Земли промышленности энергетики транспорта связи радиовещания телевидения

Впервые понятие земель специального назначения появилось в Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию, принятом Декретом ВЦИК от 14.02.1919. Первоначально земли специального назначения понимались весьма широко и включали городские земли, однако уже ЗК РСФСР 1922 г. городские земли выделяются в отдельную категорию земель. Современное понимание данной категории земель сложилось в «Общих началах землепользования и землеустройства», утвержденных ЦИК СССР 15.12.1928.

В тот момент «самостоятельную категорию земель специального назначения составляли земли, предоставленные в непосредственное пользование государственных учреждений, предприятий и общественных организаций для специальных целей несельскохозяйственного характера (транспорта, военных нужд, горных разработок, фабрик и заводов, школ, курортов и т.п.) и используемые в соответствии с целями их предоставления».

Впоследствии ЗК РСФСР 1991 г. (ст. 4) из категории земель специального назначения исключил земли курортов и заповедников, включив их в состав категории земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

В советской правовой науке предпринимались попытки сформулировать понятие земель специального назначения. Так, Б. В. Ерофеев понимал под землями специального назначения «земли, отведенные в особом порядке предприятиям, учреждениям и общественным организациям в их непосредственное пользование (не для сельскохозяйственного производства) и находящиеся в ведении и управлении соответствующих министерств, ведомств и учреждений, режим использования которых устанавливается особым законодательством».

По мнению Н. И. Краснова, «земли специального назначения — это земельные участки, которые предоставляются в пользование не для целей сельскохозяйственного производства, не для нужд городского строительства или лесного хозяйства, а для иных целей, общим признаком которых является то, что все они — цели несельскохозяйственного характера».

Действующий ЗК РФ (ст. 87) понимает под землями промышленности и иного специального назначения земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным законами РФ и се субъектов.

Из данного определения следует, что нахождение любого из указанных объектов в границах населенных пунктов означает принадлежность соответствующего земельного участка к производственной территориальной зоне, зоне инженерных и транспортных инфраструктур либо зоне военных объектов. Особенности их использования определяются градостроительными регламентами (кроме линейных объектов).

Категория земель специального назначения включает в себя ряд субкатегорий земель с дифференцированным правовым режимом, что обусловлено характером специальных задач, для решения которых данные земли используются или предназначены для использования в будущем. Выделяют земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения. В качестве последних могут выступать, например, участки захоронения ядерных и других отходов, а также земли, занимаемые кладбищами.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются ст. 88—93 ЗК РФ и учитываются при проведении зонирования территорий.

Можно выделить ряд особенностей (признаков) данной категории земель, обусловивших ее самостоятельность в земельном фонде России.

1. Основным целевым назначением данной категории земель является то, что они служат пространственным базисом для размещения объектов и сооружений разного хозяйственного назначения. Поэтому законодательством определяются особые требования к данным землям как относительно их размера, так и в части особенностей их качественного состояния и хозяйственного использования. Можно сказать, что это единственная категория земель, которая пространственно построена по «ленточно-островному» принципу. В состав данной категории входят земли под объектами инфраструктуры (дороги, линии связи и т.д.) и земельные участки под промышленными энергетическими и иными объектами. При этом, в отличие от других категорий земель, по землям рассматриваемой категории не принято не одного специального закона, который бы непосредственно определял их правовой режим (в отличие, например, от земель водного или лесного фонда, по которым приняты ВК РФ и ЛК РФ). Поэтому правовой режим данной категории определяется в основном подзаконными актами.

Единое целевое назначение данной категории земель уточняется применительно к каждой субкатегории, так что разница между ними может быть весьма ощутима. Например, мы обнаружим много сходных положений в правовом режиме земель транспорта и связи, однако сравнение правового режима земель промышленности и обороны может привести к выводу, что отличий между ними куда больше, чем сходства.

2. В отличие от других категорий земель использование земель специального назначения связано с вредным характером производственной деятельности расположенных на них объектов, что в ряде случаев требует принятия специальных защитных мер (создание охранных, санитарно- защитных и иных зон, санитарных разрывов). Санитарно-защитные зоны призваны создать барьер между жилой застройкой и хозяйственными объектами, являющимися источниками негативных воздействий на окружающую среду.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у их правообладателей не изымаются, по в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Необходимость установления санитарно-защитных зон вытекает из и. 3 ст. 42, и. 3 ст. 44, п. 2 ст. 52 и ряда иных норм Закона об охране окружающей среды. Порядок их создания будет определяться техническими регламентами, а до их принятия — санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиНами).

В ГрК РФ данные зоны определены как зоны с особыми условиями использования территорий. Их границы отображаются в схемах территориального планирования РФ, причем в части как существующего их состояния, так и планируемого в будущем.

Границы зон с особыми условиями использования территории в обязательном порядке отображаются на кар ге градостроительного зонирования, которая является составной частью правил землепользования и застройки (ч. 5 ст. 30 ГрК РФ), причем границы зон с особыми условиями использования территорий могут не совпадать с границами территориальных зон. В отличие от иных территорий и расположенных на них земельных участков, для которых градостроительный регламент устанавливается или не устанавливается по общей процедуре, для рассматриваемых зон действует особый порядок установления градостроительных регламентов (ч. 5 ст. 36 ГрК РФ).

Схема границ зон с особыми условиями использования территорий включается и в состав материалов по обоснованию проекта планировки территории в графической форме (ч. 4 ст. 42 ГрК РФ), кроме того, границы данных зон отображаются на чертежах межевания территории (ч. 5 ст. 43 ГрК РФ).

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится установление ограничений нрав собственников и иных правообладателей земельных участков. Разновидностью таких ограничений является установление зон с различными условиями использования земли (ст. 56 ЗК РФ). Между тем, как следует из п. 5 ст. 87 ЗК РФ, установление зон с особыми условиями использования земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения осуществляется Правительством РФ только в отношении земель указанной категории, находящихся в федеральной собственности. В отношении земель этой категории, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, такие полномочия осуществляют соответственно органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления. Налицо внутренняя несогласованность норм ЗК РФ.

  • 3. Многие расположенные на землях данной категории объекты сами нуждаются в защите от воздействия окружающей среды (оползней, снежных заносов и т.д.), в связи с чем создаются специальные охранные зоны, размеры и характер использования которых определяются особенностями охраняемых объектов. Земельные участки, попавшие в пределы охранных зон, у их правообладателей, как правило, не изымаются, но на них вводится режим ограничения или полного запрещения отдельных видов деятельности.
  • 4. Входящие в состав данной категории земель земельные участки (за некоторым исключением) изъяты или ограничены в обороте и не могут предоставляться в частную собственность, а некоторые также и в муниципальную.

Как следует из п. 4 ст. 87 ЗК РФ, земли специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы России, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью. При этом в силу ст. 24 ЗК РФ из состава некоторых субкатегорий земель специального назначения земельные участки могут предоставляться гражданам — работникам этих организаций в безвозмездное срочное пользование (служебные земельные наделы).

Указанные особенности обусловили установление ст. 9 Закона о переводе земель из одной категории в другую двух специальных требований. Во-первых, перевод земель специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Во-вторых, перевод земель специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, кроме случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления.

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

5 — 5.3. Утратили силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 48-ФЗ)

Землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Порядок использования земель промышленности и иного специального назначения определяется в зависимости от форм собственности, при этом основными органами управления при использовании земель данной категории являются органы, управляющие соответствующей отраслью промышленности, например Министерство сообщения РФ в отношении земель транспорта.

Отраслевые министерства обязаны основываться на предписаниях Правительства РФ, а также согласовывать вопросы использования земель промышленности и иного специального назначения с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Правовой режим земель промышленности и иного специального назначения имеет отличительные черты:

  1. основная функция, которую выполняют эти земли, выражается в их использовании как пространственного операционного базиса, как места размещения объектов недвижимости: промышленности, транспорта, связи, энергетики и т. п. Для этих специальных задач должны предоставляться в первую очередь земли, непригодные для ведения сельского хозяйства, либо при отсутствии таковых земель — сельскохозяйственные угодья худшего качества. В земельном законодательстве установлены ограничения на изъятие земель, используемых как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, для перевода их в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного специального назначения;
  2. особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. Такие зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Зоны устанавливаются на основании нормативных правовых актов решениями соответствующих органов при предоставлении земель;
  3. особенностью правового режима земель промышленности и иного специального назначения также является строгое нормирование размеров земельных участков, предоставляемых для использования их в несельскохозяйственных целях.

Земли промышленности энергетики транспорта связи радиовещания телевидения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *