100 УК РФ

Ответственность за нарушение требований по защите персональных данных

В настоящее время актуальным является вопрос ответственности оператора персональных данных (ПДн) за невыполнение требований законодательства по защите персональных данных. Многие источники приводят большой перечень наказаний. Но какова реальность? Что в действительности ждет оператора персональных данных при полном игнорировании законодательства о персональных данных?Валерий Омаров
Руководитель группы анализа и
защиты информации СОАО «ВСК»

К федеральным законам, раскрывающим ответственность за нарушения в сфере защиты персональных данных, можно отнести:

Виды ответственности

Статья 24 закона № 152-ФЗ «О персональных данных» прямо определяет виды ответственности за нарушение требований федерального закона. Лица, виновные в нарушении требований закона «О персональных данных», несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Рассмотрим ответственность по перечисленным законам с акцентом на ответственности за нарушения требований по защите персональных данных.

Гражданский кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ в ст. 946 вводит ответственность за нарушение «тайны страхования». Страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц. За нарушение тайны страхования страховщик в зависимости от рода нарушенных прав и характера нарушения несет ответственность в соответствии с кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (компенсация морального вреда, возмещение убытков) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Прецедент правоприменения данной статьи автору пока не известен.

Уголовный кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание по ст. 137, 140 и 272.

По ст. 137 наступает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, выражающееся в незаконном собирании или распространении сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространении этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. По статье предусмотрен штраф в размере до 200 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 2 лет. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, предусматривают штраф в размере от 100 тысяч до лишения свободы на срок до 4 лет. Как следует из диспозиции статьи, правоприменимость статьи не зависит от наличия средств защиты персональных данных.

Статья 24 закона № 152-ФЗ «О персональных данных» прямо определяет виды ответственности за нарушение требований федерального закона. Лица, виновные в нарушении требований закона «О персональных данных», несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

По ст. 140 ответственность наступает при неправомерном отказе должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан. По статье предусмотрено наказание: штраф в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

По ст. 272 Уголовного кодекса РФ наступает ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. По статье предусмотрен штраф в размере от 200 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 2 лет. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, предусматривает штраф в размере от 100 тысяч или лишение свободы на срок до 5 лет.

Как следует из диспозиции статьи, правоприменимость статьи зависит от наличия средств защиты персональных данных как признака охраняемой информации. Но статья относится к лицу, совершившему неправомерный доступ, а не к оператору персональных данных. Кроме того, данная норма содержит условие, которое позволяет отнести данное правонарушение к разряду уголовно наказуемых деяний, «если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети».

Кодекс об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях включает наказание по ст. 5.39 (отказ в предоставлении информации), 13.11 (нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)), 13.12 (нарушение правил защиты информации), 13.13 (незаконная деятельность в области защиты информации) и 13.14 (разглашение информации с ограниченным доступом).

Отказ в предоставлении информации (ст. 5.39) наиболее часто встречается в правоприменительной практике. Это связано не только с малыми сроками предоставления информации, но и прежде всего с отсутствием у оператора регламентов предоставления информации.

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 3 тысяч рублей.

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11) напрямую указывает на необходимость соблюдения ФЗ-152 «О персональных данных». Санкциями за данные нарушения являются предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц – от 500 до 1 тысячи рублей; на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей.

Ст. 13.12 «Нарушение правил защиты информации» содержит три обязательных признака, только при их наличии наступает ответственность по ст. 13.12:

  1. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну). Это указывает на обязательность лицензирования деятельности по защите информации. Если лицензии отсутствуют, то отсутствуют и объективные признаки нарушения. Санкции по статье – это наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц – от 500 до 1 тысячи рублей; на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей.
  2. Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации. Санкции в этом случае – наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тысячи рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей; на юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой. То есть, если при проверке окажется, что в системе защиты используются несерти-фицированные средства, они могут быть конфискованы.
  3. Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну).

Это условие рассмотрим более подробно во второй части статьи, которая будет опубликована в журнале «Информационная безопасность» № 4.

1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к статье 250

Объект преступления, предусмотренного ст. 250 УК РФ, — отношения в сфере обеспечения экологической безопасности, охраны и рационального использования вод.

Предмет преступления — поверхностные или подземные воды, источники питьевого водоснабжения, воды рек, озер, прудов, водохранилищ, каналов, подземные воды, ледники.

Сравнительный анализ ст. 250 и ст. 252 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что не являются предметом рассматриваемого преступления воды внутренних морей и территориальные воды РФ.

Воды хранилищ, не имеющих экологического значения (отстойники, бассейны, резервуары, колодцы и т.д.), также не относятся к предмету рассматриваемого преступления. Их загрязнение, отравление, истощение в зависимости от характера деяния может образовать состав диверсии (ст. 281 УК РФ), преступления против жизни и здоровья (глава 16 УК РФ), нарушения санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ), нарушения правил охраны труда (ст. 143 УК РФ).

Отношения по охране вод регулируются Федеральными законами Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» <1>, от 30 марта 1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» <2>; Водным кодексом РФ, иными законами РФ и ее субъектов, многочисленными подзаконными нормативными правовыми актами, которые должны применяться в соответствии с Водным кодексом РФ. Таковыми являются, например, Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы (СанПин 2.1.5.980-00), утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ от 22 июня 2000 г. <3>; Санитарные правила и нормы охраны подземных вод от загрязнения (СанПин 2.1.5.1059-01), утвержденные Главным санитарным врачом РФ 16 июля 2001 г. <4>; Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ от 12 февраля 1999 г. (в ред. от 23 мая 2006 г.) <5>; Постановление Правительства РФ от 20 июня 1997 г. N 762 «О порядке эксплуатации водохранилищ» <6> и др.

<1> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

<2> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

<3> Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2001. N 2.

<4> РГ. 2001. 5 сент.

<5> СЗ РФ. 1999. N 8. Ст. 1028.

<6> СЗ РФ. 1997. N 26. Ст. 3054.

Конкретные нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) выбросов и сбросов загрязняющих веществ в водоемы утверждаются специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

За пределами допустимых уровней загрязнение становится опасным и влечет уголовную либо административную ответственность (ст. ст. 8.13 — 8.16 КоАП РФ).

Объективная сторона преступления состоит в загрязнении, засорении, истощении поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо ином изменении их природных свойств; последствиях в виде причинения существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству; причинной связи между деяниями и последствиями.

Загрязнение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.

Засорение — сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов.

Истощение вод — устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод (ст. 1 Водного кодекса РФ).

Под иным изменением природных свойств вод понимается любое другое изменение их физических, химических или биологических свойств.

Различают также тепловое загрязнение, т.е. изменение теплового режима воды вследствие деятельности, например, тепловых и атомных электростанций. Такое загрязнение вредно для ряда организмов. Многие виды рыб (лососевые, форель, налим, хариус и др.) не только прекращают развитие и размножение в теплой воде, но и погибают. Поэтому установлены допустимые нормы подогрева вод: не более 3 град. C летом и не более 5 град. C зимой.

Источники загрязнения водоема и вид загрязнения значения не имеют: промышленное, коммунальное, бытовое, сельскохозяйственное, диффузное (т.е. через поверхность земли и воздух).

Вид загрязняющего вещества также значения не имеет: сточные воды, отбросы, отходы, горюче-смазочные материалы, химические вещества, мусор, смеси и т.п. Радиоактивные вещества также могут служить средством загрязнения воды. При этом, если в действиях виновного имеются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 236 УК РФ, содеянное образует совокупность преступлений и подлежит квалификации по ст. 250 и ст. 236 УК РФ.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 Постановления от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» <1> разъяснил, что по ст. 250 УК РФ должна квалифицироваться эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями или устройствами либо их отключение, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Причинение такого вреда является обязательным признаком объективной стороны преступления.

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.

При определении степени загрязнения, засорения или истощения водного источника необходима ссылка на соответствующие нормативные акты.

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 545 (в ред. от 16 июня 2000 г.) <1>, а также Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 (в ред. от 15 сентября 2005 г.) <2>.

<1> САПП РФ. 1992. N 6. Ст. 330. Документ предусматривал порядок разработки и утверждения лимитов использования природных ресурсов, но в этой части утратил силу.

<2> СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295.

Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления последствий в виде существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Понятие существенного экологического вреда излагалось при рассмотрении ст. 246 УК РФ.

Применительно к ст. 250 УК РФ вопрос о признании вреда существенным решается в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела. При этом, в частности, следует учитывать: количество погибшей рыбы (включая молодь) или других водных животных, растительности, лесных деревьев, сельскохозяйственной продукции (посевов, насаждений, скота и птицы), экологическую значимость водоема (питьевой источник, место отдыха, нерестовое место, обиталище водоплавающих, особо охраняемый природный объект и т.п.), стоимость всего утраченного или поврежденного в денежном выражении и по соответствующим таксам, площадь распространения загрязняющих веществ.

Так, существенный вред сельскому хозяйству означает гибель посевов на значительных площадях, падеж скота, усыхание лесов, повреждение береговых насаждений, выпаса для скота.

Последствия преступления охватывают и вред, причиненный диким или домашним водоплавающим, пушным зверям, гибель кормовых запасов, мест обитания животных, нерестилищ, зимовальных ям, нагульных площадей, существенное изменение вкусовых качеств рыбы и утраты ею значения продукта питания. Между загрязнением водной среды и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь.

С субъективной стороны данное преступление может быть как умышленным, так и неосторожным. Лицо осознает общественную опасность своего деяния (действия, бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления указанных в законе последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо сознает общественную опасность своего деяния, предвидит возможность наступления таких последствий, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления данных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (преступная небрежность), либо предвидит эти последствия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие).

Мотивы и цели при этом могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют.

Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.

В названном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. (п. 9) разъясняется, что к уголовной ответственности могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие указанные функции в коммерческой или иной организации, так и другие лица, совершившие это преступление.

Квалифицирующими признаками ч. 2 ст. 250 УК РФ названы: причинение вреда здоровью человека; массовая гибель животных; совершение указанных в ч. 1 статьи деяний на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации.

Под вредом здоровью в данной статье понимается расстройство здоровья, временная или постоянная утрата трудоспособности, причинение одному либо нескольким лицам легкого, средней тяжести или тяжкого вреда (п. 4 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ) <1>.

<1> Авторская оценка такого толкования вреда здоровью Пленумом Верховного Суда РФ выражается при рассмотрении ст. 246 УК РФ.

Массовая гибель животных — это гибель рыбы на значительных площадях в больших количествах (включая молодь) либо значительного числа диких и домашних животных, птицы, популяции водных живых организмов, когда, как указывалось при рассмотрении ст. 247 УК РФ, численность погибших животных превышает среднестатистический уровень их естественной смертности в три и более раза (п. 5 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

О понятии зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации см. материалы к ст. 247 УК РФ.

Понятие заповедника и заказника изложено при рассмотрении ст. 262 УК РФ.

Говоря в ч. 2 ст. 250 УК РФ о «тех же деяниях», законодатель, на наш взгляд, имеет в виду действие (бездействие), а не весь состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 250 УК РФ. Исходя из этого загрязнение, засорение, истощение, иное изменение природных свойств вод, повлекшее причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, имеют материальный состав и окончены с момента наступления такого вреда.

Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, имеют формальный состав. Преступление будет оконченным с момента их совершения.

С субъективной стороны эти преступления также могут быть как умышленными, так и неосторожными.

Особо квалифицирующий признак ч. 3 ст. 250 УК РФ: причинение по неосторожности смерти человека (одного или нескольких) в результате деяний, указанных в ч. ч. 1 и 2 ст. 250 УК РФ.

Москва. 8 июля. INTERFAX.RU — Подготовлены к внесению в Госдуму проекты законов в обеспечение «железобетонной» поправки о защите территориальной целостности страны, сообщил председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений по поправкам в Конституцию Павел Крашенинников.

«Поскольку в Конституции закреплен прямой запрет на отчуждение части территории Российской Федерации, либо на осуществление иных действий, направленных на нарушение территориальной целостности, предлагается дополнить Уголовный кодекс новой статьей 280.2 «Нарушение территориальной целостности Российской Федерации», — сказал Крашенинников журналистам в среду.

Он отметил, что «в качестве наказания предлагается предусмотреть лишение свободы на срок от 6 до 10 лет».

Наказание за призывы

«В статье 280.1 Уголовного кодекса уже предусмотрена ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ. Законопроектами предлагается изменить условия привлечения к уголовной ответственности по данной статье. В частности, предлагается ввести административную преюдицию», — сказал Крашенинников журналистам в среду.

Он пояснил, что таким образом, уголовная ответственность за публичные призывы будет наступать только в случае повторного правонарушения, если человек уже был привлечен к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.

Санкции предусматриваются в виде штрафа — от 200 до 400 тыс. рублей, либо лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, сказал глава комитета.

«Если же публичные призывы совершены впервые, то лицу будет грозить административная ответственность. Наказание закрепляется в виде штрафа: для граждан — от 30 до 60 тыс. рублей, для должностных лиц — от 60 до 100 тыс. рублей, для юридических лиц — от 200 до 300 тыс. рублей», — добавил Крашенинников.

При этом повышенные размеры административных штрафов предусмотрены для случаев, когда публичные призывы совершены с использованием СМИ, интернета, либо иных информационно-телекоммуникационных или электронных сетей, отметил председатель комитета.

«Дела об указанных административных правонарушениях будут возбуждать прокуроры, с дальнейшим рассмотрением дел в районных судах», — сказал он.

Законопроект об изменениях в УК и УПК направлен в правительство и Верховный суд России для получения отзывов. Проект об изменениях в КоАП также направлен в правительство. После получения отзывов проекты смогут быть внесены в Госдуму, сообщил Крашенинников.

На основании части 21 статьи 67 Конституции установлено, что Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территории РФ, а также призывы к таким действиям, не допускаются.

Отчуждение части территории РФ — приравнять к экстремизму

В Госдуму в среду внесен проект закона во исполнение обновленной Конституции, в котором экстремизмом признается нарушение территориальной целостности РФ, в том числе отчуждение части ее территории, сказал Крашенинников.

«Законопроектом предлагается уточнить терминологию действующего федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который относит нарушение целостности РФ к экстремистской деятельности», — пояснил он.

Он отметил, что предлагается дополнить абзац второй пункта 1 статьи 1, указав, что «экстремизмом признается нарушение территориальной целостности РФ, в том числе отчуждение части ее территории».

«Таким образом, терминология данного закона будет приведена в соответствие с Конституцией и позволит избежать двусмысленного или неопределенного толкования целостности РФ», — сказал Крашенинников.

Он отметил, что «на фоне происходящих в мире процессов и существующих глобальных угроз очень важно обеспечить нерушимость наших государственных границ».

Законопроект, соавтором которого также является председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, размещен в среду в базе законодательной деятельности нижней палаты парламента РФ.

100 УК РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *