Пленум верховного суда о лишении родительских прав

Помощник Кунцевского межрайонного прокурора г. Москвы Ю.В. Гусева, разъясняет, что Пленумом Верховного Суда Российской Федерации вынесено постановление от 14.11.2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенок при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав».

Так, в соответствии со статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они:

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонений родителя от уплаты алиментов, Пленум ориентирует суды на установление наличия факта задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, розыск родителя; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего.

— отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций

В данном случае Пленум отмечает, что следует проверить: какими причинами был обусловлен такой отказ и являются ли они уважительными; имеют ли родители (один из них) предусмотренное законом право на устройство своего ребенка на полное государственное обеспечение в соответствующие организации и учреждения, и если имеют, то на какой; поддерживают ли родители (один из них) отношения с ребенком; предпринимались ли родителями (одним из них) какие-либо меры к преодолению обстоятельств, послуживших основанием для отказа взять ребенка, и (или) изменились ли эти обстоятельства.

— злоупотребляют своими родительскими правами

Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, создание препятствий к получению ими общего образования, вовлечение в занятие азартными играми, склонение к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ, потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, вовлечение в деятельность общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности.

— жестоко обращаются с детьми

Пленум разъясняет, что жестокое обращение с детьми может выражаться, в частности, в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними, в покушении на их половую неприкосновенность.

— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией

Хронический алкоголизм или заболевание родителей наркоманией должны быть подтверждены соответствующими медицинскими документами. Лишение родительских прав по этому основанию может быть произведено независимо от признания ответчика ограниченно дееспособным

— совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи, что должно быть подтверждено вступившим в законную силу обвинительным приговором суда либо постановлением (определением) суда или постановлением органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию.

Сегодня — немного статистики. Нормы о т.н. «обязательном сообщении», предписывающие учителям, медикам и прочим гражданам сообщать в соответствующие органы, если они подозревают, что с ребенком дома «плохо обращаются», существуют во многих странах. Есть они и в России. В соответствии со ст. 56 п. 3 и ст. 122 п. 1 должностные лица и иные граждане, которым стало известно, например, об угрозе жизни и здоровью ребенка в семье, должны об этом сообщить в орган опеки и попечительства.

На гистограмме выше — результаты практического применения этой нормы, выраженные на языке цифр. Данные взяты из официальной статистики (т.н. форма статистической отчетности № 103-РИК). Как можно видеть из гистограммы, число детей, отобранных из семьи при реальной угрозе жизни и здоровью, падает (это если считать все такие отобрания законными и обоснованными, а это не так). А вот количество «сигналов» с каждым годом, несмотря на это, только возрастает. Налицо рост уровня ложных сообщений, которые, во многих случаях, являются простым оговором в отношении семьи.

Зарубежные специалисты часто спорят — разумны ли нормы об «обязательном сообщении». Мне представляются правыми эксперты, их критикующие. Дело в том, что подобные нормы вызывают избыточное «доносительство» — врачи и учителя опасаются, что, «случись что», им придется отвечать. Поэтому лучше сообщить «на всякий случай». Могут «переусердствовать» и соседи-«доброжелатели». В целом безопаснее получается лишний раз «стукнуть куда следует» — тем более, что доказать намерение оклеветать родителей почти невозможно. Как результат — увеличивается число ложных «доносов», а ведь каждый из них должен быть обработан, влечет за собой проверку, «выход в адрес», — то есть затраты тех самых бюджетных средств, которые могли бы быть направлены на помощь детям, реально страдающим от серьезного насилия!

Думаю, приведенной гистограммы достаточно, чтобы стало ясно: российские данные подтверждают этот вывод. На 2011 год в России 88,3% «сигналов» об «угрозе жизни и здоровью ребенка в семье» были ложными, причем видна тенденция к росту уровня ложных сообщений (см. вторую гистограмму, ниже). При этом некоторые зарубежные специалисты отмечают, что нормы об «обязательных сообщениях», парадоксальным образом, приводят к понижению уровня сообщений о реальных случаях серьезно криминального насилия над детьми — то есть именно о тех ситуациях, когда сообщать «куда следует» как раз и надо было бы.

Приведем и сами данные в абсолютном выражении:

«Угроза жизни и здоровью ребенка» (по данным формы № 103-РИК, Минобрнауки РФ)

2007 2008 2009 2010 2011
Численность сообщений о выявлении детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию 32317 38430 37373 39984 39947
Численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью 6704 6142 6036 5463 4682

Говоря о «жестоком обращении в семье», нельзя не обратить внимание на еще один параметр официальной статистики — процент родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми. Вот гистограмма, показывающая, какая доля всех лишений родительских прав связана с этой причиной (по данным все той же формы № 103-РИК):

Отметим, что лишаться прав родители могут по разным основаниям (перечисленным в ст. 69 Семейного кодекса РФ)- среди них алкоголизм и наркомания родителей, совершение ими умышленных преступлений против жизни и здоровья детей или супруги (справедливости ради, следует отметить, что насильственные преступления в отношении детей являются формой жестокого обращения и должны быть учтены в приводимых статистических данных) и т.д.. Мы видим, что среди всех родителей, лишенных родительских прав, доля тех, кто лишился их в связи с жестоким обращением с ребенком, устойчиво низка и составляет всего 2-3%.

Все эти данные лишний раз ставят переда нами серьезные вопросы:

Так ли уж остро стоит проблема «жестокого обращения в семье», как это нам иногда пытаются представить? Могут ли быть в такой ситуации быть оправданными нормы, позволяющие, под предлогом профилактики и предупреждения такого обращения, широко вмешиваться в семейную жизнь граждан? Не наносят ли серьезному вреда общественному престижу семьи, родителей и семейного образа жизни регулярные пропагандистские кампании на тему «насилия в семье»?

Лишение родительских прав (данные формы № 103-РИК, Минобрнауки РФ)

2007 2008 2009 2010 2011
Численность родителей, лишенных родительских прав 66090 63096 62305 55847 50788
…из них в связи с жестоким обращением с детьми 1816 1545 1661 1213 964
Численность родителей, восстановленных в родительских правах 1552 1810 2070 2126 2227

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» обобщена практика разрешения судами споров, связанных с ограничением или лишением родительских прав, а также отобранием ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.

В исключительных случаях, когда ребенку угрожает опасность, закон разрешает чиновникам немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая дает основания принять решение об отобрании ребенка, следует понимать «угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них)». Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).

«Характер и степень опасности должен определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств», говорится в постановлении. Как только уполномоченный начальник подпишет акт об отобрании ребенка, об этом надо немедленно уведомить прокурора. И в течение семи дней необходимо обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.

Отмечается, что родители могут быть лишены родительских прав, например, при злоупотреблении ими, что выражается, в частности, в использовании этих прав в ущерб интересам детей — в создании препятствий к получению ими общего образования, вовлечении в занятие азартными играми, склонении к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству, проституции, употреблении алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ, потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, вовлечении в деятельность общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности. Также родители могут быть лишены родительских прав, за жестокое обращение с детьми, которое может выражаться, в частности, в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними, в покушении на их половую неприкосновенность.

Тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей, если родители добросовестно исполняют свои обязанности, заботятся о детях, создают необходимые условия для их развития в соответствии с материальными и финансовыми возможностями семьи.

Указывается, что вопрос о проведении обследования условий жизни ребенка суду следует разрешать на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Акт обследования и основанное на нем заключение органа опеки и попечительства по существу спора подлежат оценке судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Ребенок, достигший возраста десяти лет либо в возрасте младше десяти лет (если суд придет к выводу о том, что он способен сформулировать свои взгляды по вопросам, затрагивающим его права), может быть опрошен судом непосредственно в судебном заседании в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу. При этом решение о восстановлении в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть принято судом только с согласия ребенка.

Дела об ограничении или о лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах рассматриваются судами с участием прокурора.

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим. Лишение родительских прав допускается в случае, когда защитить права и интересы детей иным образом не представляется возможным.

Не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие свои родительские обязанности вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по другим причинам, от них не зависящим (например, психического расстройства или иного хронического заболевания, за исключением лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией). В указанных случаях суд может вынести решение об ограничении родительских прав, если оставление ребенка у родителей опасно для него.

Также даны разъяснения судам по вопросам отмены ограничения родительских прав и восстановления в родительских правах, отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью и др.

Все мы слышали о том, что лишение родительских прав является крайней мерой, что это исключительный случай, и поэтому законодатель предусмотрел не только лишение родительских прав, не только ограничение в родительских правах, но и восстановление родительских прав (либо отмену их ограничения).

Верховный Суд РФ 14 ноября 2017 года принял Постановление, в котором, в частности, остановился на вопросах отмены ограничения родительских прав и восстановления в родительских правах. Ничего особо нового Верховный Суд сказать не может, поскольку Постановление Пленума не является нормативным актом. Оно не вносит каких-то новых норм, а лишь разъясняет действующее законодательство, но и за это спасибо, поскольку некоторые моменты, которые возникают и возникали при применении законодательства, Верховный суд нам всё-таки разъяснил.

Прежде всего, хотел бы обратить внимание: Верховный Суд подчеркнул, что требование о восстановлении в родительских правах необходимо предъявлять тому лицу, у которого на попечении находится ребёнок. То есть, если мать или отец были ограничены или лишены родительских прав, они должны обращаться с иском о восстановлении родительских прав, указывая в качестве ответчика — опекуна, приёмного родителя, детский дом, детское учреждение, в котором находится ребёнок, т.е. то юридическое или физическое лицо, на попечении которого находится ребёнок.

Здесь есть определенные тонкости, поскольку, как правило, родитель, который хочет восстановиться в родительских правах, может и не знать, где находится его ребёнок. В таком случае иск необходимо адресовать к органу опеки и попечительства — последнему, про который вам доподлинно известно, что там был ребёнок.

Суд вызовет этот орган опеки и попечительства в процесс, и дальше будет раскрыто, где сейчас находится ребёнок, к кому дальше вам предъявлять иск. Это важное уточнение, которое сделал Верховный суд, и я думаю, в дальнейшем станет несколько проще предъявлять такие иски.

Также суд подчеркнул, что такого рода иски рассматриваются по месту нахождения или по месту жительства ответчика. Если родительских прав родитель был лишен в Иркутской области, а ребёнок уехал, например, с опекуном в Санкт-Петербург, то иск будет рассматривать суд в Санкт-Петербурге.

Разумеется в ситуации, когда один из родителей был лишен родительских прав, а ребёнок был оставлен со вторым из родителей, с предъявлением иска не должно быть проблем, потому что иск предъявляется по месту жительства второго родителя, и он же будет являться ответчиком (тот родитель, у которого находится ребёнок)

На что ещё обратил внимание Верховный суд? Это содержится в законодательстве, но не всегда принималось судьями как обязательное к действию: обязательно выслушать мнение ребёнка, достигшего 10 лет, прежде чем принимать решение о восстановлении в родительских правах. Восстановление в родительских правах в отношении ребёнка старше 10 лет, если он не выражает своё согласие с этим восстановлением, невозможно.

Эту норму, к сожалению, не часто применяли суды, и, к сожалению, при рассмотрении иска о восстановление в родительских правах не часто вообще заслушивались дети. Верховный Суд ещё раз напоминил, что дети до 10 лет также подлежат опросу в суде, если они в состоянии выразить свое мнение по рассматриваемому вопросу, и если суд сочтет возможным их выслушать. Всё чаще и чаще так и происходит: заслушиваются дети восьми-семилетнего возраста. С дошкольниками такое происходит реже, но дети младшего школьного возраста уже вполне себе участвуют в судебных заседаниях, разумеется, с участием педагога, с удалением родителей из зала судебных заседаний, разумеется, в форме понятной ребёнку, «нежного” возраста.

Ещё один момент, на который обращает внимание Верховный Суд, и на который обращу ваше внимание я. При отмене ограничения в родительских правах или восстановлении в родительских правах, решается одновременно ещё два вопроса:

1) прекращение уплаты алиментов;

2) возврат ребёнка такому родителю.

Суд неоднократно и очень чётко указывает, что при решении вопроса о восстановлении в родительских правах или об отмене их ограничения, одновременно решается вопрос о передаче ребёнка этому родителю. Но суд вправе восстановить родителя в родительских правах, не решив положительно вопрос о возврате ребёнка родителю, например, от опекуна. Очень хорошо, что Верховный Суд обратил на это внимание и прямо прописал это в своем Постановлении Пленума.

Довольно часто встречалась ситуация, когда суд восстанавливал в родительских правах родителя, который не видел ребёнка, например, в течение года, и тут же принимал решение о передаче ему ребёнка. Это конечно же не соответствует интересам ребёнка. Я надеюсь, что теперь будет больше решений, в которых суд будет учитывать интересы ребёнка и, даже восстанавливая в родительских правах, будет все-таки разбираться соответствует интересам ребёнка возврат ребёнка родителям или нет. Если нет, то отказывать, то есть восстанавливать в родительских правах, но отказывать в передаче ребёнка, оставляя его с опекуном. А такие ситуации довольно часто возникают.

Пленум верховного суда о лишении родительских прав

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *