Императивная норма это норма права

Правовая норма представляет собой санкционированную или установленную утвержденную модель надлежащего поведения. Она охраняется государством. Правовая норма обладает общим характером. Это означает, что она не адресуется какому-либо конкретному субъекту.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: МЧП — Статус юридического лица: коллизионное регулирование по ГК РФ

Декларативные нормы и их примеры

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями.

Так, п. Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права.

Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении.

Это, как правило, нормы административного права. Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам участникам отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило.

Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения. По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др. Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур. Нормы права классифицируются также по времени постоянные и временные , по кругу лиц распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.

Перейти на страницу: 1 2. LawWebs Мировое право. Виды правовых норм.

Декларативные нормы права

Компенсации приобретателям жилья г. Выплаты на детей до 3 лет с года 3. Льготы на имущество для многодетных семей в г. Повышение пенсий сверх прожиточного минимума с года 5. Защита социальных выплат от взысканий в году 6. Увеличение социальной поддержки семей с года 7.

Пример. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Налоги и сборы не могут иметь. 2 ст.

Конституционно-правовые нормы

Статья 1 Конституции Российской Федерации принята всенародным голосованием Данная статья относится к примеру норме -целей:. Консультируйтесь с юристом онлайн. Спросить юриста. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Примеры декларативных норм в конституции рф

Первичным элементом конституционного права , как и других отраслей права, является норма. Нормы конституционного права — это правила, содержащиеся в нормативных правовых актах конституциях, законах и т. Общие принципы конституционного права — это в конечном счете тоже нормы, но представляющие собой исходные положения высокой степени обобщения. Они составляют основу конституционного права, с этих позиций должны истолковываться иные его нормы, им должна соответствовать правоприменительная практика. Особенности конституционных норм связаны прежде всего с их структурой.

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч.

Декларативные нормы права — нормы права, которые содержат правовые принципы, цели и задачи. Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства. Декларативные нормы права — это правовые нормы, которые содержат правовые принципы, цели и задачи. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Если Вам необходима помощь справочно-правового характера у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают , то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:. Первичным элементом конституционного права , как и других отраслей права, является норма. Нормы конституционного права — это правила, содержащиеся в нормативных правовых актах конституциях, законах и т. Общие принципы конституционного права — это в конечном счете тоже нормы, но представляющие собой исходные положения высокой степени обобщения. Они составляют основу конституционного права, с этих позиций должны истолковываться иные его нормы, им должна соответствовать правоприменительная практика. Особенности конституционных норм связаны прежде всего с их структурой. Среди отечественных ученых распространено мнение, что обязательными элементами каждой правовой нормы , образующими в единстве ее структуру, являются гипотеза , диспозиция и санкция.

Декларативные нормы, как правило, включают в себя положения, обладающие Декларативные нормы в Конституции РФ: примеры.

Учебники для вузов. Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников. Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

Рассмотрим, как составляются документы, что в них обязательно должны быть обозначено, и приведем примеры оформленных заявлений и претензий. Напоследок хотим дать совет. В другом деле суд согласился с доводами истца, который указывал, что, хотя доказательства были получены уже после вынесения решения суда первой инстанции, но они имеют существенное значение для рассмотрения спора, и принял эти дополнительные доказательства.

Информация о накопительной доле пенсии, если она размещена в негосударственном пенсионном фонде, не будет отражена на портале госуслуг.

Под ценой иска принято понимать величину указанных исковых требований, которые ответчик обязуется выплатить истцу в случае принятого судебного указания.

Содержание статьи: Установленный период Законодательная база Штрафные санкции Необходимые документы для получения Процедура медосмотра Востребованность Когда справка не нужна. Копия документа, доказывающего принадлежность участка к установленной категории земель.

Данные стоянки не предполагают длительного, постоянного хранения автотранспорта и используются как гостевые автостоянки. По характеру спокойный, вежливый. Затем счетчик регистрируется в обслуживающей организации.

Кабели, прокладываемые во взрывоопасных зонах любого класса открыто (на конструкциях, стенах, в каналах и т. В тексте заявления дается описание вещи, указываются ее технические характеристики и сумма покупки. Особенная часть обязательственного права состоит из институтов, охватывающих нормы об отдельных однотипных разновидностях (группах) обязательств.

Однако допустимо представлять копию военного билета, если не имеется возможности представить оригинал.

Для автоматического режима заполнения совместных товаров используется механизм поиска ассоциаций. Покупатель до заключения настоящего договора осмотрел корову, ему известна ее качественная характеристика и правовой режим.

О процедуре выноса границ в натуру необходимо договариваться с инженером за месяц до ее совершения. Для этого необходимо перейти на сайт портала городских услуг.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Виды правовых норм (лекция)

УДК 342.59 ББК 67

АКТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА ПЬЯНКОВА,

адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.02 — конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право

E-mail: kos2101 @yandex.ru Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор А. С. Прудников Рецензент: доктор юридических наук, профессор Е.Н. Хазов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Даются различные понимания «нормативно-правового акта», «нормативного акта», «правового акта» и «актов органов государственной власти». Рассматриваются органы государственной власти, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, исследуются акты, которыми закрепляется и регулируется их деятельность.

Ключевые слова: нормативно-правовой акт, нормативный акт, правовой акт, акты органов государственной власти, органы государственной власти.

Keywords: legal act, regulatory legal act, legal act, acts of bodies of state power, bodies of state power.

Государство выступает в роли своеобразного «организатора» в управлении делами общества. Осуществление своих задач и функций, государство производит посредством органов, обеспечивающих функционирование публичной власти, а также достижение задач и функций. Само слово «орган» с греческого языка переводится как «орудие» или «инструмент». Собственно органы государства и являются основным орудием осуществления народом своей власти в Российской Федерации. Но как же это происходит в действительности, и в какой конкретно форме закреплена деятельность органов («инструментов») государства для управления различными делами общества? С точки зрения теории и практики, официальной и наиболее частой формой закрепления деятельности указанных органов являются документы, которые в литературе имеют различные названия: «нормативно-правовые акты», «нормативные акты», «правовые акты» и «акты органов государственной власти». Следует отметить, что среди упомянутых понятий, общим для всех является слово «акт», которое по своей сути, имеет несколько смысловых значений.

Так, согласно одному из нескольких значений, дающихся в «Толковом словаре В. Даля», под «актом» понимается как «вообще, всякое сбывшееся действие;

принято в значении: бумаги, заключающей в себе постановление, решение, сделку, свидетельство, грамоту, документ, письмо»1.

Чтобы определить понятие и содержание каждого из вышеперечисленных документов, в первую очередь, следует обратиться к различным источникам, имеющим свою трактовку указанных понятий.

Согласно Юридическому энциклопедическому словарю, «нормативно-правовой акт» понимается как «правовой акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определенных общественных отношений»2. В большом толковом словаре-справочнике «Экономика и право», «нормативно-правовой акт», понимается как «властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.)»3. Так, в Кратком словаре терминов и разъяснений по правоведению «Государство и

1 URL: http://v-dal.ru

2 Малько М.В. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.В. Малько; 2-е изд. М.: Проспект, 2016. С. 85.

3 URL: http://determiner.ru/termin/normativnyi-pravovoi-akt.html#-item-23194

право», «нормативно-правовой акт», понимается как «официальный властный документ компетентного правотворческого органа, принятый в определенном процедурно-процессуальном порядке и содержащий нормы права»4.

Однако, среди ученых, также имеются разнообразные подходы к пониманию «нормативно-правового акта», которые отражены в различной учебной литературе. Так, В.С. Нерсесянц, определяет: «нормативно-правовой акт» — «это письменный правоуста-новительный акт государства, содержащий новые нормы действующего права»5. М.Н. Марченко указывает, что «нормативно-правовой акт» — «это выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права; это — акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы»6. В.Л. Кулапов подчеркивает, что «нормативно-правовой акт» — «это принятый в особом порядке официальный акт — документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права»7.

Другой формой закрепления деятельности органов государственной власти, содержащейся в иных источниках, являются документы, которые называются «нормативные акты».

Так, в Большом энциклопедическом словаре «нормативный акт» понимается как «акт компетентного органа государственной власти, которым устанавливаются нормы права»8. В соответствии с Финансовым энциклопедическим словарем, «нормативный акт» понимается как «официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом государства; устанавливает, изменяет или отменяет нормы права»9. Кроме этого, в словаре-справочнике «Политическая наука» «нормативный акт» понимается как «акт компетентного органа государственной власти, которым устанавливаются нормы права»10.

Из перечисленных трактовок понятий «нормативно-правовой акт» и «нормативный акт», можно сделать вывод, что каждый источник или ученый, дают свое определение данным понятиям, но, вместе с тем, по своему содержанию, они сходны между собой. Это сходство проявляется именно в том, что во всех пониманиях перечисленных понятий содержится то, что они:

♦ являются документом или официальным актом;

♦ принимаются правотворческим или государственным органом;

♦ содержат в себе норму права либо ее устанавливают, изменяют или отменяют.

Исходя из изложенного, по нашему мнению, под «нормативно-правовым актом» следует понимать «официальный письменный документ, имеющий строгую внутреннюю структуру, отвечающую правилам юридической техники, который принимается в соответствии с установленной процедурой уполномоченным органом государственной власти и местного самоуправления, содержащий в себе норму права».

Как отмечалось выше, помимо указанного, в многообразных источниках формой закрепления деятельности органов государственной власти также являются документы, которые называются «правовые акты».

Так, в Большом юридическом словаре «правовой акт» понимается как «официальный письменный документ, имеющий обязательную силу принятый упра-вомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений»11. Кроме того, в Энциклопедическом словаре конституционного права, «правовой акт» понимается как «официальный письменный документ или действие, исходящие от уполномоченных органа государственной власти или местного самоуправления, должностного лица, которыми устанавливаются определенные правила поведения участников общественных отношений»12. Т.е., можно сказать, что «правовые акты» могут быть «нормативными» (ими устанавливаются нормы права) и «ненормативными» или «индивидуальными» (на их основе возникают права и обязанности у конкретных участников определенных общественных отношений). «Ненормативные правовые акты» часто называют также «актами применения права» (это могут быть как документы, так и действия компетентных органов и лиц).

5 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С. 402.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. С. 510.

7 Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «СГЮА», 2011. С. 473.

8 URL: https://slovar.cc/enc/bolshoy/2105707.html

9 URL: http://www.slovopedia.eom/8/205/926554.html

10 URL: http://glos.virmk.ru/

11 URL: http://slovari.bibliofond.ru/jurisprudence_word

12 URL: http://www.вокабула.рф

Следующей, упоминающейся в отдельных источниках формой закрепления деятельности органов государственной власти являются «акты органов государственной власти». Акты органов государственной власти представляют собой обязательные для исполнения общие правила или предписания индивидуального характера, издаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления на различных уровнях, хотя Большая советская энциклопедия предусматривает, что их могут издавать только «законодательные органы власти»13.

Здесь следует подчеркнуть, что основным отличием вышеперечисленных актов являются непосредственно субъект правотворчества, время их действия и нормативность.

В свою очередь, все акты органов власти можно классифицировать по следующим основаниям: 1) субъекту правотворчества (органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица); 2) сфере их распространения (федеральные акты органов государственной власти Российской Федерации, акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления); 3) времени их действия (акты, принятые на неопределенное длительное время, акты временные (на определенный период); 4) юридической силе (законы, подзаконные акты).

Раскрыв все вышеперечисленные понятия и классификацию актов органов государственной власти, далее необходимо рассмотреть, какие конкретно бывают органы государственной власти, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, а также какими непосредственно актами закрепляется и регулируется их деятельность.

Так, в ст. 11 Конституции Российской Федерации закреплены органы, которые осуществляют государственную власть в Российской Федерации на различных уровнях. На федеральном уровне государственную власть осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации ее осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Все органы государственной власти представляют собой единый государственный механизм, несмотря на то, что они между собой различны по своим предметам ведения и полномочиям.

Кроме того, согласно принципу разделения властей, закрепленному в ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, органы которой самостоятельны. Данный факт и подтверждается в содержании Конституции Российской Федерации, т.е. в том, что она разделена на отдельные главы, каждая из которых, имеет свое название (гл. 4 — Президент Российской Федерации; гл. 5 — Федеральное Собрание; гл. 6 — Правительство Российской Федерации и т.д.). Но, в то же время, все данные ветви власти взаимодействуют друг с другом в процессе своей работы и образуют единое целое, обеспечивающее признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Если говорить о системе органов государственной власти, то можно сказать, что особенное место в ней занимает Президент Российской Федерации. Он обладает рядом государственно-властных полномочий, а также: 1) является главой государства; 2) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; 3) принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; 4) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; 5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Помимо вышеперечисленных полномочий, Президент Российской Федерации также издает собственные акты, предусмотренные ст. 90 Конституции Российской Федерации, которыми являются указы и распоряжения. Данные акты обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить действующей Конституции и федеральным законам. Также Президент Российской Федерации может обращаться с ежегодными Посланиями к Федеральному Собранию Российской Федерации, предусмотренными ст. 84 Конституции Российской Федерации и подписывать заключения.

Указы Президента Российской Федерации являются подзаконными актами, которые обладают более широким и значимым действием, по сравнению с распоряжениями. Следует выделить то, что указы Президента Российской Федерации, могут быть «нор-

13 URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/62405/

мативными» (т.е. содержать нормы права) и «ненормативными» (соответственно, не содержать нормы права), а также они могут различаться по степени персо-нифицированности (т.е. исполнением определенным либо неопределенным кругом субъектов). Нормативные указы Президента Российской Федерации, в соответствии со сказанным, содержат в себе нормы права, рассчитаны на неоднократное их применение и обязательное исполнение неопределенным кругом субъектов; указы Президента Российской Федерации нормативного характера являются наиболее приоритетными по отношению к иным подзаконным актам. Так, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 (в ред. от 14 октября 2014 г. № 668) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» — «установлен порядок опубликования и вступления в силу этих актов»14. Ненормативные указы Президента Российской Федерации, в соответствии с вышеизложенным, не содержат в себе нормы права, рассчитаны на однократное их применение и обязательное исполнение определенным кругом субъектов. По большей степени данные указы Президента Российской Федерации принимаются по различным вопросам управления (например, по назначению либо освобождению от должности) и являются правоприменительными (индивидуальными) актами (поскольку созданы в соответствии с законным полномочием и обращены к определенному субъекту). Так, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 2016 г. № 633 «О Савенкове А.Н.» — «Савенков А.Н. освобожден от должности заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации — начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации по собственному желанию»15.

Распоряжения Президента Российской Федерации, являются подзаконными актами, которые обладают более узким действием, по сравнению с указами. Следует отметить то, что распоряжения Президента Российской Федерации по большей части являются «ненормативными» (соответственно не содержат нормы права) и обращены к исполнению определенным кругом субъектов (т.е. носят индивидуальный характер). Такие распоряжения Президента Российской Федерации принимаются по различным штатным, опера-

тивным, организационным и другим вопросам. Так, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 433-рп «О выделении средств из резервного фонда Президента Российской Федерации» — «установлено, выделение в 2016 г. из резервного фонда Президента Российской Федерации 14 900 руб. Минтруду России для областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Саянский психоневрологический интернат»16. В частности, распоряжения Президента Российской Федерации могут быть и «нормативными» (т.е. содержать нормы права). Так, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 414-рп «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества» — «установлен прилагаемый состав Совета при Президенте РФ по делам казачества»17.

Главной и существенной особенностью актов Президента Российской Федерации является то, что они не могут быть отменены никакими органами государственной власти. Однако, акты Президента Российской Федерации могут быть признаны Конституционным Судом Российской Федерации противоречащими Конституции Российской Федерации и после этого, они становятся недействующими и утрачивают свою юридическую силу. Данная процедура проходит соответственно в порядке конституционного судопроизводства.

Помимо вышерассмотренных актов, Президент Российской Федерации, обращается к Федеральному Собранию Российской Федерации с ежегодными Посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, а также о совершенствовании законодательства. Эти Послания являются официальным политико-правовым документом. Так, 1 декабря 2016 г. в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Феде-

14 Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 (ред. от 14 октября 2014 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.

15 Указ Президента Российской Федерации от 28 ноября 2016 г. № 633 «О Савенкове А.Н.» // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6891.

16 Распоряжение Президента Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 433-рп «О выделении средств из резервного фонда Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2017. № 1. Ст. 158.

17 Распоряжение Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 414-рп «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества» // СЗ РФ. 2016. № 52. Ст. 7625.

рации, которое является 13 по счету, В.В. Путин указал властям, прежде всего «на справедливость, уважение к людям и поддержку гражданских инициатив; реализация данных принципов требует конкретных мер», и Президент подробно остановился на каждой из них18. Также, как отмечалось выше, Президент Российской Федерации подписывает различного рода заключения на проекты Федеральных Законов, которые принимаются в первом чтении Государственной Думы Российской Федерации, являющиеся официальными документами. По своей сути и содержанию заключения Президента Российской Федерации отражают имеющиеся недостатки и противоречия в проекте Федерального Закона, а также какие именно доработки требуется там произвести. Так, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем заключении на проект Федерального Закона № 484412-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», принятого Государственной Думой в первом чтении 22 февраля 2011 г., констатирует, что «данный проект имеет ряд противоречий, а также требует юри-дико-технической и редакционной доработки»19.

Очень важной ветвью государственной власти является Федеральное Собрание Российской Федерации —парламент Российской Федерации как представительный и законодательный орган Российской Федерации, который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Главным предназначением является принятие законов и осуществление народом своей власти через своих представителей. Именно в законах должны выражаться интересы человека, его права и свободы как высшая ценность, поэтому данное положение и содержится в начале (гл. 1) Конституции Российской Федерации. Каждая палата Федерального Собрания Российской Федерации издает собственные акты.

Основным актом Совета Федерации, предусмотренным ст. 102 Конституции Российской Федерации, являются постановления. Так, в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 октября 2016 г. № 464-СФ «О назначении Борисова Олега Владимировича на должность судьи Верховного Суда Россий-

ской Федерации» — «Борисов Олег Владимирович назначен на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации»20. По каким-либо важным общеполитическим и социально-экономическим вопросам, Совет Федерации может выступать с заявлениями и обращениями. Их процедура принятия в целом соответствует процедуре принятия постановлений Совета Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актом Государственной Думы Российской Федерации, предусмотренным ст. 103 Конституции Российской Федерации, являются постановления. Они принимаются по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации (предметы ведения перечислены в ст. 103 Конституции РФ).

Своими постановлениями Государственная Дума принимает ФЗ согласно установленной Конституцией РФ процедуре. Законы принимаются по различным вопросам общественной жизни. Например, ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г., с изм. от 19 декабря 2016 г.) «О полиции», регламентирует основные аспекты деятельности полиции21.

В свою очередь, Федеральные Конституционные Законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации и в порядке ею установленном. Так, Федеральный Конституционный Закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», регламентирует основные аспекты принятия в Российскую Федерацию Республики Крым22.

18 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» // Российская газета. 2016. N° 274 (7142).

19 Заключение на проект ФЗ № 484412-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и признании утратившим силу ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», принятого Государственной Думой в первом чтении 22 февраля 2011 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/10758

20 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 октября 2016 г. № 464-СФ «О назначении Борисова Олега Владимировича на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 45. Ст. 6216.

21 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г., с изм. от 19 декабря 2016 г.) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

22 Федеральный Конституционный Закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // СЗ РФ. 2014. № 12. Ст. 1201.

Если говорить об исполнительной ветви власти, то к ней относят Правительство Российской Федерации. Анализируя название данной ветви власти можно сделать вывод о том, что главной функцией органов, входящих в эту ветвь власти, является исполнение принятых законов и осуществление распорядительной деятельности, основывающейся на Конституции РФ, законах, нормативных указах Президента Российской Федерации. Помимо различных полномочий, Правительство Российской Федерации издает акты, предусмотренные ст. 115 Конституции РФ, которыми являются постановления и распоряжения. Правительство Российской Федерации обеспечивает исполнение этих актов. Согласно Конституции РФ, данные акты обязательны к исполнению в Российской Федерации и они не должны противоречить действующей Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации. В противном случае данные акты могут быть отменены Президентом Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) «О Правительстве Российской Федерации», устанавливает, что «акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства, а акты, касающиеся оперативных и других текущих вопросов, которые не имеют нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства»23. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 1404 «О внесении изменений в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации» — «внесены изменения и дополнения в некоторые подпункты в указанное положение»24. Так, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 декабря 2016 г. № 2737-р — «создано федеральное казенное учреждение «Западное управление дорожного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации»25.

Другим важнейшим элементом данной системы являются органы судебной власти. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. В Российской Федерации, действуют: а) федеральные суды; б) суды субъектов Российской Федерации. Их главная функция — осуществление правосудия, путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебные акты по

каждому виду судопроизводства различны между собой по своему содержанию. Они могут быть следующие: постановления, определения, заключения, приказы, решения.

В заключение следует отметить, что акты органов государственной власти являются основополагающей формой управления государством посредством правового воздействия на общественные отношения, которые требуют сбалансированного подхода в их организации. Поскольку в нашем государстве имеется огромное множество общественных отношений, существующих в различных сферах жизнедеятельности, постольку законодательством РФ и предусматривается целый ряд актов, издаваемых органами государственной власти. К сожалению, в настоящее время, общественные отношения, которые складываются именно в социально-экономической сфере, имеют множество трудностей. О том, как преодолеть это, ежегодно упоминается Президентом Российской Федерации в Посланиях Федеральному Собранию. Поэтому можно сказать, что на издание актов органов государственной власти оказывают некое влияние условия жизни общества в целом, поскольку одной из главных задач нашего государства является обеспечение достойного уровня жизни и правовая защищенность каждого гражданина. Только лишь с помощью правового регулирования общественных отношений достигается должный государственный и общественный порядок, при котором обеспечивается демократическое государство, где признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы каждого человека и гражданина. По нашему мнению, под более полным и правильным определением «актов органов государственной власти» следует понимать — «официальный письменный документ, имеющий строгую внутреннюю структуру, отвечающую правилам юридической техники, принимаемый в соответствии с установленной процедурой уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом и содержащий в себе их властное предписание, которое устанавливает возникновение, изменение и прекращение правоотношений».

24 Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 1404 «О внесении изменений в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 52. Ст. 7667.

25 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 2737-р // СЗ РФ. 2016. № 52. Ст. 7727.

Нормы международного частного права подразделяются на:

  • отсылочные (коллизионные);
  • нормы прямого действия.

Нормы прямого действия делятся на:

  • материально-правовые;
  • процессуально-правовые.

Материально-правовые нормы – нормы, прямо и непосредственно регулирующие поведение субъектов международного частного права, определяющие содержание их прав и обязанностей. Материально-правовые нормы содержатся в международных соглашениях, а также во внутреннем законодательстве, специально предназначенном для регулирования отношений с иностранным элементом. К таким нормам относятся нормы:

  • регулирующие внешнеэкономическую деятельность;
  • определяющие правовое положение различных обществ с иностранными инвестициями, учрежденных на территории России;
  • касающиеся режима инвестиций. Инвестиционной деятельности на территории РФ;
  • определяющие статус граждан в России за рубежом;
  • определяющие права и обязанности иностранных граждан и организаций в сфере гражданского, семейного и трудового права.

Вышеуказанных нормы содержат прямое предписание, непосредственно определяющее права и обязанности участников правоотношений с иностранным или международным элементом.

Коллизионные нормы – нормы, указывающие право какого государства подлежит применению к данным отношениям.

Коллизионная норма состоит из объема и привязки. Объем указывает вид частного правоотношения с иностранным элементом, а привязка указывает на закон (правовую систему), которая подлежит применению к данному виду отношений. Международному частному праву известны несколько видов привязок:

1. Личный закон – привязка, применяемая для установления статуса сторон частного правоотношения:

  • закон гражданства – применяется право государства, гражданином которого является участник частноправового отношения;
  • закон местожительства – применяется право государства, на территории которого участник частноправового отношения проживает.

2. Личный закон для юридического лица или Закон национальности – указывает на принадлежность юридического лица к правовой системе определенного государства и соответственно на его государственную принадлежность. Национальность юридического лица определяется с помощью правил прикрепления;

  • по закону местонахождения административного центра (Франция, ФРГ);
  • по закону места осуществления основной деятельности (в развивающихся странах);
  • по закону места учреждения, регистрации устава (РФ; США).

3. Закон местонахождения вещи – означает выбор права к вещным правоотношениям и предполагает применение права государства, на территории которого находится вещь.

4. Закон, избранный лицом, совершившим сделку – «автономия воли» означает применение права того государства, которое выберут сами стороны-участники частного правоотношения.

5. Закон места совершения акта – применению подлежит право государства, на территории которого совершен частноправовой акт. Выделяются также:

  • Закон места совершения договора – применяется право государства, где заключен договор;
  • Закон места исполнения договора – применяется право государства, где обязательство, вытекающее из договора подлежит исполнению;
  • Закон места совершения брака – применяется право государства, на территории которого заключен брак;
  • Закон места причинения вреда – применяется прав государства, на территории которого был причинен вред;

7. Закон места работы – применяется право страны, где осуществляется трудовая деятельность;

8. Закон флага – означает право государства, флаг которого несет судно;

9. Закон суда – к судебному разбирательству применяется право той страны, где рассматривается спор.

В апреле россиянам предстоит высказать свое мнение об изменениях в Конституции.

Закон об изменениях в Основной закон страны принят депутатами Госдумы, одобрен Советом Федерации, Заксобраниями всех 85 субъектов федерации, подписан президентом, а Конституционный суд признал, что поправки соответствуют законодательству. Однако в силу они вступят только после того, как на общероссийском голосовании, которое назначено на 22 апреля, их одобрят граждане страны.

Поправки в Конституцию оставили незыблемыми основополагающие нормы, но наполнили конкретикой ряд декларативных положений. О некоторых из них — в нашем материале.
По данным профильного комитета по госстроительству и законодательству в процессе работы над документом объем Основного закона увеличился примерно на 50%. Изменения направлены на защиту суверенитета, укрепление целостности государства, сохранение традиций и исторической памяти. Была сформирована рабочая группа по работе над поправками, в нее вошли юристы, представители Госдумы, общественности, деятели культуры и науки.

Мнения для формирования поправок собирались во всех регионах. Значительную часть инициатив внес в Госдуму Президент РФ — предварительно он подробно обсудил изменения с членами рабочей группы.

О государстве

Поправки в Конституцию станут важным шагом к дальнейшему развитию России как социального госудраства. Основной закон вводятся конкретные нормы о социальных обязательствах перед гражданами, отмечают в Госдуме. К примеру, есть норма о том, что в стране минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет не меньше, чем величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, также вводится обязательная индексация пенсий не реже раза в год.

Приоритетом госполитики РФ станет обязанность по созданию условий для всестороннего духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития детей. Многие ключевые вопросы областей науки, культуры, поддержки семьи оказались в компетенции регионов, президента, правительства.

К примеру, к совместному ведению государства и регионов относится защита института брака как союза мужчины и женщины. «Пока я президент, у нас не будет родителей один и два — у нас будут папа и мама», — сказал Владимир Путин, комментируя ранее эту тему на встрече с рабочей группой.

Президентский срок

Одна из поправок касается исключения слова «подряд» в отношении двух президентских сроков, которые может занимать одно и то же лицо. Ужесточатся и требования к кандидатам: необходимо жить в России не меньше 25 лет, а также не иметь иностранного гражданства или вида на жительство до и во время выборов. Владимир Путин также напомнил, что такие поправки вступят в силу только в том случае, если 22 апреля изменения Конституцию будут поддержаны на общероссийском голосовании.

Однако глава государства счел нецелесообразным убирать из Основного закона ограничение на количество президентских сроков. Он указал на то, что, «когда государство становится более мощным», на первый план выходит именно возможность сменяемости власти.

Поправку пояснил глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников пояснил, что нормы не запускают никакое «обнуление» президентских сроков. Эта поправка носит переходный характер и касается конкретной ситуации, а ограничения для сроков президента РФ в Конституции сохраняются. Если граждане одобрят изменения в Основном законе, то тогда в соответствии с этой поправкой Владимир Путин будет вправе стать кандидатом в президенты в соответствующий срок, уточнил он.

Таким образом, принятая Госдумой поправка о снятии ограничений для главы государства по участию в будущих выборах не предоставляет пожизненного права занимать данную должность. «Первым сроком будет считаться избрание на выборах, проведенных после вступления в силу изменений в Конституцию», — пояснил лидер думской фракции «Единая Россия» Сергей Неверов.

Чиновников ограничили

Поправки в Конституцию касаются и высших должностных лиц. Одобрены изменения, касающиеся запрета ряду представителей власти иметь иностранное гражданство и счета за рубежом, а также хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. Это касается президента, парламентариев, премьер-министра РФ, вице-премьеров, министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, глав регионов и даже судей, прокуроров и Уполномоченного по правам человека в РФ, пишет «Российская газета».

Общие ценности

Самым резонансным изменением является упоминание Бога в Конституции. «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство», — гласит обновление, которое было внесено на рассмотрение президентом. Депутаты Госдумы призывают не вырывать норму из контекста, в первую очередь, в поправке идет речь об исторической связи времен, об объединяющих страну ценностях, но ни в коем случае не стоит искать здесь уход от принципа светского государства и навязывание религии.

Объединяющим россиян ценностям посвящены нормы о сохранении памяти защитников Отечества и противодействии фальсификации истории, положение о русском языке как государственном и культурном и языковом многообразии. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка.

Защита суверенитета

Важная норма — в России не подлежат исполнению решения межгосударственных органов и иностранных судов и арбитражей. Это будет решать Конституционный суд РФ.
Это не значит, что Россия откажется от выполнения своих международных обязательств. «Мы продолжим интенсивно работать на ниве парламентской дипломатии при полном понимании вопроса приоритета Основного закона», — подчеркнул глава комитета госдумы по международным делам Леонид Слуцкий.

Депутаты приняли и поправку, которая гласит, что Россия является правопреемником СССР, в том числе и в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза за пределами территории РФ.

Еще одна поправка предусматривает, что федеральные органы власти могут быть расположены не только в столице, но и в других городах РФ.

Принятый закон также содержит поправку, предусматривающую возможность создания в РФ федеральных территорий.

Изменения в Конституцию РФ будут считаться одобренными, если за них проголосует более половины граждан РФ, принявших участие в общероссийском голосовании. Указом президента решено, что днем проведения голосования станет 22 апреля.

Бюллетень для голосования не будет содержать информацию о сути поправок в Конституцию, так как они слишком объемные

Текст будет доноситься до граждан другими способами, в том числе через мобильное приложение ЦИК. Кроме того, на избирательных участках разместят брошюры с разъяснениями. Также в течение двух недель перед днем голосования информировать граждан о сути предлагаемых поправок в Конституцию и процедуре общероссийского голосования будут волонтеры, которые уже проходят курс обучения. Всего планируется отобрать 100 тысяч добровольцев по всей России. 200 южноуральцев из числа студентов, молодых специалистов уже вступили в ряды «Волонтеров Конституции». Активная работа начнется с 6 апреля. В Челябинской области появятся 30 информационных точек, которые оборудуют в торговых комплексах, больницах и на пешеходных улицах. Волонтеры будут рассказывать о поправках, голосовании и отвечать на вопросы.

Материальные и процессуальные нормы права — материальные нормы права устанавливают права и обязанности субъектов, а процессуальные нормы устанавливают правила реализации норм материального права.

Главное

Материальные нормы права устанавливают права и обязанности субъектов права. Материальные нормы отвечают на вопрос, — «что регулируют нормы права?»

Процессуальные нормы права устанавливают правила реализации материальных норм права. Процессуальные нормы отвечают на вопрос, — «как реализуются нормы права?»

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Нормы права подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права

Материальные нормы права устанавливают права и обязанности субъектов права.

Материальные нормы отвечают на вопрос, — «что регулируют нормы права?»

Примеры материальных норм права

1) Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. (п. 1 ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации)

2) Принудительный труд запрещен (ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации)

3) Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. (ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации)

Нарушение норм материального права в процессе правоприменения является основанием для отмены принятого решения государственным органом или судом.

Так, статья 270. «Основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции» Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (АПК РФ) указывает, что одним из оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является «нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права» (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).

Неправильным применением норм материального права является (ч. 2 ст. 270 АПК РФ):

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона.

Близкие нормы установлены Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ст. 310) и иными нормативными актами.

Процессуальные нормы права

Процессуальные нормы права устанавливают правила реализации материальных норм права.

Процессуальные нормы отвечают на вопрос, — «как реализуются нормы права?»

Примеры процессуальных норм права

1) Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса. (п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации)

2) Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. (ст. 384 Трудового кодекса Российской Федерации)

Пример

«Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012) состоит из разделов:

Вопросы применения норм материального права

Вопросы применения норм процессуального права

Нарушение норм процессуального права в процессе правоприменения может быть основанием для отмены принятого решения государственным органом или судом.

Так, статья 270. «Основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции» Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (АПК РФ) указывает, что одним из оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является «нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права» (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).

«Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения». (ч. 3 ст. 270 АПК РФ).

Близкие нормы установлены Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ст. 310) и иными нормативными актами.

Рубрики:

Норма права

Советуем прочитать

Процессуальное действие — предусмотренное нормами процессуального права действие, совершаемое участниками производства по делу.

Процессуальный срок — промежуток времени, установленный законом или назначенный судом для совершения определенных процессуальных действий.

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

Императивная норма это норма права

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *