Документы статьи
КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.04.84 г. № 8073-X.
Закон о продуктах — Закон Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР.
Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.
Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.
Закон о детском питании — Закон Украины «О детском питании» от 14.09.2006 г. № 142-V.
Правила торговли продтоварами — Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185.
Правила торговли на рынках — Правила торговли на рынках, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, МВД, ГНАУ, Госстандарта от 26.02.2002 г. № 57/188/84/105.
Правила торговли алкоголем — Правила розничной торговли алкогольными напитками, утвержденные постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854.
Правила № 369 — Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.96 г. № 369.
Перечень сертификации — Перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации, утвержденный приказом Государственного Комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.2005 г. № 28.
Перечень декларирования — Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 29.01.2007 г. № 6.
Организационные нюансы торговли пищевыми продуктами
К реализации продовольственных товаров отечественное законодательство выдвигает целый ряд обязательных требований, основные из которых представлены в:
— Законе о продуктах;
— Правилах торговли продтоварами;
— Законе о защите прав потребителей;
— других нормативных документах о торговле отдельными видами продукции и многих других законодательных и нормативно-правовых актах.
Несоблюдение правил торговли или отсутствие документов грозит предпринимателям применением штрафных санкций после проверок представителями СЭС или Госпотребстандарта.
Прежде чем поговорить о требованиях к реализуемым пищевым продуктам, остановимся на организационных моментах деятельности продуктовой торговой точки.
Вид требований |
Правила торговли |
Основание |
Общие правила торговли продтоварами |
||
Требования |
В торговой точке должны соблюдаться санитарно-гигиенические, технологические, противопожарные нормы и правила по приему, хранению и реализации пищевых продуктов и продовольственного сырья, их надлежащему хранению. |
Пункт 4 Раздела I Правил торговли продтоварами |
Требования |
Торгово-технологическое оборудование, которое используется при розничной продаже продовольственных товаров, должно обеспечивать сохранность их качества и товарного вида в течение всего срока их реализации. Запрещается принимать, хранить и продавать скоропортящиеся продовольственные товары без использования холодильного оборудования. |
Пункты 6, 7 Раздела I Правил торговли продтоварами |
Требования |
Работники предпринимателя, которые занимаются транспортировкой, хранением и продажей продуктов питания, должны иметь специальное образование (подготовку); они подлежат обязательному медицинскому осмотру. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца. Работники, не прошедшие медицинское обследование, |
Пункт 9 Раздела I Правил торговли продтоварами |
Требования |
Предприниматель должен иметь санитарные правила, зарегистрированный санитарный журнал, личные медицинские книжки работников, ассортиментный перечень реализуемых товаров |
Пункт 10 Раздела I Правил торговли продтоварами |
Требования |
Реализация пищевых продуктов на предприятиях розничной торговли разрешается только в течение сроков их годности к употреблению, определенных нормативными документами для некоторых видов продуктов |
Пункт 14 Правил торговли продтоварами |
Правила мелкорозничной торговли |
||
Требования |
Через мелкорозничную торговую сеть можно реализовывать продовольственные и непродовольственные товары только несложного ассортимента. |
Пункт 4, 6 Правил № 369 |
Запреты для торговли в мелкорозничной сети |
В мелкорозничной торговой сети запрещается продажа: |
Пункт 8 Правил № 369 |
Законодательством также установлены нормы, которые касаются непосредственно продаваемых товаров: требования к информации на упаковке (этикетке и т. д.), а также к наличию у предпринимателя документов, подтверждающих качество и безопасность товаров. О них мы расскажем далее.
Документы на продтовары
Согласно пункту 11 Раздела I Правил торговли продтоварами на пищевые продукты и продовольственное сырье должны быть документы, наличие которых предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами:
1) документы, на основании которых осуществляется прием, отпуск и налоговый учет товаров: накладные, ТТН, акты закупки и т. д.;
2) если пищевые продукты подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия, то в документах, согласно которым они поступили, должны присутствовать регистрационные номера сертификата соответствия и/или декларации соответствия.
Реквизиты сертификата или декларации соответствия должны быть в документах на товары (накладных и т. д.), которые включены в Перечень сертификации или Перечень декларирования;
3) при реализации продукции животного происхождения необходимы ветеринарные документы. Согласно части 8 статьи 34 Закона о продуктах собственники мощностей (объектов) имеют право реализовывать только ту продукцию животного происхождения, которая произведена под государственным ветеринарно-санитарным контролем и надзором (в пределах компетенции) и разрешена для реализации или хранения с оформлением при необходимости соответствующих ветеринарных документов, удостоверяющих ее безопасность (ветеринарное свидетельство, ветеринарная справка и т. п.).
Согласно статье 5 Закона о продуктах в поле государственного контроля и государственного надзора ветеринарной службы, в частности, попадают такие пищевые продукты (на таких объектах):
1) необработанные пищевые продукты животного происхождения на мощностях (объектах) их производства. К таким продуктам относятся мясо, рыба, моллюски и ракообразные, в том числе свежие, охлажденные или замороженные, яйца, молоко, мед и их продукты, которые были произведены путем изменения их первичного состояния без добавления пищевых добавок, ароматизаторов или других пищевых продуктов;
2) все растительные продукты, сельскохозяйственная продукция и необработанные пищевые продукты животного происхождения, которые продаются на агропродовольственных рынках справка 1.
Заметим, что ветеринарная служба не занимается розничными торговцами, кроме случаев, когда речь идет о реализации растительных продуктов, сельскохозяйственной продукции и необработанных пищевых продуктов животного происхождения на агропродовольственных рынках.
В соответствии с пунктом 16 Правил торговли на рынке продавец на рынке должен иметь при себе копии документов, которые подтверждают качество и безопасность продукции и товаров; в случае реализации тропических плодов — копии документов, которые подтверждают их происхождение и прохождение фитосанитарного контроля; заключение лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынке в случае продажи продуктов животного и растительного происхождения.
Этикетировка пищевых продуктов
Согласно статье 1 Закона о продуктах этикетка — любая бирка, надпись, ярлык, которая содержит рисунки или надписи, написанные, напечатанные, нанесенные с помощью трафарета, вытесненные или вдавленные и прикрепленные к единице упаковки (контейнера) с пищевыми продуктами.
Требования к этикетировке пищевых продуктов прописаны в статье 38 Закона о продуктах и по сути являются обязательной информацией о товаре, предусмотренной статьей 15 Закона о защите прав потребителей.
Итак, пищевые продукты этикетируются на государственном языке Украины и содержат в доступной форме информацию о:
1) названии пищевого продукта;
2) названии и полном адресе и телефоне производителя, адресе мощностей (объекта) производства, а для импортированных пищевых продуктов — названии, полном адресе и телефоне импортера;
3) количестве нетто пищевого продукта в установленных единицах измерения (вес, объем или поштучно);
4) составе пищевого продукта в порядке преимущества составных частей, в том числе пищевых добавок и ароматизаторов, которые использовались в его производстве;
5) калорийности и питательной ценности с указанием на количество белка, углеводов и жиров в установленных единицах измерения на 100 граммов пищевого продукта;
6) конечной дате потребления «Вжити до» или дате производства и сроке годности;
7) номере партии производства;
8) условиях хранения и использования, если пищевой продукт требует определенных условий хранения и использования для обеспечения его безопасности и качества;
9) предостережении относительно потребления пищевого продукта определенными категориями населения (детьми, беременными женщинами, пожилыми людьми, спортсменами и аллергиками), если такой продукт может негативно влиять на их здоровье при его потреблении;
10) наличии или отсутствии в пищевых продуктах генетически модифицированных организмов (ГМО), что отражается на этикетке пищевого продукта надписью «с ГМО» или «без ГМО» соответственно.
Для некоторых категорий пищевых продуктов техническими регламентами справка 2 могут устанавливаться специфические обязательные требования к этикетировке, кроме тех, которые указаны выше.
Текст этикетировки пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок подлежит обязательному утверждению центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Если на этикетках пищевых продуктов нанесены символы, то они должны быть утверждены соответствующими международными и региональными организациями по вопросам стандартизации.
Запрещается обращение пищевых продуктов, этикетировка которых не соответствует Закону о продуктах и соответствующим техническим регламентам.
Детское питание. Кроме того, в статье 11 Закона о детском питании сказано, что этикетировка продуктов детского питания осуществляется на государственном языке Украины. В информации о составе продукта детского питания приводится исчерпывающий перечень всех компонентов рецептуры с указанием их количественного содержания в конечном продукте в расчете на 100 граммов. На этикетке продуктов детского питания, предназначенных для питания грудных детей, должны предоставляться предупреждение о безусловном преимуществе грудного вскармливания и рекомендации о необходимости консультации врача перед его употреблением.
Этикетировка алкогольных напитков
Теперь что касается реализации алкогольных напитков.
Акцизные марки. В соответствии с пунктом 12 Правил торговли алкоголем хранение и реализация алкогольных напитков, кроме алкогольных напитков с содержимым спирта этилового от 1,2 до 8,5 % о. ед., произведенных в Украине, разрешается только при наличии марки акцизного сбора установленного образца на бутылке или на другой таре согласно законодательству.
Этикетировка. В соответствии со статьей 14 Правил торговли алкоголем алкогольные напитки должны маркировать в доступной для потребителя форме согласно законодательству о языках.
На лицевой стороне этикетки каждой бутылки или самой бутылки (другой посуды) водки и ликеро-водочных изделий указываются:
— общее и собственное названия изделия;
— наименование производителя;
— знак для товаров и услуг;
— географическое название места изготовления изделия, если наименование производителя не отражает место расположения предприятия;
— содержимое спирта (% об.);
— вместимость посуды;
— штрих-код должен быть нанесен на видимую сторону этикетки или контрэтикетки, бутылки или другой посуды;
— содержимое сахара (если это регламентируется нормативными документами);
— обозначение нормативного документа (для продукции отечественного производства).
На видимой стороне этикетки, контрэтикетки, пробки, бутылки или другой посуды должны быть указаны дата изготовления изделия, код предприятия и номер лицензии на производство.
На лицевой стороне этикетки каждой бутылки или самой бутылки (другой посуды) продукции виноделия указываются:
— название государства;
— наименование предприятия и его местонахождения;
— знак для товаров и услуг;
— название продукции;
— вместимость посуды;
— содержимое спирта (% об.);
— содержимое сахара (кроме сухих вин, шампанских, игристых вин и коньяка) (% масс.);
— дата изготовления (на видимой стороне этикетки, контрэтикетки, пробки, бутылки или другой посуды);
— обозначение нормативного документа (для продукции отечественного производства);
— штрих-код должен быть нанесен на видимую сторону этикетки, контрэтикетки, бутылки или другой посуды;
— наличие ароматизаторов, красителей (в случае их использования).
Дополнительные отметки для различных вин. На кольеретке должны быть указаны срок выдержки марочных вин и обозначение «Марочное», возраст коньячных спиртов марочных коньяков и коньяков специальных названий.
На бутылках с коллекционными винами и коньяками должны быть наклеены дополнительные ярлыки с указанием: «Коллекционное (коллекционный), дополнительно выдержанное (выдержанный) в коллекции ______ лет».
На шейке бутылки с коллекционным вином должна быть наклеена кольеретка с указанием года урожая винограда, из которого изготовлено вино.
На этикетках бутылок с вином контролируемых по происхождению названий обязательно должна быть надпись: «Вино контролируемых по происхождению названий», а на контрэтикетках — схематическое изображение территории района, где изготовлено вино, с обозначением виноградных участков.
На бутылки всех видов продукции виноделия могут быть наклеены контрэтикетки, которые содержат дополнительную информацию о напитках.
На бутылке с вермутом должна быть контрэтикетка или дополнительная этикетка, на которой указываются данные об основном составе напитка и согласованные с Минздравом рекомендации по его употреблению.
Этикетки на алкогольные напитки, которые реализуются в заведениях ресторанного хозяйства, должны маркировать штампом (печатью) этого заведения.
Не разрешается продажа алкогольных напитков в бутылках (другой таре) без этикеток или четкой маркировки, с имеющимися признаками боя (трещины, скалывание шейки, повреждение закупоривания и т. п.), в негерметически закупоренных бутылках, с наличием посторонних и зависших частиц или мути, осадка, с просроченным сроком пригодности, если это не предусмотрено стандартом.
Продажа коллекционных вин с осадками, которые быстро оседают и не создают муть, разрешается, если это предусмотрено стандартом.
Продажа винодельной продукции осуществляется исключительно в предусмотренной действующими стандартами стеклянной таре, а также в сувенирных бутылках, художественно оформленной посуде из стекла, глазированной керамики или дерева, упаковке типа «Tetra-Pak» вместимостью 0,05 л, 0,1 л, 0,2 л, 0,25 л, 0,375 л, 0,4 л, 0,45 л, 0,5 л, 0,61 л, 0,7 л, 0,75 л, 1,0 л и более. Продажа вин виноградных натуральных сухих осуществляется также в таре (посуде) вместимостью от 100 до 500 л, изготовленной из материалов, разрешенных для контакта с алкогольными напитками, и в таком случае требования по маркировке винодельной продукции не применяются.
Продажа вин сухих с добавлением спирта (обработанных виноматериалов) виноградных ординарных и марочных осуществляется также в таре (посуде) вместимостью от 50 до 600 л, изготовленной из материалов, разрешенных для контакта с алкогольными напитками. При этом субъекты хозяйственной деятельности должны придерживаться требований законодательства об условиях и сроках хранения указанной продукции, наличии необходимой, доступной и достоверной информации о товаре и сопроводительных документов, предусмотренных законодательством, санитарно-эпидемиологических требований.
Установленные требования к вместимости тары (посуды) не применяются к алкогольным напиткам импортного производства.
Ответственность предпринимателя за нарушения в сфере торговли продуктами питания
Теперь рассмотрим штрафные санкции, которые грозят предпринимателю, в случае невыполнения норм по продаже продовольственных товаров.
Нарушение |
Размер штрафной санкции |
Основание |
Реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, если в документах, согласно которым она передана на реализацию, отсутствуют регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и /или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом |
50 % стоимости полученной для реализации партии товара, но не менее 170 грн. (10 ннмдг), а в случае когда согласно закону субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов — в размере 170 грн. (10 ннмдг) |
Часть 3 статьи 23 Закона о защите прав потребителей |
Изготовление или реализация продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов, нормативно-правовых актов о безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды |
300 % стоимости изготовленной или полученной для реализации партии товара, но не менее 425 грн. (25 ннмдг), а в случае когда согласно закону субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов — в размере 850 грн. (50 ннмдг) |
Часть 4 статьи 23 Закона о защите прав потребителей |
Реализация продукции, запрещенной соответствующим государственным органом для изготовления и реализации |
500 % стоимости полученной для реализации партии товара, но не менее 1700 грн. (100 ннмдг), а в случае когда согласно закону субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов — в размере 1700 грн. (100 ннмдг) |
Часть 5 статьи 23 Закона о защите прав потребителей |
Отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции |
30 % стоимости полученной для реализации партии товара, но не менее 85 грн. (5 ннмдг), а в случае когда согласно закону субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов — в размере 85 грн. (5 ннмдг) |
Часть 7 статьи 23 Закона о защите прав потребителей |
Нарушение правил торговли, выполнения работ и предоставления услуг работниками торговли, общественного питания и сферы услуг, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью |
Штраф от 17 до 170 грн. |
Статья 155 КУоАП |
Невыполнение законных требований должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы или государственной службы ветеринарной медицины об уничтожении опасных для потребления человеком, животным или для другого использования пищевых продуктов, пищевых добавок, ароматизаторов, диетических добавок и вспомогательных материалов для переработки пищевых продуктов |
Штраф от 850 до 1700 грн. (от 50 до 100 ннмдг) |
Статья 18822 КУоАП |
Розничная или оптовая, включая импорт или экспорт, торговля спиртом этиловым, коньячным или плодовым или розничная торговля алкогольными напитками или табачными изделиями без наличия лицензии или без марок акцизного сбора или с поддельными марками этого сбора |
Штраф от 850 до 3400 грн. (от 50 до |
Статья 156 КУоАП |
Хранение, транспортировка, реализация фальсифицированных алкогольных напитков и табачных изделий, алкогольных напитков и табачных изделий без марок акцизного сбора установленного образца или с поддельными марками акцизного сбора |
100 % стоимости товара, но не менее 1700 грн. |
Статья 17 |
Нарушение работником предприятия (организации) торговли или общественного питания правил торговли пивом (кроме безалкогольного), алкогольными, слабоалкогольными напитками и табачными изделиями, а именно торговля пивом (кроме безалкогольного), алкогольными, слабоалкогольными напитками или табачными изделиями в помещениях или на территориях, запрещенных законом, или в других местах, определенных решением соответствующего органа местного самоуправления как таких, где розничная торговля пивом (кроме безалкогольного), алкогольными, слабоалкогольными напитками или табачными изделиями запрещена, а также торговля пивом (кроме безалкогольного), алкогольными, слабоалкогольными напитками или табачными изделиями через торговые автоматы или несовершеннолетними лицами, а также продажа пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков или табачных изделий лицу, не достигшему 18 лет, или продажа табачных изделий в упаковках, содержащих менее 20 сигарет или папирос, или поштучно (кроме сигар) |
Штраф от 510 до 1700 грн. (от 30 до 100 ннмдг); |
Статья 156 КУоАП |
Справочная информация (справка)
1 Агропродовольственный рынок — специально оснащенное и отведенное место, которое используется для предоставления услуг по созданию надлежащих условий для продажи сельскохозяйственной продукции, определенной Законом о продуктах.
2 Технический регламент — это закон Украины или нормативно-правовой акт, принятый Кабинетом Министров Украины, в котором устанавливаются характеристики товара или связанные с ним процессы и методы производства, а также требования к услугам, включая соответствующие положения, соблюдение которых является обязательным; может содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке и этикетировке, процессу или методу производства.
© Светлана Вахрушева, «Торговое Оборудование (Санкт-Петербург)», 02.2002
В полку государственных стандартов РФ, касающихся торговли прибыло. 1 января 2002 года введен ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий». Он распространяется на предприятия различных организационно-правовых форм и форм собственности. Новый ГОСТ можно использовать как своеобразный словарь терминов, в котором доходчиво изложено, что такое, скажем, «магазин-склад» или универмаг «Детский мир»; чем отличается «гипермаркет» от «супермаркета» и т. п. Помимо определений, в новом документе изложены и требования к предприятиям торговли, обязательные для всех вместе и каждого типа в отдельности.
За консультацией по поводу недавно введенного стандарта мы обратились к эксперту по сертификации услуг розничной торговли ТЕСТ-Санкт-Петербург Нине БЕНИКОВОЙ.
— Нина Александровна, чем новый ГОСТ отличается от предыдущих, также касающихся торговли?
— Он включает классификацию предприятий, требования к ним и признаки, которые характеризуют их типы. Один из разделов нового ГОСТа называется «Определения». Он дополняет список терминов и определений, введенный раньше ГОСТом Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения». Например, прежде в стандартах не фигурировало словосочетание «магазин-склад». Теперь сказано, что это — «предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары населению и предприятиям для последующей перепродажи и т. п.» Его торговая площадь должна быть не менее 650 кв. м.
Новый ГОСТ делит предприятия розничной торговли на 3 вида (в зависимости от ассортимента): универсальные, специализированные (продовольственные или непродовольственные) и неспециализированные магазины. Кроме того, в документе четко говорится, как определяется тип предприятия (в зависимости от его торговой площади, ассортимента и формы обслуживания) Например, площадь гипермаркета — от 5000 кв. м, ассортимент в нем — универсальный (продовольственный и непродовольственный), форма обслуживания — преимущественно самообслуживание.
— Новый ГОСТ переводит в разряд общеупотребительных иностранные слова «гипермаркет’, «супермаркет». Это из стремления походить на Европу?
— В настоящее время все ГОСТы у нас в стране гармонизируются с учетом мировых норм и стандартов Мы стремимся и к названиям предприятий, которые приняты во всем мире. И продавцы, и потребители уже слышали, использовали эти слова, а теперь, с введением ГОСТа, мы придем к единому знаменателю, к единому значению каждого из них. Супермаркет — это не «супермагазин», а тот же универсам. Кстати, его торговая площадь должна быть не менее 400 кв м, а не по 18-50, как это порой бывает.
— Вернемся к документу. Изменились ли с его введением требования к предприятиям торговли?
— По-прежнему существует и действует ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли Общие требования» Новый документ только дополняет его Во-первых, в нем сказано, что магазины должны иметь сертификаты соответствия на все оборудование, которое входит в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации Во-вторых, введен такой социально значимый пункт для инвалидов и маломобильных групп населения — в магазинах должны устанавливаться устройства и механизмы, чтобы они могли перемещаться по торговому залу, по лестницам — как внутри, так и снаружи. В-третьих, в магазине непременно должна размещаться информация о его госрегистрации И если услуга по реализации отдельных видов товаров (ювелирных изделий, алкоголя и т д) подлежит лицензированию, следует указать номер лицензии, срок действия и орган, который ее выдал (Прежде даже правилах торговли этого пункта не было)
В непродовольственных магазинах площадью боле 2500 кв. м должен быть туалет. Кроме того, продовольственным магазинам надо согласовывать с органами Госсанэпиднадзора возможность размещения и размеры своих площадей, если они намерены реализовывать продукты питания с потреблением их на месте (Например, розлив пива, изготовление пышек и т. п.)
Новый ГОСТ устанавливает требования и к оформлению витрин и вывесок, к форменной одежде продавца. Например, гипермаркет необходимо снабдить световой вывеской, обслуживающий персонал должен быть в форменной одежде, а витрины надлежит оформлять, используя разнообразные декоративные элементы. Небольшим магазинам это делать не обязательно
— Нина Александровна, есть ли какие-то сроки, которые нужно уложиться, чтобы привести свое предприятие торговли в соответствие стандарту?
— О сроках говорить рано. Новый ГОСТ ориентирован первую очередь на строящиеся и реконструируемые предприятия торговли, а не на действующие Но, скажем, при инспекционном контроле уже сертифицированного предприятия (он обязательно проводится раз в год) наши специалисты будут ставить его руководство в известность, что есть такой ГОСТ, что по нему, например, ваш магазин не может именоваться супермаркетом, потому что площади маловаты и асссортимент скуден, а значит, рекомендуется сменить вывеску.
Думаю, что соответствие стандартам — это престижно, необходимо. Например, при проведении каких-либо конкурсов в сфере услуг, если выявится участник, называющий себя супермаркетом без всяких на то оснований, то он не сможет рассчитывать на победу
ГОСТ «Розничная торговля. Классификация предприятий» https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png243 67 https://www.retail.ruГОСТ «Розничная торговля. Классификация предприятий» https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png
Ссылка: obavu.ru/torrent-file-QWttUElVQVlKeHE5aVN0K3p1NXpRdGdUN2cvRlVnM3pCbVViV3BWUGdQOXVGRDA1Q1pqS0pGUHRpcjdkVXIyVFBHT1I3d3UzRXpXTTcxWGkvS0l4NWRLU2lBS21jN0V2NnVsZEl5Y1JWRTdHZmpWWjRpUjlqQzFmTUgwTjNrUlpXSEg4WUxFRUdEclo3d0RoSU96RVk0TE1vMVFkWmIwTXVFMFdtbnRzN0tTajQzaWJyNE9KTFMvclFEVUtvZFJXVTdMUXF2cVBJaDltdlZ6Zmsyc2k2dz09.torrent
Закон рф о защите прав потребителей 2019 и производителя, в котором посредником выступает организация торговли. в части оказания услуг фз 2300-1 регламентирует: правила продажи отдельных видов товаров. 6 апр 2019 правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям. Сборник нормативных документов обложка книги в рейтинге жанра правила торговли в июне 2019 закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон рф о правила торговли на 2019 год (комплект из 3 книг). Сферу продажи товаров регулируют правила торговли 2019 года. Благодаря их соблюдению вся деятельность будет законной. Правила торговли продовольственными товарами в рф в 2019 году следуя всем требованиям и нормам, предъявляемым к магазинам розничной торговли, предприятие.
Сборник Правил И Законов В Сфере Торговли И Оказания Услуг 2019
Закон рф о защите прав потребителей 2019 и производителя, в котором посредником выступает организация торговли. в части оказания услуг фз 2300-1 регламентирует: правила продажи отдельных видов товаров. 2, сечанкўл, ожар ва чимбой инвестиция блокларида геология -идирув ишларини олиб бориш. Как повысить продажи и уровень обслуживания в розничном магазине? как применять знания торговли? более подробную информацию предоставляют опытные юристы нашего портала. Детально о правилах торговли в 2019 году в торговых точках ценник является публичной офертой. В связи с этим реализуемый товар должен оплачиваться согласно. Аннотация к книге правила торговли — 2019 сборник нормативных правовых актов обложка книги федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. Как повысить продажи и уровень обслуживания в розничном магазине?. 2, сечанкўл, ожар ва чимбой инвестиция блокларида геология -идирув ишларини олиб бориш.
Сборник правил и законов в сфере торговли и оказания услуг 2019
Сборник нормативных документов обложка книги в рейтинге жанра правила торговли в июне 2019 закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. 6 апр 2019 правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям. Для сферы услуг, требования иметь в наличии книгу жалоб и предложений установлены отраслевыми правилами. Например, для сферы бытового обслуживания. Как повысить продажи и уровень обслуживания в розничном магазине?. В книге представлены тексты важнейших нормативно-правовых актов по вопросам торговли потребительскими товарами в редакции. Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон рф о правила торговли на 2019 год (комплект из 3 книг). Правила торговли для ип продовольственными и непродовольственными товарами контролировать и регулировать соблюдение правил и требований согласно постановле.