Судебные коллегии и президиумы судов 2 звена

Система военных судов. Порядок их формирования

Судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других вой­сках, воинских формированиях и федеральных органах испол­нительной власти, в которых федеральным законом предусмот­рена военная служба, осуществляют военные суды.

Военные суды относятся к третьему звену судебной си­стемы, хотя и сами подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему — Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Гарнизонные военные суды действует на территории, где дис­лоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они обра­зуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

Окружные (флотские) военные суды действуют на террито­рии одного или нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии и(или) судеб­ные составы.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со всеми вытекающими из этого обстоя­тельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей.

Количество военных судов и численность судей устанавли­ваются Верховным Судом РФ. Все военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Воору­женных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (территориальный принцип). Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дисло­цируются за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это пред­усмотрено международным договором Российской Федерации.

Создаются и упраздняются военные суды федеральным за­коном. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Принципы организации и деятельности военных судов

На организацию и деятельность военных судов полностью распространимы все и каждый из принципов правосудия: осу­ществление правосудия только судом, назначаемость судей на должность, гласность, состязательность и равноправие сторон, презумпция невиновности, осуществление правосудия на нача­лах равенства всех перед законом и судом, обеспечение подсу­димому права на защиту, сочетание единоличного и коллеги­ального составов суда при рассмотрении судом гражданских и уголовных дел, независимость судей и подчинение их только закону, национальный язык судопроизводства и др.

Своеобразие компетенции военных судов отражается на реализации в их деятельности принципа национального языка судопроизводства. В военных судах как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся на государственном языке Россий­ской Федерации — русском языке. Где бы ни располагался суд, какой бы национальности население ни проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином языке.

Общие и специальные задачи военных судов

Общими задачами военных судов при рассмотрении дел яв­ляются обеспечение и защита:

  • нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняе­мых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
  • нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых зако­ном интересов местного самоуправления;
  • нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых зако­ном интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации.

Специальные задачи военных судов закреплены в феде­ральном процессуальном законе. Согласно ст. 2 УПК, ст. 2 ГПК и ст. 1 КоАП военные суды, как и любые иные суды общей юрисдикции должны решать задачи:

  1. быстрого и полного раскрытия преступлений;
  2. изобличения виновных;
  3. правильного применения закона;
  4. правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Компетенция военных судов

Как уже отмечалось, военные суды осуществляют правосу­дие в первой, кассационной инстанциях, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Им подсудны:

  • гражданские и административные дела о защите нару­шенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых за­коном интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
  • дела о преступлениях, в совершении которых обвиняют­ся военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также уволенные с военной службы и прошедшие военные сборы, если преступления совершены ими в период прохожде­ния военной службы, военных сборов;
  • дела об административных правонарушениях, совершен­ных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Помимо того, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, военные суды рассматривают и разрешают жалобы на применение к ним органом предвари­тельного расследования или прокурором заключения под стра­жу, а равно на последующее продление сроков содержания под стражей, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения.

В соответствии со ст. 23, 25 Конституции РФ военные суды в пределах своих полномочий рассматривают дела и материа­лы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновен­ность жилища.

По общему правилу, когда военные суды дислоцируются за пределами Российской Федерации, им подсудны все граждан­ские, административные и уголовные дела, подлежащие рас­смотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Подсудность военных судов различных уровней

По первой инстанции гарнизонные военные суды рассмат­ривают все подсудные военным судам гражданские, админи­стративные и уголовные дела, не отнесенные Законом о военных судах к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда.

Кроме того, гарнизонный военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении соб­ственных судебных актов, вступивших в силу. Исходя из поло­жений, содержащихся в гл. 2 Конституции РФ, он также при­нимает решения о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефон­ных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных со­общений, на неприкосновенность жилища.

В соответствии с требованиями ст. 46 Конституции РФ гар­низонный военный суд рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения.

Окружным (флотским) военным судам, в свою очередь, подсудно рассмотрение в первой инстанции гражданских дел, связанных с государственной тайной, и уголовных дел о пре­ступлениях, влекущих наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смерт­ной казни.

В кассационном порядке они рассматривают дела по жало­бам и протестам на решения (приговоры, определения и по­становления) гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу. Помимо того, ими в порядке надзора разре­шаются дела по протестам на решения гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и поста­новления, принятые окружным (флотским) военным судом в кассационной инстанции. По вновь открывшимся обстоя­тельствам окружной (флотский) военный суд рассматривает дела в отношении собственных решений (приговоров, опреде­лений и постановлений), вступивших в силу.

Военная коллегия Верховного Суда РФ осуществляет пра­восудие по первой инстанции, в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Председатель военного суда

Полномочия председателя военного суда распространяются на организацию деятельности возглавляемого им учреждения и различаются в зависимости от того, о каком военном суде идет речь.

Так, председатель гарнизонного военного суда вправе:

  • участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • представлять суд в государственных органах, обществен­ных объединениях и органах местного самоуправления;
  • осуществлять иные полномочия.

На него возложен ряд обязанностей:

  • организовывать деятельность суда;
  • распределять обязанности между судьями;
  • контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность и освобождать от должности работни­ков аппарата суда, не состоящих на военной службе, утвер­ждать положение об аппарате суда.

Соответственно председателю окружного (флотского) воен­ного суда законом предоставлена возможность:

  • приносить протесты на решения, приговоры, определе­ния и постановления соответствующих гарнизонных и окруж­ных (флотских) военных судов, вступившие в силу;
  • участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • решать вопросы о передаче дел из одной судебной колле­гии (судебного состава) в другую, а также о привлечении судей одной судебной коллегии (судебного состава) для рассмотрения дел в составе другой;
  • представлять суд в государственных органах, обществен­ных объединениях и органах местного самоуправления;
  • готовить представление о присвоении воинских званий (за исключением высших воинских званий) судьям военных судов;
  • осуществлять иные полномочия.

На него возложены обязанности:

  • организовывать деятельность суда;
  • созывать заседания президиума суда и вносить на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательство­вать на заседаниях президиума;
  • распределять обязанности между своими заместителями;
  • контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность и освобождать от должности работни­ков аппарата суда, не состоящих на военной службе.

Аналогичны права и обязанности председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ, который уполномочен на:

  • принесение протестов в Президиум Верховного Суда РФ на решения, приговоры, определения и постановления Воен­ной коллегии Верховного Суда РФ, вступившие в законную силу;
  • принесение протестов в Военную коллегию Верховного Суда РФ и президиумы окружных (флотских) военных судов на решения, приговоры, определения и постановления воен­ных судов, вступившие в законную силу;
  • участие в рассмотрении дел Военной коллегией Верхов­ного Суда РФ и председательствование в ее судебных заседа­ниях;
  • решение вопроса о передаче дела из одного судебного состава в другой;
  • осуществление иных полномочий.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ должен:

  • организовать деятельность Военной коллегии;
  • осуществлять контроль работы аппарата Военной колле­гии, являющегося структурным подразделением аппарата Вер­ховного Суда РФ, назначать на должность и освобождать от должности работников этого аппарата;
  • исполнять обязанности, возложенные на него Председа­телем Верховного Суда РФ.

Организационное обеспечение деятельности военных судов. Организация работы в военном суде

Организационное обеспечение деятельности военных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, аппаратом данных судов и администратором военного суда, а Военной коллегии Верховного Суда РФ — аппаратом Верховного Суда РФ.

Финансируются Военная коллегия Верховного Суда РФ и военные суды за счет средств федерального бюджета соответ­ственно Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Верховным Судом РФ.

Транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями военные суды обеспечивают соответствующие органы Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских форми­рований и органов. Они обслуживают и охраняют данные объек­ты (транспорт, помещения и т.п.), хранят архивы. Понесенные в связи с этим расходы оплачивают соответственно Судебный де­партамент при Верховном Суде РФ и Верховный Суд РФ.

Аппараты военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ помимо обеспечения правосудия обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, систематизируют законодательство и выполняют другие функции суда.

Штатное расписание и структура аппарата военного суда, численность его работников определяются в пределах выде­ленных средств президиумом соответствующего суда (при его отсутствии — председателем). Штатное расписание и структура аппарата Военной коллегии Верховного Суда РФ определяются Председателем Верховного Суда РФ. Положение об аппарате Военной коллегии Верховного Суда РФ утверждается ее пред­седателем.

В каждом военном суде имеется администратор, который назначается на должность и освобождается от нее начальником подразделения Судебного департамента при Верховном Суде РФ, курирующего организационное обеспечение деятельности военных судов, по представлению председателя соответствую­щего военного суда. Руководит деятельностью администратора названное подразделение Судебного департамента. Контролем над его деятельностью занимается председатель соответствую­щего суда.

Администратор военного суда:

  • занимается организационным обеспечением деятель­ности суда;
  • взаимодействует с государственными органами, обще­ственными объединениями, органами местного самоуправле­ния по вопросам обеспечения деятельности суда;
  • принимает меры по обеспечению надлежащих матери­альных и бытовых условий судей военного суда и работников его аппарата, а также их медицинского обслуживания и сана­торно-курортного лечения;
  • обеспечивает судей и работников аппарата юридической литературой, пособиями и справочно-информационными ма­териалами;
  • осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности военного суда, организует ведение судебной ста­тистики, делопроизводства и работу архива;
  • организует охрану зданий, помещений и другого иму­щества военного суда в нерабочее время, обеспечивает беспе­ребойную работу транспорта военного суда, средств связи, ра­боту хозяйственной службы;
  • организует строительство зданий военного суда, а также их ремонт и техническое оснащение;
  • разрабатывает проект сметы расходов военного суда, утверждаемый председателем военного суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
  • выполняет приказы и распоряжения председателя воен­ного суда, связанные с обеспечением деятельности военного суда.

Несмотря на отмеченное выше единство судебной системы республики, суды, входящие в названую систему, различаются объемом компетенции, поэтому принято различать звенья судебной системы.

В энциклопедическом значении термин «звено» имеет несколько значений: 1) одна из единиц, составляющих цепь; 2) составная часть какого-нибудь целого; 3) небольшая организационная ячейка56.

Таким образом, звено судебной системы – это совокупность организационно обособленных однотипных судов, имеющих одинаковую структуру и наделенных однородными полномочиями, занимающих одинаковое место в судебной системе.

Суды общей юрисдикции подразделяются на три звена судебной системы:

  1. Первое, или, как чаще его называют в литературе, основное звено, в которое входят все районные суды и равные им по полномочиям и структуре городские суды.

  2. Второе (среднее) звено включает областные суды и Минский городской суд.

  3. Высшим звеном судебной системы является Верховный Суд Республики Беларусь.

Система военных судов, которые также отнесены законодательством к общим судам, выглядит несколько иначе и включает следующие звенья:

  1. Основное звено – межгарнизонные военные суды.

  2. Среднее звено – Белорусский военный суд.

  3. Высшим звеном в системе военных судов является Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственные суды объединяются в два звена:

  1. Областные суды и хозяйственный суд г. Минска.

  2. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

Более подробно структура каждого из судов соответствующего звена, а также их компетенция будут рассмотрены ниже. Все звенья судебной системы, являясь организационно обособленными, осуществляют свою деятельность согласованно, находятся между собой в функциональной связи по осуществлению правосудия. Как отмечается в литературе, они связаны между собой отношениями инстанционности, которые определяются стадиями судопроизводства57.

Инстанция (от лат. «instantia» – непосредственная близость) – термин, обозначающий ступень, на которой находятся данное учреждение в системе подчиненных друг другу органов, учреждений той же системы58.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений и т.п.).

В судебной системе судов общей юрисдикции, исходя из процессуальной компетенции, действуют:

I. Суды первой инстанции.

II. Суды второй (кассационной) инстанции.

III. Суды надзорной инстанции.

Концепция судебно-правовой реформы предложила ввести в наше судопроизводство апелляционную инстанцию59. В настоящее время в Республике Беларусь апелляционные инстанции созданы в системе хозяйственных судов, где действуют:

  1. Суды первой инстанции.

  2. Суды апелляционной инстанции.

  3. Суды второй (кассационной) инстанции.

  4. Суды надзорной инстанции.

Кроме того, принятие Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей предопределило введение апелляционной инстанции и в системе общих судов. Так, ст.ст. 36, 46 Кодекса, определяя компетенцию областного (Минского городского), Белорусского военного судов, Верховного Суда Республики Беларусь, закрепляют правомочие названных судов рассматривать в апелляционном порядке в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела. В связи с этим при необходимости Президентом Республики Беларусь в областном (Минском городском), Белорусском военном судах, в Верховном Суде Республики Беларусь может образовываться апелляционная судебная коллегия.

Каждая судебная инстанция обладает только ей присущими признаками.

Судом первой инстанции обычно называют суд, наделенный компетенцией принимать решение по существу данного дела. По уголовным делам это вопросы о наличии состава преступления, о виновности или невиновности обвиняемого в совершении преступления и о применении или неприменении мер уголовной ответственности, о размере причиненного ущерба и др. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанций могут быть суды всех звеньев в пределах предоставленных им законом полномочий. Основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные (городские) суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Республики Беларусь. Содержание компетенции судов первой инстанции определено в соответствующем процессуальном законодательстве.

По смыслу закона под апелляционной инстанцией понимаются суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, по которым решение еще не вступило в законную силу, какая-то из сторон не согласна с ним и подала апелляционную жалобу. В подобных случаях происходит новое разбирательство дела по существу и по его итогам выносится новое решение.

Суд второй (кассационной) инстанциипризван проверять законность и обоснованность судебных постановлений, не вступивших в законную силу (приговор либо решение суда вступают в законную силу в течение 10 дней соответственно как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве). Исключение составляет хозяйственное судопроизводство, поскольку согласно ст. 282 ХПК, кассационная жалоба (протест) может быть подана на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, и судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции.Судами кассационной инстанции судов общей юрисдикции в Республике Беларусь являются: судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам областных судов, Минского городского суда, в отношении приговоров и решений районных (городских) судов, а также Белорусский военный суд в отношении судебных актов межгарнизонных военных судов;судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам, военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь в отношении приговоров и решений областных судов, Минского городского суда, Белорусского военного суда соответственно. Хозяйственным судом кассационной инстанции является Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Термином «надзорная инстанция» обозначаются подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу.

В системе общих судов судами надзорной инстанции в Республики Беларусь являются: президиум областных судов и президиум Минского городского суда; Президиум Белорусского военного суда; судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам и военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь; Президиум Верховного Суда Республики Беларусь. Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, является Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь является Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Следует также отметить, что понятия «судебное звено» и «судебная инстанция» не рассматриваются применительно к конституционному и административному судопроизводству в силу предметной и процессуальной специфики разрешения юридических конфликтов Конституционным Судом Республики Беларусь, а также рассмотрения дел об административных правонарушениях судьями общих судов.

Контрольные вопросы и задания для самоконтроля

  1. Дайте понятие и общую характеристику судебной системы Республики Беларусь.

  2. Назовите принципы построения судебной системы.

  3. Дайте краткую характеристику звеньев судебной системы нашей республики.

  4. Назовите и охарактеризуйте судебные инстанции.

  5. Проанализируйте соотношение понятий «судебная инстанция» и «судебное звено».

Судебные коллегии и президиумы судов 2 звена

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *