Уставные отношения

Что делать при неуставных взаимоотношениях?

При возникновении неуставных взаимоотношений военнослужащий может обратиться к командиру лица, нарушающего Устав, в органы военной полиции, к военному прокурору. В определенных случаях военнослужащий может быть переведен на новое место военной службы.

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими

За нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (в том числе при отсутствии между ними отношений подчиненности), связанное с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженное с насилием, а также за оскорбление одним военнослужащим другого виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при установлении в их действиях состава преступления — к уголовной ответственности (ст. ст. 286, 335, 336 УК РФ; п. 19 Устава, утв. Указом Президента РФ N 1495).

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими относится к грубым дисциплинарным проступкам, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест (п. 10 Дисциплинарного устава, утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495; п. 1 Приложения N 7 к Дисциплинарному уставу).

В случае возникновения неуставных взаимоотношений между военнослужащими можно предпринять следующие действия.

1. Обращение к командиру

Военнослужащий может подать жалобу непосредственному командиру того лица, действия которого обжалуются. До принятия решения о применении к виновному лицу дисциплинарного взыскания проводится разбирательство, срок которого по общему правилу не может превышать 30 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении дисциплинарного проступка.

Если в действиях (бездействии) военнослужащего будут усмотрены признаки преступления, об этом докладывают командиру воинской части, который, в свою очередь, уведомляет органы военной полиции, военного прокурора и руководителя военного следственного органа Следственного комитета РФ (п. п. 81, 81.1, 108 Дисциплинарного устава).

2. Обращение в органы военной полиции

Военнослужащий может самостоятельно обратиться в органы военной полиции в конкретном военном гарнизоне. В свою очередь, должностные лица военной полиции обязаны принять меры для защиты жизни, здоровья и законных прав и свобод такого военнослужащего. Разбирательство по дисциплинарному проступку проводится в пределах компетенции военным комендантом гарнизона или назначенным им лицом (п. 7, пп. 3, 7 — 10 п. 20, п. 187 Устава военной полиции Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от 25.03.2015 N 161).

3. Обращение к военному прокурору

Одновременно с подачей жалобы командиру и в органы военной полиции военнослужащий также вправе обратиться к военному прокурору по номеру телефона горячей линии или с письменным заявлением о неуставных отношениях с просьбой принять соответствующие меры. Обращение регистрируется в органах военной прокуратуры в течение трех дней с момента его поступления и подлежит рассмотрению, как правило, в течение 30 дней с даты регистрации, а если оно не требует дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней. В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях данный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней (п. 2 ст. 1 Закона от 17.01.1992 N 2202-1; п. 2.1 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 18.03.2013 N 70; п. п. 2.3, 5.1, 5.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45).

4. Перевод на новое место военной службы

В рассматриваемом случае военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, в частности, по служебной необходимости и по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (ст. 15 Положения, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237).

При этом неуставные действия в отношении военнослужащего могут быть признаны причинами, освобождающими его от уголовной ответственности в случае, если он, например, совершил впервые самовольное оставление места службы (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

Подготовлено на основе материала
адвоката Тригнина В.Г.,
Коллегия адвокатов г. Москвы
«Военная коллегия адвокатов»

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 25.06.2020

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

До последнего времени президент РАН Юрий Осипов сдавал представителям исполнительной власти одну позицию за другой. И в новой академической редакции устава много пунктов, отвечающих чаяниям власти и вызывавших ожесточенное сопротивление академического сообщества. Ученые мужи согласились, что глава РАН теперь будет утверждаться президентом России, а устав академии — правительством.

Принципиальное различие двух уставов — академического и министерского, так называемого модельного, — в подходе к формам управления академией. В проекте устава, подготовленном РАН, органами управления являются общее собрание, а также президент и президиум академии. А в проекте, разработанном Минобрнауки, к этим органам добавляется наблюдательный совет из девяти человек: по три от РАН и от правительства, по одному — от Госдумы, Совета Федерации и президентской администрации. Этакий аналог сталинского Бюро Президиума ЦК, наделенного реальной властью.

Согласно министерскому варианту почти все нынешние функции общего собрания и президента РАН, связанные с управлением академией, должны быть переданы наблюдательному совету. Совет, в частности, предлагает в бюджет затраты на финансирование академии, затем следит за правильным распределением денег, создает и ликвидирует организации, подведомственные академии, утверждает реестры имущества. Академии предлагается разделить функции управления средствами РАН и деятельность по определению приоритетов научных исследований.

Решение общего собрания РАН означает, что теперь правительство может либо утвердить, либо не утвердить принятый устав. В последнем случае академия вновь начнет работу над уставом. Медлить с принятием нового устава руководству РАН весьма выгодно — ведь за это время вполне могут произойти кадровые изменения в правительстве, не говоря уж о грядущих парламентских и президентских выборах. И все это время у академиков по-прежнему будут все старые блага.

Уставные отношения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *