Приобретение прав на земельные участки

Содержание

Основания приобретения права частной собственности на землю

Страница 2 из 5

Статья 8 Гражданского кодекса РФ содержит перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, многие из которых являются основаниями приобретения пра­ва частной собственности на землю. К ним относятся:

  • договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотрен­ные законом, но не противоречащие ему;
  • акты государственных органов и органов местного само­управления, которые предусмотрены законом в качестве ос­нования возникновения гражданских прав и обязанностей;
  • судебные решения, установившие гражданские права и обязанности (в том числе право частной собственности на землю);
  • приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом;
  • иные действия граждан и юридических лиц;
  • события, с которыми закон или иной правовой акт свя­зывает наступление гражданско-правовых последствий.

Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земель­ные участки, в том числе и право частной собственности на землю, возникают по основаниям, установленным граждан­ским законодательством, федеральными законами, и подле­жат государственной регистрации в соответствии с Федераль­ным законом «О государственной регистрации прав на не­движимое имущество и сделок с ним». Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с мо­мента регистрации соответствующих прав на него, если иное
не установлено законом (п. 2 ст. 8 ГК РФ).

Статья 25 (п. 3) Земельного кодекса РФ содержит также принципиальное положение, согласно которому не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализа­ции земельных участков.

Выделяют следующие основания приобретения права собственности на земельные участки1:

а) приобретение права собственности на земельный участок в результате перехода права собственности на здание, строе­ние, сооружение, находящиеся на этом участке;

б) приобретение права собственности на земельный уча­сток, находящийся в государственной или муниципаль­ной собственности, собственником расположенного на нем объекта недвижимости;

в) приватизация земельного участка при приватизации на­ходящихся на нем объектов недвижимости;

г) приватизация земельных участков землепользователями (п. 5 ст. 20 ЗК РФ), землевладельцами (п. 3 ст. 21 ЗК РФ) и арендаторами (п. 8 ст. 22 ЗК РФ) (более подробно — в разделе 4.5 «Иные вещные права на землю»;

д) предоставление земельных участков, находящихся в го­сударственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам для строительства путем их продажи на торгах (ст. 30-32 ЗК РФ) или для целей, не связанных со строительством (ст. 34 ЗК РФ);

е) договоры и сделки (купля-продажа, мена, дарение и др.), на основании которых происходит переход права собст­венности на земельный участок от одного лица к друго­му (более подробно — в главе 5. «Правовое регулирование сделок с земельными участками»);

ж) приобретательная давность (ст. 234 ГК РФ).

Приобретение права собственности на земельный участок в результате перехода права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на этом участке

Статья 35 (п. 1) Земельного кодекса РФ содержит норму, согласно которой при переходе права собственности на зда­ние, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использо­вание соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их ис­пользования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Если право собственности на зда­ние, строение, сооружение переходит к нескольким собствен­никам, то порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строе­ние, сооружение или сложившегося порядка пользования зе­мельным участком.

В этом случае размер части земельного участка, которая за­нята объектом недвижимости и необходима для его дальнейшего использования, определяется по правилам статьи 33 (п. 3) ЗК РФ, согласно которой предельные размеры земельных участков уста­навливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятель­ности или в соответствии с правилами землепользования и за­стройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Гражданское и земельное законодательство содержит ряд гарантий соблюдения прав на землю собственника не­движимого имущества, расположенного на чужом земельном участке, что, в частности, выражается в предоставлении ему преимущественного права покупки или аренды такого зе­мельного участка. Так, согласно ст. 35 (п. 3) Земельного кодек­са РФ собственник здания, строения, сооружения, находящих­ся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осу­ществляется в порядке, установленном гражданским законо­дательством для случаев продажи доли в праве общей собст­венности постороннему лицу. Содержание преимуществен­ного права покупки раскрыто в ст. 250 Гражданского кодекса РФ и заключается в следующем. При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участни­ки долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продает­ся, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. Продавец доли обязан известить в пись­менной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указа­нием цены и других условий, на которых продает ее. Если ос­тальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собст­венности на недвижимое имущество в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество в течение деся­ти дней со дня извещения, продавец вправе продать свою до­лю любому лицу. Следует помнить, что при продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой дру­гой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя, а также то, что уступка пре­имущественного права покупки доли не допускается.

Отчуждение здания, строения, сооружения, находящих­ся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, про­водится вместе с земельным участком, за исключением сле­дующих случаев:

  1. отчуждение части здания, строения, сооружения, кото­рая не может быть выделена в натуре вместе с частью зе­мельного участка;
  2. отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 ЗК РФ.

Отчуждение здания, строения, сооружения, находящих­ся на ограниченном в обороте земельном участке и принад­лежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участ­ком, если федеральным законом разрешено предоставлять та­кой земельный участок в собственность граждан и юридиче­ских лиц. Не допускается также отчуждение земельного уча­стка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Отчуждение доли в праве собственности на здание, строе­ние, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадле­жащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за со­бой отчуждение доли в праве собственности на земельный уча­сток, размер которой пропорционален доле в праве собственно­сти на здание, строение, сооружение.

Приобретение права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, собственником расположенного на нем объекта недвижимости

Земельный участок, который является государственной или муниципальной собственностью, может быть приватизи­рован в тех случаях, когда на нем находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим ли­цам на праве собственности. Это прямо предусмотрено ст. 36 (п. 1) Земельного кодекса РФ, установившей, что исключи­тельное право на приватизацию земельных участков или при­обретения права их аренды имеют граждане и юридические лица-собственники объектов недвижимости. В то же время это правило не применяется в отношении земельных участков в составе земель, изъятых из оборота, и земель, ограниченных в обороте. Кроме того, п. 3 и 4 ст. 36 ЗК РФ выделяют особенно­сти определения права собственности (и иных прав) на зе­мельный участок в зависимости от того, на каких правах лица владеют объектами недвижимости, находящимися на недели­мом земельном участке. Так, если все здание (помещения в нем) принадлежит нескольким лицам на праве собственности и находится на неделимом земельном участке, то эти лица вправе приобрести земельный участок в общую долевую соб­ственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ и иными фе­деральными законами. Когда часть здания находится в собст­венности одних лиц, а другая часть — на праве хозяйственного ведения или все здание принадлежит лицам на праве хозяйст­венного ведения, то допускается приобретение права аренды данного земельного участка с множественностью лиц на сторо­не арендатора. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Порядок приобретения права собственности на земель­ный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, собственником расположенного на нем объекта недвижимости определен п. 5-8 ст. 36 ЗК РФ.

Приватизация земельного участка при приватизации находящихся на нем объектов недвижимости

Основные положения и порядок приватизации земель­ных участков при приватизации находящихся на них государ­ственных и муниципальных предприятий определен в Феде­ральном законе 21.12.01 г. № 178-ФЗ «О приватизации госу­дарственных и муниципальных предприятий».

В соответствии со ст. 28 Закона, приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство кото­рых не завершено и которые признаны самостоятельными объ­ектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуж­дением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным за­коном. При приватизации имущественных комплексов унитар­ных предприятий одновременно осуществляется отчуждение покупателю следующих земельных участков:

  • находящихся у унитарного предприятия на праве посто­янного (бессрочного) пользования или аренды;
  • занимаемых объектами недвижимости, входящими в со­став приватизируемого имущественного комплекса уни­тарного предприятия, и необходимых для использова­ния указанных объектов.

Необходимо отметить, что собственники объектов недви­жимости, не являющихся самовольными постройками и распо­ложенных на земельных участках, относящихся к государствен­ной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не преду­смотрено федеральными законами. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за ис­ключением предусмотренных законодательством случаев.

По желанию собственника объекта недвижимости, рас­положенного на земельном участке, относящемся к государст­венной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет. При этом, договор аренды земельного участка не является препятствием для последую­щего выкупа арендованного земельного участка.

Пункт 4 ст. 28 Закона содержит положение, согласно ко­торому при приватизации расположенных на неделимом зе­мельном участке частей зданий, строений и сооружений, при­знаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с по­купателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодатель­ством. Причем собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после при­ватизации всех частей зданий, строений и сооружений, рас­положенных на этом земельном участке. Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропор­ционально отношению площади соответствующей части зда­ния, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

Отчуждение земельного участка осуществляется в гра­ницах, которые определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государ­ственного земельного кадастра. Следует отметить, что указан­ный план земельного участка прилагается к акту инвентари­зации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

Важная норма, обеспечивающая учет общественных интересов при приватизации земельных участков, находя­щихся в публичной собственности, закреплена в п. 6 ст. 28 Закона; она предусматривает, что одновременно с приняти­ем решения об отчуждении такого земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.

Следует помнить, что при отчуждении земельных участ­ков право собственности не переходит на объекты инженер­ной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключи­тельно для обеспечения объектов недвижимости, располо­женных на указанных земельных участках. Исключения из данного правила возможны лишь при установлении на зе­мельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.

Установлен следующий порядок определения цены за выкупаемый земельный участок: при численности населения свыше 3 миллионов человек — в размере от пяти- до тридцати­кратного размера ставки земельного налога за единицу пло­щади земельного участка; при численности населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек — в размере от пяти- до семна­дцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; при численности населения до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений — в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года). До установления цены выкупа земельных участков субъектами Российской Федерации цена соответствующих земельных участков определяется исходя из указанных в ст. 28 Закона минимальных размеров.

Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фон­дов, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биоген­ному заражению; водоохранного и санитарно-защитного на­значения; общего пользования (улицы, проезды, дороги, на­бережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водо­емы, пляжи и другие); транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропор­тов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспек­тивного развития; предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в го­сударственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования; не подлежащих отчуждению в соответст­вии с законодательством Российской Федерации.

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > Последняя >>

Право собственности на земельный участок

Право собственности на земельный участок – это право владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, расположенными в границах приобретаемого по договору надела. Его приобретение происходит в результате купли-продажи, дарения, завещания и др. В статье разберём, как возникает и исчезает право собственности на землю, а также другие вопросы.

Правовые основы вопроса

Решение земельных вопросов – одна из самых актуальных проблем в современном российском праве. Это вызвано наличием различных форм собственности, спорами в вопросах границ, природными явлениями, изменениями в законодательстве и др. Именно поэтому им уделяется большое внимание со стороны государства.

На территории Российской Федерации земельные отношения регулируются как на государственном, так и местном уровнях. К основным нормативно-правовым актам в данной сфере относятся:

  • Конституция РФ (Статья 36): раскрывается понятие права собственности на землю;
  • Гражданский кодекс РФ 1994 года (последняя редакция от 18 июля 2019 года). В нем определяются основания для появления и прекращения прав гражданина на конкретный участок земли;
  • Земельный кодексом РФ 2001 года. Последние поправки в этот документ были внесены в августе 2019 года. Специализированный сборник статей, регулирующих земельные отношения;
  • Федеральные и местные законы;
  • Указы президента РФ.

Субъекты и объекты правоотношений

Объектом является земельный участок, на который требуется установление права собственности на земельный участок. Его понятие закрепляется в законе: согласно статье 6 Земельного кодекса РФ, он представляет собой недвижимую вещь, часть земной поверхности, имеющую строгие границы и используемую в личных или коммерческих целях с соблюдением основных требований и норм.

Конституция РФ закрепляет три главных понятия, связанных с правом на землю:

  1. владение: обладание вещью;
  2. пользование: возможность использовать вещь с точки зрения её практической значимости. Возводить постройки, выращивать овощи, фруктовые деревья, заниматься животноводством и т.д.;
  3. распоряжение: совершать сделки, делить участок, передавать его другим лицам, продавать, дарить, завещать, дарить, обменивать, закладывать и др.

Так, собственник вправе самостоятельно определять судьбу земли. Однако все его действия должны совершаться с учётом важных правил. Несоблюдение которых позволяет признать сделку недействительной:

  • не противоречить законам и другим нормативным актам как федерального, так и местного значения;
  • запрещено нарушать права третьих лиц: владельцев соседних участков, местных жителей. К примеру, продажа земли без проведения процедуры межевания может привести к неправильному определению границ и дальнейшим конфликтам по поводу раздела участков;
  • не наносить вред окружающей среде: строительство объектов промышленности без учёта гигиенических, экологических требований.

Согласно закону, любой участок, в зависимости от его территориального расположения, имеет свое целевое назначение (для строительства, организации сельского хозяйства, промышленности). Поэтому новый собственник обязуется использовать землю исключительно в определённых в договоре целях (к примеру, не заниматься переработкой химически опасных веществ в жилой зоне).

Возникновение и прекращение земельных отношений

Право на землю приобретается после подписания договора между собственником и новым владельцем. При этом участники земельных правоотношений могут выступать в различных ролях:

  • продавец и покупатель: участок по договору купли-продажи переходит покупателю, прежний владелец, получая денежные средства, теряет все права на землю;
  • даритель и одаряемый: по договору дарения собственник может безвозмездно передать участок другому лицу;
  • наследодатель и наследник: по завещанию вещь переходит родственникам или третьим лицам, указанным в официальном документе, заверенном нотариусом, после смерти собственника;
  • собственник и арендатор (бессрочный пользователь): при этом владелец не теряет всех прав на участок, а предоставляет его в пользование за определённую плату.

В качестве сторон выступают как физические, так и юридические лица.

Важно заметить, что, в зависимости от субъекта, возникают разные формы права собственности:

  • частная (договор купли-продажи, дарения, мены, наследования, правопреемства в случае ликвидации организации и перехода объектов её собственности к предприятию-правопреемнику, приватизации государственной или муниципальной земли);
  • государственная (передача земли из федерального фонда субъекту РФ на безвозмездной основе, в связи с принятие новых федеральных законов и т.д.);
  • муниципальная (по федеральным и местным законам, в связи с передачей федеральной или региональной собственности муниципалитетам).

Права могут возникнуть не только на тот участок, который находится в частной собственности, в распоряжении государства, местных органов власти, а также бесхозяйные объекты, если будет доказано, что у земли нет собственника, и другие лица на претендуют на неё.

В таком случае желающему стать собственником земли необходимо обратиться в суд с заявлением, в котором указать основания для приобретения, а также привести доказательства, что данный участок является бесхозяйным, и пользование им не нарушит права других лиц (например, в силу приобретательной давности – если человек пользовался землёй в течение длительного периода).

Частная собственность может быть индивидуальной (когда лицо владеет всем участком), долевой (несколько собственников одного надела) и совместной (без определения конкретных долей). Последняя форма, чаще всего, встречается у супругов, если они приобрели участок после заключения брака.

Право собственности на земельный участок может быть прекращено при добровольном отказе собственника от права на имущество и передачи его другим лицам, отчуждении части земли, либо её изъятии уполномоченными государственными органами власти.

Итак, земельное право прекращается в случаях:

  • если владелец заключил договор: односторонний (дарение, завещание) или двусторонний (купли-продажи);
  • в случае, когда собственник использовал участок не по его целевому назначению, не занимался его охраной, применял опасные вещества при организации хозяйственности деятельности, и это привело к загрязнению, потере полезных свойств почвы, нарушению природного баланса, причинению вреда животным и здоровью людей, не вносил обязательные платежи (земельный налог);
  • если участок в течение 3-х и более лет не использовался (в качестве исключения предусматриваются случаи, связанные с вынужденным оставлением земли – стихийные бедствия, такие как наводнение, засуха, сель и др.);
  • участок был взят в аренду: в связи с окончанием срока, указанного в договоре; нецелевым использованием, а также правонарушениями со стороны арендатора.

Права собственника

Согласно статье 40 ЗК РФ, гражданин, приобретающий землю в собственность, получает возможность:

  • использовать в личных целях расположенные на участке природные полезные ископаемые, источники воды;
  • устанавливать жилые и нежилые постройки;
  • проводить требующиеся хозяйственные работы, в том числе, осушать территорию, возводить оросительные системы, создавать водоёмы;
  • организовывать сельскохозяйственные работы, получать продукцию, реализовывать её. Если владелец не сдаёт участок другим лицам в аренду, безвозмездное пользование и т.д., так как в результате данных сделок он теряет это право.

Однако во всех случаях законодатель определяет, что любые действия на приобретаемом земельном участке должны совершаться, исходя из его целевого назначения, а также с соблюдением всех санитарно-гигиенических, экологических, строительных требований.

Проводимые работы не должны нарушать права владельцев соседних участков и наносить вред природе. Независимо от правового статуса (государство, субъект РФ, муниципальное образование, гражданин), субъект земельных прав обязан обеспечивать охрану участка, соблюдать все предписанные нормы, следить за чистотой и сохранением плодородия почвы и др.

Данные права также закрепляет Гражданский кодекс РФ. Статья 261 данного нормативного акта устанавливает, что владение участком земли распространяется на находящиеся в его границах недра, водные объекты.

Оформление земельных отношений

Любые сделки с землёй должны быть юридически оформлены. Право собственности на земельный участок возникает с момента его государственной регистрации и получения специального свидетельства.

Незаконные сделки, передача имущества без официального оформления и создания соответствующих документов строго преследуется законом, так как может нарушить права других субъектов земельного права.

Регистрация прав на землю

Выше было упомянуто, что в результате заключения договора купли-продажи собственность переходит от продавца к покупателю с момента регистрации прав на неё. На это следует обратить особое внимание, так как покупателю в ближайшее после подписания время необходимо обратиться в Росреестр и представить специалистам необходимые документы.

За перечнем лучше обратиться заранее и выяснить, какие именно акты потребуются, иначе заявление не будет рассмотрено. В него входят:

  • заявление (образец выдаётся специалистами);
  • копия паспорта или нотариально заверенная доверенность, если гражданин действует от лица собственника;
  • правоустанавливающие документы: договор купли-продажи, дарения, завещание и свидетельство о вступлении в наследство, решение суда, кадастровый паспорт участка;
  • чек об оплате государственной пошлины;
  • выписка из кадастрового плана участка.

Далее сотрудники Росреестра осуществляют проверку предоставленных данных. Если собственник предоставил полный пакет, и все сведения подтвердятся, начинается процесс регистрации его прав на землю.

В заявлении обязательно указывается следующая информация:

  • в «шапке»: наименование территориального органа регистрации прав на недвижимость, адрес его местонахождения, ФИО заявителя, адрес его проживания, контактные данные для связи (номер телефона, электронная почта, факс), ФИО, адрес и телефон представителя (если есть);
  • заголовок: Заявление о государственной регистрации перехода прав на земельный участок;
  • отношение заявителя к участку: собственник, арендатор;
  • адрес надела;
  • характеристики: кадастровый номер, площадь (в квадратных метрах);
  • указывается документ, на основании которого приобретается право;
  • обстоятельства, при которых переход прав стал возможен: продажа, дарение и т.д.;
  • перечень всех приложенных к заявлению документов;
  • дата и подпись.

Представитель чаще всего требуется пожилым людям. В качестве таковых выступают близкие родственники или специалисты социальной службы.

Кроме того, законными представителями могут являться профессиональные юристы, предоставляющие свои услуги в сфере земельного права. Их помощь требуется в сложных ситуациях. Либо тогда, когда собственнику сложно самостоятельно разобраться в юридических вопросах.

Выше описана процедура оформления прав на землю, полученную в результате оформления договора. В других случаях процесс регистрации отличается. Также отличия могут быть и в разных регионах России (список документов и др.). Поэтому рекомендуется перед подачей заявления получить консультацию специалиста в Росреестре.

Частные правовые ситуации

Рассмотрим отдельно некоторые случаи, которые в юридической практике чаще всего вызывают трудности.

  • Не все природные ресурсы, находящиеся на земле, вправе переходить в частную собственность или использоваться в личных целях. К таковым относятся памятники природы, заповедники, национальные парки. В редких случаях такие объекты всё же находятся в руках отдельных граждан: если они приобрели землю до вступления соответствующего закона в силу.
  • Запрещено приобретать сельскохозяйственные земли иностранцам, лицам без гражданства, организациям, уставной капитал которых более чем на половину принадлежит иностранным гражданам – однако эти субъекты могут пользоваться землёй на праве аренды.

Часто споры вызывает земля, расположенная под многоквартирным домом. Это случается, к примеру, если жильцы требуют, чтобы управляющая компания занималась уходом за придомовой территорией. Возведения детской площадки, посадки газона, деревьев, цветов, ремонта пешеходных дорожек, организации парковочных мест и т.д.

Однако земля вокруг дома не всегда является общим имуществом жителей. Поэтому, прежде всего, необходимо выяснить, кому она принадлежит – дому или государству. Самый надёжный способ – обратиться в Росреестр. Сделать это можно посредством интернета:

  1. Зайти на официальный сайт;
  2. Найти в меню раздел о правовом статусе земельных участков;
  3. Ввести адрес дома;
  4. Сайт выдаст всю информацию: статус, адрес, площадь участка, форму собственности.

Для уверенности в достоверности информации можно заказать выписку (сайт может выдать устаревшие данные).

Полученную информацию можно интерпретировать двумя способами:

  • участок вокруг многоквартирного дома сформирован;
  • участок не сформирован.

В первом случае жители вправе пользоваться и распоряжаться участком, в том числе, требовать от управляющей компании заниматься уходом за ним (если это прописано в договоре).

Во втором случае у граждан, проживающих в доме, есть право пользования придомовой территорией. Однако распоряжаться ей они не могут. В такой ситуации требование к владельцу обслуживающей их дом фирмы будет безосновательным – компания не имеет права организовывать на данном участке свою деятельность за счёт взносов собственников.

Если жителям важно, чтобы территория была облагорожена, они могут инициировать юридическую процедуру формирования земельного участка:

  1. Провести межевание: план составляется специалистами БТИ, либо частных компаний (потребуется оплата услуг) при участии представителей местных органов самоуправления. В результате, будут составлены соответствующие документы – межевой план с нанесенными на него объектами, описание всех характеристик участка (размера, границ и др.).
  2. Организовать процесс публичного слушания, в котором могут принять участие все желающие: для этого требуется зарегистрироваться и явиться в назначенное время. Сформированная для этого комиссия принимает решение.
  3. Успешное проведение слушаний даёт право присвоить участку свой кадастровый номер. После этого территория считается закреплённой за конкретным домом.

Защита прав

Как и другие права, право собственности на земельный участок охраняется государством. Любые формы его нарушения и притеснения законных интересов граждан и организаций должны быть пресечены.

Так, Гражданский кодекс РФ (статьи 301, 303, 304) определяет, что собственник, чьё право на землю было нарушено, вправе требовать его защиты: возврата собственности, либо ликвидации всех нарушений. К примеру, устранения незаконно возведённых построек, последствий загрязнения, возврат незаконно занятого участка (восстановление границ).

Законом особо подчеркивается, что им защищаются в равной степени земельные права всех участников правоотношений. Независимо от их статуса.

Государственное изъятие земли

В ряде случаев совершается отчуждение земли в пользу государства или субъектов РФ. Это возможно, к примеру, если участок представляет собой важный для нужд государства объект. Способы передачи земли сводятся к возмездным и безвозмездным:

  • с выкупом для последующего размещения на нём объектов промышленности, оборонительного комплекса, транспорта и др.;
  • конфискация: если суд вынесет решение об изъятии участка в качестве меры наказания за совершенное преступление.

Таким образом, право собственности на земельный участок означает возможность физического или юридического лица владеть, пользоваться и распоряжаться участком по своему усмотрению. Однако в рамках, определяемых законами РФ. Оно распространяется на почву, воду, а также недра земли, растительный покров.

Передача участков осуществляется путём продажи, дарения, завещания, другими, предусмотренными законом способами. При этом она может осуществляться как добровольно, так и принудительно. Изъятие допускается только при наличии законных оснований и по решению суда.

Чтобы сделки с землёй имели законный характер, они должны заключаться по определённому порядку. Также сопровождаться составлением и подписанием соответствующих нормативных актов.

Основания возникновения (способы приобретения) права собственности на землю. Прекращение права собственности на землю

Право частной собственности возникает в результате различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

В Гражданском кодексе РФ установлен ряд оснований приобретения земельных участков в собственность. Право собственности на землю может быть установлено: на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении земельного участка; в порядке наследования, а также в результате правопреемства при реорганизации юридического лица (п. 2 ст. 218); в порядке приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 217); по иным основаниям (п. 3 ст. 218), например, в силу давности. Заметим в этой связи, что ранее в советском праве института приобретательной давности не было.

В ст. 15 ЗК РФ установлен принцип равного доступа к приобретению земельных участков в собственность (п. 2). Реализация этого принципа обеспечивается путем установления в федеральном законе случаев, когда земельный участок может быть приобретен только путем проведения конкурсов, аукционов (ст. 38 ЗК), а также информирования граждан и юридических лиц о наличии земельных участков, их разрешенном использовании (ст. 31 и 34 ЗК).

Однако данный принцип представляет собой лишь общее правило, из которого есть исключения. Они содержатся, прежде всего, в самом Земельном кодексе. Например, граждане, имеющие земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность (п. 5 ст. 20, п. 3 ст. 21); при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки (п. 8 ст. 22); собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка (п. 3 ст. 35); граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе приватизировать соответствующий земельный участок (п. 1 ст. 36).

Не все земельные участки могут быть переданы в частную собственность (приватизированы). Такие случаи предусмотрены в Земельном кодексе, других федеральных законах. Например, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а земельные участки, отнесенные к ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками; 2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; 3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций федеральной службы безопасности; 5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны; 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; 8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; 9) воинскими и гражданскими захоронениями; 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

  • 1) в пределах особо охраняемых природных территорий
  • 2) в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • 3) занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;
  • 4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • 5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд; и др.

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на землю и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание земельного участка и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (ст. 18 ФЗ №?122-ФЗ от 21. 07. 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»).

Приобретение права собственности на земельный участок

Владея земельным угодьем, непременно нужно его приватизировать, чтобы у власти не возникали сомнения в законности использования территории. Для покупки привилегий на угодье, нужно обратиться за помощью в органы управления и тщательно изучить законодательные документы.

Приобретение права собственности на землю

Все основные правила на покупку привилегий на местность прописаны в Земельном кодексе гл. 5 «Возникновение прав на землю».

Не стоит игнорировать стандарты, прописанные в Гражданском кодексе гл. 14 «Приобретение права собственности» и гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю». Привилегии на угодья разных классов могут дополнительно регулироваться иными законодательными документами.

Согласно законам, можно выделить шесть типов привилегий на угодья:

  1. Привилегия собственности.
  2. Право бесконечного использования.
  3. Привилегия бессрочного получаемого обладания.
  4. Привилегия лизинга.
  5. Право бесплатного срочного использования.
  6. Сервитут.

Привилегии под номером 1,2,3 и 6 считаются вещными правами, которые регулируются ст. 216 Гражданского кодекса, а привилегии под номером 4, 5 – обязательные права. Полный список формирования общегражданских привилегий и функций прописан в гл. 1 ст. 8 Гражданского кодекса.

Основания

Все причины на покупку привилегий фригольда на местность предусмотрены главой 2 Гражданского кодекса, также иными законодательными изданиями. Обобщенные причины прописаны статьей 218 Гражданского кодекса, все другие прописаны в Земельном кодексе.

Привилегия фригольда на угодье возникает на основании:

  1. Договоренности и иных условий.
  2. Указов коммунальных и городских органов.
  3. Заключений суда.
  4. Получения территории в порядке юниората.
  5. Законодательных последствий.
  6. Перехода привилегии фригольда на конструкции, которые располагаются на местности.
  7. Покупки привилегии личной собственности на местность, находящейся во власти государства, владельцем расположенного на ней имущества.
  8. Приватизации имущества, которое находится на этом угодье.
  9. Разгосударствление территорий собственником многоэтажных домов.
  10. Предоставления территорий во власти страны или городских учреждений, во владение горожанам, учреждениям для сооружения или для целей, не связанных с сооружением.
  11. Приобретальной давности.

Еще одним основанием для покупки привилегий личной собственности на угодье считается разгосударствление. Исключением обладают горожане и учреждения.

Не нужно забывать, что земля принадлежит к недвижимой собственности, если основываться на Гражданское законодательство.

Весь перечень оснований представлены статьей 8 Гражданского кодекса, а вот пункты, перечисленные в главе 14, характеризуют основные принципы на покупку привилегий.

В Гражданском кодексе в пункте 265 расписаны основания привилегии бессрочного получаемого обладания, а привилегия бесконечного применения и сервитут – статья 274.

Создание основных положений привилегий в результате соглашений и правопреемства оговорены во второй и третьей части данного кодекса.

Общеустановленными основными принципами на покупку привилегий собственности на угодье, считаются бумаги коммунальных организаций и совета местного самоуправления. Основным принципом на покупку привилегий считается заключение суда (пункт 3 статья 274 данного кодекса, ст.59 Кодекса). При покупке привилегии обращайте внимание на распоряжения представителей власти.

К основным принципам приобретения привилегий на местность относятся соглашения, определены ст. 153. Какие бы основания ни были, угодье обязано пройти обязательную регистрацию.

Закон

Первым шагом для образования законодательной базы, регулирующая покупку привилегий собственности на территорию, стал законодательный акт о дачной амнистии, задумка плотно пересекается и с концепцией разгосударствления.

Подробный процесс фиксации привилегий на земельные участки обозначен в ст. 25 п. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Покупка привилегий на земельные территории, которые располагаются под присмотром коммунальных или городских советов прописаны статьей 28 Земельного кодекса России.

Приобретение права собственности на земельный участок, приватизации находящихся на нем объектов недвижимости

Регулировка взаимоотношений, получаются при устранении земельных территорий, на которых находятся объекты собственности, материальные комплексы описана в Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества», статья 3.

Те, кто считаются приобретателями коммунального имущества, указаны в ст. 5 данного закона. Ст. 11 регулирует формирование передаточного документа.

Заключение об обстоятельствах разгосударствления принимается согласно прогнозной программе разгосударствления собственности.

Все необходимые схемы, отчеты связанные с разгосударствлением имущества должны быть напечатаны в изданиях, имеющих официальный характер.

Порядок, по которому происходит отделение земельных территорий, прописан в ст. 28 Федерального закона. Владельцы объектов, которые не являются самовольными строениями и относятся к собственности государства или городских органов, должны оформить лизинг или купить у страны указанную территорию.

Заключение о реализации принимается учреждением, которое вынесло предложение о разгосударствлении, в течение тринадцати дней с момента поступившего прошения.

Также местность может отдаваться в аренду на период до 50 лет.

Соглашение лизинга не препятствует выкупу угодья. Отказ от погашения или предоставления аренды не разрешается, редкостью считаются варианты, предписанные в законе.

Если осуществляется разгосударствление частей конструкций на неделимом угодье, с приобретателем такого имущества нужно заключить соглашение лизинга на угодье. Отделение территории происходит соответственно рубежу, который обозначен на чертеже угодья.

Схема территории идет как дополнение к протоколу описи недвижимого комплекса объединенного предприятия и к контракту купли-продажи территории. Если происходит отделение участка, то право владения не распространяется на инфраструктуру.

Исключением будут считать публичный сервитут. Здесь вы можете прочитать полную информацию о том, что такое публичный сервитут.

Цена выкупаемой территории регулируется п. 2 ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса». Она зависит от количества проживающих, на приватизированной территории, горожан.

К стоимости угодья прилагается поправочный коэффициент. Все ограничения при отделении перечислены в ст. 31 текущего закона.

Приобретение права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, собственником расположенного на нем объекта недвижимости

Разгосударствление участка осуществляется на основе ст. 36 Земельного кодекса, которая обладает исключительным правом.

В безвозмездное использование предоставляются:

  • Организации, с религиозным направлением.
  • Конструкции, которые находятся на день ведения Земельного кодекса под властью организаций, связанных с инвалидами.

Исключения, которые определяют права владения на участок в зависимости от титула лица, которое владеет объектом недвижимого имущества, находящегося на этом угодье (п. 3,4 ст. 36 Земельного кодекса):

  • Если сооружения находятся во власти нескольких владельцев на участке, который является неделимым, то эти граждане имеют право приобрести угодье в аренду.
  • Если части здания находятся во власти разных лиц, то приемлемо приобретение привилегии аренды этого угодья.

Порядок покупки привилегии на земельное угодье оформляются в соответствии с п. 5,6 ст. 36 Земельного кодекса через органы исполнительной власти.

Орган должен в течение тринадцати дней принять решение:

  1. Либо предоставить территорию во владение безвозмездно (пункт 2 статьи 28).
  2. Либо предоставить соглашение купли-продажи или лизинга.

Если привилегия на угодье не была оформлена, не присутствовал реестровый чертеж, то по прошению заявителя в течение тридцати дней, соответствующие органы должны подготовить реестровый чертеж угодья и утвердить схему рубежей территории.

Затем совет власти, в течение 13 дней с момента предоставления чертежа рубежей территории, должен принять заключение о передаче угодья заявителю и направить дубликат заключения. Потом происходит установка рубежей территории на местности, готовится реестровый проект угодья за счет владельца.

Прекращения права собственности на земельный участок

Законные основания прекращения права собственности на землю:

  1. Отказ от участка собственником в пользу других лиц.
  2. Отказ от привилегии собственником.
  3. Принудительное изъятие угодья.

Прекращения права собственности делится на добровольные и принудительные основания. Лишить владельца имущества можно по решению суда.

В Гражданском кодексе представлен перечень оснований принудительного изъятия земельного угодья:

  1. Обращение взимания на территорию по обязательствам.
  2. Отчуждение земельного участка, который никак не может быть в собственности данного лица.
  3. Национализация угодья.
  4. Отделение доли в праве долевой собственности на угодье.
  5. Изымание угодья для нужд государства.
  6. Изымание угодья в случае нарушения законодательства.

Приостановление привилегий на угодье путем изымания для нужд государства происходит в ситуации, связанной:

  1. С исполнением международных гарантий.
  2. С расположением объектов страны при отсутствии иных вариаций возможного расположения этих объектов.
  3. С иными случаями, которые регулируются законодательством.

В принудительном порядке, отделение угодья для потребностей государства приемлемо при условии предварительного и равноценного воздания его стоимости на основании заключения суда.

Владелец, в такой ситуации, несет риск урона, который может возникнуть при выкупе нового участка или постройке новых сооружений. Если владелец не согласен со стоимостью объекта, который отчуждается, то арбитражный суд определяет ее стоимость согласно рыночной.

Если вы являетесь владельцем земельного угодья, то обязаны знать свои права и обязанности, связанные с этой территорией, которые прописаны в актах.

Я построю дом

В настоящее время существует следующий порядок приобретения земельного участка в собственность: приобретение участка у прежнего владельца либо выкуп из государственной или муниципальной собственности.

Приобретение земельного участка у прежнего владельца намного проще и не требует большого количества времени. Однако его цена может быть значительно выше, чем у аналогичного земельного участка, находящегося в государственной собственности.

Участок из государственной собственности можно получить бесплатно, однако категория лиц, имеющих на это право, весьма ограничена.

Для того, чтобы купить земельный участок у прежнего владельца, необходимо заключить с ним договор продажи в соответствии с требованиями, изложенными в параграфе 7 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. В договоре обязательно должны быть предусмотрены следующие существенные условия:

  • предмет договора (необходимо четко указать данные, позволяющие установить соответствие земельного участка, подлежащего продаже: категорию земли, включая целевое ее назначение, площадь территории);
  • цена договора-продажи, согласованная сторонами.

После согласования всех деталей договора купли-продажи и его подписания нужно оформить государственную регистрацию. Процедура осуществления госрегистрации регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-Ф3. Регистрировать необходимо переход права собственности на землю.

Для этого нужно обратиться в соответствующий орган юстиции по месту расположения приобретаемого участка, предоставив следующие документы:

  • заявление о регистрации;
  • квитанцию об оплате регистрации;
  • договор купли-продажи;
  • документы, удостоверяющие личность покупателя;
  • кадастровый план.

После приема заявления и документов учреждение юстиции их рассматривает и в месячный срок выносит решение о государственной регистрации. При положительном решении выдаётся свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

На этом порядок приобретения земельного участка завершен.

Намного сложнее обстоит дело с выкупом участка земли из государственной собственности. Согласно законодательству земельный участок, предназначенный для строительства, может перейти в частную собственность только в результате торгов (аукциона).

При приобретении земли необходимо:

  • подать в местные органы самоуправления заявление с просьбой предоставить земельный участок для строительства жилого дома;
  • заказать в специальной лицензированной организации топографический план участка;
  • получить выкопировку из топографического плана и подать заявление для выяснения отсутствия обременений в отношении данного участка;
  • представить с таким же пакетом документов заявление об отсутствии (либо наличии) запретов на строительство на участке;
  • подать весь пакет документов для окончательного решения в местные органы исполнительной власти или самоуправления.

На основании всех вышеперечисленных действий местные органы самоуправления должны принять решение об аукционе, предметом которого является право собственности на земельный участок. Аукцион проводится в месячный срок после принятия указанного решения. Если кроме инициатора в течении месяца никто не изъявил желания участвовать в нем, заявитель имеет право выкупить земельный участок, уплатив его номинальную стоимость.

Протокол результатов аукциона является основанием для оформления договора купли-продажи земельного участка. На практике между победителем аукциона и местным органом власти заключается договор аренды сроком на три года. В течении этого времени застройщик обязан возвести строения согласно целевому предназначению участка. Только после этого участок окончательно передаётся владельцу в частную собственность.

Приобретение земельного участка у муниципалитета: что нового ожидает покупателя?

Изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ, многие эксперты уже назвали крупнейшей реформой в сфере земельных отношений за последние 14 лет (с момента принятия Земельного кодекса РФ в 2001 году). Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ) дает новое определение земельному участку (п. 1 ст. 1 Закона № 171-ФЗ), исключает нормы о постоянном (бессрочном) пользовании и пожизненном наследуемом владении, вводит в Земельный кодекс РФ шесть новых глав (главы V.1-V.6). В этом материале мы расскажем о новом порядке покупки земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. И хотя применяться он будет лишь с 1 марта 2015 года, рекомендуем ознакомиться с ним уже сейчас, чтобы решить, по нормам действующего или будущего законодательства выгоднее покупать земельный участок именно вам.

Необходимость реформирования законодательства

Сейчас для покупки земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заинтересованному лицу необходимо осуществить его образование (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ в действующей редакции). Различные нормативно-правовые акты требуют предоставления разных документов для образования земельных участков. В частности, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, для образования земельного участка необходимо иметь проект межевания территории; по Земельному кодексу РФ требуется схема образования земельных участков на кадастровом плане территории; согласно Лесному кодексу РФ, необходима лесоустроительная документация; а из норм Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» следует, что еще нужен проект организации и застройки территории. Кроме того, содержание указанных документов либо не установлено, либо установлено недостаточно четко. По словам Андрея Ивакина, заместителя директора по взаимодействию с органами власти и международным отношения ГК «Ренова», а также одного из разработчиков Закона № 171-ФЗ, раньше в Росимуществе по году лежали заявки от граждан об образовании земельных участков. «Думаю, что это было вызвано не только большим количеством заявок, но и наличием содержательной коллизии между образованием земельных участков и уже имеющейся проектной документацией. Например, орган местного самоуправления утвердил проект межевания, в соответствии с которым предусмотрен раздел большого участка, находящегося в федеральной собственности. Возникает вопрос, на каком основании федеральное ведомство будет принимать или не принимать решение об образовании земельного участка, если архитектор уже позаботился и спроектировал будущие участки? Чтобы исключить эту неопределенность, мы пошли на серьезный шаг и отменили решение о необходимости образования земельного участка», – поясняет Андрей Ивакин.

Некоторые юристы подвергли критике данную новеллу. По их мнению, после исключения из земельного законодательства такой процедуры, как образование участка, публичный собственник лишается возможности разделить свою недвижимую вещь. Представляется, что это не совсем правильно с точки зрения гражданского законодательства. Однако данное нововведение будет являться хорошим стимулом для утверждения проектов межевания органами местного самоуправления, потому что с того момента, когда они утвердили такие проекты, Росимущество, Управление делами Президента РФ и иные федеральные ведомства не смогут поделить участок иначе, чем это указано в проекте межевания территории.

МНЕНИЕ

Андрей Ивакин, заместитель директора по взаимодействию с органами власти и международным отношениям ГК «Ренова»:

«Самым важным изменением, внесенным в Земельный кодекс РФ, я считаю обязанность по безвозмездной передаче всех федеральных участков в муниципальную собственность. Сейчас у нас в стране очень большой объем федеральных земель, распоряжается которыми Росимущество. Естественно, что большая часть таких земель находится в пользовании граждан, а доход идет в федеральный бюджет. В соответствии с новой редакцией Земельного кодекса РФ, при наличии заявки Росимущество обязано принять решение о безвозмездной передаче участка в муниципальную собственность. Исключение сделано для участков, на которых находится федеральная недвижимость, а также для тех, которые зарезервированы для федеральных нужд, предоставлены федеральным учреждениям. Таким образом, в следующем году огромное количество федеральной земли может перейти органам местного самоуправления. Это изменит земельный баланс в стране».

Что касается порядка предоставления земельного участка для строительства, то в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ в действующей редакции заинтересованный гражданин должен обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Затем орган местного самоуправления (в том числе по обращению исполнительного органа государственной власти) обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего предоставления участка для строительства.

Стоит отметить, что порядок выбора земельного участка долгое время подвергался обоснованной критике. Дело в том, что многие нюансы процедуры подготовки акта о выборе земельного участка законодательно не урегулированы. Так, в земельном законодательстве не указаны ни сроки рассмотрения органом местного самоуправления предоставленных документов, ни основания для отказа. «Акт выбора земельного участка – это такой страшный документ, который возник в законодательстве еще далеко до Градостроительного кодекса РФ, – рассказывает Андрей Ивакин. – По своему содержанию этот документ практически полностью дублирует всю градостроительную документацию. Какой смысл в акте выбора, если у нас есть правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты, проекты планировки, межевания? Единственное, для чего сегодня нужен акт выбора – это для удостоверения отсутствия на участке охранных и защитных зон». В большинстве западных стран информация об охранных и защитных зонах размещена в Интернете на кадастровой карте территории и может быть предоставлена заявителю в один клик. Однако в России такой услуги нет, в связи с чем граждане вынуждены получать эту информацию самостоятельно. «В некоторых регионах заявителям нужно поставить на акт выбора до 20 подписей и печатей, при этом нет никаких гарантий, что дойдя до 20-ой, им не откажут. И тогда вся предыдущая работа будет проделана впустую. Кроме того, порой сами организации не знают, где у них зарыт кабель, а где охранная зона линий электропередач. И если с наземными коммуникациями дело обстоит проще (потому что их хотя бы видно), то с подземными картина еще печальнее, – жалуется Андрей Ивакин. – Поэтому из новой редакции Земельного кодекса РФ мы исключили акт выбора. По нашим расчетам, это должно сэкономить гражданам от года до трех лет».

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Посмотреть внесенные изменения и сравнить разные редакции Земельного кодекса РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите «Изменения в документе», а в нем – «Сравнение редакций».

Помимо этого, на практике часто возникали споры по поводу необходимости поиска и извещения всех заинтересованных в приобретении участка лиц. Дело в том, что в Земельном кодексе РФ такой обязанности не закреплено, однако практика арбитражных судов настойчиво убеждает всех в обратном (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 декабря 2013 г. № Ф09-12643/13 по делу № А76-2250/2013; постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июня 2013 г. № Ф04-2231/13 по делу № А45-23001/2012; постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 августа 2014 г. № Ф01-3070/14 по делу № А79-3930/2013).

После 1 марта 2015 года предоставление акта выбора земельного участка не потребуется, а вместо предварительного согласования места размещения объекта заинтересованному лицу нужно будет подготовить документацию по планировке территорий и образованию соответствующих земельных участков. Органы государственной власти и местного самоуправления будут обязаны публиковать на своих официальных сайтах информацию о наличии свободных участков. Кроме того, новая редакция Земельного кодекса РФ делает четкое разграничение, какие участки предоставляются на торгах, а какие – без проведения торгов. Но обо всем по-порядку…

Подготовка к проведению аукциона

За некоторым исключением (например, в случае, если земельный участок был предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства; если на земельном участке расположены здания или сооружения; если продажа участка производится в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будет осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов (ч. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, будет приниматься уполномоченным органом по заявлениям граждан или по собственной инициативе. При этом органы государственной власти и местного самоуправления обязаны после получения от граждан заявлений выставлять на торги свободные участки.

В случае, если решение о продаже участка принимается по инициативе уполномоченного органа, данный орган самостоятельно готовит все необходимые для проведения аукциона документы. Примечательно, что Земельный кодекс РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77 расставил приоритеты между проектом межевания и схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. С 1 марта 2015 года проект межевания будет являться основным документом, и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории может использоваться только в том случае, если проект межевания не утвержден. Представляется, что данная мера позволит избежать ситуаций, когда разработана схема расположения земельного участка, утвержден проект межевания, а поставить образованный участок на кадастровый учет и зарегистрировать его еще не успели.

Таким образом, вначале уполномоченный орган составляет и утверждает схему расположения земельного участка (если такой участок предстоит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории). Теперь такая схема готовится в электронном виде, чтобы можно было сопоставить цифровой документ с межевым планом земельного участка. В случае несоответствия образованного земельного участка утвержденной схеме более чем на 10% уполномоченный орган откажет в заключении соглашения о перераспределении земельных участков (ч. 14 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77). К 1 марту 2015 году Росреестр должен разработать и запустить на официальном портале специальный сервис по подготовке схемы образования земельных участков. С его помощью заявители смогут самостоятельно начертить будущий участок на кадастровом плане территории.

Затем уполномоченные органы готовят документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, на основании которых проводится кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельный участок (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена). Далее получаются технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений). После всех вышеназванных процедур уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона (ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Если проведение аукциона осуществляется по инициативе заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина, то образование участка и подготовка аукциона проходят в том же порядке, только все указанные действия выполняет сам заявитель. Данный порядок усложняется тем, что расходы по формированию земельного участка и подготовке всех необходимых документов ложатся на заявителя, при этом в случае его проигрыша на торгах потраченные денежные средства не возвращаются.

Необходимо учитывать, что подготовка схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования участка из земель или земельных участков, расположенных в границах городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов. При обращении гражданина с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка должна быть указана цель его использования. В течение двух месяцев со дня поступления указанного заявления уполномоченный орган проводит проверку и направляет заявителю решение об утверждении схемы расположения земельного участка (и прилагает данную схему) или об отказе в ее утверждении. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания для отказа. После утверждения схемы расположения земельного участка проводятся кадастровые работы и осуществляется государственный кадастровый учет земельного участка. Затем заинтересованное лицо проводит регистрацию права государственной или муниципальной собственности на земельный участок самостоятельно (если его образование осуществляется на основании схемы расположения земельного участка) либо через уполномоченный орган (если земельный участок образован в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной схемой размещения земельного участка). Если наличие технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения является обязательным для проведения аукциона, заявитель получает данные условия. Далее гражданин обращается в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона, в котором указывает цель использования такого участка и его кадастровый номер. Заявление может быть поданы лично, по почте либо через Интернет. После получения от гражданина всех вышеназванных документов уполномоченный орган проводит проверку и в срок не более чем два месяца принимает решение о проведении аукциона либо об отказе в его проведении.

Участок не может быть предметом аукциона, если:

  • его границы подлежат уточнению;
  • на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
  • в отношении земельного участка не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;
  • в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;
  • в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона;
  • земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
  • земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
  • на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения на условиях сервитута или объекта, размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
  • на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и их продажа является предметом другого аукциона либо они не продаются на этом аукционе одновременно с земельным участком;
  • земельный участок изъят из оборота;
  • земельный участок ограничен в обороте;
  • земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении;
  • земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
  • земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой России, государственной программой субъекта федерации или адресной инвестиционной программой;
  • в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
  • в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;
  • земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;
  • земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (ч. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

В случае выявления хотя бы одного из вышеуказанных обстоятельств уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона.

Проведение аукциона

Чаще всего аукцион является открытым по составу участников. Его организатором может быть уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.

Начальной ценой предмета аукциона может быть рыночная стоимость участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если государственная кадастровая оценка проводилась не позднее пяти лет назад. Цена участка будет определена по результатам аукциона. Если на участие в аукционе подана только одна заявка либо участником признано только одно лицо, цена участка будет равна начальной цене предмета аукциона, то есть рыночной или кадастровой стоимости земельного участка (ч. 1 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77). Если аукцион признан несостоявшимся и договор купли-продажи земельного участка не заключен, начальная цена предмета повторного аукциона может быть определена ниже ранее установленной, но не более чем на 30% (ч. 17 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона») устанавливает его организатор. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте www.torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней до его начала. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Кроме этого, на официальном сайте размещается проект договора купли-продажи земельного участка.

Для участия в аукционе заявителем представляются следующие документы:

  • заявка на участие с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
  • копия паспорта;
  • документы, подтверждающие внесение задатка (договор о внесении задатка).

Предоставление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке (ч. 2 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Организатор аукциона не вправе требовать представления иных документов.

Один заявитель может подать только одну заявку на участие в аукционе. Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня его проведения. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в день ее поступления.

Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор направляет уведомления о принятых в отношении них решениях. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор. Один экземпляр протокола передается победителю, а второй остается у организатора. Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня его подписания.

Подведение итогов аукциона

Победителем аукциона признается участник, предложивший наибольшую цену за земельный участок. В течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона организатор обязан возвратить задатки проигравшим лицам.

Если на участие в аукционе по продаже земельного участка подана только одна заявка либо только один заявитель признан участником аукциона, аукцион считается несостоявшимся и продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу (ч. 3 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 75).

Уполномоченный орган в 10-дневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона направляет победителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи. При этом внесенный задаток засчитывается в оплату приобретаемого земельного участка. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.

МНЕНИЕ

Екатерина Орлова, директор Real Estate Orlova Consulting & Development:

«Я советую гражданам поторопиться с приобретением земельного участка до 1 марта 2015 года, если ваш случай подпадает хотя бы под один из нижеперечисленных:

  • у участка отсутствуют технические условия, и совершение покупки без проведения торгов невозможно;
  • предстоит покупка через аукцион (за исключением участков в границах населенных пунктов, садовых и дачных хозяйств для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, а также крестьянского и фермерского хозяйства);
  • предстоит покупка участка для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, садовых и дачных хозяйств, а также крестьянского (фермерского) хозяйства, – при наличии множества претендентов на участок».

В пояснительной записке к законопроекту, впоследствии ставшему Законом № 171-ФЗ, указано, что его принятие позволит устранить многочисленные пробелы и противоречия законодательства, создать необходимые условия для эффективной работы органов государственной власти и местного самоуправления, исключить излишние административные барьеры при взаимодействии с лицами, заинтересованными в предоставлении земельных участков.

Приобретение прав на земельные участки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *