Добро пожаловать в заброшенное место!
Открыть неведаные тайны истории помогут заброшенные объекты Ленинградской области. В таких местах можно повидать множество невиданных, будоражащих нервы, вещей или организовать уикенд в неформальном стиле. Ведь ваша задача – побывать там, пощекотать себе нервы, сделать яркие фото и вернутся домой невредимым. Без опытного гида можно сделать много ошибок, и, как минимум, попасться полиции, а максимум – оказаться на больничной койке. Поэтому стоит обратиться к турфирмам на нашем сайте – у них есть опытные специалисты, которые обеспечат вам безопасность и покажут легальный маршрут.
Туристические компании сейчас активно развивают это направление туризма. Если вы хотите попасть на заброшенные военные объекты Ленинградской области – гид проведет вас на территорию законно, цена на такую услугу будет приемлемой. Помните: заброшенных военных зон в регионе не так уж и много, и найти объект без охраны будет довольно сложно. Кроме того, они не обозначаются на карте, так что без профессионала их будет сложно даже просто найти.
Добраться до некоторых предлагаемых экскурсоводами мест можно только на машине. В основном речь идет о заброшенных пионерлагерях, санаториях, частных усадьбах, кладбищах. Также можно посетить заброшенные больницы, школы, склады, театры, гостиницы, таящие в себе не менее интригующие истории. Сделайте себе или друзьям необычный подарок – посетите настоящие комнаты страха. Такая «психотерапия» поможет разбавить серые будни и избавиться от повседневных стрессов.
Правила посещения заброшенных мест
Существует несколько общих правил, которых стоит придерживаться, особенно если вы новичок и не знаете, что вас ждет в старом доме. Гид поможет вам:
- добраться до места и без проблем уехать домой по окончанию экскурсии;
- избежать встречи с обитателями заброшенных зданий, которые собираются там в темное время суток: бродячими животными, бездомными;
- узнать историю места, его особенности, безопасно осмотреть все помещения;
- не забыть фонарик, еду и воду.
Гид проследит, чтобы вы ступали осторожно, не прислонялись к стенам и колоннам, не поранились, не упали в дырку в полу. Ведь многие заброшенные места Ленинградской области стоят без людей уже довольно давно и находятся в аварийном состоянии. Опытный профессионал обеспечит вашу безопасность.
В Кировском районе Ленобласти, возле деревеньки Назия в 30-х годах активно селились американцы, приезжавшие сюда добывать торф. Построили несколько поселков, провели железную дорогу, да вот беда — война началась, да и торф закончился. Так и стоит теперь целое поселение заброшенным, ожидая возвращения своих хозяев.
Деревню Назию в пригороде Петербурга в 30-х годах прошлого века в народе прозвали «Русская Америка». Такое название деревня получила из-за наплыва американцев, массово селившихся здесь для добычи торфа. В 1933 году они построили здесь целую систему поселков, связанных между собой узкоколейкой. Всего было 6 станций, проходящих через 8 рабочих поселков.
Но развитию прибыльного бизнеса помешала Великая Отечественная война — с ее началом производство и добычу свернули, а дорогой не пользовались за ненадобностью. После войны здесь вновь проснулась жизнь, а три поселка под номерами 6,7 и 8 даже решили восстанавливать. В 60-е годы жизнь в Назии и вовсе забила ключом: здесь снова решили добывать торф, построили несколько заводов, магазины, дома, а узкоколейку отремонтировали и обновили по последнему слову техники.
И вроде все снова было хорошо, но в 80-х запасы торфа в этой местности исчерпались, к тому же основной потребитель — ГрЭС-8 — отказался от торфа, что стало началом тотального запустения поселения.
В начале нулевых годов на первой станции УЖД «Сортировочная” начали строительство нефтяного терминала, так что теперь о ее прошлом мало что могло напомнить. В самом поселке обитаемой осталась сама деревня Назия — сейчас в ней проживает около 200 человек, а потомки американцев, получившие по наследству дома, используют их для дачь и огородов.
А вот все восемь поселений «Русской Америки” заброшены и поныне — пустынные улицы, одинокие дома и башни, здания заводов стоят оставленные своими хозяевами, о присутствии которых сейчас напоминает лишь название одного из местных каналов Марион — по имени жены одного из работников.
Однако, прежде, чем посещать дома, стоит сначала поинтересоваться у местных правда ли этот дом заброшен, или у него есть хозяин. Иначе можно ненароком вломиться на чью-то дачу. Недавно фотограф из Петербурга решил устроить перфоманс и сжег одну из деревень до тла. После этого владельцы домов из других деревень с настороденностью относятся к посторонним.
Место: Кировский район, деревня Назия, ж/д станция «Волховстрой 1»
Между двумя крупными федеральными трассами «Нарва» и Киевским шоссе находится край заброшенных усадеб. Они хорошо известны специалистам, но, несмотря на хорошую транспортную доступность, практически неизвестны и не посещаются петербуржцами и жителями Ленинградкой области. Туда и отправимся — в Кикерино, Курковицы, к Пятой Горе и истоку Оредежа, дальше ждет призрак деревни Большое Заречье и Выра.
Кикерино. Усадебный дом мызы Лилиенфельд-Тоалей
Путешествие начинается в большой деревне Кикерино, лежащей на дороге из Гатчины в Волосово. В ней расположены две небольших достопримечательности. Во-первых, двухэтажный кирпичный дом эпохи модерна, редкость для сельской местности. Он стоит прямо на дороге у железнодорожной станции, в нем ютится отделение связи и что-то еще. Дом еще стоит, еще обитаем, хотя стены его сиротливо ободраны, и сколько он еще продержится – сказать трудно. Вторая достопримечательность неподалеку: на одной из боковых улочек стоит симпатичное здание весьма эклектичного нрава, где теперь размещается дом для ингерманландских престарелых, поэтому оно ухожено и доступно для съемок.
А здание это — самый настоящий усадебный дом мызы Кикерино, которая в начале XIX века принадлежала генералу Довре, а затем она перешла в семейство Лилиенфельд-Тоалей. В 1905 году владельцем мызы (площадь 1192 десятины) числился Фердинанд Павлович Лилиенфельд-Тоаль. В 1900 году Ф.П. фон Лилиенфельд-Тоаль на принадлежащих ему землях в Кикерино построил Балтийский гончарно-изразцовый завод. В июле 1906 году П.К. Ваулин вместе со своим компаньоном, Осипом Осиповичем Гельдвейном, взял завод в аренду, а впоследствии и выкупил его. И на этом заводе подрабатывал в качестве художника Николай Рерих, а майолика, выпускавшаяся здесь, украшает многие дома Санкт-Петербурга.
В Кикерине мы поворачиваем налево, за железнодорожный переезд. Через 6,5 км от перекрестка будет деревня Курковицы, в которой следует сначала ехать прямо (направо – это в Калитино), потом, уже в самой деревне, повернуть налево, на Пятую Гору, но до этого стоит осмотреть то, что осталось от Курковицкого Пятогорского женского монастыря и усадьбы Губиной.
Курковицы. Пятогорский женский монастырь. Усадьба Губиной
Regionavtica.ru
Владения Курковицкого Пятогорского женского монастыря начинались сразу за развилкой справа – напротив серых панельных домов бывшего совхоза. Уцелела часть стены, похожая на крепостную, да несколько зданий внутри, сильно перестроенных и по этому случаю обезображенных. Монастырь достаточно поздний – основан в 1899 году.
В усадьбу же нужно от развилки ехать прямо, не смущаясь навозных луж на дороге – в хоздворе усадьбы устроили скотобазу. Упершись в нее, следует повернуть налево: там стоит усадебный дом, а за ним – остатки парка. Дом тоже довольно сильно пострадал от перестроек, в советское время в нем была школа, а сейчас живут некие несчастные и недееспособные, призреваемые одной богобоязненной животноводкой. Внутри часть дома выгорела, да и та, что уцелела, не производит впечатление процветающей. Департамент по охране памятников правительства Ленобласти надзирает за зданием, но слишком издалека.
От Курковиц до Холоповиц метров 300, общедоступных достопримечательностей в последних как будто нет, но везде написано, что в рериховские времена здесь было много жальников. Может быть, часть из них от рериховской лопаты и уцелела, но в последнее время подобным объектам досаждают не археологи и даже не черные – простые дачники порой при проведении различных работ уничтожают все погребения, злого умысла при этом не преследуя.
От Холоповиц до Пятой Горы — 3,5 км, при этом последний отрезок пути придется проделать по грейдеру (асфальт уходит направо, к озеру Донцо).
Пятая Гора. Троицкая церковь. Поместье Брискорнов
Regionavtica.ru
Главная достопримечательность Пятой Горы находится прямо по курсу: это огромная по деревенским масштабам церковь, стоящая на возвышенности. Вида она необычайного, поэтому многие непосвященные, впервые оказавшись у ее подножия, принимают ее из-за классических пропорций не то за римский театр, не то за дворец.
Троицкая церковь была построена в 1831 году по заказу госпожи Брискорн, местной помещицы, скорбевшей по скончавшемуся супругу. Автор проекта не известен, но дело не в проекте, а в том, что барыню обманули: вместо крепчайшего здешнего бута в фундамент положили мергель, куда менее стойкий камень, по сути дела – слежавшийся песчаник. Поэтому церковь на песке начала кривиться и ходить ходуном задолго до того, как ее порушила советская власть. Еще до революции она даже перестала быть приходской: по одной версии, народу было не набрать (рядом были Дылицы и Курковицы со своими храмами), священнику зарплату не платили, по другой – она уже пришла в аварийное состояние. Но окончательно разрушили церковь в 60-е годы традиционным способом: зацепили тросом крест, дернули трактором, сорвали часть кровли, а дальше пошло само собой. Нынче храм находится в ужасном состоянии: стены, украшенные заборными надписями, рушатся, кованые решетки вырваны, везде мусор. Православные таскают бут из цоколя колонн и обкладывают им недавно установленный крест возле церкви с табличкой про «святую Русь». Скорее всего, восстановить храм уже невозможно – проще на этом месте построить его копию.
От поместья Брискорнов сохранился только парк, довольно густой и живописный, лежащий на берегу полувысохшего пруда с островком. Если попытаться продраться за пруд дальше, то можно увидеть старые гажевые карьеры, которые на аэроснимках выглядят как рисовые поля: они покрыты продольными полосами, потому что гажу так, полосами, и вынимали. Но лучше туда не ходить, а вернуться на дорогу и там, где кончится грунтовка, повернуть налево, на Село. Перед Селом есть грунтовка налево, по которой можно попасть к этим карьерам, минуя примыкающее к ним садоводство. Но особой красоты там нет.
А вот за Селом (4 км от Пятой Горы) уже лежит озеро Донцо, или Кюрлевский карьер, откуда начинается Оредеж, возле самого истока есть и деревня Донцо, до которой от Села чуть больше 2,5 км.
Озеро Донцо. Исток реки Оредеж
Regionavtica.ru
Озеро Донцо имеет неправильную форму – у него есть лесистый полуостров, который делит водоем на две неравных части: северную, малодоступную по причине заболоченности берегов, и южную, посещаемую отдыхающими. Южную часть видно с дороги от Села: к самому озеру не подъехать – мешает канава, заботливо вырытая «зелеными» во времена их активной борьбы за Донцо как памятник природы. Статус они Донцу добыли, что не мешает теперь отдыхающим приезжать на берега озера и оставлять мусор. Не поздоровилось и гряде жальников между озером и дорогой: весной 2004 года они все были вскрыты и вывернуты наружу. Карьер этот появился как результат добычи гажи – отложениям углекислого кальция, из которого можно получать хорошую известь и цемент.
В старые времена эту гажу также использовали для известкования почвы на торфяниках, понижая высокую кислотность. Поэтому, если где прочитаете про «голубые кембрийские глины» в озере Донцо, закройте этот опус и не верьте ему. Найти кембрийскую глину там пока никому не удавалось.
Объехать озеро посуху невозможно – нет дорог, его можно осмотреть только на лодке, а вот подобраться к самому истоку Оредежа реально. Нужно свернуть в деревню Донцо (сразу за озером слева от шоссе), проехать ее всю, невзирая на доморощенные «кирпичи», и упереться в остатки маленького мостика. Здесь и надо встать. Мостик – пара бревен и пара рельс – перекинут через бурный прозрачный поток. Это и есть юный Оредеж. Налево пойдешь – к его самому истоку попадешь, прямо пойдешь – в болотистые луга углубишься (в них есть своя прелесть), а вот направо – это остаток старого канала, которым спрямили начало реки. Верхняя часть его стала старицей, отдельными непроточными прудами, которые, впрочем, вполне чисты, а чуть дальше Оредеж возвращается в канал и течет между высоким левым берегом (дамбой) и низким, заросшим кустарником правым.
Налюбовавшись Оредежем, отбываем обратно и движемся дальше, в сторону Глумиц, до которых чуть больше 5 км (не промахнитесь на повороте – в Глумицы ведет асфальт, грунтовка – в Малое Заречье). В сами Глумицы не въезжаем, а перед ними поворачиваем налево (направо – в Калитино). И через 3,2 км нашему взору предстанет мертвая деревня Большое Заречье.
Большое Заречье: деревня — призрак
Regionavtica.ru
Сначала справа покажется небольшое действующее кладбище, посреди которого раньше высилась засохшая береза с аистиным гнездом на вершине, а теперь сруб новенькой часовни. Справа, вдали, будет видна группа огромных лиственниц – это остатки усадьбы Черновых, потомков самого Трезини, у которого когда-то тоже было поместье в здешних краях. А на кладбище между новыми могилами можно обнаружить 14 каменных крестов, невиданное для Ленобласти богатство, самый старший из которых датируется средневековьем, младшие – XIX веком. Сейчас на этом кладбище стали снова хоронить – сделаны дорожки, старые могилы срыты — все готово к приему новых усопших.
Дальше по дороге за кладбищем будут и руины Большого Заречья, от которого остались одни печи. Местные жители так и называют эту деревню – Печи. Обстоятельства гибели селения неясны до сих пор. По одной версии, деревню сожгли немцы за связь с партизанами, по другой – что это сделали партизаны за нежелание староверского Большого Заречья кормить их. Однако в любом случае жителей этой деревни здесь никто не убивал, ужасная смерть почти 60 человек из Большого Заречья произошла в соседней деревне, в Глумицах, где их сожгли каратели. Часть большезареченцев успела спрятаться и они выжили. Правда, после войны этим жителям не дали построиться на старом месте, решив оставить пепелище как свидетельство войны. Из чувства патриотизма на закате советского времени рядом соорудили мемориал, а печи подштукатурили и подкрасили, отчего подлинный трагизм ушел и появилось ощущение плохой декорации. Мимо Заречья протекают два рукава Оредежа – первый под названием Гнилая канава (поскольку вытекает из болота), другой собственно Оредеж. Но что удивительно: Гнилая канава на вид куда чище и прозрачнее родниковой реки. Это, видимо, игра природы.
Выра. Усадьба Набоковых. Музей имени Самсона Вырина
От Большого Заречья за Печи идет дорожка к рыбной ферме, по карте она проезжая насквозь, на самом деле сворачивать на нее не стоит – нечего там делать. До ближайшей деревни Замостье остается немногим свыше 8 км, но кажется, что больше: болотистый, угрюмый лес стоит по обеим сторонам дороги, делая ее бесконечной. Только лесоповал виднеется кое-где, да песчаные карьеры. От Замостья еще 2,5 км до Выры, а там уже и Киевское шоссе. В Выре когда-то была одна из набоковских усадеб, но от нее осталась только часть парка у Оредежа и кое-какие переделанные хозпостройки. В самой же Выре энтузиастом Семочкиным организован музей имени Самсона Вырина — «Дом станционного смотрителя». Это первый в России музей литературного героя, и хотя на подлинность его постройки и интерьеры не претендуют, создан он в самой что ни на есть настоящей почтовой станции.
От Кикерино до Курковиц 7,5 км, от Курковиц до Пятой Горы -5,5 км. От Пятой Горы до истока Оредежа – 6 км, От истока Оредежа до Большого Заречья – 8,5 км. От Большого Заречья до Выры – 12 км.
47News,
по материалам, предоставленным порталом Regionavtica.ru
Россияне потянулись в заброшенные деревни
21.04.20
В марте 2020 года в Ленинградской области количество обращений на тему того, как законно можно занимать брошенные дома в деревнях, выросло на 12,5% по отношению к марту 2019 года. Об этом «Стройгазете» сообщили в аналитическом отделе компании BKN.RU и «Загородное обозрение».
По данным компании, самым простым способом является покупка заброшенного дома у наследника или правопреемника. «Последние, в случае вменяемости, как правило, готовы расстаться с объектом за небольшую сумму. Однако придется подождать, пока наследник вступит в законные права и зарегистрирует объект на себя в реестре», — отметили эксперты.
Аналитики уточняют, что еще один способ приобретения такого жилья — покупка дома у государства. «Если объект долгое время находится без присмотра со стороны собственников и наследников, то он переходит в собственность государства. Таким образом, для покупки домовладения необходимо обратиться к местным органам власти», — пояснили в компании.
«По моему мнению, расходы на оформление в собственность заброшенного объекта в деревне, скорее всего, превысят стоимость покупки аналогичного дома, готового к продаже. Причин этому много, а главная — это то, что объект в любом случае придется покупать», — прокомментировала гендиректор агентства недвижимости «Адвокат-Недвижимость» Татьяна Слободянюк.