Договор перевозки пассажиров и багажа

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (п.

1 ст. 786 ГК).

По своей юридической природе данный договор является консенсуальным, двусторонним и возмездным, а также публичным. В качестве пассажира здесь выступает физическое лицо, пользующееся также правами, предоставленными потребителю законодательством о защите прав потребителей. Перевозчиком является транспортная организация, относящаяся, как правило, к транспорту общего пользования и обязанная осуществлять перевозки по обращению любого гражданина (ст. 789 ГК).

Как и в сфере действия других публичных договоров, Правительство РФ вправе издавать правила, обязательные для сторон данного договора. Например, в настоящее время перевозка пассажиров на железнодорожном транспорте регламентирована Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 11130.

На разных видах транспорта выделяются различные виды договора перевозки пассажира. Так, на морском транспорте регулярные пассажирские линии по видам сообщения дифференцируются на внутренние (каботажные), связывающие российские порты; заграничные (международные), связывающие российские и иностранные порты; местные и пригородные, осуществляемые между пунктами, которые входят в пределы территории, административно подчиненной одному городу

(району)31 .

На морском и воздушном транспорте перевозки пассажиров могут осуществляться на основе чартера, когда по соответствующему договору для перевозки пассажиров и их багажа предоставляется вся или часть вместимости судна на один или несколько рейсов. Однако такие договоры заключаются перевозчиком не с отдельными пассажирами, а с организацией, выступающей в роли фрахтователя, которая в свою очередь заключает с пассажирами договоры об их перевозке.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить, если иное не определено законодательными актами, установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа (п. 1 ст. 740 ГК).

Договор перевозки пассажира консенсуальный, двусторонний и возмездный. Перевозка транспортом общего пользования делает этот договор публичным (п. 1 ст. 396 ГК). Договор перевозки багажа реальный, двусторонний и возмездный.

Сдача пассажиром к перевозке багажа дополняет правоотношения по перевозке пассажира сопутствующим правовым институтом, что внешне проявляется в особенностях правового регулирования отношений по перевозке пассажиров и багажа.

Источники правового регулирования. В гл. 40 ГК содержатся лишь общие положения применимые к отношениям по перевозке пассажиров и багажа. Акцент в правовом регулировании данных отношений смещается в сторону транспортных уставов и кодексов, а также правил перевозки пассажиров и багажа отдельными видами транспорта. Как правило, нормы о перевозке пассажиров и багажа в транспортных уставах и кодексах расположены в отдельных главах: Кодекс торгового мореплавания – гл. 12 «Морская перевозка пассажиров»; Кодекс внутреннего водного транспорта – гл. 11 «Перевозка пассажиров и багажа внутренним водным транспортом»; Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» – гл. 4 «Автомобильные перевозки пассажиров». Одним из исключений является Воздушный кодекс, в гл. 14 которого содержатся нормы и о перевозке пассажиров, багажа и о перевозке грузов.

В соответствии с п. 2 ст. 740 ГК, если иное не предусмотрено законодательством, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом или иным документом, предусмотренным законодательством, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства. Как правило, формы билета и багажной квитанции определяются правилами перевозок отдельными видами транспорта. Билет и багажная квитанция могут быть как на предъявителя, так и именными (например, на воздушном транспорте).

Согласно п. 2 ст. 744 ГК плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, устанавливаемых в соответствии с законодательством. Так, в соответствии со ст. 104 КВВТ плата за перевозку пассажиров и багажа внутренним водным транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, в порядке, установленном Правилами перевозок пассажиров и багажа и иным законодательством Республики Беларусь.

Права и обязанности пассажиров, а также перевозчиков определяются транспортными уставами и кодексами. В п. 3 ст. 740 ГК содержится указание лишь на отдельные из прав пассажиров (право на бесплатный провоз ручной клади в пределах установленных норм, право сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу).

Общие условия перевозки пассажиров содержатся в ст. 99 Воздушного кодекса с указанием на обязанность перевозчика организовать обслуживание пассажиров воздушных судов и обеспечить их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах. Перечень услуг и порядок их предоставления пассажирам воздушных судов определяются авиационными правилами, а также правилами воздушных перевозок, установленными перевозчиком.

Права и обязанности пассажиров, а также Белорусской железной дороги и ее предприятий при железнодорожных пассажирских перевозках и перевозках багажа определяются разделом VI Устава железнодорожного транспорта общего пользования. В частности, согласно абз. 7 ч. 1 п. 94 Устава пассажир имеет право занять в пути следования по согласованию с начальником поезда место в вагоне более высокой категории с доплатой разницы в стоимости проезда при наличии свободных мест.

При пассажирских перевозках внутренним водным транспортом обязанности перевозчика определены ст. 106 КВВТ, а права и обязанности пассажира ст. 107 КВВТ. Так, перевозчик обязан обеспечить пассажирам условия проезда, установленные стандартами и другими обязательными нормативами, в соответствии с комфортабельностью судна, а также категорией пассажирских мест.

Особенности ответственности при перевозках пассажиров и багажа определяются транспортными уставами и кодексами. Так, в соответствии со ст. 152 КТМ ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется по правилам Гражданского кодекса Республики Беларусь, если иным законодательством Республики Беларусь или договором морской перевозки пассажира не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа определяется по правилам ст. 153 и ст. 154 КТМ. Ответственность перевозчика и пассажира при перевозках внутренним водным транспортом определяется нормами главы 12 КВВТ, а ответственность Белорусской железной дороги, ее предприятий и пассажиров нормами, содержащимися в разделе VII Устава железнодорожного транспорта общего пользования.

ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных договором (ст. 16 Закона Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Договор транспортной экспедиции – консенсуальный, двусторонний и возмездный. Исходя из того, что в основу классификации гражданско-правовых договоров положен утвердившиеся в юридической литературе признак системной направленности на достижение определенного результата, а воля сторон направлена на совершение договора транспортной экспедиции, представляется маловероятным позиционирование договора экспедиции как договора реального в тех случаях, когда экспедитором выступает перевозчик.207

Источники правового регулирования. Общие положения о договоре транспортной экспедиции содержатся в гл. 41 ГК. Отдельные нормы, касающиеся транспортной экспедиции, включены в транспортные уставы и кодексы. Основные положения содержатся в Законе Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности». Применяются также Законы «Об основах транспортной деятельности» и «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».

Отношения транспортной экспедиции регулируются также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 1766.

На чем «делать деньги»?

Это первый вопрос, который возникает при желании «уйти в бизнес». Ответ, на первый взгляд, прост и очевиден – на том, что люди всегда будут делать и за что всегда будут платить. Они будут есть (производство и продажа продуктов питания), одеваться (торговля одеждой и обувью различных ценовых сегментов), умирать (похоронные услуги). И, конечно, ездить. Так что пассажирские перевозки выглядят вполне привлекательным видом предпринимательской деятельности.

Однако следует учитывать, что это рынок с крайне высокой конкуренцией. Он давно «окучен» государственными, муниципальными и частными автотранспортными предприятиями. Поэтому на регулярных и таксомоторных перевозках начинающему индивидуальному предпринимателю мало что светит. Особенно после вступления в силу в июле 2015 года Федерального закона № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». Остается «ниша» заказных перевозок. В отличие от регулярных и таксомоторных, заказные перевозки осуществляются по договорам и разовым заказам организаций и населения.

В чем разница?

Пассажирские перевозки делятся на регулярные, которые предполагают движение автобусов по расписанию, разовые заказные, когда автобус заказывают специально для перевозки группы людей, а также перевозки пассажиров легковым такси.

При этом для регулярных перевозок требуется получение лицензии, что означает обязанность перевозчика иметь ремонтную базу, оборудованные стоянки для автобусов, организовывать предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств и регулярное проведение его технического обслуживания, проводить инструктажи водителей по безопасности дорожного движения и контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха.

Указанные требования являются лицензионными. Их соблюдение контролируется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), а нарушители привлекаются к строгой административной ответственности вплоть до приостановления и прекращения действия лицензии.

Первые шаги

Для заказных перевозок получать лицензию не нужно, поскольку в 2009 году был введен уведомительный порядок осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автобусами (заказные перевозки), и по данному виду деятельности было отменено лицензирование (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» ).

Как же уведомить власти о том, что вы начали бизнес – заказные перевозки?

Нужно составить и отправить (в двух экземплярах) в Управление государственного автодорожного надзора (непосредственно или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя) уведомление, составленное по установленной форме (информация о порядке предоставления государственной услуги размещена на официальном сайте Ространснадзора www.rostransnadzor.ru).

Нужно будет указать:

  • полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии) наименование юридического лица, его организационно-правовую форму, фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

  • почтовые адреса юридического лица, его филиалов и представительств, мест фактического осуществления заявленного вида (видов) деятельности, мест фактического осуществления заявленного вида (видов) деятельности индивидуальным предпринимателем;

  • основной государственный регистрационный номер юридического лица или основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

  • идентификационный номер налогоплательщика, дату постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;

  • вид деятельности, виды работ (услуг), выполняемых в составе деятельности, о начале которой сообщается в Уведомлении.

Кроме того, тип, марку, модель транспортного средства; год выпуска; пассажировместимость / грузоподъемность (при перевозке грузов); государственный регистрационный знак транспортного средства; идентификационный номер (VIN); право владения транспортным средством (собственность; срок окончания договора аренды или договора лизинга или доверенности); наличие прибора регистрации труда и отдыха водителя (тахографа); наличие договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСАГО).

Уведомление вносится в Реестр уведомлений. Данная госуслуга должна быть предоставлена Заявителю в день обращения.

Регулирование и ответственность

Отсутствие лицензирования, однако, не означает, что заказные перевозки могут осуществляться перевозчиками по своему усмотрению. Такие перевозки должны быть организованы в соответствии с «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112).

Согласно разделу 3 указанных Правил, перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 259:

  1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
  2. Договор фрахтования должен включать в себя:
    • сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
    • тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);
    • маршрут и место подачи транспортного средства;
    • определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
    • сроки выполнения перевозки;
    • размер платы за пользование транспортным средством;
    • порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

Это необходимо знать

В автобусе постоянно должны находиться: страховка ОСАГО, свидетельство о регистрации транспортного средства, путевой лист на поездку, приложение к договору о правилах поведения пассажиров в автобусе (по договору заказчик несет ответственность за ознакомление пассажиров с этими правилами и за их соблюдение).

Тахограф имеет право проверять только сотрудник транспортной инспекции.

На каждого пассажира междугороднего следования должна быть оформлена страховка.

В случае проверки сотрудниками ГИБДД нужно предъявить водительское удостоверение, путевой лист со штампом прохождения врача и механика, страховку, диагностическую карту автобуса, документы на автобус.

Это, безусловно, не все. Организация пассажирских перевозок – процесс сложный, многогранный и ответственный. И при осуществлении этого вида деятельности откроется еще масса нюансов. Но вышеописанные шаги позволят вам понять, с чего начать.

В добрый путь!

База нормативно-правовых актов:

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ
  2. Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584
  3. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112
  4. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ

В.Т. Батычко
Гражданское право (Часть II) в вопросах и ответах
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008.

Предыдущая

Транспорт играет большую роль в жизнедеятельности государства. Он не создает новых материальных ценностей, а его продукцией является упорядоченная деятельность по территориальному перемещению грузов или людей. Транспорт является связующим звеном экономики России, которое охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.

Транспортная деятельность развивается (в основном) под воздействием гражданского права. В то же время транспортные перевозки регулируются не только гражданским правом, но и специальным законодательством.

Транспортные обязательства представляют собой обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозками.

Виды транспортных обязательств (договоров):

— договоры перевозки;

— договоры об организации перевозок;

— вспомогательные (сопутствующие) договоры.

Договоры перевозки:

— перевозка грузов;

— перевозка пассажиров;

— перевозка багажа (грузобагажа);

— перевозка по железной дороге;

— воздушные перевозки;

— морские перевозки;

— автомобильные перевозки;

— речные перевозки (внутренние воды).

По договору перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).

Договор перевозки грузов представляет собой соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте применяется единая для данного транспорта форма основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют и собственные проформы коносаментов. Порядок выдачи и принятия груза, поступившего в адрес грузополучателя, приобретает важное юридическое значение, поэтому оно четко регламентируется специальным законодательством.

Договор перевозки груза подчинен общим началам обязательственного права, а также общим положениям о договоре. Общие положения о договоре предусматривают общие правила об условиях договора, его заключении, изменении и расторжении. Но с учетом диспозитивного характера большинства норм гражданского законодательства в сфере обязательственного права и особенностей транспортных операций заключение и исполнение договора перевозки груза практически подчинены нормам транспортного законодательства, которые учитывают особенности такого договора и его специфику на отдельных видах транспорта.

Договор перевозки грузов:

— возмездный;

— взаимный;

— публичный;

— трехсторонний договор (все участники имеют права и обязанности;

— на морском транспорте – консенсуальный договор.

Стороны в договоре перевозки грузов:

— перевозчик (транспортная организация, юридическое лицо, железная дорога, автопредприятие, пароходство, необходима лицензия на эти работы);

— грузоотправитель (юридическое фактическое (управомоченное) лицо);

— грузополучатель (третье лицо).

Формой договора перевозки груза является единый документ, который оформляет перевозку груза, — транспортная накладная (иные документы). На морском транспорте – коносамент (товарно-распорядительные документы).

Моментом заключения договора перевозки груза является момент (день, час) вручения груза с сопроводительными документами.

Виды договора перевозки груза по числу транспортных организаций:

— Местная перевозка груза реализовывается, когда перевозки осуществляются в пределах одного транспортного предприятия, железной дороги, пароходства.

— Прямая пере возка груза, т. е. договор о прямом сообще нии. Прямыми сообщениями признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвуют несколько предприятий одного вида транспорта.

— Прямая смешанная перевозка груза, т. е. договор о смешанном сообщении. Перевозка груза, при которой на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта. Примером такой перевозки может служить доставка груза от Москвы до Астрахани по железной дороге, а от Астрахани до одного из портов на Каспийском море (на территории России) морским транспортом.

— В случаях, когда участвуют несколько перевозчиков по договору перевозки груза, то такой договор заключается с первой транспортной организацией, и она выступает от всех других перевозчиков (в силу закона или специального соглашения между транспортными организациями).

Виды перевозки груза на морском транспорте:

— Малый каботаж, т. е. перевозка грузов между российскими портами одного и того же моря.

— Большой каботаж, т. е. перевозка грузов, осуществляемая между российскими портами разных морей, даже если судно при этом проходит через иностранные воды.

— Перевозка в заграничном сообщении, т. е. перевозка из российских портов в иностранные порты или обратно.

Виды перевозки груза на автомобильном транспорте:

— Городские перевозки груза, т. е. перевозка груза, которая осуществляется в пределах черты города.

— Пригородные перевозки груза, т. е. перевозки за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно.

— Междугородные перевозки груза, т. е. перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км или из-за пределов Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации.

Предмет договора перевозки груза состоит в доставке вверенного перевозчику груза в конкретный пункт назначения и выдаче его управомоченному на получение груза лицу

Срок договора перевозки груза представляет определенный период, в течение которого груз должен быть доставлен, считается соблюденным, если груз выгружен или подан под разгрузку до истечения срока доставки.

Функции транспортной документации по договору перевозки груза. С учетом особенностей перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму (при перевозках в прямом сообщении — это заявка, договор об организации пере возок грузов; при пере возках грузов в прямом смешанном сообщении — ежесуточная заявка, недельный календарный план, месячный график подачи судов). Транспортные документы являются:

— Доказательством заключения договора перевозки груза.

— Дают право на распоряжение грузом.

— Морской коносамент является товарораспорядительной ценной бумагой.

Существенные условия договора перевозки груза:

— сведения о перевозчике;

— сведения о грузоотправителе;

— сведения о грузополучателе;

— сведения о грузе;

— сведения о пунктах назначения и отправления;

— сведения о сроках и скорости доставки;

— провозная плата.

Содержание договора перевозки груза:

— Погрузка-выгрузка может быть обязанностью и транспортной организации, и грузоотправителя, и грузополучателя.

— Транспортная организация не отвечает если поврежден груз или утрата груза произошла по вине (из-за действий) отправителя — получателя при погрузке-выгрузке.

— Нормативные сроки погрузки-выгрузки (по законодательству).

— При простое — взыскивается штраф, а при досрочной выгрузке-погрузке — премия.

— Провозная плата устанавливается соглашением сторон или по тарифу (грузоотправитель).

— Груз должен быть принят или вывезен получателем, при чем получатель должен принять груз, даже если он не заказaн, и ждать распоряжений.

— Получатель может отказаться от приемки, если качество груза изменилось настолько, что он не может быть принят.

— Получатель должен быть уведомлен перевозчиком, иначе перевозчик будет отвечать за порчу груза.

Получение груза по договору перевозки груза оформляется:

— Получатель должен принять груз в установленный срок, иначе он будет платить дополнительно за хранение.

— Невостребованный груз по истечении установленных сроков подлежит реализации.

Ответственность перевозчика по договору перевозки груза:

— Перевозчик несет ограниченную ответственность (не возмещает упущенную выгоду, а только реальный ущерб).

— Если утраченный груз сдан к перевозке по договору перевозки груза с объявленной стоимостью, то перевозчик несет ответственность в размере этой стоимости.

— При не сохранности груза (утрата, недостача, порча) составляется коммерческий акт (акт общей формы) за подписью обеих сторон. Презумпция вины перевозчика: бремя доказывания лежит на нем.

— Перевозчик по договору перевозки груза отвечает за просрочку в доставке груза (исключительная неустойка — 3% железнодорожной провозной платы, но не больше суммы провозной платы).

Основания освобождения перевозчика от ответственности по договору перевозки груза:

— Вина отправителя или получателя груза.

— Особые естественные свойства груза. Сдача груза без указания на особые меры необходима для его транспортировки. Повреждения — сумма, на которую понизилась стоимость.

Особенности ответственности перевозчика по договорам международной перевозки грузов морским транспортом:

— Морской перевозчик не отвечает за несохранность груза, если это произошло вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в cyдовождении как управлении судном (навигационная ошибка).

— Устанавливается предел ответственности перевозчика за одно место несохраненного груза, если стоимость груза не была объявлена и включена в коносамент.

— В ходе морской перевозки грузов возможно возникновение убытков вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и пере возимого груза от общей для них опасности (институт общей аварии). Такие убытки распределяются между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости путем составления диспаши специалистами (диспашерами, состоящими при Торгово-промышленной палате Российской Федерации).

Особенности ответственности грузоотравителя и грузополучателя по договору перевозки груза:

— Неправильное указание в транспортном документе сведений о грузе.

— Повреждение транспортных средств перевозчика (возмещение ущерба).

— Несвоевременный вывоз груза со станции (порта) назначения (в форме повышенной платы за хранение груза).

— Грузоотправитель и грузополучатель уплачивают штрафы за просрочку сроков погрузки и выгрузки груза.

Основания прекращения договора перевозки грузов:

— Доставка и выдача груза по договору перевозки груза, поступившего в адрес грузополучателя.

— В зависимости от того, исполнено ли обязательство в точном соответствии с его условиями или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание — возникает обязанность перевозчика возместить ущерб.

Договор перевозки пассажира представляет собой соглашение, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется перевести пассажира в обусловленный пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Проездной билет представляет собой документ, оформляющий договор пассажирской перевозки и внесение пассажиром проездной платы. В проездном билете перечислены все основные условия договора (в основном) перевозки пассажира (цена, время отправления, срок годности и другое).

Форма договора перевозки пассажира и багажа:

— Простая письменная форма (проездной билет).

— Существуют именные документы.

Договор перевозки пассажира и багажа – консенсуальный, взаимный, публичный (когда используется транспорт общего пользования), возмездный (по общему правилу, исключение составлz.n отдельные категории граждан, которым законодательством предоставлено право на бесплатный проезд).

Срок договора перевозки пассажира и багажа:

— Разовые договоры по перевозке пассажира и багажа.

— Длительные договоры по перевозке пассажира и багажа (проездные билеты).

Предмет договора перевозки пассажира и багажа:

— Перевозчик должен перевезти пассажира и сданный им багаж в конкретный пункт назначения.

— Пассажир обязан оплатить проезд и провоз багажа. Провоз багажа без пассажира по общему правилу не разрешается. Выдача багажа может быть произведена как самому пассажиру, так и управомоченному им лицу.

Стороны в договоре перевозки пассажира и багажа: пассажир и перевозчик.

Пассажир — лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) данного транспортного средства и имеющее проездной билет. Пассажиром могут быть только граждане. Наряду с пассажиром по одному билету к поездке может допускаться бесплатно и его ребенок, учитывается возраст ребенка.

Перевозчиком по договору перевозки пассажира и багажа могут быть не только государственные или муниципальные организации, но и частные коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, получившие в установленном порядке лицензию.

Обязанности пассажира по договору перевозки пассажира и багажа:

— Оплатить полностью проезд (багаж).

— Хранить билет и предъявлять его.

Права пассажира по договору перевозки пассажира и багажа:

— Занять место согласно приобретенному билету.

— Провозить детей бесплатно и без предоставления места, в зависимости от возраста ребенка. При этом возраст ребенка устанавливается законодательством.

— Бесплатно провозить ручную кладь.

— Сделать остановку с сохранением билета (болезнь).

— Сдать к перевозке багаж за плату.

— Продлить срок годности билета (при болезни изменить маршрут следования).

— Отказаться от перевозки, возвратив неиспользованный билет и получив полную или часть стоимости проезда (в зависимости от времени сдачи билета: за 15 часов – полная стоимость; менее 15 часов — 50% стоимость плацкарты; 00 — 4 часа — стоимость билета — 100% стоимости плацкарты; опоздание до 3 часов — возобновить билет с доплатой плацкарты; если уважительная причина — опоздание до3 суток (подтвердить документально).

Ответственность перевозчика по договору перевозки пассажира и багажа:

— Перевозчик несет ответственность при задержке отправления или прибытия (кроме городского транспорта). Неустойка — 3% от платы за каждый час, но не больше провозной платы железной дороги. Авиа — 25% от месячного размера оплаты труда за каждый час, но не более 50% платы.

Багаж по договору перевозки пассажира и багажа:

— Оформляется багажной квитанцией при предъявлении проездного билета, делается отметка о сдаче.

— Багаж перевозится в ближайшем поезде.

— Прибывший багаж хранится в течение 1 суток с 00 часов тех суток, в которые прибыл.

— Если багаж не востребован в течение 30 дней, то он продается.

Претензии предъявляются по договору перевозки пассажира и багажа в течение 45 дней.

Претензионный порядок считается соблюденным, если:

1. Претензия заявлена в установленный срок.

2. Претензия заявлена надлежащим заявителем.

3. Претензия заявлена к надлежащему перевозчику.

4. К претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента.

Договор транспортной экспедиции представляет собой соглашение, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Договор транспортной экспедиции – взаимный, возмездный, консенсуальный (когда организуется выполнение услуг) или реальный (когда выполняются услуги).

Предмет договора транспортной экспедиции:

— Услуги, связанные с перевозкой груза.

— Услуги, оказываемые экспедитором, могут быть основными и дополнительными. Это определяется договором транспортной экспедиции, заключаемым между экспедитором и клиентом.

Клиентом по договору транспортной экспедиции может быть отправитель, получатель груза, пере возчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза.

Экспедитор по договору транспортной экспедиции может быть любое юридическое лицо — предприниматель, а также гражданин, получивший статус предпринимателя. Для осуществления экспедиционной деятельности необходимо получение лицензии.

Форма договора транспортной экспедиции;

— Простая письменная форма договора.

— Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Срок договора (виды) транспортной экспедиции:

— Разовые договоры транспортной экспедиции.

— Длительные договоры транспортной экспедиции.

— Долгосрочные договоры транспортной экспедиции.

Ценой договора транспортной экспедиции является вознаграждение экспедитора (тарифы, такса) по соглашению сторон в данном договоре.

Основные особенности договора транспортной экспедиции:

— Клиент по договору транспортной экспедиции должен вы дать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

— За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность в соответствии с законодательством России.

— Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о грузе, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.

— Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив другую сторону в разумный срок.

— При одностороннем отказе сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора транспортной экспедиции.

— Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора транспортной экспедиции не следует, что он должен исполнить эти обязательства лично.

Основными функциями клиента по договору транспортной экспедиции являются предоставление груза, принятие его от экспедитора после его прибытия и уплата экспедитору соответствующего вознаграждения за оказанные услуги.

Основной функцией экспедитора по договору транспортной экспедиции является обязанность выполнить операции, связанные со сдачей груза органам транспорта в целях его отправки и принятием груза от органов транспорта по его прибытии в пункт назначения, за определенное вознаграждение. Экспедиторские услуги подлежат обязательной сертификации

Прекращение договора транспортной экспедиции: Односторонний отказ от договора транспортной экспедиций

(с предупреждением стороны в разумный срок и возвращением убытков другой стороне).

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Договор перевозки пассажира и багажа – это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

Обязательство по перевозке багажа является факультативным, охватывается содержанием договора перевозки пассажира и не образует отдельного договора по перевозке багажа.

Помимо Гражданского РФ, транспортных уставов и кодексов, иных федеральных законов, отношения по перевозке грузов и багажа регулируются специальными правилами. Например, Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте, Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, Общие правила воздушных перевозок, Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, Правила перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте и иные правовые акты.

Договор перевозки пассажира и багажа является публичным (ст. 789, 426 ГК РФ). По способу заключения такой договор относится к договорам присоединения, поскольку пассажир присоединяется к опубликованным в правилах условиям перевозки.

В зависимости от видов пассажирского транспорта и пределов его действия договор перевозки пассажира и багажа может иметь конструкцию консенсуального или реального. Например, при перевозках в пределах населенных пунктов автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом заключается реальный договор путем конклюдентных действий со стороны пассажира (акцепт), откликнувшегося на публичную оферту перевозчика, остановившего транспорт на остановочном пункте. При предварительной продаже билетов договор перевозки пассажира будет иметь конструкцию консенсуального. В данном случае речь также идет о приобретении месячного либо на иной срок абонементного билета, жетона, пластиковой карты. Договор авиаперевозки пассажира может быть заключен путем оформления билета в электронной форме.

Договор перевозки пассажиров и багажа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *