНС НС Б С ПС
45 Иногда я бываю не таким исполнительным и надежным, каким следовало бы быть. ПНС НС Б С ПС
46 Я редко бываю грустным и подавленным. ПНС НС Б С ПС
47 У моей жизни быстрый темп. ПНС НС Б С ПС
48 У меня слабый интерес к рассуждениям о природе мира или состоянии человечества. ПНС НС Б С ПС
49 Я обычно стараюсь быть заботливым и внимательным. ПНС НС Б С ПС
50 Я работоспособный человек, который всегда справляется с работой. ПНС НС Б С ПС
51 Я часто чувствую себя беспомощным и хочу, чтобы мои проблемы решил кто-то другой. ПНС НС Б С ПС
52 Я очень активный человек. ПНС НС Б С ПС
53 Большинство моих знакомых считают меня очень любознательным человеком. ПНС НС Б С ПС
54 Если мне не нравятся люди, я даю им это понять. ПНС НС Б С ПС
55 Мне кажется, я никогда не смогу стать организованным человеком. ПНС НС Б С ПС
56 Мне часто бывало стыдно. ПНС НС Б С ПС
57 Я скорее один пойду своим путем, чем буду вести других людей. ПНС НС Б С ПС
58 Я часто наслаждаюсь игрой с теориями и абстрактными идеями. ПНС НС Б С ПС
59 Если мне необходимо, я готов манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочу. ПНС НС Б С ПС
60 Я стремлюсь к совершенству во всем, что делаю. ПНС НС Б С ПС

Интерпретация шкал пятифакторного личностного опросника.

(три градации от низкой выраженности свойств к высокой)

Нейротизм

  1. Эмоциональная стабильность — выше среднего: довольно спокойный, сосредоточенный, уравновешенный и невозмутимый.
  2. Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным.
  3. Эмоциональная нестабильность: весьма тревожный, подавленный, раздражительный, плохой контроль над эмоциональными реакциями, беспокойный и легко возбудимый.

Экстраверсия

  1. В большей степени интроверт, чем экстраверт: довольно замкнут, склонен к уединению, чаще всего рассудителен и осторожен.
  2. Тенденции экстраверсии и интроверсии уравновешенны: умеренная общительность, иногда склонен к уединению, может быть несколько замкнут, активность и словоохотливость сочетается с рассудительностью и осторожностью.
  3. В большей степени экстраверт, чем интроверт: довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен.

Открытость

  1. Открытость по отношению к опыту — ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый, ограниченный и незрелый.
  2. Средняя выраженность открытости по отношению к опыту: наряду с тенденциями к высокой восприимчивости и интеллектуальности может проявлять некоторую приземленность, ограниченность и незрелость.
  3. Открытость по отношению к опыту — выше среднего: довольно хорошее воображение, достаточно высокая восприимчивость, интеллектуальность.

Дружелюбие

  1. Выраженность дружелюбия — ниже среднего: довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый.
  2. Средняя выраженность дружелюбия: иногда добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный, но может быть раздражительным, несколько безжалостным, подозрительным и неуступчивым.
  3. Выраженность дружелюбия — выше среднего: довольно добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный.

Добросовестность

  1. Скорее недобросовестный, чем добросовестный: довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный.
  2. Средняя выраженность добросовестности: не всегда достаточно старательный, основательный и организованный, может быть недисциплинированным и несколько безалаберным.
  3. Выражена добросовестность: довольно старательный, основательный, ответственный, организованный, дисциплинированный, тщательный.

Ключи к NEO—FFI (60 вопр.)

Вопросы, помеченные значком (-), являются инверстными. Обсчет идет согласно предложенной таблице:

ПНС НС Б С ПС
+ 0 1 2 3 4
4 3 2 1 0

УСЛОВНО-НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

НЕЙРОТИЗМ 19+\-7

ЭКСТРАВЕРСИЯ 32+\-7

ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ 30+\-6

СКЛОННОСТЬ К СОГЛАСИЮ 30+\-6

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ 32+\-8

Как вы видите, обработать результаты данного теста вручную непросто (и это один из самых простых тестов). Именно поэтому, чтобы составить высокодостоверный портрет личности, обращаются к профессионалу. А для самодиагностики обычно используют более простые и доступные методики.

Когда ученик получает задание написать рассказ о себе, то первым делом он отправляется на просторы интернета, где ищет подходящее сочинение. Заменяя имена и факты, можно запросто слепить рассказ, но это будет рассказ не о вас, а о другом человеке. Этот рассказ быстро забудется и в следующий раз, когда вам нужно будет рассказывать о себе, придется составлять историю снова. Тема About Myself нужна везде: на школьных и университетских экзаменах, на собеседовании, при знакомстве с новыми людьми, поэтому сомнений в ее важности быть не может.

У многих возникает такой вопрос: О чем рассказывать? Обо всем понемножку: о том, откуда вы, о вашей семье, о том, где вы учитесь или учились, о том, где вы работаете или кем вы хотите стать, какие у вас планы на будущее. Можно рассказать о своем характере, увлечениях и предпочтениях, талантах, занятиях. В общем, как учили нас в школе, говорить пока учитель не остановит.

При подготовке рассказа вам не помешало бы знать, сколько времени у вас будет, чтобы представиться. Если это урок или экзамен, обычно дается рекомендуемый объем рассказа. В повседневном же общении, конечно, никто не будет выслушивать весь ваш рассказ из 30 предложений на 15 минут. Собеседник будет задавать вопросы, которые его интересуют и вашими ответами будут части составленного рассказа. А ситуация, в которой вы рассказываете о себе, может сложиться где угодно и когда угодно.

Поэтому мы рассмотрим, как составлять несложный рассказ о себе для экзамена или занятия. Мы предложим вам различные варианты, ваше дело только выбрать, что из предложенного будет уместно для вашего рассказа о себе.

Начинают тему обычно со слов:

Let me introduce myself . – Позвольте мне представиться.
Let me tell you a few words about myself. – Позвольте немного рассказать о себе.
Let me tell you a couple of words about myself. – Разрешите сказать пару слов о себе.

Это «классические» фразы для начала рассказа о себе, смотрите по ситуации, уместно ли будет их использовать. Далее представляемся:

My name is… – Меня зовут… .

Кстати, у нас часто спрашивают как правильно называть свое имя на английском и нужно ли его переводить. Если вы тоже не уверены, как будет звучать ваше имя на английском языке, то рекомендуем вам ознакомиться со статьей «Имена на английском».

Если друзья и семья называют вас по-другому, вы можете добавить:

But my friends call me … – Но друзья обычно называют меня …
But you can call me … – Но вы можете называть меня …
But people usually call me … – Но меня обычно называют …

Если у вас необычное имя, можно указать его происхождение:

It is a Greek name. – Это греческое имя.
My name is quite unusual and I like it. – Мое имя довольно-таки необычное и мне это нравится.
I was named after my grandfather. – Меня назвали в честь дедушки.

После этого обычно указывают возраст:

I am …years old. – Мне … лет.
I was born in … . – Я родился в … .
I will be … next September. – Мне исполнится … в следующем сентябре.
I will be … in two months. – Мне исполнится … через два месяца.

Далее переходим к информации о месте, где вы живете:

I am from Moscow. – Я из Москвы.
I come from Russia, I live in Moscow. – Я из России, я живу в Москве.
I was born in Moscow and I have lived there all my life. – Я родился в Москве и живу здесь всю свою жизнь.
I was born in … . It is a small town near Moscow. When I was 10, I moved to Moscow with my family. – Я родился в … . Это небольшой город неподалеку от Москвы. Когда мне было 10 лет, я переехал в Москву с семьей.
I used to live in Samara, but now I live in Saint Petersburg. – Я раньше жил в Самаре, а теперь я живу в Санкт-Петербурге.

Если ваш родной город не знаком собеседнику, то можете вставить пару предложений о городе, его расположении, и о том, чем он известен:

My home town is not very big, only ten thousand people live there. – Мой родной город не очень большой, всего десять тысяч человек живут там.
My home town is famous for its architecture. – Мой родной город знаменит своей архитектурой.
It is located in the west of the country. – Он расположен на западе страны.
My home city is the centre of oil industry. – Мой родной город – центр нефтяной промышленности.

Можете упомянуть о своей семье:

I come from a small/ large family. – Я из маленькой/большой семьи.
There are four of us in the family. – В семье нас четверо.
I have a mother, a father and a younger sister/brother. – У меня есть мама, папа и младшая сестра/брат.
All members of my family are friendly and helpful. – Все члены моей семьи дружелюбные и готовы помочь.
We get on well with each other. – Мы хорошо ладим друг с другом.

Если это уместно, предоставьте общие факты о членах своей семьи: расскажите о их возрасте, чем они занимаются. Но не забывайте, что рассказ о вас, а не о вашей семье.

В следующей части расскажем о вашем образовании:

I go to school. I am in the eighth form. – Я хожу в школу. Я учусь в 8 классе.
My favourive subjects are… . – Мои любимые предметы – это …
I am good at English. – Я хорошо успеваю по английскому. I finished school in 2005. – Я окончил школу в 2005 году.
I am a student of Moscow State Technical University. – Я студент Московского Государственного Технического университета.
I am in my first/second/third year. – Я на первом/втором/третьем курсе.
I am a first-year/ second-year student. – Я на первом/втором курсе.
My major is / I major in Chemistry. – Моя специальность – химия. I graduated from University in 2007. – Я окончил университет в 2007 году.
I graduated with honours. – Я закончил с отличием.
I was trained as a teacher. – Я получил образование учителя.
I majored in History. – Моя специальность – история.
At University I studied many subjects: … . – В университете я изучал много предметов.

Если вы работаете, то не лишним будет упомянуть о вашей работе и профессии:

I am /I work as a lawyer. – Я работаю юристом.
I work for (the name of the company). – Я работаю в (название компании).
I am unemployed at the moment. – Я безработный на данный момент.
I am looking for a job at the moment. – На данный момент я ищу работу.
In future I want to be a doctor. – В будущем я хочу стать врачом.

Однако не стоит забывать, что тема вашего рассказа – не «My Job», а «About Myself», поэтому стоит рассказать о своих увлечениях и интересах. Для этого вам пригодятся следующие фразы:

I am fond of … – Я увлекаюсь …
I am interested in … – Я интересуюсь …
I am keen on … – Я увлекаюсь …
I can ski very well. – Я хорошо умею кататься на лыжах.

После вышеперечисленных выражений следует использовать существительное (books, cats, cars) или глагол с окончанием -ing (reading, playing the guitar, cooking):

In my free time I usually read. – В свободное время я обычно читаю.
I go to the gym when I have some free time. – Я хожу в спортзал, когда у меня есть свободное время.

Подробнее о том, как рассказать об увлечениях, как использовать специальные выражения для этого, мы рассказываем в отдельной статье: «Об увлечениях на английском». Советуем почитать, объяснения очень доступные и много примеров.

Если до этого момента вас еще не остановили, то продолжайте рассказывать о себе, в частности, о своем характере:

People who know me well, say that I am a reliable person. – Люди, который хорошо меня знают, говорят, что я надёжный человек.
I am a communicative person and I have a lot of friends. – Я – общительный человек и у меня много друзей.
My best qualities are patience and creativity. – Мои лучшие качества – это терпение и творческий подход.
But sometimes I can be lazy. – Но иногда я могу быть ленивым.

Конечно же, вам понадобятся прилагательные, чтобы описать свой характер:

absent-minded – рассеянный
active – активный
calm – спокойный
communicative – общительный
creative – творческий
friendly – дружелюбный
lazy – ленивый
reliable – надежный
sociable – общительный

В любом словаре вы можете найти больше прилагательных, которые помогут вам коротко описать свой характер.

Помимо этого, можно упомянуть о ваших планах на будущее:

In future I want to be a … – В будущем я хочу быть … .
I want to become a … – Я хочу стать … .
I dream of having a big house. – Я мечтаю о большом доме.
My dream is to go to Japan. – Моя мечта – поехать в Японию.

Не забывайте соединять части своего рассказа специальными фразами, чтобы рассказ звучал связно. Например:

Now I would like to tell you about my hobbies. – Теперь я хотел бы рассказать вам о моих увлечениях.
What about my character, I am a kind person. – Что касается моего характера, я добрый человек.
My family is very important for me. – Моя семья очень важна для меня.

Переходите, а не перескакивайте с одной темы на другую. В то же время в вашем рассказе не стоит уделять слишком много внимания одной теме, если этого не требует ситуация. Ознакомьтесь со структурой фраз и замените изменяемые части той информацией, которая правдива для вас.

Теперь вы сможете легко создать по-настоящему качественный и интересный рассказ. Если вы напишете рассказ «About Myself», то он вам пригодится еще не раз. К тому же то, что вы напишете сами, запомнится гораздо лучше, чем то, что вы откуда-нибудь перепишете. Желаем вам успехов в составлении рассказов и в изучении английского языка!

Персональные уроки онлайн
с преподавателями

Пример психологического портрета личности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *