Судебная практика по зонам санитарной охраны

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 июля 2018 г. N 49-АПГ18-11

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Борисовой Л.В.

при секретаре Сметаниной Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Юлбаева Р.С. о признании недействующим пункта 1 распоряжения Кабинета министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. N 801-р, по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Юлбаева Р.С. на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Юлбаев Р.С. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 1 распоряжения Кабинета министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. N 801-р, которым утверждена разработанная институтом «Коммунводоканалпроект» зона санитарной охраны водопроводных сооружений источников водоснабжения г. Уфы в границах, установленных проектом «Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы».

В обоснование заявленного требования административный истец указал, что утвержденный распоряжением N 801-р проект «Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы» не соответствует нормам СанПиНа, поскольку отсутствуют его текстовая часть, картографический материал, проект решения органов местного самоуправления с перечнем предусмотренных мероприятий, согласованных с землепользователями, сроков их исполнения и исполнителей. Оспариваемый нормативный акт нарушает его права, поскольку лишает его возможности приобрести в собственность находящийся в пользовании земельный участок с разрешенным использованием «для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек», расположенный во втором поясе зоны санитарной охраны.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Юлбаев Р.С. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит указанный судебный акт отменить, в связи с неправильным применением норм материального права.

Относительно апелляционной жалобы Правительством Республики Башкортостан, прокуратурой Республики Башкортостан представлены письменные возражения.

В судебное заседание Юлбаев Р.С., представители Правительства Республики Башкортостан, Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, МУП Уфаводоканал, прокуратуры Республики Башкортостан, УЗИО Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан не явились, о дате, времени и месте проведения судебного слушания надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Правоотношения в области использования и охраны вод в период принятия оспариваемого нормативного правового акта регулировались Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик и издаваемыми в соответствии с ними другими актами водного законодательства Союза ССР, Водным кодексом РСФСР 1972 г. и иными актами водного законодательства РСФСР.

Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик устанавливалось, что государственное управление в области использования и охраны вод в РСФСР осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами по регулированию использования и охране вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

В силу статьи 98 Водного кодекса РСФСР 1972 г. в целях охраны вод, используемых для питьевого и бытового водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются округа и зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

Распоряжением Кабинета министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. N 801-р (далее — распоряжение N 801-р) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Уфы утверждена разработанная институтом «Коммунводоканалпроект» зона санитарной охраны водопроводных сооружений источников водоснабжения г. Уфы в границах, установленных проектом «Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы», которое опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан 30 июня 2017 г.

Земельный участок, используемый Юлбаевым Р.С., с кадастровым номером <…>, видом разрешенного использования «для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек», согласно указанному распоряжению отнесен ко второму поясу зоны санитарной охраны, что явилось основанием обжалования нормативного правового акта.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации исследовав материалы дела не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 1034-1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (действовавшего на момент принятия распоряжения N 801-р), качество воды источников, используемых для централизованного и нецентрализованного водоснабжения, для купания, занятий спортом и отдыха населения, в лечебных целях, а также качество воды водоемов в черте населенных пунктов должно отвечать санитарным правилам. В целях устранения и предупреждения загрязнения источников водопользования населения Советами Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполнительными комитетами краевых, областных, городских Советов народных депутатов устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее — ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения на момент принятия распоряжения N 801-р были определены СанПиН 2.1.4.27-95 «2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденными и введенными в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 10 апреля 1995 г. N 7 (далее — СанПиН 2.1.4.27-95).

Согласно требований пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.027-95 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.4 СанПиН 2.1.4.027-95).

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.027-95).

Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения (пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.027-95).

В силу положений пункта 1.11 СанПиН 2.1.4.027-95 в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал и проект решения органов местного самоуправления с перечнем предусмотренных мероприятий, согласованных с землепользователями, сроков их исполнения и исполнителей. Требования к текстовой части проекта ЗСО определены пунктом 1.11.1, а к картографическому материалу — пунктом 1.11.2 СанПиН 2.1.4.27-95.

Порядок определения границ поясов ЗСО определен разделом 2 СанПиН 2.1.4.027-95. В частности, при определении размеров поясов ЗСО необходимо учитывать время выживаемости микроорганизмов (2 пояс) (пункт 2.1.2). Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами, исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора. Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору (Тм). При определении границ второго пояса Тм принимается по таблице 1 и для недостаточно защищенных подземных вод составляет 400 суток (пункт 2.2.2.2, таблица 1).

Аналогичные нормы содержаться в СанПиНе 2.1.4.1110-02, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. и действующих с 01 июня 2002 г.

Во исполнение действующих в рассматриваемый период нормативных правовых актов Кабинетом министров Республики Башкортостан принято распоряжение N 801-р, пунктом 1 которого утверждена разработанная институтом «Коммунводоканалпроект» ЗСО.

Пунктом 2 указанного распоряжения органам местного самоуправления предписано осуществить земельно-хозяйственное устройство землепользователей в ЗСО в соответствии с санитарно-оздоровительными мероприятиями, установленными проектом, оповестить заинтересованные предприятия, учреждения, организации, а также население об установлении границ ЗСО и о водоохранном режиме, действующем в пределах этой зоны, а также совместно с указанными организациями осуществить необходимые санитарно-оздоровительные мероприятия в пределах каждого пояса зоны.

Проект санитарно-топографического обследования ЗСО состоит из текстовой части: Книги N 1, Книги «Материалы согласований» и Книги N 3, а также картографического материала и проекта постановления.

Исследовав материалы дела, суд установил, что в ходе проведенных институтом «Коммунводоканалпроект» исследовательских работ при составлении данного проекта основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору.

Граница второго пояса ЗСО определялось гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигнет водозабора. Гидродинамические расчеты выполнялись специалистами института НИИ ВОДГНО (г. Москва), в которых учитывались уклон поверхности подземных вод в сторону реки, гравитационная отдача, схема расположения скважин водозаборов, величина водоотбора, коэффициент фильтрации пород и другие параметры.

Для недостаточно защищенных подземных вод (в частности инфильтрационных водозаборов) время добегания должно составлять 400 суток. Исходя из этого определена длина пути подземных вод до водозаборов, то есть расстояние, необходимое для обеззараживания подземных вод (их освобождение от микробных загрязнений) за период 400 суток.

Данные выводы подтверждены имеющимися формулами и расчетами времени продвижения частиц воды.

При этом минимальное расстояние верхней границы второго пояса от водозабора вверх по течению основного водотока и его притоков законодателем не установлено. Оно определяется исключительно расчетами исходя из времени пробега водотока в целях микробного самоочищения.

В то же время минимальное расстояние от водозабора до нижней границы второго пояса составляет не менее 250 метров, а минимальное расстояние боковых границ второго пояса от уреза воды основного водотока и его притоков — не менее 500 метров.

Согласно публичной кадастровой карте земельный участок Юлбаева Р.С. с кадастровым номером <…>, расположен на расстоянии 100 метров от реки Шугуровка.

Река Шугуровка является притоком реки Уфа, впадает в реку Уфа ниже Северного водозабора и выше Южного водозабора и является источником водоснабжения для Южного водозабора.

Учитывая изложенное, второй и третий пояс зоны санитарной охраны определены и для реки Шугуровка. Расстояние от границы земельного участка принадлежащего Юлбаеву Р.С., до реки Шугуровка (боковые границы второго пояса) составляет менее 500 метров, и соответственно данный земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источника водоснабжения.

Кроме того, решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 апреля 2017 г. по делу N 2-2210/2017, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 августа 2017 г. установлено, что испрашиваемый Юлбаевым Р.С. земельный участок находится во втором поясе ЗСО.

Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии в утвержденном проекте текстовой части и картографического материала материалами дела не подтверждается. Исследованный судом проект санитарно-топографического обследования ЗСО водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы содержит текстовую часть и картографический материал, что соответствует требованиям предусмотренным СанПиНом 2.1.4.027-95.

С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в соответствии с требованиями, действующего на момент его принятия, законодательства.

Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней Юлбаева Р.С. — без удовлетворения.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) представляет собой территорию, которая по своей сути является барьером между источником негативного воздействия (некого предприятия или другого объекта) и территорией, населенной людьми. Размер СЗЗ создает условие, когда загрязнение атмосферного воздуха во время работы источника не вредит ни самой территории, населенной людьми, ни самим людям. Это буфер, создающий условие, когда загрязнение воздуха и ландшафта во время работы источника не вредит ни территории, населённой людьми, ни самим людям.
Если степень загрязнения внешней среды за пределами вашего производства находится выше значений 0,1 ПДК (для «загрязнителей» химического и биологического происхождения) и/или 0,1 ПДУ (для различного рода физических воздействий: шумового, электромагнитного, радиационного), значит, производство считается очагом пагубного воздействия и для сохранения благоприятного состояния экологии ограждается санитарно-защитной зоной.

Важнейшим законодательным документом, дающим природопользователю разъяснения о целях, алгоритме и особенностях проектировки санитарно-защитной зоны и о том, когда можно её сократить, является СанПиН (Санитарные Правила и Нормы) 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция».
Размер – это главный параметр СЗЗ, и установление его величины является конечной целью составления проекта – документа, который компания должна разрабатывать обязательно, если планирует организовать санитарно-защитную зону. Правильно вычисленный размер СЗЗ определяет правомерное и безопасное для человека и природы функционирование предприятия.
Обычно под размером имеется в виду расстояние от очага (источника), вырабатывающего загрязнение, до внешней линии СЗЗ. Это расстояние прокладывается в 8 направлениях: запад, северо-запад, север и т.д. — и зачастую варьируется из-за присутствия нескольких источников различных видов выбросов с неодинаковыми характеристиками.
Практическим путём были вычислены и формально закреплены государством ориентировочные (приблизительные) размеры санитарно-защитных зон для предприятий и объектов:

  • чрезвычайно высокой опасности (первого (I) класса опасности) – 1000 метров;
  • высокой опасности (второго (II) класса опасности) – 500 метров;
  • умеренно опасных (третьего (III) класса опасности) – 300 метров;
  • мало опасных (четвёртого (IV) класса опасности) – 100 метров;
  • практически неопасных (пятого (V) класса опасности) – 50 метров.

В части VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 обозначено, какому классу принадлежит конкретное предприятие в зависимости от вида деятельности. Соблюдение приведенных размеров носит обязательный характер.
Если предприятие отсутствует в указанном классификаторе, то санитарная зона для него проектируется обязательно посредством математических расчётов и натурных (полевых) исследований.
Итак, проект сокращения санитарно-защитной зоны предприятия — это документ, первоочерёдная задача которого — обосновать уменьшение размера СЗЗ. Уменьшение же достигается за счёт смещения («отодвигания») её границ. Поэтому для верной разработки проекта сокращения границ, важно уметь правильно их определять.
Граница СЗЗ — это рубеж, разграничивающий СЗЗ и внешнее окружение. На этом рубеже и за ним нормализуются значения ПДК и ПДУ, а для I или II класса — стабилизируется показатель приемлемого риска для здоровья населения (вероятности наступления неблагоприятного для человека эффекта, оцениваемой как мало значительная на фоне повседневных его рисков).
Внешняя граница СЗЗ прокладывается от:

  • объекта-источника выбросов, если это высокие (более 50 м) или средние источники (10-50 м) нагретых выбросов;
  • границы площадки, если это наземные (менее 2 м) или низкие (2-10 м) источники холодных выбросов, если производственное оборудование рассредоточено по площадке и/или находится под открытом небом.

В каких случаях обязательно сокращать СЗЗ

Теперь обозначим причины, когда компании требуется проект сокращения СЗЗ.

  1. В СЗЗ планируется постройка объектов, не приемлемых ввиду особенностей режима функционирования СЗЗ: жилые дома, сады и огороды, школы, детские сады, спортивные комплексы, больницы, объекты фармацевтической отрасли и прочие, перечисленные в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.200-03 (п. 5.1, 5.2). Сегодня, когда урбанизация ускоряется, подобная причина корректирования СЗЗ становится особенно частой.
  2. От жителей близлежащих территорий поступают жалобы на звуки, запах, отходы, изменение свойств воздуха или воды и прочие подобные явления, образующиеся в процессе работы предприятия. Проводятся кабинетные и/или натурные испытания, результаты которых говорят о превышении нормальных показателей ПДК и ПДУ на границе СЗЗ.
  3. Откорректированы ПДК новых, впервые вводимых химических веществ и соединений, влиянию которых подвергается здоровье рабочих соответствующей организации. Необходимость корректировки обнаруживается в результате проведения клинико-гигиенических исследований условий труда рабочих, которые обязательно реализуются не позднее 3-5 лет с момента внедрения нового вещества/соединения.

Законодательная база не предусматривает ограничения по величине сокращения СЗЗ, что значит, урезать зону разрешено на сколько угодно метров, исходя из возможностей предприятия. Главное, чтобы замеры на границе не превышали предельно-допустимые концентрации.

Какие мероприятия позволяют сократить границу СЗЗ

Согласно, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.200-03 такое уменьшение предусматривается в нескольких случаях.

  1. Во первых, когда объективно доказано, что уровни каждого из трёх видов загрязнения среды находятся в рамках нормальных своих значений ПДК и ПДУ либо ниже. Таким доказательством считаются соответствующие показатели, полученные при натурных исследованиях, организуемых на границе СЗЗ специально привлекаемыми аккредитованными лабораториями.
    Внимание. Предприятия I и II класса (за исключением животноводческих, птицеводческих предприятий и кладбищ) в качестве аргументов, помимо изложенных, должны иметь положительные итоги оценивания риска для здоровья населения.
    Когда граница СЗЗ прилегает к заселённой людьми местности, то объективным доказательством соответствия всех показателей загрязнения гигиеническим нормативам (ПДК, ПДУ) считаются результаты, полученные в рамках реализации надзорных мероприятий, а также выявленные при осуществлении предприятием собственного производственного экологического контроля.
    Надзорные мероприятия реализуются органами федерального и/или регионального экологического надзора в форме плановых и/или внеплановых выездных проверок.
    Внимание. Ежегодный список организаций, подлежащих плановой проверке, можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.
    Производственный контроль – процедура, обязательная для предприятий I, II и III классов опасности. Результаты производственного контроля должны содержать данные: об используемых технологиях, оборудовании, сырье, об объёмах выбросов и сбросов, величине физических воздействий, об отходной системе, о состоянии среды, о местах и методах проведения замеров концентраций веществ/соединений и местах и методах расчёта воздействий различных физических факторов.
  2. Во-вторых, уменьшена производственная мощность, изменён набор используемых сырья и материалов, перепрофилировано и/или модернизировано предприятие, вследствие чего изменилась категория опасности.
    Временное снижение объёмов производства без уменьшения производственной мощности не даёт компании право уменьшать свою СЗЗ.
  3. Третий случай — внедрение передовых более экологичных технологий и техники, смягчающих пагубное влияние на внешнюю среду. Такое внедрение необходимо, когда предприятие вынуждено «ужать» свою санитарно-защитную зону и предоставить проект сокращения СЗЗ, однако, в результате исследований не был доказан факт достижения нормальных значений ПДК и ПДУ.

Формальные аспекты

Проект сокращения санитарно-защитной зоны предприятия по структуре схож с проектом обоснования СЗЗ и раскрывает информацию:

  • о деятельности организации, используемых технологиях и оборудовании;
  • об организации как источнике химического и биологического загрязнения с перерасчётом соответствующих показателей;
  • об организации как источнике физических воздействий на внешнее окружение с перерасчётом соответствующих показателей;
  • о пересчитанных размерах СЗЗ;
  • таблицу мониторинга показателей, осуществляемого для проверки правильности решения эколога-разработчика в отношении рассчитанного размера СЗЗ с указанием мест и периодичности замеров;
  • о благоустройстве и содержании обновлённой СЗЗ.

Расчётная часть выполняется по установленным методикам расчётов с применением профильных программных продуктов (УПРЗА «Эколог» компании «Интеграл», АРМ «Акустика» версия 2.4 МНПО «Экоблик»).
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.200-03 (п. 4.2, 4.3) закрепляет следующую процедуру согласования проекта.
Проект сокращения санитарно-защитной зоны предприятия проходит экспертизу, осуществляемую аккредитованными лабораториями. Если результат её положительный, то:

  • проект предприятия I или II категории далее получает предварительное заключение Роспотребнадзора по своему субъекту и, наконец, утверждается Главным государственным санитарным врачом;
  • проект предприятия III, IV или V категории без промежуточных процедур отправляется на утверждение Главному санитарному врачу соответствующего субъекта либо его заместителю.

Согласованные границы уменьшенной СЗЗ организации остаются действительными, пока не меняется вид её деятельности (и, как допустимое следствие, класс опасности) или применяемые технологии.
Размер санитарно-защитной зоны может изменяться вместе с вашим предприятием. Понимание этого есть залог правомерности, безопасности и надёжности функционирования вашей компании, в том числе и в глазах государства и общества. Ответственный подход поможет избежать ресурсных, репутационных и временных потер, которые, как правило, возникают вместе с необходимостью устранения проблем экологического характера.

СЗЗ кладбища — это санитарно-защитная зона, которая служит для защиты жилых домов, источников водозабора и других уязвимых к вредным воздействиям объектов, расположенных вокруг территории объекта, в данном случае — организованного места захоронения. Ее ширина зависит от нескольких факторов, главные из которых — площадь и наличие печей для крематория. Разработка проекта по обоснованию и установлению санитарно-защитной зоны кладбища, исключения и ограничения нормативно закреплены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Вам нужен проект СЗЗ кладбища? Напишите, и мы предложим лучший план для вашей ситуации, ответим на все вопросы

Заказать проект СЗЗ

Когда разрабатывается проект СЗЗ для кладбища

Есть три случая, когда проведение работы по определению размеров и формы защитной зоны должны проводиться:

  • При планировании и создании новых мест организованного погребения. Если план не обязателен, натурными измерениями проводится подтверждение этого факта.
  • Расширение или модернизация объекта. Например, установка печи крематория на ранее действовавшем месте захоронений автоматически переводит его в высшие первый или второй классы опасности.
  • В ответ на требования Роспотребнадзора. Они могут быть инициированы жалобами жильцов, проживающих рядом с объектом. В Роспотребнадзоре эти обращения проверяются, при необходимости делается запрос администрации места захоронения.

Для каких кладбищ обязателен проект СЗЗ

Нормативный документ выделяет пять категорий объектов по степени опасности и количеству производимых загрязнений.

Класс I

Наиболее опасными согласно СанПиН считаются крематории с двумя и более печами. Ориентировочный размер защитной зоны в этом случае должен составлять 1 км. Запрещается размещать кладбища площадью более 40 Га.

Класс II

Сюда относятся объекты, на которых есть крематорий с не более чем одной печью с одной камерой в ней. Также к этому классу опасности относят кладбища большой площади 20-40 Га. Ширина СЗЗ в этом случае — 500 метров.

Класс III

К нему относятся кладбища с площадью 10-20 Га. Такие характерны для небольших городов, крупных сел. Зона защиты 300 метров.

Класс IV

Это небольшие по площади до 10 Га места захоронений. Ширина СЗЗ — 100 метров.

Класс V

К этой категории могут относиться деревенские и сельские места захоронений. Также к этой группе относят мемориальные комплексы в городах. Выделяется санитарная зона шириной 50 метров.

С точки зрения обязательности подготовки проекта СЗЗ и нормативов, отметим следующее:

  • Классы IV и V не подпадают под требование обязательного выделения санитарной защитной территории. При условии проведения натурных измерений, доказывающих отсутствие опасных воздействий с их стороны.
  • Объекты I – III подпадают под обязательность создания проекта безусловно.
  • Указанная ширина СЗЗ — ориентировочная. Реальная устанавливается при измерениях на местности с применением метода поворотных точек.

Какие работы нужно провести для выделения СЗЗ

Нормативные документы устанавливают для кладбищ такие же правила для процесса установки границы защитной зоны, как и для других объектов:

  • Проведение инвентаризации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
  • Обоснование размеров зоны с созданием проекта.
  • Разработанный проект обоснования проходит экспертную оценку ФБУЗ. Результатом является экспертное заключение ведомства.
  • Документы, включая экспертное заключение ФБУЗ передаются в Роспотребнадзор. Результат на этом этапе — санитарно-эпидемиологическое заключение.
  • Параллельно с последними 2-мя этапами на местность выезжает кадастровый инженер, который составляет карту-план санитарно-защитной зоны с координатами поворотных угловых точек. Эта работа будет необходима при включении зоны в единый государственный реестр недвижимости.
  • Результатом всей работы станет заключение о величине санитарной зоны.
    Для объектов 1,2 класса опасности передача документов на окончательное согласование главного санитарного врача. Результат — решение об установлении величины СЗЗ для объекта. В данном случае — кладбища.

Процедура обычно занимает около полугода до года. Связано это с долгим согласованием и необходимостью проведения сезонных исследований на местности. В некоторых случаях удается несколько сократить сроки. Многое зависит от профессионализма специалистов и наличия опыта согласований.

Мы работаем по всей России! Проект санитарно-защитной зоны кладбища можно заказать в компании ЭкоПромЦентр. Для этого достаточно позвонить +7 (812) 425-61-45 из любой точки России.

Важно для первоначального проектирования или сокращения СЗЗ кладбища выбрать компанию, которая уже хорошо зарекомендовала себя в сфере экологического проектирования

Санитарно-защитная зона кладбища – это территория между местами захоронения и жилой (селитебной) зоной населенных пунктов. Размер СЗЗ должен исключать негативное воздействие на земельные угодья, водные ресурсы, воздух, на здоровье людей. Стоит отметить, что не для всех кладбищ существует необходимость устанавливать санитарно-защитную зону.

Каким образом устанавливается СЗЗ кладбища

При разработке проектов санитарно-защитных сон специалисты руководствуются СанПин 2.2.1/2.1.1 .1200-03, в котором все места захоронения разделены на пять групп:

  1. I класс – рекомендуемый размер СЗЗ 1000 метров. В данную категорию входят крематории с количеством печей более одной;
  2. II класс – рекомендуемый размер СЗЗ 500 метров. В этой части классификации заявлены следующие объекты:
    • кладбища площадью от 20 до 40 га со смешанным и традиционным типом захоронения;
    • крематории с единственной однокамерной печью, где не предусмотрены подготовительные и обрядовые процессы.
  3. III класс – рекомендуемый размер СЗЗ 300 метров. В эту категорию включены кладбища площадью от 10 до 20 га со смешанным и традиционным типом захоронения.
  4. IV класс – рекомендуемый размер СЗЗ 100 метров. В данную часть классификации входят кладбища площадью10 га и менее со смешанным и традиционным типом захоронения.
  5. V класс – рекомендуемый размер СЗЗ 50 метров. В данной группе находятся мемориальные комплексы, закрытые кладбища, колумбарии, сельские и кладбища с погребениями после кремации.

Кладбища с I по III классами опасности обязательно попадают под категорию, для которой необходимо разрабатывать проект санитарно-защитной зоны. Для мест захоронения с IV и V классами опасности санитарно-защитная зона не нужна. Необходимо отметить, что если от жителей домов, расположенных неподалеку от кладбища поступают жалобы по поводу загрязнения воздуха, воды или шума, вызванных работой объекта, то СЗЗ проектировать необходимо независимо от того, под какую классификацию попадает место захоронения.

Если возникают сомнения, требуется ли разработка проекта санитарно-защитной зоны конкретного кладбища, то лучше обратиться в компанию подобную ООО «ГЕОЭксперт», которые профессионально занимаются экологическим проектированием по доступной цене. Только специалисты дадут правильную оценку объекту, выполнят необходимые расчеты и подскажут, нужно ли выполнять проект СЗЗ.

Виды негативного воздействия от кладбища

Предварительно определяются, а затем закрепляются в проекте СЗЗ следующие виды НВОС (негативного воздействия на окружающую среду) от мест погребения:

  • Физические воздействия – источниками могут быть специальный автотранспорт и автомобили, подъезжающие и покидающие стоянку, мусороуборочные и работы по изготовлению надгробий, строительные и ремонтные мероприятия. Специалисты выполняют расчеты по уровню шума и вибрации, их распространению по местам жилой застройки. Выявляется влияние источников шума и вибрации на психоэмоциональное состояние людей живущих поблизости.
  • Биологическое воздействие – возможные источники: котельные на территории кладбища, склад песка и мастерские по изготовлению надгробий и механической обработке камня, дымовая труба крематория, стоянки спецтранспорта и другие. Определяется наличие растений, животных микроорганизмов, чья жизнедеятельность пагубно влияет на окружающую среду.
  • Химическое воздействие – встречается очень редко. Тем не менее специалисты должны проверить наличие источников опасных выбросов на территории кладбища и проверить их воздействие на человека и природу.

Основные факторы негативного воздействия в местах захоронения являются наличие крематория и высокий уровень грунтовых вод, степень их сезонного колебания. Прочие источники оказывают не столь выраженное НВОС.

Получение и утверждение СЗЗ кладбища

Если конкретное кладбище подходит под категорию, для которой необходимо выполнять проект санитарно-защитной зоны, то предварительно нужно определиться с исполнителем работ. Это первый и очень важный шаг к разработке не только грамотного проекта, но и получения качественной услуги, избавления от рутинной, сложной и многоэтапной работы.

Обязательно с исполнителем заключается договор. В документе прописываются основные пункты сотрудничества – сроки и стоимость выполнения работ, другие значимые условия.

Этапы получения санитарно-защитной зоны кладбища:

  • передаются исходные данные от заказчика исполнителю, в том числе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющиеся планы – генеральный, ситуационный, другая документация;
  • выполняется инвентаризация места захоронения, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • разрабатывается проект обоснования размеров СЗЗ для кладбища, расчеты выполняются с применением действующих методических пособий и специальных программных средств;
  • разработанный проект подается на утверждение в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» с целью получения от данной организации экспертного заключения;
  • полученное заключение экспертов от ФБУЗ (ФБУН) и другая документация подается в Роспотребнадзор для получения санитарно-эпидемиологического заключения;
  • осуществляются посезонные натурные исследования согласно плану-графику мониторинга на границе СЗЗ и передаются в лабораторию, которая имеет аккредитацию в данной сфере;
  • составляется отчет «О подтверждении удовлетворительности или недостаточности первоначально установленной величины защитной зоны»;
  • вновь документы подаются в Роспотребнадзор для получения согласования и Постановления «Об установлении размера санитарно-защитной зоны для кладбища» за подписью главного санитарного врача.

Прохождение всех этапов по проектированию, получению и утверждению санитарно-защитной зоны кладбища занимают длительный период. В связи с данным обстоятельством разработкой СЗЗ кладбищ занимаются компании, которые специализируются на инженерных изысканиях и, в частности, занимаются экологическими исследованиями и проектированием.

Сокращение СЗЗ для кладбищ

Иногда возникают ситуации, когда требуется сократить границы санитарно-защитной зоны места захоронения. Если ограничительная линия СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащей застройки жилыми и общественными зданиями, то необходимо выполнить расчеты. Это дает практическое обоснование, что на вновь очерченной границе санитарно-защитной зоны выдерживаются санитарные нормы согласно требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96 по следующим показателям:

  • качеству атмосферного воздуха;
  • показателям звукового давления и уровня шума.

Также сократить СЗЗ представляется возможным, если площадь кладбища уменьшилась, то есть изменился класс опасности. Бывают случаи изменения профильной деятельности объекта.

Стоимость сокращения санитарно-защитной зоны мест погребения у разных компаний может варьироваться в широком диапазоне. Обычно в прайс-листе представлена базовая цена на комплексную услугу, с учетом того, что исходные данные представлены заказчиком. Исполнитель включает в стоимость осуществление следующих мероприятий:

  • разработка проекта;
  • согласование документации и получение экспертного заключения;
  • составление отчета;
  • получение требуемого Постановления.

Итоговая стоимость может сильно изменяться по следующим обстоятельствам:

  • исходные данные собирает компания-исполнитель самостоятельно, многие сведения можно получить только платно;
  • класса опасности объекта;
  • площади кладбища;
  • количества объектов, производящих шумы, вибрации, выбросы дыма и, оказывающие другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • необходимости проводить лабораторные исследования проб воздуха, почвы и воды.

Важно для первоначального проектирования или сокращения СЗЗ кладбища выбрать компанию, которая уже хорошо зарекомендовала себя в сфере экологического проектирования. Основные критерии определения надежности фирмы – длительный срок работы, штат опытных инженеров, возможность выполнять исследования образцов в лабораторных условиях.

Судебная практика по зонам санитарной охраны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *