Замена строительных материалов в ходе строительства

Однако, в ряде ситуации, отсутствие своевременного согласования замены материалов (в письменном виде) может привести и приводит с тому, что если материалы не согласованы заранее, то Заказчик откажется принимать выполненные работы, потребует «все демонтировать» и «сделать заново», использовать те материалы, которые были предусмотрены начальной сметой и/или техническим заданием.

Очевидно, что такая «доработка» не входила в планы Подрядчика, более того, замена была согласована, но устно, без письменного ее подтверждения. Однако, это не воспринимается теперь Заказчиком как надлежащий довод, более того, раз работы не приняты, фиксируется просрочка в выполнении работ, что влечет за собой применение санкций, пеней за просрочку или штрафов за отступление от технического задания, ведь примененные материалы этим техническим заданием изначально предусмотрены не были.

Причин для замены материалов может быть несколько:

  • Это и «снятие с производства» материала, зафиксированного в смете и/или в техническом задании. Как правило сметы составляются на основании расценок, которые могут содержать материалы уже давно не выпускающиеся производителями.
  • Также причиной для замены материала может стать невозможность своевременно изготовить, доставить и использовать этот материал. Тогда строительная компания вынуждена искать, покупать, доставлять на объект и использовать аналоги, которые есть в продаже, для того, чтобы не сорвать сроки окончания работ.
  • Также причиной для замены материала может стать невозможность применения заменяемого материала по технологическим причинам, или его параметры не подходят под параметры объекта, ТЗ или проектных решений.
  • Очевидно, что причиной для замены материала может быть и более низкая стоимость заменяющего материала, при сопоставимых технических характеристиках.

В любом случае, для согласования и фиксации факта согласования замены материалов необходимо выполнить ряд действий, оформить и отправить Заказчику письмо по замене материалов, получить от Заказчика согласие на эту замену.

Причем важно это сделать еще до того, как данные материалы будут использованы, в идеале даже до того, как заменяющие материалы будут куплены или доставлены на объект.

Письмо по согласованию замены материалов составляется на основе «стандартных» принципов.

В нем необходимо указать как заменяющие, так и заменяемые материалы, их количество, разделы технического задания, которыми предусмотрено применение заменяемых материалов.

Разумеется, для того, чтобы повысить вероятность согласования, необходимо обосновать замену.

Можно использовать стандартную формулировку «в связи с производственной необходимостью», а также обязательно обозначить то, что заменяющие материалы ничем не уступают заменяемым (даже их превосходят, по своим характеристикам) и не ухудшат качество результатов работ.

К данному письму желательно приложить паспорта на заменяющие материалы, при необходимости все данные оформить в виде таблицы, особенно если материалов много. Формат таблицы стандартен. Заменяемый материал, заменяющий материал, преимущества заменяющего материала, отметка о том, что характеристики заменяющего материала не уступают характеристикам заменяемого, обоснование замены.

Также в это письмо можно включать, при необходимости формулировку о безусловном акцепте заказчиком замены материалов, если, к примеру, в пятидневный период, от Заказчика не поступит оформленного отказа от замены материалов. Это позволит нивелировать риски, вызываемые несвоевременным ответом Заказчика на это согласовательное письмо.

Таким образом, своевременное согласование замены материалов позволит не только оформить эту замену, но и оградить себя от неблагоприятных последствий, вызванных отсутствием согласовательных действий.

Вера Никулина, юрист компании «U-Nika», г. Пермь

Опасения бухгалтерии не напрасны. Несоответствие наименования материалов в форме № М-29 и акте о приемке выполненных работ по форме КС-2 наверняка привлечет внимание налоговиков, и они могут исключить из состава расходов затраты, не соответствующие смете и акту о приемке выполненных работ.

Дело в том, что все затраты, включаемые в состав расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, должны быть документально подтверждены. Такое подтверждение осуществляется документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (ст. 252 НК РФ).

Для приемки выполненных стро-ительно-монтажных работ применяется унифицированная форма первичной учетной документации — акт о приемке выполненных работ (форма КС-2). Эта форма утверждена постановлением Госкомстата России от 11.11.99 № 100.

Отчет по форме № М-29 служит основанием для списания материалов на себестоимость строительно-монтажных работ и сопоставления фактического расхода строительных материалов на выполненные строительные и монтажные работы с расходом, определенным по производственным нормам (п. 1 Инструкции о порядке составления ежемесячного отчета начальника строительного участка (производителя работ) о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам, по форме № М-29, утвержденной ЦСУ СССР 24.11.82 № 613).

Таким образом, формально (по документам) получается, что вы списали в расходы материалы, которые не предусмотрены ни сметой, ни актом приемки выполненных работ. Но в то же время вы фактически понесли эти расходы, причем именно для производства строительных работ, предусмотренных сметой. Следовательно, такие расходы являются обоснованными и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Поэтому, на наш взгляд, у вас есть шанс отстоять право на включение этих расходов в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.

Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 30.05.2011 № Ф09-2880/11-С3 признал, что неполное заполнение в актах, справках предусмотренных граф не свидетельствует о документальной неподтвержденности произведенных затрат.

В этом деле налоговый орган при проведении проверки организации выявил несоответствие записей в форме № М-29 и актах КС-2, а также что материалы, использованные при ремонте объекта, не поименованы в ведомости материалов по договору. На этом основании налоговики исключили спорные затраты из состава расходов. Однако суд признал выводы налогового органа неправомерными.

Суд указал, что в ст. 252 НК РФ содержатся общие критерии, которым должны соответствовать производимые налогоплательщиками расходы. Они должны быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и производиться для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Обоснованность расходов в целях применения главы 25 НК РФ должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской деятельности, и не должна зависеть от результата такой деятельности.

Использование дополнительных, не предусмотренных сметой материалов, не свидетельствует о необоснованности такого использования. Указанные расходы подтверждены актами выполненных работ, связаны с производственной деятельностью налогоплательщика. Налоговым органом не представлены доказательства того, что спорные материалы не были использованы налогоплательщиком для выполнения работ на объектах или были отражены неоднократно в составе материальных расходов. Отсутствие связи спорных расходов с осуществляемой обществом предпринимательской деятельностью и направленности таких расходов на получение прибыли выездной налоговой проверкой не установлено.

Налоговый кодекс не устанавливает перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных расходных операций. Решение вопроса о возможности учета тех или иных расходов при наличии их связи с предпринимательской деятельностью налогоплательщика в целях налогообложения прибыли зависит от того, подтверждают документы, имеющиеся у налогоплательщика, факт осуществления заявленных им расходов или нет.

Пороки в оформлении документов, в частности неполное заполнение в актах о приемке выполненных работ по форме КС-2, справках формы № М-29 предусмотренных граф, не свидетельствуют о документальной неподтвержденности произведенных затрат. Более того, ни Налоговый кодекс, ни правила ст. 6 и 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не содержат требований о необходимости отражения в актах подробной расшифровки работ (услуг).

Таким образом, при наличии претензий со стороны налоговиков у вашей организации есть шансы отстоять свою позицию в суде.

Но лучше до суда дело не доводить, а согласовать с заказчиком использование при строительстве трубы с толщиной стенки 8 мм. Тогда предмета спора не будет.

Проект производства работ ППР — это организационно-технологическая документация, содержащая в себе технологию и организацию выполнения подготовительных и основных видов строительно-монтажных работ на объекте строительства, контроль качества и требования к приемке, работы заключительного периода, мероприятия по охране труда и безопасности согласно действующим нормативно-техническим документам, а так же стандартам организации Заказчика. Не относится ни к рабочей, ни к проектной документации объекта, являющимися только основанием для разработки ППР. Подготавливается до начала всех строительно-монтажных работ.

ППР (расшифровка аббревиатуры — проект производства работ) – это один из исполнительных документов, обязательных для возведения, реконструкции и капитального ремонта объекта. Основное его назначение — выбрать технологию строительно-монтажных и/или ремонтных работ, позволяющую наиболее рационально использовать материальные, материально-технические и трудовые ресурсы с обеспечением общей безопасности. Без этого документа нельзя правильно организовать и начать рабочий процесс. С его помощью удается:

  • снизить расходы на материалы и оборудование;
  • обеспечить безопасность ведения работ;
  • снизить риски;
  • обеспечить соблюдение сроков возведения или ремонта объекта.

В 2020 году при составлении ППР необходимо принять во внимание только изменения, внесенные в НТД (Градостроительный кодекс, руководящие документы РД, своды правил СП, строительные нормы и правила СНиП, государственные стандарты ГОСТ и др.). Требования остались теми же, что в 2019, 2018 и предыдущих годах. Конечно же использовать готовые типовые документы, распространенные в просторах интернета будет неправильным, так как в 2018 — 2019 годах внесено много изменений в НТД и заменены старые. С каждым годом актуализируется куча документов и становится сложно браться за разработку проекта производства работ собственными силами.

В соответствии с п. 5.7.4 СП 48.13330.2011 ППР обязательно оформляется при строительстве на городской территории, территории действующего предприятия, при строительстве в сложных природных и геологических условиях и особо сложных объектов. Ответственность за наличие на месте производства работ составленного ППР ложится на Генеральную подрядную организацию. В свою очередь генподрядчик может прописать в договоре возложение этой обязанности на субподрядную организацию или заказать у специализированных компаний, как мы.

Отсутствие проекта производства работ является причиной остановки работ по предписаниям, выписываемым различными контролирующими органами: Ростехнадзор, независимый строительный контроль Подрядчика, строительный контроль (Технадзор) Заказчика и др. Остановка работ негативно сказывается на репутации подрядной организации и влечет дополнительные финансовые затраты на возобновление работ и оплату за простои людских ресурсов, машин и механизмов.

Виды проектов производства работ

В зависимости от выполняемых видов СМР по рабочему проекту на объект можно определить необходимость разработки того или иного проекта производства работ. ППР условно можно разделить на несколько видов, когда необходимо строительство полного комплекса работ на объекте, то его называют общим, а когда работы проводятся субподрядными организациями, то составляются на отдельные виды работ.
Наиболее распространенные виды:

Полный комплект проекта производства работ должен быть выдан производителю работ перед началом строительства в организационный период. Весь рабочий персонал должен быть ознакомлен с ним под роспись.

Состав и содержание ППР в строительстве:

  • пояснительная записка: общие данные, характеристика объекта и условия осуществления строительства; основные решения по организации строительства; организация труда; решения по прокладке временных сетей водо-, тепло-, энергоснабжения и освещения строительной площадки и рабочих мест; мероприятия по обеспечению сохранности материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке; потребность в энергоресурсах; основные решения по производству работ (подготовительные работы и работы основного периода); технология контроля качества работ; требования к организации процесса ведения исполнительной документации; мероприятия по охране окружающей среды в период строительства; охрана труда, пожарная и промышленная безопасность; технико-экономические показатели; перечень нормативной документации использованной при разработке ППР;
  • календарный график производства работ;
  • график поступления строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования;
  • график потребности в рабочих кадрах;
  • график потребности в строительных машинах и механизмах;
  • строительный генеральный план;
  • технологические карты ТК и ТТК

В зависимости от сложности проекта разделы могут меняться. Содержание необходимых разделов выбирается организацией-разработчиком исходя из требований нормативных документов и внутренних стандартов организации Заказчика объекта. Многие до сих пор, уже с момента отмены СНиП, ищут состав ППР в строительстве по СНиП. Уже давно необходимо руководствоваться требованиями п. 5.7.5 СП 48.13330.2011 и раздела 6 МДС 12-81.2007.

Пояснительная записка является основной частью и состоит из самых важных разделов. В нее включается все организационная последовательность выполняемых работ и приводятся ссылки на технологические карты по видам выполняемых работ. Инженерное обеспечение строительства с учетом продолжительности, состава рабочего персонала, количества машин и механизмов приводятся в подготовительном периоде.

В приложении к ППР вставляются графики производства работ, определяющие технико-экономические показатели строительства. Календарный график оформляется в соответствии с контрактом на выполнение работ по объекту без отступлений вне зависимости от продолжительности, указанной в проекте организации строительства. Графики поставки и потребности разделяются по неделям, месяцам либо кварталам в зависимости от сроков строительства.

ЦЕНА РАЗРАБОТКИ ППР

Кто разрабатывает проект производства работ ППР

Разработкой проектов производства работ ППР занимается генподрядная организация, либо по заказу специализированная организация. Организация-разработчик должна иметь в своем штате специалистов с опытом работы на строительных объектах, знающих технологию строительного производства. При применении подъемных сооружений необходимо наличие протоколов аттестации по промышленной безопасности на специалистов. На разработку технических решений, принимаемых в ППР, зачастую Заказчик требует членство разработчика в СРО.

Генподрядчик может прописать в договоре с Субподрядчиком обязанность по разработке на него. В таком случае исходя из объемов, выполняемых Субподрядчиком, принимается решение о разработке ППР и/или отдельных технологических карт к уже существующему проекту производства работ на объект.

Кто утверждает проект производства работ ППР

Утверждает ППР технический руководитель подрядной организации (главный инженер, технический директор, заместитель директора по строительству или др.), выполняющей эти работы. Тем самым принимая все прописанные мероприятия к исполнению.
Проект производства работ передается на утверждение в полностью готовом виде со всеми приложениями и подписями. После подписания ставится печать организации и проект передается на согласование заинтересованным лицам, участвующим в строительстве (Отделы Заказчика, Строительный контроль Заказчика, владельцы инженерных сетей и др.).

Кто согласовывает проект производства работ ППР

Согласование ППР выполняется Подрядчиком в следующей последовательности:

  • Службы Заказчика: отдел капитального строительства ОКС, ПБОТОС, служба пожарной охраны, энергетики, отдел главного механика и другие представители в зависимости от структуры компании;
  • ОАТИ (для г. Москва), ГАТИ (для г. Санкт-Петербург) и подобные организации с учетом нормативно-правовых актов Правительства РФ на территории проведения работ;
  • Собственниками зданий и сооружений, находящихся вблизи проектируемого объекта;
  • Организации-собственники пересекаемых подземных и надземных коммуникаций (водопровод, кабели связи, газопровод, отопление и др.) при их пересечении;
  • Собственниками применяемых машин и механизмов;
  • В некоторых случаях и представителями Ростехнадзора.

Для согласования проекта производства работ в его составе включается отдельный лист с графами: должность, ФИО, подпись и замечания. На основании подписей на титульном листе ставится подпись технических руководителей согласовывающих лиц.

Кто подписывает проект производства работ

Подписание ППР осуществляется специалистами, разработавшими отдельные разделы. На листе оглавления в рамке ставятся подписи разработчика, проверяющего и технического руководителя. Технологические карты подписываются составителями: ОТК на сварку главным сварщиком или инженером по сварке, ТК на контроль качества и входной контроль материалов — инженером строительного контроля и т.д.

Как составить

Составить ППР можно собственными силами перелопатив кучу нормативной документации. Но это занимает очень много времени и сил специалистов. Его оформление можно доверить разработчикам — специализированным компаниям.
Для того чтобы взяться за его составление нужно во-первых изучить МДС и тогда будет понятен состав будущего ППР. После того как Вы его изучили необходимо приступить к изучению всей НТД на выполняемые работы, к примеру, СП на бетонные работы, СП на монтаж строительных конструкций и брать только необходимую информацию и включать его в документ. Брать типовые проекты за основу возможно, но сейчас очень трудно найти актуальные, содержащие новые требования охраны труда и технологии строительства. Все типовое уже давно устарело.

Внесение изменений

В процессе производства СМР в большинстве случаев возникает необходимость внесения изменений в уже разработанный ППР. Этому могут поспособствовать: обнаружены не указанные в стройгенплане подземные коммуникации; оборудование, которое предполагалось к применению сложно найти и есть аналогичное, но требуется изменить технологию (к примеру, бетононасос не может подать на определенную высоту, необходимо подавать бетон при помощи бадьи на этажи); изменения в рабочем проекте и др. Вносить правки может только разработчик и по согласованию с лицами, подписавшими его. Т.е. после этого необходимо заново проходить процедуру его согласования.

Замена строительных материалов в ходе строительства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *