Внешний управляющий при банкротстве

Содержание

Внешнее управление

Внешнее управление — это процедура в деле о банкротстве, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Помимо внешнего управления имуществом должника, указанным законом предусматривалась процедура санации. Процедура санации предполагала оказание финансовой помощи предприятию-должнику.

С момента введения внешнего управления всегда отстраняется от должности руководитель должника — юридического лица. При этом управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

Для обеспечения внешнему управляющему возможности приступить к реальному исполнению возложенных на него обязанностей по управлению делами должника, на органы управления должника возлагается обязанность в течение трех дней передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности. Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.

Процедура внешнего управления

Целью внешнего управления является финансовое оздоровление предприятия.

Внешнее управление вводится на основании решения собрания кредиторов.

Срок, на который вводится внешнее управление — 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Порядок введения внешнего управления

1. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Определение о введении или продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.

Последствия введения внешнего управления

  1. Прекращение полномочий руководителя должника. Эти полномочия возлагаются на внешнего управляющего.
  2. Прекращение полномочий органов управления должника.
  3. Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Внешний управляющий

Права внешнего управляющего

внешний управляющий — арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий

— Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

  1. Распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления.
  2. Заявлять отказ от договорных обязательств должника.
  3. Предъявлять в суд требования о признании сделок должника недействительными, в случае если они были заключены в нарушении законодательства банкротства.

Обязанности внешнего управляющего

  1. Принять управление имуществом должника и провести его инвентаризацию.
  2. Разработать план внешнего управления и предоставить его собранию кредиторов.
  3. Ведение бухгалтерского, финансового и статистического учета и предоставление отчетности.
  4. Заявлять возражение против требований к должнику.
  5. Принимать меры к взысканию дебиторской задолженности.
  6. Вести реестр требований кредиторов.
  7. Адекватно реализовывать план, который он предоставил собранию кредиторов.
  8. Предоставлять промежуточный и окончательный отчет о выполнении плана.

Освобождение внешнего управляющего

1. Внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве: по заявлению внешнего управляющего;
по направленному на основании решения коллегиального органа управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является;

в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

— Статья 97. Освобождение внешнего управляющего (п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

Результаты внешнего управления

По результатам отчета внешнего управляющего арбитражный суд выносит одно из следующих решений:

  1. Прекращение производства по делу о несостоятельности.
  2. Мировое соглашение.
  3. Продление срока внешнего управления.
  4. Отказ утверждения отчета внешнего управляющего. Назначается новый внешний управляющий.
  5. Введение процедуры конкурсного производства.

Примечания

  1. 1 2 Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
  2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ // Собрание законодательства., 2002., № 43., ст. 4190.
  3. Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ
  4. Статья 97. Освобождение внешнего управляющего (п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

Актуально на: 9 августа 2017 г.

Внешнее управление как процедура банкротства применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ). То есть по своей сути она является реабилитационной процедурой.

Срок внешнего управления может составлять не более 18 месяцев, но по решению суда он может быть продлен максимум на 6 месяцев (п. 2 ст. 93, ст. 108 Закона N 127-ФЗ).

Когда вводится внешнее управление

По общему правилу процедура внешнего управления вводится арбитражным судом, если решение о введении данной процедуры было принято на собрании кредиторов (п. 1 ст. 93 Закона N 127-ФЗ). А также если:

  • на первом собрании кредиторов не было принято решение о необходимости применения какой-либо процедуры банкротства по отношению к должнику, нет оснований для введения финансового оздоровления, но у суда есть основания полагать, что платежеспособность должника все же может быть восстановлена (п. 2 ст. 75 Закона N 127-ФЗ);
  • суд установил, что по итогам финансового оздоровления возможно восстановление платежеспособности должника, при условии, что с даты введения финансового оздоровления прошло не более 18 месяцев (п. 6 ст. 88, п. 1,2 ст. 92 Закона N 127-ФЗ);
  • в адрес должника – градообразующей организации подано ходатайство госоргана (или муниципального органа) о введении внешнего управления и предоставлено поручительство (п. 1 ст. 171 Закона N 127-ФЗ).

Кроме того, введение внешнего управления возможно:

  • в рамках перехода от конкурсного производства (ст. 146 Закона N 127-ФЗ);
  • в случае отмены определения об утверждении мирового соглашения или расторжения мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов и, как следствие, возобновления производства по делу о банкротстве (п. 1 ст. 163, п. 1 ст. 166 Закона N 127-ФЗ).

Что такое внешнее управление предприятием

Одновременно с введением внешнего управления в общем случае арбитражный суд утверждает внешнего управляющего (п. 1 ст. 96 Закона N 127-ФЗ). Именно на него возлагается управление делами должника, а полномочия руководителя должника прекращаются (п. 1 ст. 94 Закона N 127-ФЗ).

В обязанности внешнего управляющего входит (п. 2 ст. 99 Закона N 127-ФЗ):

  • прием в управление имущества должника и проведение инвентаризации;
  • разработка плана внешнего управления;
  • реализация мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления, утвержденным собранием кредиторов;
  • ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета;
  • ведение реестра требований кредиторов;
  • и др.

В план внешнего управления включаются меры по восстановлению платежеспособности должника. Кроме того, в нем должны быть прописаны условия и порядок реализации этих мер, а также необходимые для этого расходы (п. 1 ст. 106 Закона N 127-ФЗ).

Если по итогам реализации плана платежеспособность должника восстановлена, то внешний управляющий составляет об этом отчет (п. 1,4 ст. 117 Закона N 127-ФЗ), представляет его собранию кредиторов, а на собрании принимается решение о прекращении внешнего управления и переходе к расчетам с кредиторами. Далее в арбитражный суд подается соответствующее ходатайство (п. 3 ст. 118 Закона N 127-ФЗ), на основании которого суд выносит определение о переходе к расчетам с кредиторами (п. 6 ст. 119 Закона N 127-ФЗ).

Порядок введения и особенности процедуры внешнего управления

В системе процедур банкротства внешнее управление следует за финансовым оздоровлением, но, хотя цели и задачи обеих процедур совпадают: удовлетворение требований кредиторов без признания должника банкротом, каждая из процедур имеет самостоятельное значение. По смыслу Федерального закона 2002 года, внешнее управление может вводиться не обязательно после окончания или прекращения финансового оздоровления, но и непосредственно после окончания действия процедуры наблюдения.

Главной предпосылкой для введения внешнего управления является наличие у должника реальных перспектив восстановления платежеспособности. Данное обстоятельство должно быть выяснено в ходе проведения процедур наблюдения или финансового оздоровления.

Процедуру внешнего управления вводит суд на основании решения собрания кредиторов, которое обращается к суду с соответствующим ходатайством. Решение о введении внешнего управления принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. При этом в соответствии с п. 2 ст. 74 Федерального закона 2002 года решение первого собрания кредиторов о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления.

Арбитражный суд при определенных условиях имеет право пойти вразрез с решением, принятым собранием кредиторов, в частности, когда имеются достаточные основания полагать, что решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб интересам большинства кредиторов и должника, поскольку после его принятия возникли обстоятельства, дающие основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена в установленные Федеральным законом 2002 года сроки. Осуществляя выбор процедуры внешнего управления по окончании наблюдения либо по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления, арбитражный суд в отсутствие решения собрания кредиторов, самостоятельно, руководствуясь, прежде всего, реальным состоянием дел должника, принимает решение в защиту как интересов всех участников дела о банкротстве, так и публичного интереса.

Кроме того, необходимо указать на позицию законодателя, который в ст. 53 Федерального закона 2002 года, по сути, отдает приоритет процедуре внешнего наблюдения в числе других мероприятий, не связанных с ликвидацией кредитора, относительно процедуры конкурсного производства.

Таким образом, арбитражному суду при принятии решения о выборе процедуры банкротства предоставляются дополнительные права, направленные на предотвращение злоупотребления со стороны кредиторов, т.е. в случае принятия решения собранием кредиторов об обращении в суд с ходатайством об открытии конкурсного производства при наличии реальной возможности восстановления платежеспособности должника. Осуществляя выбор процедуры банкротства, арбитражный суд должен руководствоваться, прежде всего, реальным состоянием дел должника, принимая решение о введении восстановительной процедуры ? внешнего управления вопреки желанию кредиторов получить удовлетворение собственных требований в рамках ликвидационной процедуры (конкурсного производства) «Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под ред. Е.А. Рыбасовой. М.: — «Юстицинформ», 2011. стр. 233..

Однако пределы судейского усмотрения, реализуемого в соответствии с указанными нормами, детерминированы требованием ст. 71 АПК РФ, предусматривающей оценку судом доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Внешнее управление вводится на срок до 18 месяцев. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Данное ограничение обусловлено тем, что совокупный срок восстановительных процедур не может составлять более двух лет. По сравнению с Федеральным законом о банкротстве 1998 года, период внешнего управления увеличен на 6 месяцев. Минимальный срок внешнего управления составляет шесть месяцев.

Практически же срок внешнего управления может быть менее продолжительным; установленный судом срок может быть сокращен судом по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего, в том числе в связи с восстановлением платежеспособности должника либо, напротив, невозможностью такого восстановления.

Федеральным законом 2002 года предусмотрены исключения из общего правила, связанные с предоставлением определенным категориям должников более продолжительных сроков внешнего управления. Так, например, для сельскохозяйственных организаций предусматривается, что срок внешнего управления не может превышать сроки, установленные п. 2 ст. 92 Федерального закона 2002 года, более чем на три месяца. Более того, в случае если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен еще на один год. Для градообразующей организации срок внешнего управления может быть продлен не на шесть месяцев, а на год, но при условии наличия соответствующего ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Введение внешнего управления, продление или сокращение его срока оформляется определениями арбитражного суда. Эти определения могут быть обжалованы в порядке производства по пересмотрам определений арбитражного суда, вынесенных по итогам рассмотрения разногласий в деле о банкротстве не позднее чем через 14 дней со дня их принятия. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции не позднее чем через 14 дней принимает постановление, которое является окончательным. Однако независимо от обжалования определения суда подлежат немедленному исполнению, т.е., внешнее управление начинается (вводится) с даты вынесения обжалуемого определения.

Необходимо указать, что возможность обжалования таких определений арбитражного суда является новацией, привнесённой в Федеральный закон 2002 года уже после его принятия. В ранее действовавших законодательных актах о банкротстве, также имелся пробел в правовом регулировании возможности обжалования решений суда о введении внешнего наблюдения.

Возможность обжалования указанных определений суда имеет большое значение в связи с тем, что введение внешнего управления меняет правовой режим функционирования организации-должника, управление делами организации переходит в руки назначенного судом внешнего управляющего, полномочия, которого намного шире полномочий руководителя должника. Изменение режима деятельности должника при введении внешнего управления не сводится только к отстранению от должности руководителя должника, но прекращаются полномочия собственника имущества должника ? унитарного предприятия; прекращается также большинство полномочий иных органов управления должника. Полномочия всех этих органов переходят внешнему управляющему.

Специфика правового режима деятельности должника в период внешнего управления состоит в том, что она всецело посвящена достижению двух неразрывно связанных целей: восстановлению его платежеспособности и удовлетворению требований его кредиторов.

Передача внешнему управляющему документации, печатей и всех дел должна быть произведена в течение трех дней с даты утверждения судом кандидатуры внешнего управляющего. Органы управления должника, временный управляющий или административный управляющий не только обязаны передать дела внешнему управляющему, но и должны обеспечить ему доступ в организацию; они не вправе чинить внешнему управляющему препятствия, противодействовать его деятельности. Лица, оказывающие такое противодействие, должны привлекаться к ответственности, вплоть до уголовной, по ст. 315 УК РФ («Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта») и ст. 195 УК РФ («Неправомерные действия при банкротстве»).

Однако необходимо упомянуть, что факты привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 315 УК РФ крайне малочисленны, что связано с трудностями в доказывании умысла виновных лиц на неисполнение решения суда, а также с отсутствием понятия злостности неисполнения судебного решения, которая является обязательным элементом субъективной стороны данного преступления.

В Федеральном законе о банкротстве 1998 года не указывалось, какие полномочия органов управления должника сохраняются за ними в период внешнего управления. Это порождало конфликты между внешним управляющим и учредителями (участниками) должника и вызывало колебания в судебно-арбитражной практике при определении пределов полномочий внешнего управляющего.

Научной доктриной выделяется три группы вопросов Карелина С.А. «Механизм правового регулирования отношений несостоятельности». М., 2008. стр. 78, по которым у органов управления должника сохраняются полномочия. Первая группа ? это вопросы, связанные с увеличением уставного капитала и изменением структуры активов должника. Поправками, внесёнными Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» компетенция органов управления должника сужена: теперь они не вправе принимать решения о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала. Это означает, что эмиссия дополнительных акций может быть проведена в период внешнего управления только в том случае, если в уставе общества ? должника указано определенное количество объявленных акций; эмиссия дополнительных акций может быть проведена только в пределах количества объявленных акций, указанных в уставе общества-должника.

Ко второй группе можно отнести вопросы организационного характера: избрание представителя учредителей (участников) должника в деле о банкротстве, определение порядка ведения общего собрания акционеров, поскольку общее собрание акционеров (участников) общества-должника может проводиться и в период действия процедуры внешнего управления.

В третью группу входит принятие решения о заключении соглашений с третьими лицами об условиях предоставления должнику денежных средств, необходимых для исполнения обязательств перед конкурсными кредиторами. По существу, речь идет о кредитовании и организации-должника третьими лицами, не участвующими в деле о банкротстве. Погашение кредитов (займов), привлекаемых должником в период внешнего управления, очевидно, может производиться после завершения процедуры внешнего управления. Это наиболее реально ввиду финансовых трудностей должника; поэтому вопросы привлечения среднесрочных и долгосрочных кредитов, выработка условий кредитных договоров остаются в компетенции органов управления должника, уполномоченных принимать решения о совершении крупных сделок. В процессе принятия решения по таким важнейшим финансовым вопросам должен принимать участие и внешний управляющий.

Отдельно выделяется компетенция собственника имущества должника ? унитарного предприятия в период действия процедуры внешнего управления, в число полномочий которого входит право на обращение к внешнему управляющему и собранию кредиторов с ходатайством о продаже предприятия должника. При этом такое ходатайство, как и аналогичное ходатайство органов управления должника, должно содержать сведения о минимальной цене продажи предприятия должника.

Под органами управления должника надо понимать органы должника, не являющиеся исполнительными органами, т.е. общие собрания участников и советы директоров (наблюдательные советы). Исполнительные органы (правления, дирекции) в период внешнего управления действуют как часть аппарата внешнего управляющего, они не вправе принимать какие-либо юридически значимые решения, поскольку принятие решений по вопросам текущей деятельности, оперативного управления и исполнительно-распорядительного характера находится в компетенции внешнего управляющего.

Расходы на проведение общих собраний участников и заседаний советов директоров относятся на должника только в том случае, если эти расходы предусмотрены планом внешнего управления. Если же эти расходы не предусмотрены планом внешнего управления или превысили плановую смету, они не могут быть возмещены за счет должника. Это означает, что в таких случаях собрания участников и заседания советов директоров должны проводиться за счет иных средств, скорее всего, за счет самих участников и членов советов директоров (наблюдательных советов).

Необходимое условие восстановления платежеспособности должника ? приостановление исполнения его денежных обязательств, включая погашение долгов перед контрагентами, уплату налогов и других обязательных платежей. Такое приостановление исполнения денежных обязательств какого-либо субъекта (или каких-либо субъектов) в силу прямого указания закона принято называть мораторием. Во время действия моратория не начисляются санкции за просрочку исполнения, не могут быть взысканы с должника убытки, вызванные мораторием, приостанавливается течение срока исковой давности.

Нормативные положения, определяющие правовой режим моратория по Федеральному закону 2002 года, во многом идентичны положениям Федерального закона 1998 года. Однако можно выделить и ряд отличий, которые, однако, не бесспорны.

Так, к числу требований, на которые не распространяется мораторий, законодатель отнес теперь требования о возмещении морального вреда, которые не были предусмотрены Федеральным законом 1998 года. Компенсация морального вреда, в отличие от возмещения убытков, не носит восстановительного характера. Не случайно ст. 151 ГК РФ названа «Компенсация морального вреда», в ней не используется понятие «возмещение вреда». Назначаемые судами суммы компенсации морального вреда могут быть достаточно крупными, их выплаты могут изменить финансовое положение организации-должника. Поэтому вряд ли оправданно выведение из сферы действия моратория требований о компенсации морального вреда.

Неясным остаётся, почему в Федеральном законе 2002 года не указаны требования о взыскании задолженности по алиментам, хотя в ранее действовавшем Федеральном законе требования о взыскании по алиментам были указаны. Следовало бы исправить этот недостаток, и указать требования о взыскании задолженности по алиментам в числе требований, на которые мораторий не распространяется, на что неоднократно указывались представителями научных кругов Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»: постатейный научно-практический. Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2003. С. 202 — 203..

За некоторыми изъятиями мораторий распространяется на все денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей; в частности, исполнительное производство по взысканию задолженности по текущим платежам не приостанавливается.

Мораторий распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника. Распространение моратория на такого рода убытки дает внешнему управляющему возможность определять, какие договорные обязательства должника следует исполнять, а от исполнения каких целесообразно отказаться, не ухудшая при этом финансовое положение должника.

На период моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу решений суда по имущественным взысканиям. Но мораторий не распространяется на исполнительные листы по ряду требований, которые выведены из-под действия моратория, при условии, что исполнительные документы выданы на основании решений суда, вступивших в законную силу до введения внешнего управления.

Федеральным законом 2002 года более подробно регламентированы вопросы начисления процентов годовых на суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Годовые проценты начисляются в размере ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на дату введения внешнего управления. Но по соглашению внешнего управляющего с конкурсным кредитором размер процентов может быть снижен или сокращен период их начисления. Конкурсные кредиторы могут пойти навстречу деловым предложениям внешнего управляющего, тем более что суммы начисленных процентов годовых не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсным кредиторам на собрании кредиторов.

Из контекста Федерального закона 2002 года следует, что возможность уменьшения процентов по соглашению с внешним управляющим распространяется и на задолженность должника по налоговым и другим обязательным платежам.

Анализируя все вышеизложенное, можно отметить, что порядок введения и особенности процедуры внешнего управления с определёнными изъятиями были перенесены законодателем из Федерального закона 1998 года. Правовые особенности реализации процедуры внешнего управления принципиальных изменений не претерпели. При этом сохранился ряд недостатков правового регулирования, в связи с наличием которых Федеральный закон 1998 года критиковался правоприменителями и представителями научных кругов.

Представляется, что главной проблемой процедуры внешнего управления остаётся усугубившийся дисбаланс правомочий должника и кредиторов при избрании кандидатуры внешнего управляющего.

Предусмотренные законом гарантии независимости внешних управляющих являются формальными и не могут гарантировать отсутствие ангажированности в пользу, например, недобросовестных кредиторов. Однако исследование этой проблемы будет проведено в соответствующей главе настоящей работы.

Полномочия внешнего управляющего при банкротстве организации

Процедура банкротства организации состоит из нескольких стадий, к которым относится внешнее управление. Этот процесс вводится судебным определением на основании решения, принятого на общем заседании заимодателей или по инициативе других лиц.

Внешнее управление не является обязательной процедурой, оно вводится для поиска и реализации возможных решений, которые позволят избежать банкротства юрлица. Для выполнения этой процедуры суд сразу назначает ответственное лицо – внешний управляющий, который принимает на себя управление компанией.

Назначения внешнего управляющего

Назначать специалиста для проведения внешнего руководства на предприятии может только судья. Решение принимается в соответствии с предложениями заимодателей, уполномоченного органа или других заинтересованных лиц, которые инициировали банкротство. В своём обращении заявитель указывает наименование организации и реквизиты кандидата на должность управляющего. В судебном решении указываются не только данные назначенного специалиста, но также сумма и источник его вознаграждения.

Если суд по каким-либо причинам не утвердил управляющего, рассмотрение дела приостанавливается до принятия решения о назначении специалиста. Период, в течение которого судья должен принять решение, составляет не более 15 дней. За это время инициаторы процесса должны предложить судье подходящего кандидата.

Кого могут назначить

Суд может назначить временным управленцем физическое лицо, которое владеет необходимыми знаниями, имеет опыт и является членом СРО.

К кандидату на должность управленца выдвигаются следующие требования:

  • наличие российского гражданства;
  • активный статус ИП;
  • высшее образование;
  • опыт работы руководителем от 2 лет;
  • наличие стажировки на должности помощника управляющего;
  • успешная сдача теории по специальности;
  • наличие действующего договора страхования ответственности.

Кроме этого, специалист не должен быть лично заинтересован в исходе судебного разбирательства. А также у него не должно быть судимости, случаев дисквалификации, наличия просроченных долгов и статуса банкрота.

Как правило, судья назначает специалиста на срок до 18 месяцев. Однако, по инициативе заимодателей этот период может быть продлён ещё на полгода либо сокращён. Управляющего могут досрочно отстранить от занимаемой должности из-за его неэффективности, непрофессионализма или допущенных нарушений.

Функции и задачи

Как только суд арбитража утверждает временного управленца, руководство организации передаёт ему свои полномочия. В начале деятельности управленец занимается разработкой решений для эффективного управления компанией, которые помогут вернуть её платёжеспособность.

Важная миссия временного руководителя заключается в устранении ошибок, которые допустило прежнее руководство фирмы, чтобы вывести компанию из критической ситуации.

На своей должности временный управляющий выполняет следующие функции:

  • ликвидация убыточных подразделений организации;
  • изменение направлений бизнеса;
  • продажа или передача в аренду части активов компании для получения дополнительного дохода;
  • открытие специальных банковских счетов, необходимых для проведения операций;
  • эмиссия ценных бумаг;
  • повышение профессионального уровня трудового коллектива;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • увеличение основного капитала компании;
  • ведение промежуточных отчётов.

В процессе внешнего управления принимается решение о рациональности внедрения стадии финансового оздоровления на предприятии.

В целом полномочия внешнего управляющего можно разделить на два этапа:

  1. Выявление причин, которые привели компанию к банкротству.
  2. Реализация мероприятий, направленных на восстановление платёжеспособности фирмы.

Ответственность и обязанности внешнего управляющего при банкротстве

Обязанности внешнего управленца утверждены в ст. 66 Закона РФ «О несостоятельности», к ним относятся:

  • ведение реестра кредиторских претензий;
  • проведение инвентаризации активов юрлица;
  • направление в суд заявления об отстранении от должности прежнего руководителя компании при неправомерности его действий;
  • обращение в суд с требованием признания неправомерных сделок, заключённых ранее, недействительными;
  • инициирование введения дополнительных мер по защите и сохранению активов юрлица;
  • направление возражений против несостоятельных претензий должника;
  • изучение и использование документов, которые относятся к прежней деятельности компании;
  • регулярное предоставление информации заимодателям о проделанной работе и выполнении мероприятий, указанных в утверждённом плане;
  • составление промежуточного отчёта о результатах проведённых мероприятий и выполненных работах.

Кроме этого, управленец обязан устанавливать заимодателей компании-должника и уведомлять каждого из них о начале процесса.

Права

Сразу после своего назначения специалист наделён правом выполнять мониторинг деятельности предприятия и управлять им на время проведения внешнего управления. Прежние руководители компании на этот период полностью отстраняется от своей работы. В течение трёх дней они должны передать все документы, печати и активы фирмы в распоряжение назначенного специалиста.

К правам внешнего управленца относятся:

  • заключение мирового соглашение;
  • использование документов и отчётностей компании;
  • аннулирование договоров, которые способствуют росту задолженности фирмы;
  • заключение новых договоров;
  • продажа и передача в аренду активов юрлица;
  • закрытие нерентабельных направлений;
  • увольнений сотрудников;
  • введение временного моратория на удовлетворение сумм, которые компания должна кредиторам, и выплат по исполнительным листам.

Права внешнего руководителя довольно обширны, это связано с важностью его миссии, которая направлена на реабилитацию финансового положения компании.

Вначале своей деятельности управленец должен составить план действий, которые будут выполняться им на протяжении всей процедуры управления. К таким восстановительным мероприятиям относятся:

  • изменение вида деятельности организации;
  • закрытие убыточных направлений;
  • реализация активов фирмы;
  • выпуск дополнительных ценных бумаг;
  • повышение квалификации сотрудников;
  • пополнение уставного капитала и т. д.

В образце документа указываются порядок и сроки реализации каждого мероприятия. Все запланированные действия должны быть подкреплены соответствующими расчётами предполагаемых расходов и доходов.

Периоды всех мероприятий должны соответствовать сроку внешнего управления.

На общем заседании заимодатели рассматривают представленный управляющим план для его утверждения или отклонения с целью дальнейшей доработки.

Неудовлетворённость составлением документа может послужить основанием для инициирования заимодателями снятия специалиста с должности и назначения нового кандидата.

Отчёт внешнего управляющего

За 15 дней до окончания своей деятельности управленец должен составить итоговый отчёт. В документе специалист излагает полную информацию о финансовых результатах предприятия, полученных за период временного руководства, и о возможности погашения претензий заимодателей.

На основании отчёта кредиторы принимают решение о продлении процедуры или об инициировании новой стадии процесса.

Если предприятие стало платёжеспособным, управленец может начинать выплату его обязательств согласно реестру.

За свою работу временный руководитель получает вознаграждение, которое выплачивается из средств потенциального банкрота. Сумма ежемесячного вознаграждения включает фиксированный платёж – 45 тыс. рублей и проценты.

Сумма процентов устанавливается по результатам работы управленца и зависит от размера выплат по обязательствам должника и суммы прироста стоимости активов юрлица за период внешнего руководства.

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, на срок не более чем восемнадцать месяцев. Срок внешнего управления продлевается по решению общего собрания кредиторов.

По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет, в случае если со дня введения финансового оздоровления прошло уже 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

ВНЕШНИЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ

Внешний управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.

До даты утверждения внешнего управляющего арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего или административного управляющего должника.

Об утверждении внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению.

Определение об утверждении внешнего управляющего может быть обжаловано и не влечет за собой приостановление его исполнения.

Внешний управляющий утверждается арбитражным судом.

От даты введения внешнего управления:

· прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

· внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

· прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных пунктом 2 статьи 94 Закона №127-ФЗ:*

*Органы управления должника в пределах компетенции вправе принимать решения:

о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала; об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;

об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;

об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;

об определении порядка ведения общего собрания акционеров;

об обращении с ходатайством о продаже организации должника;

о замещении активов должника;

об избрании представителя учредителей (участников) должника;

о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;

иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.*

Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней от даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему:

· отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

· аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

· вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом №127-ФЗ.

Внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего:

· по заявлению внешнего управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей внешнего управляющего;

· в иных предусмотренных федеральным законом случаях.

Внешний управляющий, освобожденный от исполнения обязанностей внешнего управляющего, обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему.

Внешний управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего:

· на основании решения собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения внешним управляющим возложенных на него обязанностей или невыполнения предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности;

· в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение внешним управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;

· в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица внешним управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица внешним управляющим;

· в иных предусмотренных Федеральным законом №127-ФЗ случаях.

Внешний управляющий имеет право:

· распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Следует учесть, что внешний управляющий имеет те же права и обязанности, которые установлены статьей 24 Закона №127-ФЗ для арбитражных управляющих;

· заключать от имени должника мировое соглашение;

· заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьей 102 Федерального закона №127-ФЗ;*

· предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона №127-ФЗ;

· осуществлять иные предусмотренные Законом №127-ФЗ действия.

Внешний управляющий обязан:

· принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

· разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

· вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

· заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;

· принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

· вести реестр требований кредиторов;

· реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

· информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

· представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;

· осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

МОРАТОРИЙ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ

После того, как в организации введено внешнее управление, на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, объявляется мораторий.

Мораторий – это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

В течение срока действия моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. Однако организации-должнику придется выплачивать долги по исполнительным документам, которые выданы на основании решения суда до введения внешнего управления:

· о взыскании задолженности по заработной плате;

· о выплате вознаграждений по авторским договорам;

· об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

· о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

· о возмещении морального вреда;

· о взыскании задолженности по текущим платежам.

Мораторий не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

Пени и штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств начисляются только по текущим денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом.

На требование кредиторов, которые были установлены на момент введения внешнего управления, пени начислять не нужно.

На основании пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве установлено начислять проценты на суммы требований кредиторов каждой очередности с момента введения внешнего управления.

Начисление процентов прекращается, если арбитражный суд вынес определение о начале расчетов с кредиторами; требования кредиторов удовлетворены должником или третьим лицом в ходе внешнего управления; должник признан банкротом и открыто конкурсное производство.

Отражение операций в бухгалтерском учете по начислению процентов:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
91-2 60, 66, 67, 76 Начислены проценты

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ проценты, начисляемые на суммы требований кредиторов, являются внереализационными расходами и уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Отражение операций в бухгалтерском учете:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
91-2 68 Начислены пени

В ходе внешнего управления кредиторы вправе предъявить свои требования должнику, для этого им следует обратиться в арбитражный суд, который вынесет определение: включить или не включить в реестр требований кредиторов задолженность и в каком размере.

ПЛАН ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ

Не позднее чем через месяц от даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения, принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию.

Внешнему управляющему предстоит разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства.

План внешнего управления должен:

· соответствовать требованиям, установленным федеральными законами;

· предусматривать срок восстановления платежеспособности должника;

· содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.

План внешнего управления должен предусматривать разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или имеются основания для перераспределения компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов.

Внешний управляющий по требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов отчитывается перед кредиторами о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления.

План внешнего управления предусматривает меры и сроки по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и другие расходы должника.

Рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана внешнего управления относится к исключительной компетенции собрания кредиторов.

План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через два месяца от даты утверждения внешнего управляющего. Внешний управляющий уведомляет конкурсных кредиторов и уполномоченные органы о дате, времени и месте проведения указанного собрания в порядке, предусмотренном Законом №127-ФЗ, и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения указанного собрания.

Собрание кредиторов имеет право принять одно из решений:

· об утверждении плана внешнего управления;

· об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

· об отклонении плана внешнего управления. Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать два месяца от даты принятия указанного решения;

· об отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего с одновременным утверждением саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и требований к кандидатуре внешнего управляющего.

Если в течение четырех месяцев от даты введения внешнего управления в арбитражный суд не представлен план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, и собранием кредиторов не заявлено ходатайство, предусмотренное настоящей статьей, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

План внешнего управления может быть изменен в порядке, установленном для рассмотрения плана внешнего управления.

Срок внешнего управления продлевается арбитражным судом в случае, если:

· собранием кредиторов принято решение об утверждении или изменении плана внешнего управления, в котором предусмотрен срок внешнего управления, превышающий первоначально установленный срок, но не более чем максимальный срок внешнего управления;

· собранием кредиторов, по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего, в связи с итогами внешнего управления, принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления на срок, предусмотренный решением собрания кредиторов, но не более чем максимальный срок внешнего управления.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

· перепрофилирование производства;

· закрытие нерентабельных производств;

· взыскание дебиторской задолженности;

· продажа части имущества должника;

· уступка прав требования должника;

· исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

· увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

· размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

· продажа организации должника;

· замещение активов должника;

· иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Внешний управляющий может продать часть имущества должника или всю организацию целиком, включая филиалы, структурные подразделения должника.

Внешний управляющий приступить к продаже имущества должника может только после проведения инвентаризации и оценки имущества. Реализовать можно лишь то имущество, которое не помешает должнику продолжать свою хозяйственную деятельность.

Продать организацию целиком можно лишь по решению органа управления должника. В решении обязательно должна быть указана минимальная цена продажи.

Организация или часть ее имущества, балансовая стоимость которого превышает сто тысяч рублей, продается на открытых торгах. Собрание кредиторов определяет порядок и условия проведения торгов, а организует торги внешний управляющий.

Имущество должника, которое ограничено в обороте, может быть продано на закрытых торгах.

В закрытых торгах принимают участие лица, которые могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.

Начальная цена продажи организации или части имущества организации, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим.

Начальная цена продажи организации не может быть ниже минимальной цены, которая назначена органами управления должника.

Условия проведения торгов должны предусматривать получение денежных средств от продажи организации не позднее, чем за месяц до истечения срока внешнего управления.

Размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены.

Продолжительность приема заявок (предложений) на участие в торгах должна быть не менее чем двадцать пять дней.

Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов либо на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов привлекает для этих целей специализированную организацию с оплатой ее услуг за счет имущества должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника и внешнего управляющего.

Внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже организации на торгах в официальном издании, определяемом в соответствии со статьей 28 Закона №127, а также в местном печатном органе по месту нахождения должника не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов

Внешний управляющий (организатор торгов) также вправе опубликовать указанное сообщение в иных средствах массовой информации.

В сообщении о продаже организации должны содержаться:

· сведения об организации, ее характеристики и порядок ознакомления с ними;

· сведения о форме проведения торгов и форме подачи предложения о цене организации;

· требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;

· условия конкурса в случае его проведения;

· срок, время и место подачи заявок и предложений о цене организации;

· порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

· размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов;

· начальная цена продажи организации;

· величина повышения начальной цены («шаг аукциона») в случае открытой формы подачи предложений о цене организации;

· порядок и критерии выявления победителя торгов;

· время и место подведения итогов торгов;

· порядок и срок заключения договора купли — продажи;

· условия и сроки платежа, реквизиты счетов;

· сведения об организаторе торгов.

При подготовке к проведению торгов внешний управляющий организует прием заявок участников торгов, а также задатков.

Внешний управляющий проводит торги, осуществляет подведение итогов торгов и определяет победителя, а также подписывает протокол об итогах торгов. В случае проведения торгов организатором торгов он передает протокол об итогах торгов внешнему управляющему для заключения договора купли — продажи с победителем торгов.

При продаже организации посредством публичного предложения договор купли — продажи организации заключается внешним управляющим с лицом, предложившим в течение месяца от даты опубликования сообщения о продаже организации максимальную цену за организацию.

Покупатель организации обязан уплатить цену продажи организации, определенную на торгах, в срок, указанный в сообщении о проведении торгов, но не позднее чем через месяц от даты подведения итогов торгов.

Денежные средства, вырученные от продажи организации, включаются в состав имущества должника.

ОТЧЕТ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

Внешний управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет внешнего управляющего:

· по результатам проведения внешнего управления;

· при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления;

· по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов;

· в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Отчет внешнего управляющего должен содержать:

· баланс должника на последнюю отчетную дату;

· отчет о движении денежных средств;

· отчет о прибылях и об убытках должника;

· сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника;

· расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;

· сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

· иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов.

В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений:

· о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

· о продлении установленного срока внешнего управления;

· о прекращении производства по делу, в связи с удовлетворением всех требований кредиторов, в соответствии с реестром требований кредиторов;

· о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

РАСЧЕТЫ С КРЕДИТОРАМИ

Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим, в соответствии с реестром требований кредиторов, начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами или определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди.

Расчеты с кредиторами производятся в порядке, предусмотренном статьями 134 — 138 Закона №127-ФЗ.

После удовлетворения требования кредитора, включенного в реестр требований кредиторов, внешний управляющий или реестродержатель исключает такое требование из реестра требований кредиторов.

В случае если ведение реестра требований кредиторов осуществляется реестродержателем, документы, подтверждающие удовлетворение требования кредитора, направляются внешним управляющим реестродержателю.

ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.

В случае если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника.

Внешний управляющий обязан созвать орган управления должника, к полномочиям которого в соответствии с Законом №127-ФЗ и учредительными документами должника относится рассмотрение вопроса об избрании (назначении) руководителя должника, для рассмотрения вопроса об избрании (назначении) руководителя должника.

Полномочия иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия восстанавливаются.

В случае если арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо или если невозможно утвердить конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, внешний управляющий исполняет обязанности конкурсного управляющего до даты утверждения конкурсного управляющего.

Внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющему не позднее чем через три рабочих дня от даты утверждения конкурсного управляющего.

Более подробно с вопросами, рассмотренными в данной статье, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Ликвидация юридических лиц. Банкротство».

Внешнее управление и внешний управляющий при банкротстве

Неплатёжеспособность юридического лица не всегда ведёт к закрытию предприятия. Сама процедура банкротства пошаговая, одними из её пунктов является внешнее управление и конкурсное производство. В их рамках выбирается внешний управляющий и проводятся меры по реабилитации и финансовому оздоровлению.

Долговые обязательства с должника ни под каким предлогом не снимаются, поэтому выплата долгов считается приоритетной задачей. Далее кратко рассмотрим основные моменты процедуры, её суть, цели и средства их достижения.

Что такое внешнее управление

Речь идёт о мероприятиях по назначению арбитража. Применяется внешнее управление к должнику в целях восстановления его платёжеспособности. Прежнее руководство организации временно отстраняется от принятия решений, а руководящие функции получает специально назначенный внешний управляющий.

Назначает управленца судебный орган, но истец вправе указать, из какой саморегулируемой организации или кого именно из этой структуры он хотел бы видеть в этой роли.

Назначенный управляющий не обязан согласовывать свои решения и получать согласие на те или иные действия, он распоряжается имуществом самостоятельно.

Несмотря на обстоятельства каждого случая, в целом внешнее управление как одна из процедур банкротства актуально, если:

  • Восстановить нормальную деятельность реально в установленные судом сроки;
  • Кредиторами решено ходатайствовать об этом;
  • Выявлены весомые основания после подачи иска до закрытия дела судом.

Используется процедура только в том случае, когда суду представлены весомые основания того, что юридическое лицо реально может восстановить платёжеспособность, то есть вернуться к нормальной прибыльной деятельности и полностью удовлетворить требования всех кредиторов.

Полный перечень полномочий и обязательств внешнего управляющего можно найти в статье 99 ФЗ № 127.

Основные права:

  • Распоряжение активами в соответствии с планом экономического оздоровления;
  • Заключение мирового соглашения от имени банкрота;
  • Подача иска об аннуляции заключённых ранее договоров;
  • Возврат имущества банкрота, переданного в пользование другим лицам, прочее.

Основные обязанности:

  • Принятие всей собственности согласно инвентаризации;
  • Внесение информации об инвентаризации в реестр не позднее 3 рабочих дней после её проведения;
  • Составление плана и донесение его до всех участвующих заимодателей;
  • Ведение бухгалтерской, статистической и полной финансовой отчётности;
  • Подача возражений на требования кредиторов;
  • Ведение реестра требований;
  • Работа согласно утверждённому плану;
  • Своевременное информирование комитета о проделанной работе;
  • Использование своих полномочий строго в интересах ответчика и для ликвидации долговых обязательств;
  • Подача отчётов о результатах на собраниях, прочее.

Должник и заимодатели вправе подать иск на управляющего, если он действует с нарушением действующего законодательства, превышает свои полномочия и усугубляет ситуацию.

Срок процедуры внешнего управления

Быстро выйти из ситуации, которая образовалась не за один день, невозможно, но закон всё же ограничивает время на исправление ошибок. Арбитражный суд назначает срок внешнего управления максимум 1,5 года. Банкрот вправе подать прошение на увеличение этого срока максимум на полгода, предоставив суду весомые основания. Это могут быть изменения, внесённые в план или, например, значимые результаты в ходе оздоровления компании. Однако общий срок процедуры по закону не должен превышать 2 года. Исключение составляют градообразующие предприятия (на которых работает большая часть населения города), фермерского хозяйства. Для них временные рамки могут расширить максимум до 2,5 года.

Предоставлено также право сокращения назначенного срока, если ходатайство подаёт управляющий или такое решение было принято на собрании кредиторов. Подобное решение принимается и вступает в силу незамедлительно.

Как проводится внешнее управление

Выделяют несколько этапов в ходе процедуры финансового оздоровления:

  • Подача иска и назначение управляющего;
  • Составление плана действий;
  • Меры по реализации плана;
  • Погашение долгов юридического лица перед всеми кредиторами.

Нет чёткого перечня мер, которые будут предприниматься в ходе процедуры, они могут быть самыми разными. Но их цель одна — погасить долги и восстановить платёжеспособность потенциального банкрота. Так, в процессе внешнего управления и конкурсного производства управляющий может:

  • Закрыть убыточное производство;
  • Уволить сотрудников;
  • Продать часть собственности;
  • Открыть новые цеха для перепрофилирования;
  • Заняться переквалификацией работников;
  • Закупить новое оборудование, прочее.

Однако крупные расходы должны одобрить кредиторы на официальном собрании, поэтому управляющий должен привести весомые доводы для оправдания затрат, их окупаемости и большой прибыли в итоге.

В плане до банкротства юридического лица фиксируются все этапы, которые будут воплощены. В каждом случае это будет свой набор ключевых действий. Сюда же может входить взыскание дебиторских долгов, переуступка прав требования, реализация части имущества для погашения задолженности, дополнительные акции, замещение активов, прочее.

Весь комплекс мероприятий нацелен на получение прибыли и не согласовывается с нынешним руководством компании. Единственное мнение, которое важно, — это мнение кредиторов, и только если речь идёт о финансовых рисках. В рамках плана проведения мероприятий может быть даже увеличен уставной капитал.

План внешнего управления подчиняется трём основным правилам:

  1. Соответствие действующему законодательству РФ.
  2. Чёткий срок, отведённый на восстановление.
  3. Обоснование возможностей восстановления в указанный срок.

Типовая структура плана:

  • Характеристика предприятия и менеджеров, ответственных за нынешнюю ситуацию;
  • Резюме (сроки, необходимая сумма, предполагаемый результат);
  • Анализ экономической ситуации юридического лица;
  • Таблица со списком запланированных мероприятий;
  • Анализ рынка и конкуренции;
  • Финансовый план;
  • Заключение со сроками и очерёдностью погашения задолженности.

План должен быть составлен и утверждён в срок не более двух месяцев от даты назначения управляющего.

Окончание внешнего управления

Как видно из структуры плана, объём работы огромный. По окончании введения внешнего управления при банкротстве, когда все запланированные мероприятия выполнены, наступает самый важный этап — расчёт с кредиторами. Начинается конкурсное производство. Если денежных средств всё ещё недостаточно для полного погашения долгов, продаётся часть имущества должника, деньги от реализации которого получают кредиторы.

Эти этапы, как и предыдущие шаги, включая наблюдение, экономическое оздоровление, управление, проводятся не только в соответствии с законом, но и с учётом специфики деятельности юридического лица. Отчёт направляется арбитражному суду в срок не позднее 14 дней без проведения собрания кредиторов. В отчёте указывается нынешний баланс должника, информация о движении денежных средств, сведения о прибыли, наличии свободных денег, данные об удовлетворении требований.

Последствия проведения

По итогу внешнего управления при банкротстве арбитраж издаёт решение. Это может быть один из следующих вариантов:

  • Дело закрывается, юридическое лицо признаётся несостоятельным либо погасившим долги;
  • Заключается мировое соглашение;
  • Продлеваются сроки процедуры;
  • Отчёт не утверждается, назначается новый управляющий.

Каким будет судебное решение, зависит от достигнутых результатов. Если требования кредиторов выполнены в полном объёме, платёжеспособность и работа восстановлены, компания может вернуться к прежней деятельности. Если процедура не дала успешных результатов, компания ликвидируется или может быть продана. Но, если суд решит, что финансовое положение ещё можно исправить, управляющему может быть дан шанс посредством продления сроков работы или назначают другого управленца.

Права и обязанности внешнего управляющего

Внешний управляющий имеет право:

  • — распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления. При этом в случаях, предусмотренных ст. 101, 104 и 105 Закона о банкротстве, он обязан получать согласие на совершение сделок собрания (комитета) кредиторов;
  • — заключать от имени должника мировое соглашение;
  • — заявлять отказ от исполнения договоров должника, не исполненных сторонами полностью или частично, в соответствии со ст. 102 Закона о банкротстве с возмещением убытков контрагентам;
  • — подавать в арбитражный суд от имени должника иски и заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве, и заявлять требования о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) членов коллегиальных органов управления должника, членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника;
  • — осуществлять иные предусмотренные Законом о банкротстве действия.

Внешний управляющий обязан:

  • — принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;
  • — в течение трех рабочих дней с даты окончания инвентаризации имущества должника включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах такой инвентаризации;

разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

  • — вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
  • — заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;
  • — принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
  • — вести реестр требований кредиторов;
  • — реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве;
  • — информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
  • — представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;
  • — осуществлять иные предусмотренные Законом о банкротстве полномочия.

План внешнего управления, меры по восстановлению платежеспособности должника

В соответствии со ст. 106 Закона о банкротстве не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника, а также предусматривать срок восстановления платежеспособности должника. При этом платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков (критериев) банкротства.

План внешнего управления должен предусматривать разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или имеются основания для перераспределения компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов.

Внешний управляющий но требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов отчитывается перед кредиторами о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления.

Согласно ст. 107 Закона о банкротстве план внешнего управления рассматривается собранием кредиторов (это его исключительная компетенция), которое созывается внешним управляющим не позднее чем через два месяца с даты утверждения внешнего управляющего.

Собрание кредиторов имеет право принять одно из решений:

  • — об утверждении плана внешнего управления;
  • — отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • — отклонении плана внешнего управления. Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать два месяца с даты принятия указанного решения;
  • — отклонении плана внешнего управления и освобождении внешнего управляющего с одновременным выбором кандидатуры внешнего управляющего.

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов.

На основании ст. 109 Закона о банкротстве планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

  • — перепрофилирование производства;
  • — закрытие нерентабельных производств;
  • — взыскание дебиторской задолженности;
  • — продажа части имущества должника (за исключением имущества, которое является продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности) в порядке, предусмотренном ст. 111 Закона о банкротстве;
  • — уступка прав требования должника путем их продажи на основании ст. 112 Закона о банкротстве;
  • — исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами. Это касается как всех включенных в реестр требований кредиторов требований к должнику об уплате обязательных платежей (ст. 112.1 Закона о банкротстве, постановление Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 851 «О порядке осуществления расчетов в целях погашения учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьим лицом требований к должнику об уплате обязательных платежей в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве»), так и всех требований кредиторов (ст. 113 Закона о банкротстве);
  • — увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  • — размещение дополнительных обыкновенных акций должника, т.е. увеличение уставного капитала должника — акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций путем закрытой подписки в порядке, установленном ст. 114 Закона о банкротстве;
  • — продажа предприятия должника как имущественного комплекса в порядке, предусмотренном ст. 110 Закона о банкротстве;
  • — замещение активов должника путем создания на базе имущества должника (с оплатой их уставных капиталов имуществом должника, предназначенным для осуществления отдельных видов деятельности) одного или нескольких открытых акционерных обществ, единственным учредителем которых является должник. При этом акции созданных на базе имущества должника открытых акционерных обществ включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах (ст. 115 Закона о банкротстве);
  • — иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Внешний управляющий при банкротстве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *