Внеурочная деятельность

Внеурочные занятия в начальной школе в объеме 10 часов в неделю предусмотрены ФГОС. Они являются частью образовательной программы и могут быть только бесплатными. Законодательство запрещает взимать плату за преподавание предметов, которые предусмотрены ФГОС, в том числе преподавать их в качестве платных образовательных услуг.

Но при этом школа вправе предлагать на добровольной основе дополнительные платные образовательные услуги, наименование которых не совпадает с предметами, предусмотренными образовательной программой школы.

Можно ли проверить обоснованность установления платы за кружки?

Родители могут ознакомиться с образовательной программой для начальной школы на текущий учебный год. Эта программа должна быть доступна на сайте школы (это требование закона) или, при отсутствии на сайте, должна предоставляться по первому требованию для ознакомления.

В образовательной программе должны быть закреплены программа курсов внеурочной деятельности и план внеурочной деятельности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.

Также на сайте школы должен быть опубликован перечень платных услуг. Если информации нет на сайте (на стенде), родители могут запросить ее у администрации школы, в том числе ознакомиться с перечнем платных услуг, положением об оказании платных услуг, калькуляцией стоимости услуг.

Если кружки, которые внезапно стали платными, включены в план внеурочной деятельности в образовательной программе, взимание платы является незаконным. Оплата этих кружков производится за счет бюджетных средств.

Если в образовательной программе вообще не предусмотрено бесплатных часов внеурочной деятельности, это также является нарушением. Родители вправе требовать через орган управления образованием муниципального образования включения этих «бесплатных» часов внеурочной деятельности в учебный план.

И в случае отсутствия внеурочной деятельности в образовательной программе вообще, и в случае взимания платы за внеурочную деятельность, предусмотренную образовательной программой, родители могут обжаловать это нарушение в Рособрнадзор, в полномочия которого входит контроль школ на предмет выполнения ими ФГОС. Незаконное взимание платы также можно обжаловать в прокуратуру.

Однако, если данные кружки были включены в перечень дополнительных платных образовательных услуг, реализуемых в образовательной организации, то в этом случае взимание платы за посещение кружков является законным. Посмотрите оба документа — перечень платных услуг и план внеурочной деятельности. Возможно, по каким-то причинам одни кружки в плане внеурочной деятельности заменили на другие — в этом случае родителям должны предложить другие занятия в объеме до 10 часов в неделю бесплатно.

Одна из проблем, которая волнует родителей школьников — это внеурочная деятельность, о чем можно судить по их отношению к внеурочной деятельности, представленному на форумах в сети «Интернет»:

— Внеурочная деятельность сводится к насильственному принуждению посещения занятий, организованных самими же учителями, которые вряд ли что-то могут дать детям в области
дополнительного образования.
— Внеурочка в наших российских школах — это лишь способ получить финансирование. И никого не волнует, что ради этого дети должны высиживать скучные занятия шестым и седьмым уроками.
— Задумка хорошая, но выбора особо нет.
— У нас внеурочка — это не кружки, а обязательные предметы. Учителя ругаются на собраниях, а принудить все равно не могут.
— У нас все дни поставили внеурочку, по 2 урока, в т. ч. динамическую паузу, которая моему ребенку нафиг не нужна. Слоняться по школьной площадке.
Но не везде так плохо:
— У нас очередь на внешкольные занятия, есть языки, шахматы, спорт и т.д. по интересам. И дети рады, и родители.
— У нас эта «внеурочка» — реально интересные кружки. Причём, по каждому направлению выбор есть. Детям нравится.
— У нас школа «полного дня пребывания». Дети в ней с утра и до 18 часов. Вся внеурочка добровольная.

Примечание.

В настоящее время следует руководствоваться письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» (подробности в нашем блоге в статье «Мипросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия».

Что такое внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность школьников в основной образовательной программе образовательной организации
Согласно Федеральному закону об образовании содержание образования образовательной организации определяется её основной образовательной программой (далее -ООП), разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно.
Согласно ФГОС ООП реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Организационными механизмами реализации ООП являются Учебный план и План внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и включается в организационный раздел ООП. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательная организация.
Из Федерального закона об образовании:
«образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Основные направления внеурочной деятельности
Согласно ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
Формы реализации основных направлений внеурочной деятельности
Как сказано в ФГОС, внеурочная деятельность реализуется в таких формах как кружки, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, конференции, школьные научные общества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и в других формах на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Это же положение подтверждено и СанПин 2.4.2.2821-10:
— «Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений».

В нем также отмечено, что «часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий».
В каком объеме реализуется внеурочная деятельность
Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
— для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
— на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.
О наполняемости групп при внеурочной деятельности
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не менее 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.
Значение внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его.
В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.
Кроме того для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения позволяет предоставить своим детям такую возможность на бесплатной основе.

Что обязательно и что по выбору
Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе.
Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Откуда следует, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
Обратим внимание на положения ст.34 Федерального закона об образовании, согласно которой обучающиеся имеют право:
— «на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
— «на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами».
Таким образом, если обучающийся посещает кружки, спортивные секции и т. д. в учреждениях дополнительного образования, то он может обратиться в администрацию образовательной организации, в которой он обучается, с просьбой зачесть его результаты по соответствующему направлению внеурочной деятельности при условии, если в образовательной организации имеется соответствующий локальный акт.

Закон РФ » Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Приступая к разговору о направлениях внеурочной деятельности по ФГОС, вначале расшифруем эту аббревиатуру.

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт – документ, в котором отображаются основные требования, предъявляемые государством к обучающим программам образовательных учреждений всех типов – от дошкольных до профессиональных. Он является обязательным к применению учебными заведениями на всей территории Российской Федерации. Благодаря ФГОС обеспечивается преемственность образовательного цикла на всем его протяжении.

Типы ФГОС

Существуют различные типы ФГОС, в зависимости от того, для образовательных учреждений какого уровня они предназначены. Государственный стандарт общешкольного образования в РФ уделяет особое внимание не только изучению основных школьных предметов в форме уроков, но и внеурочной деятельности.

Направления внеурочной деятельности по ФГОС различны: игровые, познавательные, досуговые, творческие, трудовые, спортивные. Они способны удовлетворить интересы любого школьника, его потребности в самореализации.

Внеурочная деятельность имеет важное значение для нормального физического и интеллектуально-нравственного развития детей и подростков, а также для их социальной адаптации и привития им трудовых навыков, необходимых во взрослой жизни и облегчающих профессиональную ориентацию в будущем.

Основные виды организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в школе осуществляется несколькими способами. Многие дети, помимо общеобразовательной, посещают так называемые специальные школы: музыкальные, художественные, спортивные и т.д. Но такого рода занятия возможно организовать и в рамках стандартной школьной программы. Основной вид организации внеурочной деятельности в школе – секции и кружки. Занимаясь в них, учащиеся развиваются физически и интеллектуально, расширяют свой кругозор, углубляют знания по основным школьным предметам, порой выходя достаточно далеко за рамки стандартной учебной программы, получают навыки практической и научной деятельности, что может пригодиться им при обучении в профессиональных учебных заведениях.

Исходя из формы осуществления, виды внеурочной деятельности можно разделить на теоретические и практические.

Сколько основных направлений имеет внеурочная деятельность?

На самом деле внеурочная деятельность имеет множество направлении. Какие из них сделать основными, решает для себя каждая конкретная школа и каждый конкретный педагог, опираясь на главную цель: воспитание гармоничной и разносторонней личности.

Перечислим наиболее популярные направления и виды деятельности во внеурочной работе:

  • Оздоровительно-спортивное направление достигается путем организации при школе спортивных секций для занятий различными видами спорта.
  • Интеллектуально-культурное обеспечивается занятиями в кружках художественного плана (музыкальных, драматических, изобразительного искусства), а также организацией школьных экскурсий по музеям и театрам.
  • Занятия туризмом способствуют развитию интереса к родному краю, его природным и историческим достопримечательностям.
  • Профессионально-бытовые навыки дети могут получить в кружках по различным видам технического моделирования и рукоделия.
  • Работа в предметных кружках (математических, биологических, литературных) играет важную роль в процессе более раннего определения способностей и наклонностей, имеющих отношение к профориентации школьников.
  • Социальной адаптации могут способствовать так называемые ролевые игры, моделирующие различные ситуации бытового или общественного характера и облегчающие усвоение детьми правил поведения в них. В младших классах это могут быть игры типа «Мы пришли в магазин», «Дорога и дорожное движение», «На приеме у врача». Более старшие школьники с интересом имитируют работу взрослых учреждений, выступая в роли директора и других членов трудового коллектива, или организуют, скажем, избирательную кампанию по выборам президента школьного совета, попутно вникая во все тонкости и подробности избирательного процесса как такового.

В качестве организатора внеурочной деятельности в общеобразовательной школе, как правило, выступает в основном ее собственный педагогический коллектив, но иногда привлекаются и преподаватели из школ дополнительного образования. Активное участие в ней способствует ускорению и облегчению социальной адаптации ребенка не только в образовательном учреждении как таковом, но и в обществе в целом, т.к. школа, в сущности, является одной из основных его моделей.

В начальных классах внеурочная деятельность выступает преимущественно в игровой форме, и это естественно. Младшие школьники – дети в полном смысле этого слова, и в силу возраста еще не способны ни к сколько-нибудь значительным нагрузкам – как физического, так и умственно-эмоционального плана, ни к точному определению сферы своих интересов, ни к концентрации усилий в этой сфере. Но по мере взросления детей она постепенно приобретает четкие и серьезные очертания, и работа в ней все более приближается к формам деятельности взрослых. Старшеклассники уже организуют школьные научные общества, становятся участниками различных олимпиад – спортивных, технических, предметных, завоевывая призовые места в них и поднимая таким образом как свой собственный рейтинг, так и престиж своего учебного заведения.

Учеба в школе – это не только уроки. Привыкнуть к этому придется из-за новых образовательных стандартов.

За первые две недели сентября мы все уже успели основательно погрузиться в новый учебный год. Освоены новые имена-отчества учителей, прочитаны первые главы в учебниках и исписаны десятки строчек в тетрадях. Образовательный процесс идет полным ходом. И кое-кого уже начал беспокоить. А именно, родители ребят начальной школы, да и пятиклашек тоже выражают свое пока что сдержанное недоумение: почему дети так долго находятся в школе?

Они приходят домой только в три-четыре часа дня и только потом садятся делать домашние задания. А как же погулять-отдохнуть, сходить на занятия в школу искусств или просто почитать книжку? Свободного времени нет совсем, детство проходит мимо, вместе с последними теплыми осенними деньками. Давайте разберемся, почему и чем наши младшие и средние школьники заняты в школе после окончания уроков.

Основная причина – введение новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС). Начальная школа эти стандарты осваивает уже несколько лет, а средняя вступила в свою новую эру совсем недавно. Но в любом случае родителям уже должно быть знакомо такое словосочетание – внеурочная деятельность.

– Под внеурочной деятельностью, – сообщает нам главный специалист отдела общего и дополнительного образования департамента образования Лидия Буровихина, – понимается образовательная деятельность, по форме отличающаяся от урочной и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Тут надо сделать небольшое отступление. Дело в том, что во всех российских школах обучение идет в соответствии с базисным учебным планом. Он в свою очередь делится на обязательную часть, которую должны освоить все без исключения школьники, и вариативную, которую формируют сами школы. Эта вторая часть плана призвана обеспечить реализацию индивидуальных потребностей ребенка и в соответствии с требованиями стандарта осуществляется через внеурочную деятельность. Хочется подчеркнуть, что внеурочная деятельность – это не группа продленного дня. Это равноправная часть всего образовательного процесса.

Каждая школа подходит к организации внеурочной деятельности в меру фантазии руководителей и по возможностям кадрового состава. Формы занятий могут быть самыми разными: экскурсии, кружки, секции, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и так далее.

В авторских программах, которые выложены на сайтах тольяттинских школ, чаще всего встречаются такие посылы: воспитание, развитие, творчество. Например, в авторской программе Т.В. Четковой «И в миру, и в ладу» (школа № 94) написано, что эта программа подразумевает формирование личности гражданина России посредством воспитания таких качеств, как патриотизм, гражданственность, уважение к истории своего народа, приверженность национальным традициям, знание культурного наследия своего и других народов. Автор ставит перед собой очень правильные задачи и вот на какие мысли наводит.

Все мы часто поминаем советское образование, кто добрым словом, кто не очень. Так или иначе, но раньше воспитанием всесторонне развитой личности гражданина и патриота школа занималась по велению партии и правительства. Потом в наступившем хаосе девяностых эта функция от школы ушла в небытие. И общество забило тревогу.

Спустя почти двадцать лет государство спохватилось, что без воспитания базовых ценностей в школе никак не обойтись. И в новых государственных стандартах министерские чиновники эту функцию прописали.

Внеурочная деятельность, конечно же, не ограничивается только духовно-нравственным воспитанием. В школах в обязательном порядке должны быть организованы занятия по социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному, спортивно-оздоровительному направлениям. По часам на это все отводится не очень-то много времени: от одного до трех занятий в день для начальной школы. Причем эти занятия – не уроки, они проходят (или должны проходить) весело и интересно, без домашних заданий.

Но все же можно ли отказаться от внеурочной деятельности, если родители считают такую нагрузку чрезмерной для своего ребенка?

– Развитие ребенка – процесс целенаправленный и не может быть обеспечен в полном объеме только в процессе учебной деятельности, – поясняет Лидия Буровихина, – поэтому если обучающийся посещает специализированные учреждения дополнительного образования (музыкальная школа, детская хореографическая школа, бассейны, спортивные секции и так далее), то родителям достаточно письменно поставить в известность об этом классного руководителя и администрацию образовательного учреждения. Таким образом, учащийся может не посещать внеурочные занятия в школе по тем направлениям (а их пять), которые дублируют занятия в учреждении дополнительного образования.

То есть если ребенок ходит в музыкальную школу, то он может не посещать, например, школьный хор.

Кстати, сколько нареканий ко всем властям было совсем недавно: дети мотаются по улицам, нет бесплатных кружков и секций. Теперь же школа обязана занимать детей – творчеством, спортом, обязана развивать интеллект и воспитывать. И это, в конце концов, оплачивается государством. А вот что из этого получится, мы все оценим несколько позже.

Внеурочная деятельность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *